Доклады к коррекционным советам
учебно-методический материал на тему

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

 

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана

«Детский сад № 33»

Доклад к коррекционному совету

«Интегрированная совместная деятельность

 учителя – логопеда и педагога – психолога»

                                                                                                   Выполнил: педагог – психолог

                                                                     Т. В. Яценко

дата проведения: январь 2013 г.

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога – психолога, учителя - логопеда новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ЗПР и ЗРР могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская).

Имеющиеся у детей отклонения в развитии речи приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности - вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Каждая категория детей с различными психическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве и педагогу – психологу, и учителю –логопеду.

Для успешности воспитания и обучения детей с ЗРР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

•определить оптимальный педагогический маршрут;

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

•определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ЗПР и ЗРР всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

В направлении «познавательно-речевое развитие» основная задача – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средства познания.

Сенсорное развитие в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности. .*

Имеющиеся у детей нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный уровень владения речью. Эта особенность является основополагающей в проектировании работы по формированию коммуникативных умений у детей с ЗПР. Для каждого ребенка с нарушенным развитием определяется особое содержание и формы работы по развитию коммуникативных навыков и педагогом-психологом, и учителем-логопедом. Речевая деятельность детей с нарушениями слуха реализуется в разных видах: слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение, чтение (глобальное и аналитическое), письмо, дактилирование. Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные виды взаимодействия в процессе речевого общения. В процессе обучения дошкольников с нарушениями речи каждому виду речевой деятельности уделяется особое внимание, учитывается правильное их соотношение и последовательность обучения в зависимости от потребностей общения. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, ее использование в процессе общения, является организация слухо-речевой среды в группе детского сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, родители, другие взрослые, сверстники.

Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Включенность в работу детей с ЗПР, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

• выбирать произведения с учетом степени их доступности и близости содержания жизненному опыту детей;

  • предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей близких к содержанию литературных произведений и проводить заключительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмысления причинно-следственной зависимости;
  • подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;
  • организовывать драматизации, инсценировки;
  • демонстрировать действия по конструктивной картине с применением подвижных фигур;
  • проводить словарную работу;
  • адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития (для детей с нарушениями речи, слуха, интеллектуальными нарушениями);

предлагать детям отвечать на вопросы и т.д.

Этап дошкольного детства время вхождения ребенка в первую обществен

ную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ЗПР, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко 

сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способ

ствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагоги-ческой работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительнопедагогической психологической и предметно развивающей 

среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физ

культурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально театральная среда и др.(Е. А. Екжанова,Е. А. Стребелева).

Организация воспитания и обучения дошкольников с ЗПР предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Предусматри

вается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Совместная коррекционно – интегрированная работа педагога – психолога и учителя – логопеда по развитию речи, внимания, мышления, памяти, воображения строится на диагностической работе, коррекционно-развивающей работе, консультирование, информирование, просвещение педагогов и родителей, проведение психолого – медико - педагогическом консилиуме, организации работы.

Для детей с ЗПР целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ЗПР и ЗРР, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы).

Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родительской компетентности.

        



Предварительный просмотр:

 Доклад к коррекционному совету

«Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»

Выполнил: педагог – психолог

                                                                        Т. В. Яценко

                                                                                               дата проведения: март 2013г.

«Гипер…» (от греч. hyper – «над», «сверху») – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный», «деятельный

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики; она требует своевременной и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.

Не всякого подвижного или возбужденного ребенка следует относить к гиперактивным. Часто в эту категорию записывают упрямых, непослушных, быстро утомляемых, подвижных, шумных и нетерпеливых детей. То, что ребенок становится как заводной, давая выход своей скуке, вовсе не признак гиперактивности. Ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Определить, является ли ваш малыш гиперактивным, может только врач. Однако есть ряд симптомов, на которые воспитателям и родителям следует обратить внимание. Симптомы эти почти всегда появляются до 7 лет, обычно года в четыре. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности.

Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Как выявить гиперактивного ребенка:

Необходимо длительно наблюдать за детьми, проводить беседы с родителями и педагогами. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком):

Дефицит активного внимания:

* Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

* Не слушает, когда к нему обращаются.

* С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

* Испытывает трудности в организации.

* Часто теряет вещи.

* Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

* Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

  • Постоянно ерзает.
  • Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо)
  • Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  • Очень говорлив.

Импульсивность:

  • Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  • Ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  • Плохо сосредотачивает внимание.
  • Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза)
  • Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  • При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других - нет.)

Шпаргалка для педагогов, или правила работы с гиперактивными детьми:

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребенка во время занятий рядом с педагогом.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания)
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставить ребенку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Как играть с гиперактивными детьми:

Функция, на тренировку

которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

«Найди отличие», «запрещенное движение»

«Запрещенное движение», «Передай мяч», «Броуновское движение»

Контроль двигательной активности

«Разговор с руками»

«Море волнуется»

Контроль импульсивности

«Говори!», «Съедобное – несъедобное»

«Съедобное – несъедобное», «Говори!», «Сиамские близнецы», «Слепой и поводырь»

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсивности

«Кричалки – шепталки – молчалки», «Гвалт»

Внимание и контроль двигательной активности

«Колпак мой треугольник», «Расставь посты», «Замри»

Контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«Час тишины и час «можно»»

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«Слушай команду», «Слушай хлопки», «Морские волны»



Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете

 «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТЕЙ С БУМАГОЙ»

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у  детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. А.А.Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество.

Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

Эти вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое. Как обычно учат знаниям и умениям.

Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, аппликации, изонити.

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно - творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов - представлений и овладений способами изображения. Продуктом художественно - творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования (равно как и технике изонити, аппликации).

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги.

Техника работы с бумагой может быть различной:

  • обрывная и вырезная аппликация,
  • техника мозаики,
  • поделки в технике «оригами»,
  • создание различных объемов,
  • использование  техники «бумагопластики»,
  • техники бумагокручения.

В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Работа с нетрадиционными техниками бумаги  позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования иглой, клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Работа с  нетрадиционными  техниками  из бумаги направлена на решение задач развития творческих способностей и познавательно - личностной сферы.

На первоначальном этапе необходимо постепенно подвести детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно для развития творческого мышления ребенка.

В процессе работы развивается:

Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

Сенсорное восприятие, глазомер;

Логическое воображение;

Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);

Художественные способности и эстетический вкус.

Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:

Конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами, скручиванию бумаги, придавать ей разнообразные формы и соединенных с помощью клея;

Изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки (вышивания) деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета, применение других материалов для интегрирования (крупу манки, песок, сахар и т.д.)

Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенных в несколько раз, а также нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приемы аппликации (обрыванием, объемная аппликация) – развитии чувства цвета, гармонии, пространственного и образного мышления.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей. Ведь давно известно, что образное мышление и разговорная деятельность ребенка связаны с двигательной деятельностью руки.

Бумагокручение  основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Для бумагокручения можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.

В работе  по данной теме я  ставила следующую цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества у детей  дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой и нитью.

Исходя из цели,  выдвинула  следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по развитию творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных приемов и методов;
  2. Выявить уровни развития творческих способностей детей дошкольного возраста в бумажной пластике;
  3. Разработать систему интегрированных занятий по обучению детей  возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов (составить эскизы, схемы, таблицы, конспекты занятий);
  4. Организовать и провести работы с  разнообразными методами и приемами обучения из бумаги для развития детского творчества.

Конкретные задачи заключались в выявлении у детей старшего дошкольного возраста уровня развития навыков в художественной деятельности, а именно умении использовать нетрадиционные приемы работы с бумагой.

Мы предложили детям различные сорта бумаги и дали задание: рассказать о них, их особенностях и что можно сделать из нее. С самого начала, детям предоставили самостоятельно выбрать бумагу, возможность посмотреть и потрогать каждый выставленный материал, подумать и выбрать, какую бумагу использовать в изготовлении поделки. Детям предлагали посмотреть несколько поделок выполненных с помощью нетрадиционных приемов (оригами, обрывание, бумагокручение, разные виды аппликации).

Во время наблюдения за работой ребенка отмечались следующие навыки и умения:

  • навыки держания ножницы при вырезании;
  • подбор нетрадиционных приемов и техники;
  • подбор цветов.
  • самостоятельность в выполнении поделки с помощью нетрадиционных приемов, умение их сочетать и комбинировать.

Наряду с полученными результатами выявила  качественную характеристику уровней выполнения задания и выделила  уровни:

низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.

высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания, владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Проанализировав данные пришла  к выводу: для развития художественного творчества художественных навыков детей  дошкольного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию кружковой работы по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с бумагой.

В соответствии с задачами, указанными выше разрабатываю  систему интегрированных занятий по технологии различных техник, осуществление которых в комплексе будет эффективным в развитии художественных навыков дошкольников.

Начиная работу по обучению созданию поделок, основное внимание обратила  на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

При обучении различным способам преобразования бумаги наиболее значительное место среди используемых методов и приемов  занимает  показ способов работы. Изобразительная деятельность детей  дошкольников имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети  еще не окрепли физически, начался процесс окостенения кисти рук, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.

Опыт ребенка дошкольника  в восприятии общей формы предметов есть, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов  работы, его изделия делаются все более разнообразными.

Цикл образовательных задач направлен на знакомство с технологией  работы и обучение детей  данной технике, умение передавать особенности форм и строения предметов, использование сочетание цветовых оттенков, на формирование и закрепление технических умений и навыков.

Цикл развивающих задач направлен на развитие таких технических процессов, как восприятие, внимания, память, обзорное мышление и творческое воображения.

Цикл воспитательных задач направлен преимущественно на воспитания интереса,  чувство коллективизма и эстетического вкуса. На воспитании самостоятельности и инициативы, а так же желание творить и радоваться от полученного результата.

Перед тем как приступить к занятиям с  бумагой, не забудьте подготовить рабочее место. Занимаясь с подгруппой (5-6 человек), постарайтесь, чтобы каждый ребенок сидел за отдельным столом. Столы надо расположить так, чтобы моги видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно друг с другом общаться.

На занятиях широко применяю  игровые приемы, сюжетные моменты, загадки, этюды и.т.д. В  другие дни проводила  предварительные работы по предстоящим темам.

Таким образом, с помощью комплексного подхода и системы использования интегрированных занятий нетрадиционных приемов работы с бумагой  я  проводила  работу по развитию детского художественного творчества. В ходе работы  отмечала  положительное влияние интегрированных занятий  на развитие художественных навыков у детей.

Специальные методы и приемы, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего возраста по нетрадиционным  приемам  работы с бумагой усваивается дошкольниками.. У детей под воздействием впечатлений от новых находок  с интегрированием нетрадиционными техниками  бумаги проявляются новые оригинальные способы преобразования, похождение соответствующих  выразительно-художественных средств, для воплощения доступных и различных художественных поделок.

Таким образом, проведение  занятий нетрадиционными приемами работы с бумагой положительно влияет на развитие творческих способностей у детей  дошкольного возраста и мотивации в достижении успеха.



Предварительный просмотр:

«Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Цель: Попытаться определить составляющие профессионального имиджа педагога; показать на практике значение имиджа для успешной профессиональной деятельности.

Задачи:

1.Дать понятие профессионального имиджа педагога.

2.Раскрыть модель имиджа педагога.

3.Показать на практике значение имиджа для успешной профессиональной деятельности.

Понятие имиджа

Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

 «Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого педагога, так и от индивидуальных особенностей детей, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешне поведенческие.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Есть и другие точки зрения на структуру имиджа.

Таким образом, имидж педагога содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно, говорить об имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

Социально-психологический аспект имиджа педагога

Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.

Педагог, не владеющий методическим мастерством, педагог неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

Влияние педагога тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора педагога, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому. Индивидуальность педагога – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует детей, пробуждает у них тоже отношение к делу. Хочу вас побыть веселыми педагогами и представить, что мы живем и работаем в Японии. Предлагаю вам представиться по японски. Для этого у каждого есть памятка с русскими имена и названием по японски. И так представлюсь:ЧИКАТОНА(Таня)

Всем весело, попрошу вас запомнить это состояние и включать его каждый раз когда вам грустно.

Личность педагога

Личность педагога – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что дети слышат от него, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот педагог, который сам имеет интересы и увлечения.

Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.

Личность – явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а ее направленность. Личность может быть направлена на себя – тогда она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной для общественного прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, что во всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем более личностно значимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества, тем личность является более нравственно зрелой и ценной. Ее цельность и устойчивость в социальном плане – это «устойчивость ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы».

Педагогическая этика

Педагогическая этика – основа личности педагога. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической этики.

1)Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности педагога независимо от того, желает ли этого он или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом.

2)Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия Отсутствие справедливости – опасный враг: доказано, что в таких классах задерживается формирование коллектива, замедляется становление коллективистской направленности личности учащихся, а некоторые учащиеся превращаются в невротиков.

3)Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление педагога поддерживать свой престиж, свою репутацию

4) Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании педагога, представитель, который контролирует выполнение педагогом его профессионального долга.

Модель имиджа педагога

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ребенка. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота педагога о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Обучение детей – это сущность труда педагога. Следовательно, забота педагога о своем имидже – это также профессиональное требование.

Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:

-  визуальная привлекательность;

-  вербальное поведение;

-  невербальное поведение;

-  манеры, этикет;

-  соответствие необходимому образу;

-  обаяние.

Визуальная привлекательность

Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению.

Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих Визуальная привлекательность - это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность - это показатель культуры человека.

Основной стиль педагога – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для педагога профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Кстати о цвете. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания . Одежда педагога несет еще большую психологическую нагрузку.

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.

То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает.

Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остро модных деталей.

Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным. Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

Вербальное поведение

Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.

Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.

Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.

Этикет

Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.

Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психотерапевтический прием, а работа педагога связана с психическим напряжением и стрессами. И наконец – общительность. Хороший педагог не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.

 ПАМЯТКА «КАК ПРАВИЛЬНО СОЧЕТАТЬ ЦВЕТА В ОДЕЖДЕ»
- Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
- Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
- Серый – базовый цвет, хорошо сочетается с капризными цветами: фуксия, красный, фиолетовый, розовый, синий.
- Розовый – с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно - голубым.
- Фуксия (темно – розовый) – с серым, желто-коричневым, зеленым лаймом, зеленой мятой, коричневый.
- Красный – подходит к желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
- Томатно – красный: голубой, зеленая мята, песчаный, сливочно – белый, серый.
- Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
- Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
- Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
- Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
- Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, зеленая мята, пурпурно-розовый, зеленый лайм.
- Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
- Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
- Светло – оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
- Темно –оранжевый: бледно – желтый, оливковый, коричневый, вишнёвый.
- Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
- Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
- Бледно-желтый: фуксия, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
- Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
- Светло – зеленый: золотисто-коричневый, коричневый, розовый, темно-оранжевый, темно-синий, серый.
- Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
- Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
- Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
- Бирюзовый: фуксия, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
- Электрик красив с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
- Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
- Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
- Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
- Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, зеленая мята, светло-оранжевый.
- Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – С - Пб., 1996.
  2. Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1988.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.
  4. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
  5. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
  6. Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.
  7. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.
  8. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
  9. Ожегов С.И. Толковый словарь
  10. Станиславский К. С. Работа актёра над собой.// Собр. Соч.: В 8 т. - М.: Искусство, 1955.
  11. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  12. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах/ под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых.- Брянск.: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.- Кн.1-174 с.
  13. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение,2006.
  14. Маркова Т.А. Детский сад и семья. - М.: Просвещение,1986.
  15. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1981.
  16. Вераксы Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-синтез,2011.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана

«Детский сад комбинированного вида № 33»

Информационно – практическое занятие

педагогический совет

«Использование инновационных игровых технологий в образовательном пространстве дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО»

Подготовил: педагог – психолог

Яценко Татьяна Викторовна

январь, 2017г.

Цель: ознакомление педагогов ДОУ с инновационными игровыми технологиями по средствам игрового пособия «Лэпбук»; научится, используя немногочисленный доступный материал, передавать знания воспитанникам в игровой форме.

1. Добрый день коллеги. Сегодня мы вами поговорим о игровых инновационных технологиях.

2. Перед вами находятся листы с цитатами выдающихся ученых, писателей, психологов. Вам дается 5 минут, чтобы ознакомиться и сказать какие цитаты отражают суть игрового воспитания в нашем ДОУ? Что вы можете добавить о сегодняшнем обучении и воспитании?

3. Проведем конкурс: Давайте разделимся на две команды. Одна команда состоит из педагогов молодых, а вторая из опытных. А задание такое, кто больше всех назовет игр своего детства?

Чему мы учились в этих играх?

Во что играют дети сегодня?

Что необходимо для проведения новых увлекательных игр?

4.Игра. Вам предлагается разбиться на пары и взять любые предметы реквизита. Через 5 минут, Вы должны придумать, как с его помощью в игровой форме сообщить детям какой-то интересный факт или полезную информацию.

5. Что такое лэпбук? Лэпбук — интерактивная папка-раскладушка с кармашками, окошками, вкладышами и материалом на одну тему

В связи с внедрением ФГОС ДО каждый воспитатель ищет новые идей, подходы, методы и формы в своей работе с детьми, которые были бы интересны детям и соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали образовательные, педагогические и воспитательные задачи. Изучив опыт педагогов, ресурсы интернета, я начала использовать в своей работе новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях» или как еще называютинтерактивная папка – раскладушка с кармашкамиокошкамивкладками и подвижными деталями с материалами на одну тему, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Лэпбук – это отличный способ закрепить определённую тему с детьми, осмыслить содержание, в процессе которой ребёнок участвует в поиске и сортировке информации. Заполняя папку, детям нужно провести наблюдения, изучить материал, выполнить предложенные задания, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро вспомнить пройденную тему.

6. Представляю вашему вниманию игровое пособие «Лэпбук».

Это пособие, которое можно трансформировать и применять не только в игре, но и на занятии. В него входит множество игр и упражнений непосредственно по одной тематике.

Данное пособие лепбук «Страна эмоций» разработано на основе игр, занятий и тренингов развития и коррекции эмоционального мира дошкольников.

Новизна заключается в том, что это игровое пособие предусматривает непрерывное психологическое развитие эмоциональной сферы детей на протяжении дошкольного возраста.

Основная идея пособия - интеграция и систематизация психологического материала по развитию эмоциональной сферы, что предполагает объединение различных направлений деятельности детей и педагога - психолога ДОУ.

Цель: создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений.

Задачами же являются:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение детей в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Изучение уровня знаний детей об эмоциях и способах их выражения.
  4. Ознакомление детей с различного вида эмоциями, обучение различению их посредствам игр.
  5. Подбор средств коррекции эмоционального неблагополучия: организация досуговой, игровой и других видов деятельности детей, направленных на развитие эмоциональной сферы.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.

Принцип личностно - ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности детей, ориентируясь на потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Содержание психолого-педагогической работы  

С помощью лепбука проводятся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Содержание игр - занятий на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления) систематизировано и может меняться в соответствии с темами занятий на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей.

Перечень игр, входящих в игровое пособие лэпбук «Страна эмоций»:

  • «Шнуровка», цель: трансформация пособия; развитие мелкой моторики рук;
  • «Пиктограммы» - набор карточек, на которых изображены различные эмоции. Цель: обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку);
  • «Смайлик настроения». Дети выбирают смайлик отражающий настроение в данный момент;
  • «Волшебный мешочек», инструкция: перед этой игрой с детьми обсуждается, какое у них сейчас настроение, что они чувствуют, может быть, они обижены на кого-то. Затем предлагают сложить, нарисовать в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные   эмоции;
  • «Веселые клоуны», инструкция: найти одинаковых клоунов, покажи в зеркале такую же эмоцию как у клоуна; цель: развитие внимания и зрительной памяти;
  • «Залатай коврик», цель: развитие зрительного внимания, мышления.  Инструкция: подобрать заплатку к коврику, назвать эмоцию;
  • «Составь рассказ по картинке», цель: развитие речи, мышления, воображения;
  • «Зверобика», инструкция: участникам раздаются карточки, ребенок показывает мимикой чувство животного, участники игры угадывают. Затем ребенок показывает карточку. За правильно угаданную эмоцию ребенок получает смайлик. Выигрывает тот, у кого больше смайликов.

Детям доставляет большое удовольствие изображать животных, их повадки и движения. Дети имеют возможность общаться в игре, используя мимику и пантомимику, развивается внимание, наблюдательность, воображение, память;

  • «Кубик», инструкция: играют несколько детей. На кубике изображены эмоции. Дети показывают ту эмоцию, которая выпадет на кубике, и рассказывают, когда можно испытать это чувство
  • «Мальчик и девочка». Инструкция: ведущий бросает кубик, игроки должны подобрать плоскостной фигуре мальчика и девочке то выражение лица, которое выпадет на кубике. Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя со сверстниками, то стремление к личному успеху, признание собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня;
  • «Собери разрезную картинку», цель: развитие внимания, памяти, речи;
  • «Парные картинки», инструкция: подобрать пару животному, испытывающему тоже чувство;
  • «Запомни и назови», вариант 1. В течение 1минуты запомни чувства, которые испытывает мальчик, переверни карточку и назови все, что запомнил; вариант 2. Найди детей с одинаковыми чувствами и закрой их зеленым квадратом;
  • «В гостях у сказки», если пособие лэпбук «Страна эмоций» зашнуровать, т. е. закрыть, то его можно использовать как фон основной игры драматизации. Например: инсценировки сказок «Лиса и кот», «Кот, дрозд, петух и лиса», «Сказочные зайчики», «Колобок - румяный бок», «Выбери меня» и др.    Драматизация сказок с помощью пальчиковых игр привлекает детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, помогает детям перевоплощаться, дает возможность побывать в сказке, вместе с героем пережить радость и горе, гнев и удивление.

А также, задания для групповых коррекционно – развивающих занятий и

 индивидуальной работы с детьми.

  • Задания: «Моя радость», инструкция: нарисуй, пожалуйста свою радость. Перед тем как начнешь рисовать, подумай, какая она, какого цвета карандаши тебе понадобятся. Вспомни, что ты делал, когда радовался, кто был с тобой рядом или кого ты хотел бы видеть в этот момент. А может быть, ты нарисуешь портрет Радости и потом расскажешь о ней: где она живет, чем занимается, любит ли ходить в гости или чаще сидит одна дома, есть ли у нее друзья, есть ли враги.
  • «Мое удивление», инструкция: нарисуй картинку, которая поможет тебе рассказать историю о каком-нибудь удивительном запахе. Ты можешь придумать сказку о животном, для которого обоняние является самым важным чувством и помогает выживать, и т.д.
  • «Мое спокойствие», инструкция: нарисуй картинку, которая поможет тебе рассказать историю о том, как ты успокаиваешься.
  • «Мой страх», инструкция: во время выполнения взрослый включает запись музыки Ф. Бургмюллера «Баллада». Сейчас ты будешь слушать музыку и рисовать свой страх, а потом расскажешь о нем. Ты можешь нарисовать историю, которая произошла, когда тебя напугал какой-нибудь страшный звук. Вспомни, чем ты занимался, кто был рядом с тобой, что ты стал делать, когда испугался. Обрати внимание на цвета карандашей, выбери те, которые помогут лучше нарисовать твой страх.
  • «Мой гнев», иснтрукция: нарисуй свой гнев или то, что ты чувствуешь или делаешь в состоянии гнева. Вспомни, на что или кого был похож гнев. Может быть, на животное или на бесформенное облако?
  • Задание «Грустное облачко», «Радостное облачко», «Удивленное облачко», «Сердитое облачко», инструкция: нарисуй то, что тебя огорчило, испугало, обрадовало;
  • Задание «Грустный зайчик», «Веселый мишка», «Злой волк», раскрасить зверей в соответствие с заданием;
  • Задание «Азбука эмоций», инструкция: подбери животному соответствующую маску; соедини мордочки медведя от самой грустной к радостной;
  • Задание «Словарик эмоций», инструкция: помоги животным найти своих хозяев;
  • Задание «Нарисуй эмоцию», инструкция: нарисуй выражение лица, подходящее каждой ситуации;
  • Задание «Дорисуй эмоцию», инструкция: дорисуй эмоцию у котика, мишки и Петрушки, согласно образцу;
  • Задание «Испуганный зайчик», найди и раскрась испуганного зайчика;
  •  «Испуганное дерево», найди и раскрась всех, кто испугался лисы и спрятался на дереве;
  • «Спокойный ежик», найди и раскрась спокойного ежика
  • «Поле эмоций», на поле с разными эмоциями найди только спокойствие и удивление;
  • Задание «Настроение сказочного героя», вспомни сказки или мультфильмы, где герой смеется, удивляется и т.д.  Как ты думаешь, чему удивляется доктор Айболит?
  • Задание «Страшно веселая история», составь рассказ по картинкам, придумай продолжение.

Используемая литература:

  1. Вильшанская А.Д. Тематический словарь в картинках. Мир человека: Я и мои чувства, настроение, эмоции. – М.: Школьная Книга, 2013. – 20 с.: цв. ил. + вкл.
  2. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. ИП Бурдина С.В.
  3. Куражева Н.Ю. 70 развивающих заданий для дощкльников 4-5, 5-6, 6-7 лет. – СПб.; М.: Речь, 2015. – 64с.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2011. – 208с.; ил.
  5. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах / Серия «Мир вашего ребенка» - Ростов н/Д, Феникс, 2003. – 128с.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с. – (Вместе с детьми).
  7. «Цветик – семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет/Н.Ю.Куражева (и др.). – СПб.: Речь, 2014. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогтическом совете"Защита прав детства"

"Особенности соблюдения прав ребенка на детство в младшем дошкольном возрасте"...

Доклад по коррекционной работе по изо

Коррекционная работа с детьми по изодеятельности....

Доклад "Игры коррекционной направленности и их значение для развития дошкольников"

Игра - ведущий вид детской деятельности. Она имеет большое значение для психического ифизического развития детей.Коррекционная работа при включении игр в образовательный процесс планируется по раздела...

"Применение игровых технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС" (доклад на педагогическом совете)

Данная презентация раскрывает возможности применения игровых технологий в коррекционном процессе. В ней дается краткое описание видов современных педагогических технологий и подробно освещаются игровы...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для коррекционных педагогов "Организация предметно-развивающей среды для детей с ДЦП".

Требования к играм, пособиям, игрушкам для детей с ДЦП с обоснованием;Примеры использования игр, пособий, игрушек с детьми дошкольного возраста с ДЦП для речевого развития...