Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников на музыкальном занятии через синтез искусств.
статья (подготовительная группа) по теме

Дается понятие об эмоциях и их значении в развитии  ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНОМ  ЗАНЯТИИ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ  ИСКУССТВ

(из опыта работы)

           Что  означает слово  «эмоция»?  В переводе с латинского «емовео» - потрясаю, волную. Чувства и эмоции оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка, оставляют след на всю жизнь и определяют  характер.

         На современном этапе в нашей стране много внимания уделяется интеллектуальному развитию дошкольников, чего не скажешь о внимании к его эмоциональной сфере. А ведь именно  « эмоции энергизируют и организуют восприятие, мышление и действие».  С каждым годом дети удивляются и восхищаются все меньше. Их интересы однообразны, а общество нуждается в творческих людях. Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы ребенка, и актуальна и важна. Проблема эмоционального развития исследовалась многими педагогами и психологами ( Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.П.Усова, Т.А.Маркова и др.) Передо мной стояла задача - разбудить в детях эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самому себе.  Важно было создать благоприятный эмоциональный настрой для успешного формирования личности ребенка. Современные методические разработки по музыкальному воспитанию позволили мне скорректировать работу в сторону эмоциональной составляющей, то есть максимально активизировать эмоциональную сферу ребенка.

          Новизна работы  заключается в разработке  условий оптимального построения музыкального занятия на основе  синтеза искусств. Использовать  интеграцию  различных видов  деятельности, способствующих эмоциональному развитию старших дошкольников.

Была поставлена цель: исследовать процесс и улучшить пути   развития у детей эмоциональной сферы через синтез искусств.

Задачи, стоящие передо мной, в процессе исследования:

1.Изучить опыт работы специалистов по данной теме.

2.Провести диагностическое исследование на определение уровня развития эмоций у дошкольников.

 3.Исследовать процесс воздействия музыки, литературы, живописи  на эмоциональную сферу детей, подтвердить гипотезу об  их положительном влиянии.    

 4.Дать практические рекомендации педагогам и родителям.

Гипотеза:  искусство  влияет на развитие  эмоции ребенка, если

-будут созданы благоприятные условия;

-будут продуманы методические приемы;

-будут задействованы все органы чувств ребенка.

Опираясь на диагностику В.Минаевой по изучению эмоциональной сферы ребенка, выяснилось, что в контрольной группе 85% детей не умеют правильно выражать свои эмоции, разговаривать о них; не умеют разрешать конфликты с окружающими, управлять своими эмоциями. Ежегодное, проводимое вместе с  педагогом-психологом диагностическое  обследование выявило увеличение количества эмоционально неблагополучных детей. У дошкольников  в общении преобладают отрицательные эмоции. Причина   в том, что родители мало общаются с детьми, не выражают  открыто своих чувств по отношению к ним.  Другая причина – индивидуальные особенности детей, специфика их  внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость).

Для  формирования и развития эмоциональной сферы ребенка я выбрала программу «Синтез» под редакцией  К.Тарасовой, которую вариативно использую в своей работе и программу «Музыкальные шедевры»  О.П.Радыновой.  Синтез  искусств, погружая детей в трехмерное пространство (музыка, живопись, литература), как  раз и позволяет активизировать эмоции ребенка. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. Программа «Музыкальные шедевры» интересна тем, что в ней автором  собраны и систематизированы по принципу контрастности и тематичности ярчайшие образцы музыкальной классики. В работе были использованы  методические разработки А.И.Бурениной, Н.Сорокиной, Э.Г.Чуриловой,  В.М. Минаевой, М.Чистяковой.  Для решения поставленных задач я разработала перспективный план. Для его реализации использовала музыкальные занятия. К традиционным методам и приемам (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые используются на музыкальном занятии, были добавлены:

  • метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
  • метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
  • метод «подмастерья», определяющий сотворчество педагога и ребенка.
  • диалогический метод, позволяющий стимулировать самостоятельное познание, инициативу, свободу выбора.
  • игровой метод - несет эмоциональный заряд при передаче информации, стимулирует творческий процесс, способствует развитию коммуникативных качеств.

Занятия включают в себя:

  • слушание музыкальных произведений;
  •   художественное слово;                                                                                                                                            
  • игры;
  • этюды, упражнения;
  • беседу;
  • тематическое рисование;
  • рассматривание картин;
  • релаксация;

Занятия разбиты на три раздела.

1раздел. Цель раздела: знакомство с эмоциями, различать их по схеме, понимать и передавать, используя различные выразительные средства.

2раздел. Цель раздела: углубление знаний об эмоциях,  развивать воображение.

3раздел. Цель раздела: закрепление знаний на праздниках, развлечениях и  в театральной деятельности; развивать эмпатию.

В ходе подготовки к занятиям создавалась  предметно-развивающая среда «Сундучок удивительных вещей»: волшебный плащ, волшебная палочка, книга сказок, волшебное зеркало, чудесное яблоко, шляпа - невидимка и др. Эти предметы помогали перевоплощению, вхождению в образ.  

 Виды деятельности на занятии варьировались.

Ценность таких занятий:

  • у детей расширяется круг понимания эмоций;
  • дети глубже понимают себя и других;
  • появляются  эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Работа строилась в тесном контакте с  профильными специалистами: психологом, логопедом, преподавателем по изодеятельности, инструктором по физической культуре. Они  помогали детям в разучивании стихов, игр, упражнений.

         Поставленные цели и задачи решались не только в рамках занятий. Регулярно проводилась индивидуальная работа с детьми, которая помогала активизировать, раскрепощать застенчивых и стеснительных детей, работа с одаренными детьми расширяла круг их возможностей.

Общность музыки и других видов искусств я соотношу осторожно, в наиболее доступных и понимаемых детьми формах. На первых этапах знакомства с произведением необходимо  проживание  музыкальных интонаций в словах: дети должны осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства она вызывает. В дальнейшем это поможет им найти наиболее точный, емкий способ воплощения музыкального образа в различных видах художественно-эстетической деятельности. Необходимо подстраиваться к психологическим особенностям детей («кинестетикам» легче дается восприятие музыки через движение, «визуалистам»- через зрительные образы, «аудиалисты»- через звучащее слово.) Анализируя  музыку, обращаю внимание детей на особенности мелодии, ритма, тембра, композиции. Дети хорошо осваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, низкими звуками и темными красками. Дети способны передать в рисунке узор музыки и ее  мелодическое развитие. Дети сочиняют цветную музыку, у них формируется музыкальное цветоощущение.

Детям важны беседы о чувствах. Им необходимо  знать: какие бывают чувства, как ими можно поделиться, что с их помощью можно выразить.  На занятиях дети  с помощью мимики и различных поз  учатся выражать определенные эмоции, настроения.

При  изучении музыкального произведения  дети  описывают  ее  характер, выражают эмоции, вызванные услышанной музыкой. Таким  образом,  они определяют свое отношение к ней.   Создание мысленных картин  при слушании - пример упражнений, способствующих самораскрытию ребенка, росту его личности. Такой своеобразный тренинг  помогает детям не только выразить свое эмоциональное состояние, но и адекватно реагировать на  состояние  окружающих его людей. Ребенок начинает определять и  контролировать свои поведенческие реакции.

Для того чтобы  дети могли раскрепоститься и лучше выражать свои эмоции в импровизациях, предложила сделать на занятии по изодеятельности забавных насекомых: пчелок, жуков. Это удобное пособие в освоении детьми выразительных возможностей мелодии, развитию фантазии, воображения, эмоций. Например,  упражнение «Весело – грустно» или «Быстро – медленно»

С помощью этих простых игрушек  дети озвучивают различные эмоциональные состояния при восприятии музыки, в игровых и творческих проявлениях. У детей обогащается эмоционально – образный словарь. Это эффективный эмоциональный тренинг, который формирует оценочное восприятие к собственным эмоциям и эмоциональным проявлением партнера по игре.

Использую в своей работе и интегрированные занятия разработанные  Т.Э.Тютюнниковой. Они разнообразны как по тематике, так и по видам деятельности.

Например: «Брат Мажор и брат Минор», «Солнечный урок», и др.

Театральная  деятельность - часть моей работы. Трудно переоценить роль театрализованного искусства  в эмоционально – творческом развитии ребенка. Мой театр – это музыкальный театр. Все постановки сопровождает музыка, в них много движений, действия. В репертуаре детские оперы и музыкальные  сказки. («Колобок», «Как  избушка стала дворцом», «Случай в лесу», «Дюймовочка», «Апрелечка»)

Подводя итог проделанной работы можно утверждать, что я добилась определенных результатов:

  • дети стали эстетически воспитаны, эмоционально развиты.
  • дети позитивно настроены к себе и окружающему миру.
  • характер у детей стал более мягким, поведение осознанным, чувства открытые и искренние, преобладают положительные эмоции.
  • ребенок умеет анализировать музыкальное произведение, описывает картину, рождающуюся  при ее прослушивании.
  • любит импровизировать.
  • выразительна мимика детей и пантомимика, они умеют передавать позой и жестом гамму чувств.
  • дети умеют передавать свои музыкальные  впечатления в ритмопластике и изодеятельности.

Отсюда вывод: синтез искусств - это  действенное средство развития и обогащение эмоциональной сферы дошкольников. Интегрированные занятия  духовно развивают детей, воспитывают устойчивый интерес к искусству, формируют опыт общения, создают условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.

     Приложение. Упражнения на релаксацию.

Листья падают.

Под плавную музыку дети руками имитируют падающие листья. Движения передают скольжение музыкальной мелодии.

Сосулька плачет.

Ритмическое повторение падающих с сосульки капель передать при помощи ритмичного движения руки. Обратить внимание на четкость и фиксированность, порывистость и внутреннюю пульсацию движений.

Музыкальные руки.

Развитие воображения и координации движений в соответствии с музыкальном образом. Дети  руками создают образ, эмоционально и ритмически соответствующий произведению. Могут прозвучать марш (движения четкие, геометрические), вальс (движения скользящие, кругообразные), танец (движения плавные, четкие). Важно, чтобы каждый ребенок мог по- своему пластически «прочитать» музыкальный образ.

Этюды по картине. Проводятся после знакомства с жанрами живописи. Целесообразно использовать такие жанры, как портрет, жанровую живопись, пейзаж. Исходным является создание статистических этюдов с последующим их динамическим развитием, причем важно соответствие эмоционального, пространственного, ритмического рисунков живописи и пластики. Для этюдов по картинам предлагаются картины, где изображены дети в разных ситуациях ( «Утро» Т.Н.Яблонская, «Тройка» В.Г.Перов, «У дверей школы», «Устный счет» Н.П.Богданов-Бельский и др.). Важна предварительная беседа о картинах (характер, колорит, настроение). При пластической фиксации сюжета важна точность позы, эмоционального рисунка, мимики.

Для  пластических этюдов по портрету предлагаются картины: «Девочка с персиками» В.Серова, «Голова девочки» А.Харламова и др.

Пейзажная живопись может быть дополнена музыкой и поэзией. Например, «Березовая роща» А.Куинджи - используем русскую народную песню «Во поле береза стояла», а при этюде по картине «Север» А.Куинджи – стихотворение М Лермонтова «Сосна». При выборе музыкального и поэтического отрывков к  живописному произведению, необходимо опираться на поисковый принцип.

                                         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство развития эмоциональной сферы старших дошкольников

Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Существуют определенные противоречия между неразраб...

Кружок по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника "Счастливое детство"

Формирование у детей умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих их людей; развитие способности управлять собственными чувствами и эмоциями; дать детямпредставление о спосо...

электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников "Калейдоскоп эмоций"

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Задачи пособия:   - продолжать знакомить детей с основными эмоциями (радость, гру...

Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников"

Педагогический проект "Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников", раскрывающий систему психолого-педагогического сопровождения дошкольников (цель, задачи, этапы, результативность) в ДОУ....

Родителям о развитии эмоциональной сферы старших дошкольников

В методической разработке рассказывается об особенностях эмоциональной сферы старших дошкольников,о ее развитии....

Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.

Структура НОД.1.      Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2.      Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников: «Весёлый праздник».

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников:  «Весёлый праздник»....