Реализация гражданско-патриотического воспитания в ДОУ
статья на тему

Белоус Тамара Викторовна

 

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Д.С.Лихачёв

Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания.Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания.

 

 

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Советский  детский сад  общеразвивающего  вида Алексеевского района  Белгородской области

ОРГАНИЗАЦИЯ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

(из опыта работы)

Воспитатель: Белоус Т.В.

с.Советское, 2013

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Д.С.Лихачёв

Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувсво ответственности перед обществом, чувство глубокой привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

В нашем детском саду при организации гражданско-патриотического воспитания детей ставятся следующие цели:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду,  улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные цели достигаются во всех видах детской деятельности.

Чтобы достичь поставленных целей, мы организуем работу по патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы, стараясь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором

будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков: 

Я и моя семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получали знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.

Детский сад. В младших и средней группах через игры, экскурсии, прогулки, занятия учили ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. В старших и подготовительной к школе группах учили свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщали к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, учили соблюдать правила уличного  движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учили быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитывали бережное отношение к детским игровым постройкам.

Родная природа. Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма.  Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Родное село. Родная страна. Дети получали знания краеведческие сведения о родном селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, учреждениях, знаменитых земляках.

Из этого блока дети получали о географические сведения о территории нашей страны (глобус, карта). В средней группе познакомились с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей группе расширялось представление о значении государственных символов России, воспитывалось уважительное отношение к ним. Дети знакомились со столицей нашего государства, другими городами России, знаменитыми россиянами. При этом у детей формируется представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются также основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям  и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, праздниками, народным декоративно-прикладным искусством. Стараясь сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте регулярно устраиваем экскурсии в наш мини-музей, где наши воспитанники знакомятся с предметами русского быта.

Помимо специально организованных занятий, бесед, целевых прогулок большая роль в реализации данных блоков отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств:

  • Тематический досуг ко Дню матери
  • Новогодний утренник
  • День защитников Отечества
  • Масленница
  • День Победы
  • День защиты детей
  • Конкурсы, викторины, соревнования

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».

Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...

Рекомендация для педагогов на тему: «Реализация работы по гражданско – патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования в средней группе»

Материал даёт расширенное представление педагогам дошкольных учреждений, о тематическом планировании работы по гражданско – патриотическому воспитанию....

Творческий проект с использованием компонентов гражданско - патриотического воспитания дошкольников в процессе реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»- «Растим патриотов России»

Сухомлинский В. А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребе...

Реализация регионально-национального компонента в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников

Уважаемые педагоги. Хотела с вами поделится методами и приемами патриотического воспитания дошкольника....

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ  ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...

Работа по реализации гражданско-патриотического проекта "За нами будущее!За нами Россия!"

Работа по реализации гражданско-патриотического проекта "За нами будущее!За нами Россия!"Консультации для родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей.Буклеты.Картотеки бесед, д...