Методика проведения интегрированного занятия в ДОУ.
статья на тему

Кузьмина Ирина Владимировна

В детском саду механизмом интеграции является образ, создавае­мый с помощью разных видов детской деятельности и искусства.

В дошкольных учреждениях широкое распространение  получили  различные варианты интегрированных занятий познавательного характера, на которых музыка применяется в качестве эмоционального фона или служит иллюстрацией к деятельности детей, в то время как сама музыка является источником познавательной активности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_integrirovannogo_zanyatiya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения интегрированного занятия в детском саду.

В «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» дается такое определения термина «интеграция»:

«1. Интеграция (от лат. Integratio – восстановление, восполнение) - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. 2. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации» .

В детском саду механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства.

В дошкольных учреждениях широкое распространение  получили  различные варианты интегрированных занятий познавательного характера, на которых музыка применяется в качестве эмоционального фона или служит иллюстрацией к деятельности детей, в то время как сама музыка является источником познавательной активности детей.

Так, например, М. М. Рубинштейн писал  о том, что искусство, в частности музыка, есть необходимое дополнение естества.

Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его критерии, оценки, тем выразительнее его творчество.

Интегрированные занятия требуют тщательной предварительной работы музыкального руководителя, воспитателя или специалистов. Музыкальный репертуар, выносимый на занятие, может быть предварительно апробирован на  фронтальных и доминантных  занятиях.

        Разрабатывая методику проведения интегрированного музыкального занятия, необходимо помнить, что в основу берется интегративно-тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Такие занятия позволяют музыкальному руководителю не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно.

Чем же отличаются интегрированные занятия от комплексных?

В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и

явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала (поэтического, музыкального, игрового, познавательного) к одной теме.

Комплексность – такое взаимодействие, когда виды деятельности, искусства или образовательные области используются не одновременно, а последовательно, с логической выстроенностью. Они объединяются темой, воспитательными задачами. Задачи ставятся отдельно по каждому виду деятельности.

Интегрированное занятие строится на взаимодействии, взаимовлиянии, взаимодополнении различных видов деятельности, образовательных областей или видов искусства, при котором происходит синтез художественного восприятия и образного мышления, направленный на целостное восприятие образа.

Можно представить схему интеграции в виде дерева,

  • где корнями являются средства выразительности,
  • стволом (т.е. центром всего) является художественный образ,
  • ветвями:
  • музыка;
  • литература, поэзия;
  • художественно-речевая деятельность и интонационно-образная речь
  • изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство.

Интегрирующие системообразующие:

  1. Сквозное действие: театрализованное представление, игра-путешествие, литературно-музыкальная композиция.
  2. Художественный образ ( образ матери, весны, Родины, богатыря, сказочные образы, напр. Снегурочки, …)
  3. Игра (Дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, игра-драматизация.)
  4. Народный праздник. (Ярмарка, посиделки, Масленица,  ...)
  5. Образ природы. (Цветы, рассвет, закат, море, животные,  ...)
  6. Жанры искусства. (портрет, пейзаж, анималистический жанр, образ животного)
  7. Настроение, состояние.

В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия могут быть наполнены другими видами деятельности: трудовой, познавательной (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), двигательной (решение задач физической культуры). Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например, музыкальной.

Так, если на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, элементарному музицированию, музыкальному творчеству, то они, несомненно, глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию и ритм. Примерные темы таких занятий: «Ритм - сердце музыки», «Музыка и настроение», «Вальс в музыке, песне, движении, сказке».

Подобный подход приемлем и для других видов художественно-эстетической деятельности: изобразительной, театрализованной.

Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребёнка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность дошкольников: рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд (изготовление игрушек, плетение, посев семян - цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование.

Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Хотелось бы сказать о том, как часто следует проводить с детьми интегрированные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Интегрированные занятия, как более сложные по сравнению с другими видами занятий по насыщенности, требующие серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, как правило, один раз в квартал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения интегрированного занятия в детском саду.

Текст выступления с докладом на районном методическом объединении музыкальных руководителей....

Консультация логопеда для инструктора ФЗК "ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ."

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ,ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ....

консультация для воспитателей "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"

Физкультурные занятия на прогулке способствуют развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей. Это достигается включением в занятия подвижных игр, игр-эс...

Консультация для воспитателей:"ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ."

Физкультурные занятия — основная форма организованного об-учения детей физическим упражнениям в подготовительной к шко-ле группе....