Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»
методическая разработка по теме

Катыхина Виктория Александровна

 Тренинг   для педагогов .

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_treninga.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Цель тренинга:

Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона.

Задачи:

  1. создание комфортного психологического климата в группе;
  2. проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя;
  3. развитие умения распознавать эмоциональные состояния;
  4. тренировка профессионально-педагогических особенностей  вербальными и невербальными средствами.

Материалы и оборудование: 

Бейджи  для всех участников (пустые) для личного заполнения; магнитофон с музыкой среднего темпа; 2 листа ватмана (на 2 команды), фломастеры, маркеры, листы А-4, мольберт.

Ведущий тренинга: Педагог-психолог.

Время проведения:1 час.

Ход тренинга

1  упражнение « Знакомство».

Педагог - психолог: Здравствуйте! Я рада Вас всех видеть. Перед началом дальнейшей работы нам стоит познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени. Возьмите маркеры и впишите свое имя (любая форма имени) в бейджи, а также слово, отражающее Ваше настроение или черту характера (например,  Наташа - упрямая).

  Для того чтобы немного размяться после рабочего дня,  предлагаю поиграть в игру  «Поменяйтесь местами».

 Встаньте справа от меня те, кто  сегодня в платье и юбке слева те, у кого карие глаза; станьте передо мной те, у кого есть сын; хлопните в ладоши те, у кого  есть дочь. Встаньте за мной те,  у кого сегодня хорошее настроение.

Педагог – психолог: Для того чтобы наше общение было эффективным   предлагаю соблюдать некоторые правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. быть  активными.

Педагог – психолог: Сегодня мы поговорим с вами про эмоции. Эмоции это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная « глухота» как детей, так и взрослых. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.

2 Упражнение « Ассоциации».

Педагог –психолог: Для начала выясним, какие вы знаете  основные эмоции.  Запишем их на большом листе (участники предлагают названия эмоций педагог – психолог записывает их в столбик).

1 радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)

2 злость (ярость, бешенство, негодование)

3 страх (боязнь, испуг, ужас, паника)

4 удивление (изумление, интерес)

5 грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь; меланхолии)

6 спокойствие (умиротворение)

-  Но это не полный спектр эмоций. А теперь попробуйте записать к каждому эмоциональному состоянию качество человека, эмоциональное состояние, которое у вас ассоциируется с этими эмоциями. (список значительно увеличивается.) Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.

3 упражнение «Интонация».

Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте»  вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации  так, чтобы  поняли,  с каким настроением вы произносите его.

С пренебрежением

С улыбкой

С недовольством

С интересом (Удивлением)

Со  злостью

С сарказмом

 Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции .

4Упражнение «Произнесите текст».

 Педагог – психолог: Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).

«Зайку бросила хозяйка»

1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.

5 упражнение «Взгляд».

 Педагог – психолог: Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций?

 Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.

Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

  1. с укоризной,
  2. с настойчивым запретом,
  3. с безмерным удивлением,
  4. с гневом,
  5. с ожиданием дальнейших действий.

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

  6 упражнение «Мимика лица». 

 Педагог – психолог: Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми.

Педагог – психолог: Посмотрите на фотографии  эмоций и подумайте, какое их эмоциональное состояние  каждая фотография выражает. Подпишите их (30 секунд). Сравните свои результаты.

7 упражнение «Заколдованный человек».

Педагог – психолог: Для того чтобы закрепить услышанное сегодня, мы попробуем изобразить слово « счастье»  на бумаге. Все необходимое у вас в корзинке, главное правило не использовать речь. Договориться можно жестами и мимикой.

 Подведение итогов. Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциальной сферы личности дошкольника»...

Статья «Особенности эмоциональной сферы личности педагогов ДОУ как фактор профессиональной успешности».

В статье затрагиваются и рассматриваются проблема  связаннее с профессиональной успешности педагога.Изучение  индивидуально - психологических особенностей эмоциональной сферы личности в проф...

"ПЛАНЕТА ЭМОЦИЙ" . Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

С целью профилактики алекситимии и психосоматическим заболеваниям у детей дошкольного возраста необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека: обучать дошкольников выражению эмоци...

Развитие эмоциональной сферы личности ребенка, познавательных и творческих способностей

Игра-путешествие, в котором дети попадают в «Зайкину школу», где они станцуют, сказку осеннюю послушают, позанимаются весёлой математикой, а также сделают аппликацию с использованием природных материа...

Консультация для педагогов и родителей "Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте"

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из самых важных и сложных проблем в психологии и педагогике. Поскольку дает пр...

Занятие педагога-психолога «Перчатки» (для развития эмоциональной сферы у дошкольников)

Целью данного занятия является обогащение понимания детьми эмоций радости, злости и печали через знакомство с ситуациями их возникновения в сказке. Предназначено для детей старшего и подготовител...

Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы личности педагога»

Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы личности педагога»...