Методы музыкального образования
методическая разработка по теме

Самойлова Алёна Витальевна

Раскрываются методы, которые можно использовать в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_muzykalnogo_obrazovaniya.doc114.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы музыкального образования.

Наглядно-слуховой метод связан с воздействием самой музыки на эстетическое чувство ребенка в процессе восприятия им музыкальных произведений. Объектом наглядности могут выступать музыкальные произведения, исполненные педагогом или воспроизведенные с помощью музыкально-технических средств. Осмысление характера развития музыкальных интонаций является важнейшим условием реализации наглядно-слухового метода. По своему содержанию он близок к «методу наблюдения за музыкой» (Б.Асафьев), формирующему умение осмысленно воспринимать содержание музыки, следя за изменением ее интонаций.

Наглядно-зрительный метод основан на конкретизации представлений ребенка о художественном образе музыкального произведения. Зрительная наглядность (использование картин, рисунков, предметов и т. д.) направляет восприятие ребенка в определенное русло, поэтому ее использование до прослушивания музыкального произведения не всегда бывает оправданно. Применение данного метода находится в прямой зависимости от уровня развития музыкального мышления ребенка.

Наглядно-слуховой и наглядно-зрительный методы могут применяться в сочетании с методом сравнения, что придает этим методам проблемный характер.

Метод сравнения отвечает важнейшему принципу художественной дидактики, обоснованному выдающимся педагогом-музыкантом Д.Б. Кабалевским, — принципу «сходства и различия». Методический принцип сходства и различия адекватен принципу тождества и контраста — принципу организации самой музыкальной формы. Использование метода сравнения в музыкальной педагогике позволяет уточнить представления ребенка о характере развития музыкального образа в одном или нескольких музыкальных произведениях, близких или контрастных по образно-эмоциональному строю, сравнить различные виды искусства и т. д. Создание проблемных ситуаций в процессе использования метода сравнения позволяет развивать фантазию ребенка, его образное и ассоциативное мышление, что в конечном итоге оказывает влияние не только на процесс формирования его музыкальной культуры, но и всей культуры восприятия жизни и осознание своих жизненных впечатлений.

Тенденция применения метода сравнения в музыкальной педагогике, особенно с детьми дошкольного возраста, — от ярко выраженных контрастов — к менее ярким. В качестве объектов сравнения могут выступать музыкальные явления разного уровня: как выразительные средства в музыке, так и эмоциональный строй музыкального произведения; как изменения музыкального образа внутри одного произведения, так и музыкальные образы различных музыкальных произведений, близких или контрастных по характеру.

Словесный метод в музыкальном образовании используется не столько для передачи необходимой информации, сколько для создания образно-психологического настроя в ситуации восприятия или исполнения музыки. Этот метод углубляет и актуализирует процесс восприятия музыки ребенком, формирует его «словарь эмоций». Характеризуя словесные методы в области музыкальной педагогики, В. А. Сухо-млинский отмечал: «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке». В данном контексте огромное значение в музыкальном образовании ребенка имеет грамотная, эмоционально окрашенная речь педагога, тон его речи и манера общения с детьми.

Основные разновидности словесного метода в музыкальной педагогике выступают для ребенка в качестве ориентиров при восприятии и исполнении музыки. К ним относятся: беседа, рассказ, объяснение.

Беседа — разновидность словесного метода в музыкальной педагогике, направленная на выявление эмоционального отклика ребенка на прослушанное музыкальное произведение или конкретизацию содержания музыкального произведения перед его прослушиванием. Беседа с детьми обычно строится в форме вопросов и ответов. При проведении беседы рекомендуется сохранять следующую последовательность вопросов:

  1. какие чувства передает музыка? (Характеристика эмоционально-образного содержания музыки);
  2. о чем рассказывает музыка? (Программа музыкального произведения, его изобразительные моменты);

3)        как рассказывает музыка? (Анализ выразительных средств музыки и их роль в создании музыкального образа).

Рассказ используется, как правило, в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста перед восприятием программных музыкальных произведений и проведением сюжетных музыкальных игр. Данная разновидность словесного метода актуализирует ассоциативное и творческое мышление детей, развивает их воображение, углубляет представление ребенка о музыкальном образе.

Объяснение как разновидность словесного метода применяется в процессе знакомства с новым музыкальным произведением. Объяснение должно быть кратким, ясным и четким, что способствует пониманию задания, стоящего перед ребенком в процессе его общения с музыкой, и хорошему качеству его выполнения. Объяснение может сопровождаться показом тех или иных действий.

При использовании разновидностей словесного метода необходимо помнить, что чрезмерная вербализация учебно-воспитательного процесса может привести к снижению самоценности музыки как средства общения и снизить значимость собственно музыкальной деятельности ребенка. Будучи определенным ориентиром в области музыкальной деятельности ребенка, слово не может полностью исчерпать всю смысловую интонационно-выразительную многозначность самой музыки.

Художественно-практический метод связан с двигательными реакциями и активными действиями ребенка в процессе его общения с музыкой (воспроизведение музыки и передача переживаний, вызванных музыкой, в разных формах исполнительской деятельности, таких как вокализация, пластическое интонирование музыки, ритмические движения под музыку; выражение переживаний музыки с помощью творческих способов действий в различных видах музыкальной деятельности и т. д.).

Художественно-практический метод используется также в процессе показа педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Этот метод может приобретать проблемный характер, если педагог не только показывает способы действий (что связано с прямым подражанием), но и демонстрирует несколько вариантов выполнения этих действий, из которых ребенку предлагается самому выбрать те варианты, которые наиболее полно соответствуют характеру музыки. Использование вариативных показов, создание проблемных ситуаций повышает интерес ребенка к музыкальной деятельности, активизирует его творческую самостоятельность.

Наряду с общедидактическими методами в методике музыкального образования детей используются методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства. В соответствии со спецификой музыки как вида искусства Б. В. Асафьев выделяет методы наблюдения за музыкой, сопоставления музыкальных произведений по принципу сходства и различия, метод импровизации.

Н. А. Ветлугина, исходя из задач и сущности музыкально-эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода:

•        метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка;

  • метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
  • метод упражнения в практических действиях;

•        метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

О. П. Радынова, исследуя музыкальную культуру дошкольников, выделяет следующие методы ее формирования:

•        метод контрастного сопоставления произведений (контраст в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. п.);

•        метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребенка, направленный на осознание музыкального образа.

Виды уподобления:

  • моторно-двигательное (передача характера музыки в движении);
  • тактильное (прикосновения в соответствии с характером музыки);
  • словесное (вербальная передача знаний о музыке);
  • вокальное (подпевание);

— мимическое (передача характера музыки в мимике);

—        темброво-инструментальное (оркестровка музыкальных произведений);

        интонационное (определение эмоциональной окраски музыки на основе разнообразия ее интонационного языка);

  • цветовое (в основе прием «цвет — настроение»);
  • полихудожественное (в основе — сравнение произведений различных видов искусства).

Особенность методов музыкального образования обусловлена спецификой музыки как вида искусства. Своеобразие методов в области музыкального образования определяется их направленностью на освоение и присвоение духовных ценностей музыкальной культуры в единстве деятельности композитора — исполнителя — слушателя.

Анализ современной методической литературы позволяет выделить ряд методов музыкального образования, отражающих специфику музыки как вида искусства. Остановимся на их характеристике.

Метод размышления о музыке (Л. В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский) направлен на развитие осознанного отношения ребенка к музыке, формирование его музыкального мышления. Метод актуализирует проблемы личностного, индивидуального присвоения ребенком духовных ценностей, воплощенных в музыке. Использование данного метода опирается не на усвоение готового знания о музыке, зафиксированного в различных понятиях и категориях, а на формирование у ребенка способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки, в процессе которых ребенок, опираясь на собственный музыкальный и жизненный опыт, воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, выбирает, приходит к открытию новых истин, не осознававшихся им ранее.

В процессе реализации данного метода педагог побуждает ребенка к осмыслению не только музыки, но и собственного «Я» и окружающего мира. При этом стимулируются такие психологические процессы, как со-переживание, со-чувствие, со-творчество. Целевая функция метода не в том, чтобы «усвоить», «закрепить», «повторить», а в том, чтобы «пережить», «оценить», «выразить».

Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.) нацелен на повышение активного деятельного освоения произведений искусства, на развитие способности ребенка индивидуально интерпретировать процесс создания музыкального произведения — от рождения замысла до момента его воплощения. Метод моделирования художественно-творческого процесса обнаруживает связь с проблемным методом, так как затрагивает уровень мышления и качество знания ребенка о музыке.

Реализация данного метода в области музыкального образования требует от ребенка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, осуществления деятельности, опирающейся на фантазию, интуицию, воображение, способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки.

Технология практической реализации метода включает следующую последовательность действий ребенка:

  • осознание творческого замысла и содержания музыкального образа;
  • разработку логики развития сюжета и музыкального образа;
  • выбор средств и приемов воплощения музыкального образа (голосом, в пластике движений, на музыкальном инструменте и т. д.);
  • придание законченности продукту творчества, оформление результата творческого процесса.

«Жизнь в образе» накладывает отпечаток на характер деятельности ребенка, который в процессе творчества сравнивает, соотносит, выбирает и находит то, что наилучшим образом, по его мнению, может выразить его слышание и видение того или иного явления или художественного процесса.

Метод пластического интонирования (Т.Е.Вендрова) направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений. Эффективный прием данного метода — «свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки.

Метод активизации творческих проявлений ребенка (Т. Э.Тютюнникова и др.). В основе метода — импровизационно-творческая игра, сочетающая музыку, речь и движение.

Метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А.А.Пиличяускас) направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний ребенка в ситуации восприятия музыки. Метод может применяться в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как его реализация требует определенного уровня развития музыкального мышления ребенка, наличия у него умения соотносить свой музыкальный и жизненный психологический опыт с воспринимаемым музыкальным произведением

Метод музыкального переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр и др.) нацеливает педагога на планомерное раскрытие ребенку смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений и развития, сравнение интонаций внутри одного образа, в разных частях одного произведения, в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.

Перечисленные методы имеют многофункциональный характер и направлены на постижение музыки адекватными природе искусства средствами (при помощи языка, на котором говорит само искусство). Выбор методов музыкального образования детей зависит от мастерства педагога, возрастных особенностей детей, уровня развития их музыкального и жизненного психологического опыта и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА ОДНО ИЗ ВЕДУЩИХ СРЕДСТВ ПОЛНОЦЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЁНКА.

МУЗЫКАЛЬНАЯ   СРЕДА    ОДНО  ИЗ  ВЕДУЩИХ  СРЕДСТВ  ПОЛНОЦЕННОГО  МУЗЫКАЛЬНОГО...

«Современные методы музыкального образования детей»

Статья о современных методах музыкального образованя в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом ....

Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС

Использование современных методов и приемов  в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС...

Использование современных методов и приемов в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС

Использование современных методов и приемов  в реализации задач музыкального образования (музыкально-ритмические движения) в соответствии с ФГОС  ...

Современные методы музыкального образования детей

В определении методов «Теория и методика музыкального образования»опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работыв контексте специфики музыкального образования завис...