Планирование работы воспитателя по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью
методическая разработка на тему

Ратковская Елена Расимовна

В работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии особо значимыми являются задачи, связанные с их социально-личностным развитием, которое предполагает:

1. формирование представления ребенка о себе и социальных отношениях;

2. формирование навыков самообслуживания, жизнеобеспечения и здоровьесбережения;

3. формирование игровой деятельности;

4. развитие навыков взаимодействия в доступных видах социальных отношений;

5. формирование представлений об окружающем мире, ориентации в среде и навыков безопасного поведения.

Обращение к "Сказке" обусловлено тем, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня развития к социальному.

Знакомство со сказкой ведется 3 месяца и перекликается с лексическими темами. Дидактические игры проводятся во второй половине дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_raboty_vospitatelya.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 компенсирующего вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Планирование работы воспитателя по ознакомлению со сказкой «Колобок»

в группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью

                                                                                                              Воспитатель: Ратковская Елена Расимовна

Санкт-Петербург

2013

1 подгруппа - дети с умеренными нарушениями психофизического развития, дети первого года обучения

2 подгруппа - дети с легкими нарушениями психофизического развития

Образовательная

область

Формы совместной  деятельности

Тема.   Задачи.

1 подгруппа.

Тема.   Задачи.

 2 подгруппа

Физическая культура

Подвижная игра

«Заяц Егорка»,

«Медвежонок»,

«Зайка беленький сидит»,

«Лесные гости»,

«Заинька, топни ножкой» и др.

- обогащать и уточнять представления детей о собственном теле, его основных частях и их движениях;

- развивать ориентировку в пространстве;

- развивать координацию движений;

- учить действовать в игре по подражанию.

«Колобок»,

«Был у зайки огород»,

«На водопой»,

«Веселые зверята»,

«За грибами» и др.

+ развивать умение имитировать движения животных;

- использовать вербальные и невербальные средства коммуникации;

- развивать слуховое внимание и умение действовать в игре по словесной инструкции.

 

Здоровье

1 подгруппа.  Д/И

2 подгруппа.  Беседа

Дидактическая игра

Сюжетная игра

Подвижная игра

«У бабушки и дедушки».

-  знакомить детей с частями тела;

-учить их показывать на себе и называть облегченным словом.

«Серый зайка умывается».

- учить последовательно выполнять действия;

- воспитывать доброжелательное отношение.

«Покормим мишку».

-воспитывать у детей опрятность, культуру еды;

- воспитывать доброжелательное отношение, используя вербальные и невербальные средства общения.

«Мишка косолапый по лесу идет».

(«су-джок терапия» дорожка здоровья)

- осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия у детей.

«У бабушки и дедушки».

 -закрепление представлений о частях тела, их назначении, обучение умению ориентироваться в собственном теле и теле другого человека, игрушки; называть части тела.

«Серый зайка умывается».

+ поддерживать стремление детей в выполнении гигиенических процедур; - формировать у детей доступные для них представления о воде как важном средстве поддержания чистоты зайки;

- закреплять умение последовательно выполнять действия;

- развивать общую и тонкую моторику, согласованность движений обеих рук.

«Покормим мишку».

+ закреплять умение совершать цепочку игровых действий самостоятельно или по словесной инструкции;

-пользоваться вербальными ср-ми общения в игре;

развивать общую и тонкую моторику рук.

«Мишка косолапый по лесу идет».

(«су-джок терапия» дорожка здоровья)

- осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия у детей.

Безопасность

Дидактическая игра

«Горячо-холодно».

- развивать тактильные ощущения детей

- учить различать на ощупь холодную и теплую воду.

«Горячо-холодно».

- развивать тактильные ощущения детей;

- учить различать на ощупь холодную и теплую воду;

-учить соблюдать правила обращения с теплой водой (не проливать, не трогать руками и др.)

Социализация

Сюжетно-отобразительные игры

Игры имитации

Игры драматизации

«Помоги бабушке помыть посуду», «Покатай мишку в машинке»,

«Покатай колобка в коляске».

 - знакомство с игрушкой, пробуждать интерес играть ими.

« Серый зайка прискакал»,

«Зубастый волк», «Лиса-краса».

 -учить изображать героев сказки с помощью жестов, пластики;

- учить имитировать голос животного с помощью звукоподражаний.

«Как бабушка печет колобок».

(«Би-ба-бо»)

-знакомство с куклами «Би-ба-бо»;

-показ последовательности изготовления колобка.

«Встреча колобка с зайцем, (волком, мишкой, лисой)»  ( деревянный пальчиковый театр.)

-знакомство с пальчиковым театром;

- разыгрывание последовательности появления героев сказки взрослым.

 «Солнечный зайчик».

- воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

«Доброе животное».

- учить изображать героев сказки;

- упражнять в правильном статическом и динамическом дыхании (изображая животное, его дыхание, шаги и т.п.)

«Перевоплощение».

- учить умению перевоплощаться в колобка, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

-учить имитировать голос животного с помощью интонации.

«Жили-были дедушка и бабушка…»

- разыгрывание диалога героев используя куклы «Би-ба-бо»

- показ последовательности изготовления колобка.

«Встреча колобка с зайцем, (волком, мишкой, лисой)»  ( деревянный пальчиковый театр)

-игра с пальчиковым театром;

- разыгрывание последовательности появления героев сказки детьми по подражанию, словесной инструкции или самостоятельно.

Труд

Дидактическая игра

«Накроем на стол дедушке и бабушке».

-развивать общую и тонкую моторику рук

-закреплять умение узнавать предметы посуды;

-учить выполнять элементарные бытовые инструкции.

«Накроем на стол дедушке и бабушке».

+учить выполнять цепочку последовательных действий, связанных с сервировкой стола;

-закрепить названия чайной и столовой посуды.

Познание

  1. Дидактические игры по сенсорному развитию

  1. Дидактические игры по конструктивной деятельности

  1. Дидактические игры по формированию целостной картины мира

«Большой, маленький».

- закрепление знаний о героях сказки;

-учить называть величину;

-учить различать диких и домашних животных;

-учить называть детенышей животных.

«Контуры».

-учить соотносить изображение и контур; накладывать изображение на контур.

«Штриховка».

-развивать мелкую моторику пальцев рук

-учить заштриховывать в определенном направлении;

«Домик для Колобка (лисы и т.д.)».

-учить  различать основные цвета; подбирать предметы по цвету;

-узнавать готового героя сказки.

«Тропинка для колобка»,

«Домик для мишки»,

«Загородки для животных».

- вызывать интерес к конструктивной деятельности,  учить обыгрывать постройки в игре;

- учить выполнять несложную постройку из кирпичиков (кубиков)  по подражанию

-развивать у детей общую и мелкую моторику, согласованность движений обеих рук.

 

«Сложи картинку».

- закрепление знаний о героях сказки;

- развитие тонкой моторики рук;

- составление целого из частей.

 «Назови героев сказки по порядку».

- назвать последовательность, какого героя колобок встретил первым, а кого последним.

 

«Угадай животного».

- познакомить детей с диким животным (последовательно); учить узнавать его и называть или показывать на картинке;

- познакомить с характерными особенностями внешнего вида.

 «Герои сказки».

-учить узнавать, показывать и называть героев сказки «Колобок»;

«Построй героев сказки по росту».

- закрепление знаний о героях сказки;

-учить выделять высоту, как признак, рядообразовать героев сказки по высоте;

-различать диких и домашних животных;

-называть детенышей животных.

«Контуры».

-учить соотносить изображение и контур;

-распознавать перечеркнутые, заштрихованные и зашумленные изображения.

 «Штриховка».

-развивать мелкую моторику пальцев рук

-учить заштриховывать в определенном направлении;

- называть готового героя сказки.

«Разложи по цвету».

-закреплять умение узнавать и называть основные цвета и оттенки;

- учить группировать предметы по цвету;

-уметь выбирать правильный цвет из предложенного.

«Тропинка для колобка»,

«Домик для мишки»,

«Загородки для животных».

- закреплять интерес к конструктивной деятельности,;

- учить выполнять постройку из разного строительного материала по готовому образцу, по схеме или по словесной инструкции;

-закреплять умение ориентироваться в пространстве: различать стороны, верх, низ и пр.;

-закреплять умение обыгрывать постройку в сюжетной игре постройки в игре;

-развивать у детей общую и мелкую моторику, согласованность движений обеих рук.

«Собери картинку».

- закрепление знаний о героях сказки;

- развитие тонкой моторики рук;

- составление целого из частей.

 «Назови героев сказки по порядку».

- назвать последовательность, какого героя колобок встретил первым, а кого последним.

 

«4-й лишний».

- закрепление представлений о диких животных;

- развитие мышления - умение выделять лишнего животного (домашнее).

«Герои русских сказок».

- научить узнавать героев сказки «Колобок» по описанию;

- закрепить знание основных особенностей внешнего вида, поведения и образа жизни диких животных – героев сказки.

Коммуникация

Дидактические игры

Подвижные игры (имитации)

Беседы по картинкам

«В гостях у бабушки».

- учить детей соблюдать элементарные правила вежливости: здороваться, прощаться, употреблять слова благодарности.

«Заинька», «Зайка беленький сидит».

 -учить имитировать жесты, слова (совместно со взрослым)

----------------------------------------------------------

«Опиши мишку», «Какой бывает зайка?», «Что за зверь».

- обогащение словарного запаса за счет описания внешнего вида животного (существующие – название животного и детенышей; прилагательные – описание животного, его характеристика; глаголы – движения животного; предлоги; наречия).

«Во что одета бабушка».

-обогащать активный и пассивный словарь детей за счет слов – названий мужской и женской одежды, ее частей, различий и других характеристик.

«Что за зверь лесной?»,

«Куда катится колобок?»

-формировать и развивать мотивацию к речи в ситуациях общения;

-учить пользоваться различными типами коммуникативных высказываний ( задавать вопросы, отвечать на вопросы, тем самым составлять предложения по картинкам).

Чтение художественной литературы

Дидактическая игра

«Заинька походи» и др. (см. Картотеку)

-учить прислушиваться к словам потешки (стихотворения),  понимать читаемый текст, эмоционально реагировать на него; договаривать знакомые слова или звукоподражания в потешке (стихотворении).

См. Картотеку стихов и рассказов

- закреплять умение слушать читаемый текст, эмоционально реагировать на него;

- развивать интерес к и желание слушать детскую литературу,

- развивать интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах;

-знакомить с содержанием доступных рассказов о животных;

-использовать малые формы фольклора (потешки,  песенки).

Художественное творчество

  1. Лепка.

  1. Аппликация.

  1. Рисование

«Колобок»,

«Дорожка для Колобка»,

 «Овощи для зайки»,

«Мисочка для волка»,

«Мишка-неваляшка»,

«Угощение для лисоньки».

-учить детей основным приемам работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, разрывать на большие и маленькие части, соединять их, отщипывать маленькие куски пальцами, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать;

-учить лепить предметы шарообразной формы и похожие на палочки;

- в совместной деятельности со взрослым знакомить детей со способами зрительно-двигательного моделирования формы объектов (ощупывание двумя руками).

«Узор на тарелочке для бабушки»,

«Варежка для дедушки»,

«Встреча с колобком» (рваная аппликация),

«Овощи для зайки».

-знакомить детей с материалами, предметами и приспособлениями, необходимыми для аппликации;

-учить намазывать клей кисточкой на обратную сторону наклеиваемой поверхности (совместно со взрослым);

-прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой(совместно со взрослым);

-учить украшать заготовки из бумаги разной формы;

-формировать у детей чувство ритма;

-формировать у детей координацию движений обеих рук, формировать систему «взгляд-рука», развивать зрительно-двигательную координацию, развивать пальцевую моторику.

«Колобок»

«Зайка» ( по трафарету жесткой кистью),

«Медвежонок» (рисование цветным клейстером),

«Лисичка-сестричка и серый волк» (по трафарету валиком, оттиск поролоном).

«Любимая сказка «Колобок». (Рисование ладошкой, пальцами. Коллективная работа)

-знакомить детей с материалами, предметами и приспособлениями, необходимыми для рисования;

-формировать у детей двигательные умения создавать следы на бумаге, с помощью карандаша, кисточки, пальцами и т.п.;

-в совместной деятельности со взрослым знакомить детей со способами зрительно-двигательного моделирования формы объектов (обведение по контуру);

-знакомить детей с красным и желтым цветом, учить идентифицировать цвет предметов по подражанию взрослому;

-формировать у детей представление о величине (большой – маленький);

-формировать у детей чувство ритма;

-формировать у детей координацию движений обеих рук, формировать систему «взгляд-рука», развивать зрительно-двигательную координацию, развивать пальцевую моторику;

-знакомить с нетрадиционными техниками рисования: рисование ладошкой, пальцами, цветным клейстером, оттиск поролоном.  

 «Зайчик»,

«Овощи для зайки»,

«Мисочка для волка»,

«Мишка-неваляшка»,

«Домик для мишки»,

«Угощение для лисоньки».

-продолжать знакомить детей с приемами работы с пластичными материалами (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать маленькие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

-вызывать желание создавать сказочные персонажи;

-обыгрывать лепные поделки.

«Колобок» (плоскостная лепка)

-учить расплющивать большим пальцем пластилин, создавая форму круга на плоскости.

«Узор на тарелочке для бабушки»,

«Варежка для дедушки»

«Встреча с колобком» (рваная аппликация)

«Овощи для зайки».

+знакомить детей с основными правилами

работы с материалами, предметами и приспособлениями, необходимыми для выполнения аппликации, и их названиями (клей, кисть, бумага, салфетка, заготовка, образец).

«Колобок»

«Зайка»( по трафарету жесткой кистью)

«Медвежонок» (рисование цветным клейстером жесткой кистью)

«Лисичка-сестричка и серый волк» (по трафарету валиком, оттиск поролоном)

«Любимая сказка «Колобок». (Рисование клейстером  жесткой кистью, по трафарету валиком, оттиск поролоном. Коллективная работа).

- стимулировать детей к рисованию;

- продолжать формировать у детей необходимые операционально-технические умения в области рисования, развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук под контролем зрения (вместе со взрослым и по образцу);

-развивать у детей умение вместе со взрослым действовать с готовыми изображениями (соотносить предмет с рисунком);

-продолжать учить детей использовать способы зрительно-двигательного моделирования формы объектов (обведение по контуру перед рисованием) использовать  их в совместной деятельности и по подражанию его действиям;

- продолжать знакомить детей с основными цветами спектра: красным, желтым, синим, зеленым и другими (с учетом возможностей детей);

-закреплять у детей представления  о величине и цвете, развивать чувство ритма,  

 координацию движений обеих рук, формировать систему «взгляд-рука»,  зрительно-двигательную координацию;

-продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования: рисование ладошкой, пальцами, цветным клейстером, оттиск поролоном и т.д.  

Музыка

Прослушивание песенок о героях сказки.

Танцы с имитацией движений животных.

Русская народная песенка «Скок-поскок», музыкальные произведения: сл. А. Барто, музыка В. Горянина «Мишка»; муз. Каменоградского «Медведь»; слова и музыка М. Качурбиной, обработка Н.Найденовой «Мишка с куклой пляшут полечку»;  муз А. Филлипенко «Зайцы и медведь»; сл. Н.Френкель, муз. М. Красева «Медвежата».

«Зайка скачет, чешет ушко (умывается)», «Мишки бегают», «Мишки ходят».

-воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на звучание музыки;

-учить ориентироваться в пространстве помещения (вместе со взрослым и по подражанию его действиям);

-развивать у детей слуховое внимание и сосредоточение, учить определять источник звука;

-развивать чувство ритма, учить передавать в движении (вместе со взрослым и по подражанию).    

Тоже что и 1 подгруппа.

+закреплять умение детей

ориентироваться в пространстве зала: идти навстречу взрослому по команде (по движению руки, по звуковому сигналу);

-учить детей создавать простейшие образы животных, соответствующие характеру музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит ...

Рабочая программа по разделу: «Социальное развитие» в старшей группе для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовател...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Проекты:- 8 марта- Духовно-нравственное воспитание дошкольников- Игровой самомассаж- Мой любимый Смоленск- Птицы...