Русские народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста
статья по теме

Смелова Лариса Викторовна

Значение подвижных русских народных  игр, впитавших лучшие национальные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_narodnye_podvizhnye_igry.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ  НАРОДНЫЕ   ПОДВИЖНЫЕ    ИГРЫ

« О радость жизни, детская игра,

век не уйти с соседнего двора.

За мной явилась мать, но даже маме

В лапту случалось заиграться с нами»      

                                                       В. Берестов.

   В нашей  современной жизни, особенно в городских условиях жизни, резко снизилась двигательная активность человека. Физическое развитие наших детей зависит от их двигательной активности. Поэтому в своей работе я решила систематически вводить и знакомить детей с русскими народными подвижными играми. Многие игры вспоминаются и из своего детства, когда мы вечерами собирались всем двором и играли, играли и играли, пока родители не позовут домой. Сейчас такое можно увидеть не часто, наши дети уже с малого возраста предпочитают познавать компьютерные игры, смотреть телепередачи, мультфильмы.

   Русские народные игры способствуют развитию дыхательной системы, нервной системы и общему укреплению здоровья ребёнка, а проведение русских народных игр на воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект, игры с пением развивают музыкальные способности.

   Родина впервые предстаёт перед ребёнком в звуках, образах, играх и красках. Всё это в изобилии несёт в себе богатое по содержанию народное творчество. Народные подвижные игры являются частью истории народа. Возникновение подвижных игр уходит в далёкое прошлое наших предков.

   Долгие годы в России народные игры не изучались и к ним не воспитывалось отношение как к народному достоянию, каковым они являются.  

   Сегодня на первый план хочется выдвинуть задачу - воспитание личности ребёнка, обладающего базовой культурой нашего русского народа  нашего русского народа и сделать это возможно на доступном для ребёнка материале народной подвижной игры. Игра - это самый близкий вид деятельности для детей.  К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным « материалом» для детей.

   Игры наших предков были очень разнообразными, их правила, содержание, инвентарь соответствовали временам года, возрасту, полу, месту их проведения. Детские игры отличались от молодёжных, а девичьи от мужских. Игры же стариков были не похожи на игры женщин и мужчин.

   Почти всегда игры сопровождались различными текстами: выкриками, рифмовками, считалками, зазывалками, песенками и т.д., всё это придавало им особый колорит.

   В русских семьях дети считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя в крестьянской семье было редкостью. Люди понимали, что злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, хорошие и дурные впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. Атмосфера добра вокруг ребёнка считалась обязательной. Это совсем не означало потакания и изнеженности. Игры чередовались с посильным трудом или сливались с ним. До полного изнеможения дети могли предаваться играм. В прошлые века ничего не надо было изобретать и придумывать в детских играх. Весёлые народные подвижные игры - это наше детство. Во дворе играли подростки, на них смотрели ребята помладше, запоминали, сами входили в игру. И через цепочку от старших к младшим передавалось всё игровое наследие.

Как часто можно слышать фразу « Поиграй со мной». Очень заслуживает одобрения проведение подвижных игр не только в саду, но и в семье, ибо они способствуют развитию двигательных качеств, общения с родителями и социализации ребёнка. Организация таких игр доступна каждой семье. Научившись играть с родителями, ребёнок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. И наоборот, когда на музыкальных занятиях дети знакомятся с народными играми мне очень приятно слышать от них  « как они научили играть папу и маму». Так же и на праздниках с родителями я стараюсь включать совместные народные игры с родителями.

Золотые ворота

Дети образовывают двое ворот из 4 участников. Остальные становятся друг за другом взявшись за руки. Все идут под воротами и поют:

Золотые ворота - проходите господа,

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Ворота закрываются и из двух пойманных возникают третьи ворота. Игра повторяется много раз, очень интересно играть вместе с родителями.

Игра с козликом

Дети в кругу, козлик в центре. Дети поют потешку и выполняют движения по тексту.

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять,

Козлик ножками стучит, по - козлиному кричит: бе-бе-бе!

Козлик догоняет детей. Кого поймал, тот становится козликом.

Мы на луг ходили.

Выбирается зайчик и он спит в центре круга. Дети поют и выполняют движения по тексту:

Мы на луг ходили,хоровод водили

Вот так на лугу хоровод водили.

Задремал на кочке зайка в холодочке

Вот так задремал зайка в холодочке

Разбудить хотели, в дудочки дудели

Ту-ту, ру-ту-ту в дудочки дудели.

Зайку мы будили, в барабаны били,

Бум-бум, тра-та-та в барабаны били.

Зайка, просыпайся (подходят), ну-ка поднимайся (поднимают)

Вот так, не ленись, ну-ка просыпайся (хлопают, зайка танцует)

Стадо

Играют  волк, пастух и овцы.

Пастух выгоняет овец попастись, волк спрятался.

Овцы ходят щиплют травку и поют:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса сладкая.

Гони стадо в поле, погулять на воле!

По сигналу пастуха: « Волк» овцы бегут в дом - противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Тайные мечты каждого ребёнка

  • Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
  • Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
  • Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
  • Верьте мне. С вашей помощью у меня всё получится.
  • Разговаривайте со мной, спрашивайте моё мнение.
  • Учите меня отличать, что хорошо, а что плохо. Делитесь со мной своими планами.
  • Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
  • Я знаю ещё некоторые замечательные слова: «Я люблю тебя, мама; я люблю тебя, папа!»

Рекомендации родителям

  1. Любите своего ребёнка, принимайте его таким, какой он есть.

Вам поможет в этом игра.

  1. Нет ничего важнее воспитания ребёнка. Верьте в то лучшее, что есть в нём.
  2. Играйте с ребёнком, игра научит вас говорить на одном языке.
  3. Организуйте совместные прогулки, походы и игры всей семьёй. Игра поможет преодолеть вам чувство превосходства над ребёнком.
  4. Игра научит вас доверять друг другу.
  5. Окружайте ребёнка всем лучшим, что у вас есть.
  6. Игра - это лучшее лекарство от всех недугов.                       И. А. Казакова

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Левицкая М.  Народные подвижные игры -  СПб, Издательство Политехнического  университета,  2008 г.

     2. Титова О.Я.  Обрядовые праздники в России -  Издательство  ТЦ СФЕРА,  2003 г.

     3. Рыбак Е.   Играем вместе. –Архангельский областной институт переподготовки РИСа АО ИППК,  2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома-презентация

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества .Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

Русские народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Народные подвижные игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста....

Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи детьми. Сразу вспоминаются милые сердцу наз...

Значение русских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.

В статье русские народные подвижные игры рассматриваются как эффективное средство нравственного и патриотического воспитания дошкольников....

Доклад на тему: «Значение народной подвижной игры в воспитании детей дошкольного возраста»

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых...