Методика занятия тетрализованной деятельностью с дошкольниками
учебно-методический материал на тему

Поликарпова Юлия Михайловна

Молодому воспитателю очень важно ознакомится с методикой подачи материала. В данном материале вы познакомитесь с разными видами театра в детском саду, с условиями подготовки к спектаклю, а также с возрастными особенностями детей в театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_teatra_v_detskom_sadu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в ДОУ

Цель: формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений.

Задачи: приобщить детей к миру игры и театра, развить потребность в активном самовыражении, в творчестве.

Принципы: принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразителной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.

Основными методам работы являются метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ, метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

Драматизация литературных произведений

Инсценирование – придание литературному произведению драматической формы. В практике детского сада есть разные виды драматизации:

  1. Театр картинок
  2. Театр на фланелеграфе
  3. Настольный театр
  4. Театр теней
  5. Театр кукол

Методика организации игры-драматизации в детском саду

  1. Для организации и проведения игр-драматизации важен правильный подбор литературного произведения, сюжет которых увлекает детей и в которых преобладает диалогическая форма.
  2. После чтения воспитателем художественного произведения дети пересказывают его, чтобы лучше запомнить текст.
  3. Большое значение имеет детальное рассмотрение иллюстраций перед чтением произведения и после чтения. Перед чтением произведения предназначенного для игры-драмматизации надо рассмотреть с детьми иллюстрации, изображающие действующих лиц, отметить характерные для них особенности (внешний облик). Обратить внимание на позу, мимику, жест, движение персонажей (невербальные средства общения). Особое значение для проведения игр-драмматизаций имеет детальное просматривание иллюстраций уже после прочтения произведения. Обращаем внимание на настроение персонажей, их характеры, взаимоотношения персонажей, отражающихся в невербальных средствах общения. Важно задавать вопросы к иллюстрациям: Кто? Какой? Почему? Как?...
  4. Очень полезно перед игрой провести упражнения в движениях, соответствующим взятой роли (нечто вроде этюдов, когда дети свободно резвятся каждый в своей роли).
  5. При первом проведении игры ведущим может быть воспитатель. Когда усвоен текст, то ведущие роли исполняют дети. Одну и ту же игру можно провести 3-4 раза.
  6. По окончанию игры хорошо провести беседу в которой проанализировать качество исполнения ролей (начинать с положительного).
  7. Декорации и костюмы можно использовать из тех предметов, которые есть в группе.
  8. Одним из видов игр-драмматизации является рассказывание с игрушками, которые могут выполнять сами дети. Артисты – игрушки, а дети – кукловоды, они передвигают игрушки в соответствии с действиями персонажей. Важно пропорциональное соотношение игрушек, декораций и детей.

Кукольный театр (театр Петрушки)

Условия организации кукольного театра:

  1. Сюжет лучше брать такой. В котором много диалогов – сказки, стихотворения
  2. Прежде чем приступить к инсценированию нужно написать сценарий (расписать роли, мезансцены, ремарки, слова автора)
  3. Подготовка и показ спектакля:
  • Оформление. Должно быть продумано, художественно оформлено, легко и быстро меняться.
  • Внешний вид кукол. Должен соответствовать возрасту и психологической характеристики персонажа.
  • Движение кукол. Должны соответствовать характеристики персонажа, его эмоциональному состоянию.
  • Голос, речь. Детские роли – голос громкий, звонкий; роли старичков – речь замедленная, голос приглушенный; хитрые – односложно, приглушенно; грубые – громко; животные – звукоподражание (имитация голоса животного). Рот  у куклы открывается 2 раза на одно слово.

Необходимо обратить внимание на дикцию, говорить надо громко и четко, поскольку голос звучит из-за ширмы. Надо хорошо знать текст, по шпаргалке работать не следует, т.к. это отвлеает от куклы.

  • При показе кукольного спектакля надо позаботиться о музыкальном сопровожении (музыкальный работник, аудиозапись в нужной последовательности);
  • Декорации.
  • Репетиции обязательны, т.к. отрабатывается слаженность действий всех исполнителей, работа обеими руками.
  1. Работа с куклой. Куклы должны быть одинакового качества (разнотипности быть не должно). Указательный палец – голова, большой и средний – руки, безымянный и мизинец – поджаты. Хорошо надеваем большой палец.

Во время спектакля не допускать статичного состояния куклы. Кукла должна реагировать на реплики и действия других персонажей.

Выход и уход куклы не должны быть из-под земли. Кукла должна издалека выходить и входить. Постепенно.

Работать на ширме с куклой надо так, чтобы рукавицы были четверть за ширмой. Рука должна быть одета в черный или телесного цвета одежду. Нельзя надевать цепочки или часы.

Поведение за ширмой. Голова не должна торчать. При показе спектакля к ширме не прикасаться. Никаких посторонних звуков за ширмой быть не должно.

Кукла – друг группы.

Кукла – друг группы, это когда куклу можно использовать как сюрпризный момент. Не часто, т.к. пропадает интерес.

Можно использовать:

  • Для диалога в игровой форме;
  • На занятиях (по творчеству);
  • Для закрепления знаний (по ПДД, этикета);
  • Для воспитания морально-нравственных качеств (как себя вести…, непослушание);
  • В организации досуга (приносит письмо);
  • В день рождения;

Настольный театр

В настольном театре можно использовать как объемные, так и плоскостные игрушки (фигурки), вырезанные из картона или фанеры, укрепленные на подставках и раскрашенные с обеих сторон в соответствии с обликом персонажа.

Сцена настольного театра ограничивается барьером у переднего края стола 8-10 см и раскрашивается как часть декорации. Барьер позволяет скрыть кисти рук по поверхности стола.

Театр на фланелеграфе

Фланелеграф – это щит, обтянутый ворсистой тканью (байка, фланель) пастельных тонов, размером 90х60. Фигурки персонажей прикрепляются к щиту такой же тканью или бархатной бумагой, прикрепленной к внутренней стороне фигурке по всему размеру.

Условия:

  1. Фигурки не следует вырезать из книг, т.к. они показаны в определенных ситуациях;
  2. Оформление самих фигурок и дополнительных деталей должно быть красочным, т.к. является декорацией.
  3. Фигурки надо обязательно наклеивать на картон, а затем уже приклеивать скрепляющий материал;
  4. Перед началом показа необходимо сложить фигурки в определенном порядке, чтобы не нарушать хода показа спектакля;
  5. Если по сценарию фигурки меняют направление, то это должно быть учтено при показе;
  6. Не должно быть нарушения в размерах фигурок (как и в любом театре).

Литература: О.С. Караманенко, кукольный театр дошкольникам.

Н.Ф.Губанова, Театрализованная деятельность дошкольников

Л.В.Артемова, Театрализованные игры дошкольников

Программа Веракса Н.Е., От рождения до школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста.

Тетрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фальклёрного произведения и участия в игре, которая имее...

Консультация для педагогов "Методика экспериментально-исследовательской деятельности с дошкольниками"

Данный материал поможет воспитателям в работе по организации экспериментально-исследовательской деятельности с дошкольниками...

Мастер - класс «Методика организации исследовательской деятельности с дошкольниками. Подготовка детей к участию в детских научно - практических конференциях».

Материал о знакомстве с методикой организации проектной деятельности А.И. Савенкова. Опыт использования  данной методики при подготовке детей к участию в детских научно – практических ...

Комплекс занятий экспериментальной деятельности с дошкольниками

С целью развития детского экспериментирования необходимо в группах ДОО оборудовать уголок экспериментирования для самостоятельной  свободной деятельности и индивидуализации занятий....

консультации для педагогов "Методика руководства трудовой деятельностью старших дошкольников"

Практика работы дошкольных образовательных учреждений показала, что дети старшего дошкольного возраста  по-разному относятся к разным видам труда. Причиной его является расхождение между другими ...