«Познавательно-речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности» (подготовительная группа по программе «Детский сад 2100»)
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Ламакина Ольга Геннадьевна

Отчет по теме:  «Познавательно-речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности» (подготовительная группа, по программе «Детский сад 2100»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lamakina_otchet.izo_.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Сказка»

г. Ртищево Саратовской области








Отчет по теме:


«Познавательно-речевое развитие на занятиях

по изобразительной деятельности»


(подготовительная группа,

по программе «Детский сад 2100»)

















Подготовила:

воспитатель

О. Г. Ламакина








2012 уч. год

 «Познавательно-речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности»

(подготовительная группа по программе «Детский сад 2100»)

Для речевого развития детей данного возраста характерно активное расширение  словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи.

Ребёнок 6-7 лет уже готов к общению с собеседником, его вопросы осмыслены и предполагают ответы собеседник.

Роль педагога состоит в том, чтобы создать условия для развития этих естественных процессов и при необходимости корректировать их, развивать познавательную речевую активность детей.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

К изобразительной деятельности относятся: рисование, аппликация, лепка.

1) Рисование популярно среди детей – дошкольников 5- 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку, в определенной степени, можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6 – летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

2) Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды т т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделять особое внимание в работе с поступающими в школу детьми. Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека определенного возраста, героев конкретной сказки – Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

3) Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Они учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезания, правила работы с клеем.

На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание.

Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным  материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

Мы развиваем у детей художественное восприятие произведений изоискусства, учим эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений. Формируем у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества. Знакомим детей с произведениями живописи: Шишкин «Рожь», Васнецов «Аленушка», Пластов «Первый снег» и др. Расширяем представления детей о выразительных средствах в иллюстрациях к детским книгам художников – Ю. Васнецова, В. Калашевича, Е. Рачева, Е. Чарушина, о народном декоративно – прикладном искусстве (хохломская, Городецкая росписи), о керамических изделиях и народной игрушке (Гжель, Дымка). Учим высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно – прикладного искусства. Активизируем словарь детей; развиваем познавательную активность детей; создаем радостное настроение, приобщаем к истокам русской народной культуры; уточняем и обогащаем  словарный запас детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире. Систематизируем знания и представления, их обобщаем, применяем в собственной продуктивной и речевой деятельности, закрепляем знания детей о временах года, их признаках, особенностях. Учим вести беседу по картине, четко и выразительно читать стихи; развиваем у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формируем чувство цвета, творчество.

Взаимосвязь средств выразительности книжной графики с содержанием литературного произведения – наиболее доступная для восприятия дошкольниками форма синтеза слова и изображения. Чтобы подвести детей к пониманию этой взаимосвязи, мы использовали различные методы и приемы:

  1. чтение литературного произведения с объяснением незнакомых слов и анализом образных выражений;
  2. пересказ знакомого детям текста с опорой на наглядность;
  3. сопоставление иллюстраций (репродукций) с литературным описанием. Были использованы следующие задания: детям показывали репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень» и зачитывали два – три описания природы. После прослушивания каждого текста, дети решали, подходит ли он к изображению, либо после чтения всех текстов называли наиболее подходящий и объясняли свой выбор;
  4. сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению (сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Билибина и В. Калашевича; русские народные сказки в иллюстрациях Ю. Васнецова и Е. Рачева);
  5. знакомство с особенностями восприятия пространственного расположения объектов на плоскости. С этой целью проводились прогулки (экскурсии) во время которых воспитатель обращал внимание дошкольников как на красоту природы, гармонию красок, так и на особенности восприятия различных предметов.

Работа по совершенствованию изобразительных навыков и развитию речи велась и на занятиях, и в свободное время.

На занятиях по развитию речи использовали дидактические игры и упражнения по подбору синонимов («подбери слово», «скажи по другому»), сравнений («с чем можно сравнить?», «кто скажет точнее?»), определений («как еще можно назвать маленькую лису? А хитрую? Добрую?») и т.д.

Одним из эффективных средств в этой работе является возможность сопоставить литературный образ с образом декоративно – прикладного искусства. Например, при рассматривании дымковского индюка мы использовали стихотворение:

«Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный…» и т.д.

Помимо работы над лексикой, мы стремились развивать у дошкольников способность чувствовать структурное место конкретного слова в предложении, интонационную выразительность речи. Это является необходимым условием воспроизведения связного высказывания, передачи в нем собственного отношения к описываемым событиям. Важное место отвели составлению рассказов по картинке или серии картин. В качестве наглядных пособий использовали дидактические картины, репродукции, книжные иллюстрации.

Приведем пример плана занятия по картине И. Грабара «Февральская лазурь».

  1. Рассматривание картины.
  2. Беседа по вопросам: «Что изображено на картине?», «Видели ли вы такой пейзаж, когда, где?», «Как художник изобразил березу на первом плане, другие деревья, иней, снег, небо?».
  3. Чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза», выделение детьми образных выражений, сопоставление текста с репродукцией картины.
  4. Составление описательного рассказа по картине.
  5. Сюжетное рисование по картине.

На занятиях по изодеятельности, прослушав литературный отрывок – сначала сюжетный, а затем описательный (словесный портрет, пейзаж и пр.), дети создавали изображения без использования наглядных средств. Были проведены занятия по темам: «Ветреный осенний день» (по стихотворению И. Токмаковой «Ветренно»), «Первый снег» (по стихотворению Е. Трутневой «Первый снег»), «Портрет царевны Лебедь» (по отрывку из «Сказки о Царе Салтане…» А. С. Пушкина). Составляли книги по знакомым сказкам, рассказы. Каждый ребенок выбирал один из эпизодов, предлагаемых воспитателем, и изображал его на отдельном листе. Затем рисунки раскладывали соответственно сюжету, и дети поочередно об изображенном ими эпизоде, используя слова и выражения из текста, например, по русским народным сказкам: «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка».

Постепенно мы начали переходить к индивидуализации не только рисунков, но и рассказов. Начало было положено заданием такого типа, как – «Придумай историю про грустного мальчика и нарисуй её». Во время рисования ребенок решал не только изобразительные задачи, но и обдумывал свой будущий рассказ. Когда он его озвучивал, рисунок служил наглядной опорой. Рисунки дети сопровождали собственными сочинениями из личного опыта («Праздник в детском саду», «Мой выходной день дома», и др.) В ходе выполнения таких заданий дошкольникам предоставлялась полная свобода творчества.

На занятиях изобразительным искусством мы используем технические средства обучения, особенно видео – и аудио – аппаратуру. Вводим в структуру занятия игровые моменты и художественно – дидактические игры; используем элементы соревнования. Перед занятиями по изодеятельности ведется предварительная работа. Например, экскурсия в парк, на участок Детского сада, рассматривание деревьев, изображений деревьев. Знакомство с репродукциями картин Шишкина, Васнецова, Левитана, Васильева. Я провожу маленькую искусствоведческую беседу по содержанию картины И. Левитана «Березовая роща», задавая вопросы: «Что изображено на картине?», «Какое время года?», «Какое время суток?», «Какой это лес?» (березовая роща), «Какое настроение в таком лесу?» и т.д.  По ходу занятия я читаю стихи о деревьях (о природе), т.е. обращаюсь к художественному слову. Рассматривая изображения деревьев (береза, дуб, ива, осина, липа, рябина и т.д.), проводим сравнение – «что общего и чем отличаются?». После занятия – оформление экспресс – выставки: «Деревья нашего парка», заканчиваем чтением стихотворения «Праздничная осень».

Если работаем по теме – «Моя семья», то это – рассматривание фотографий, цветных иллюстраций. Дети составляют небольшой рассказ о своей семье, затем выполняют рисунок. Лепка по теме – «Домашние животные», дети так же рассказывают о своих питомцах, приносят их фотографии. Затем рассматриваем цветные иллюстрации о домашних животных. По теме – «Собака со щенком» - дополнительно к сказанному выше – знакомство с внешним видом разных пород собак (иллюстрированное фото), беседы о собаках с опорой на опыт детей, в семьях которых живут эти животные. Обсуждение вопроса о том, почему опасно подходить к собаке со щенком. Затем – рассматривание дидактической картины «Собака со щенком», дети придумывают название картине, составляют короткий описательный рассказ о своей собачке.

Тема: «Загадки с грядки» - загадывание и отгадывание загадок. Рассматривание овощей; беседа об овощах, как огородной культуре; о заготавливании овощей на зиму. В конце занятия ребенок делает описательный рассказ о выбранном по своему желанию и нарисованном овоще.

При чтении потешек, закличек проводим пальчиковую гимнастику (с проговариванием текста) на занятиях по изодеятельности.

Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность детей и, следовательно, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом.

Лепка, рисование и любые виды конструирования из бумаги или природного материала являются мощным инструментом влияния на развитие детей в руках грамотного педагога. Известно, что ребенок лучше всего усваивает материал, если ему интересен объект изучения, а уж сделать интересным рисование или лепку – не так-то уж и сложно! Помимо опыта работы с красками, пластилином или природным материалом дети получают знания об окружающем мире, развивают мелкую моторику пальцев, что благодатно влияет на развитие речи. Именно поэтому занятия по изодеятельности зачастую становятся основой для комплексных или  интегрированных занятий с элементами ознакомления с природой, развития речи и ознакомления детей с окружающим миром.

Помимо этого, занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности помогают развивать фантазию и воображение детей, а так же приучают их к аккуратности, прилежанию, усидчивости. Грамотно оформленные стенды с выставки детских работ радуют родителей малышей и позволяют детям почувствовать свою значимость.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру в подготовительной группе по программе "Детский сад 2100"

Программа разработана для детей подготовительной группе с использованием учебного пособия "Здравствуй мир!", авторов А.А.Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой....

Конспект занятия по изобразительной деятельности (подготовительная группа) ТЕМА: «Сказочный осенний лес»

Конспект занятия по изобразительной деятельности(подготовительная группа)ТЕМА: «Сказочный осенний лес»...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы по программе "Детский сад 2100"

Рабочая образовательная программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) ...

программа подготовительной группы по программе "детский сад 2100"

ПРИНЯТОна Педагогическом советеПротокол №  1 от 26.08.2022г. С учетом мотивированного мненияСовета родителей МБДОУ № 201Протокол № 1  от 26.08.2022г. УТВЕРЖДЕНА...