Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя.
статья по теме

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования г. Таганрога Ростовской области

Самоанализ

профессиональной деятельности

Шутовой Александры Николаевны

воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада второй категории №17 «Ладушки»

                За период с 1 октября 2008 по 1 августа 2011

        С 2007г. работаю воспитателем в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении  детском саду второй категории №17 «Ладушки» города Таганрога.

        Постоянно повышаю свой профессиональный уровень: 16.02.2013 г. окончила курсы повышения  квалификации в ГБОУДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Дошкольное образование (объем курсов 144ч.). С 9 по 23 ноября 2009 года прошла обучение на факультете непрерывного и дополнительного образования Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» в объеме 144 часа.

        Квиллинг, модульное оригами и торцевание вошли в мое совместное творчество с дошкольниками.

        Изучив материал (историю, отзывы творческих людей, рассмотрев работы) мне захотелось самой что-то смастерить. Фото некоторых работ я представила в портфолио. Для эскизов использовала рисунки из раскрасок, героев сказок, элементарные и простейшие, знакомые детям формы. Затем накручивали нужные ролы, а уже потом соединяли детали в единое целое. Объемные работы делать очень сложно, но при желании все возможно. Очень интересно выполнять такие поделки совместно с детьми, они сами предлагают что-то новое. Специальных инструментов у меня нет, я использую зубочистки с раздвоенным концом, пинцет для очень мелких деталей.

        Совместное творчество развивает у  дошкольников речь, память, воображение, мышление, развивает эстетический  вкус, художественное познание. Воспитывается аккуратность работы с клеем, бумагой.

На занятиях по конструированию из бумаги дети знакомятся с техникой моделирования полосок из бумаги, учатся скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции; с техникой модульного оригами; с техникой торцевания. Ребята погружаются в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной бумаги. Торцеванием можно делать оригинальные и очень красивые композиции. Поделка, выполненная в этом стиле, удивит любого.

        Использование разнообразных техник раскрывают творческий потенциал, как ребенка, так и педагога работающего вместе с ним. Делая игрушки, поделки, подарки важно направить ребят: помочь подобрать материал, выбрать технику, создать свой эскиз, композицию.  Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. На занятиях у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

        Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

        При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Комплекс мероприятий данной деятельности позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику, развить глазомер. Помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

        В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Дошкольники научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона.

Создание условий для развития творческих способностей на основе исполнения нетрадиционных техник конструирования из бумаги является целью моей работы.

        В качестве приоритетных задач выделяю следующие:

1.Учить передавать особенности форм и строений предметов, использовать различные цветовые оттенки и закрепить технические умения и навыки.

2. Развивать восприятие, внимание, память, образовательное мышление и  творческое воображение.

3. Воспитывать самостоятельность и инициативность, а также желание творить и радоваться от полученного результата.

Работу по конструированию из бумаги я провела в несколько этапов.         Первый этап – проведение диагностики, обработка первичных данных, определение уровня развития детей на момент обследования, анализ диагностики. Результаты диагностики следующие: высоким уровнем развития творческих способностей обладает 1 ребенок (6%), средним уровнем – 6 детей (40%), у большинства детей – 8 человек (54%) – низкий уровень развития творческих способностей. Вышеназванные цифры отображены в рис. 1.

                Рис. 1. Уровни развития творческих способностей детей.

Второй этап – разработка и проведение практических мероприятий (перспективное планирование, организация кружка «Чудеса из бумажного листа», консультации для педагогов по конструированию из бумаги, организация совместной работы с семьёй в развитии творческих способностей детей с использованием незавершенных композиций на занятиях по конструированию из бумаги).

Третий этап – анализ проведённой работы – методической, диагностической и практической. По итогам диагностики творческие способности 10 детей (67%) соответствует высокому уровню развития. 5  дошкольников (33%) имеют средний уровень. Вышеназванные цифры отображены в рис. 2.

                Рис. 2. Уровни развития творческих способностей детей.

        Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр различных методов и форм работы. При их отборе учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать: активизация и индивидуализация обучения, игры и игровые ситуации, творческие работы.

Так на занятиях по конструированию из бумаги во второй младшей группе использую следующие игровые приемы:

1. «Зайку бросила хозяйка»  (Поможем зайчику спрятаться от дождя);

2. «Здравствуй, елочка» (Найти спрятанные елочки и украсить их бусами);

3. «Загорелся Кошкин дом» (Поможем кошке построить дом);

4. «Подарок для мамы» (Но в марте нет сирени, гвоздики не достать...).

А в средней группе такие:

        1. «Приход бумажной Феи» (Фея из бумаги  просит сделать бумажных жителей);

        2. «Путешествие по лесу» (Встреча белочки, которая просит показать грибную полянку);

        3. «Зимушка-зима» (Организовать игру в снежки, слепить снежный ком, покатать по дорожке);

        4. «Приход кота Леопольда» (Мыши перебили всю посуду).

        В старшей группе я использую игровые приемы:

        1. «Волшебное лукошко» (Стук в дверь, а за дверью корзинка с фруктами и запиской с заданием);

        2. «Осьминог» (Дидактическая игра «Найди водного обитателя»);

        3. «Чудо-ваза» (В группе появляется ваза для цветов);

        4. «Путешествие по океану» (дети «превращаются» в рыбок и под музыку двигаются).

        И в подготовительной к школе группе я использую следующие игровые приемы:

        1. «Письмо от деда Мороза»  (Помощники заблудились в лесу);

        2. «Что не так?» (Показать картинку, а дети отгадывают, что на ней изображено не верно);

        3. «Летает – не летает» (Поиграть в игру);

        4. «Встанем в хоровод» (В гости приходят матрешки (переодетые дети), приносят репродукции картин).  

        В своей работе уделяю особую роль вовлечению родителей в педагогический процесс.  В этом помогает метод сотворчества на основе незавершенных композиций.  Данный метод позволяет всем учиться друг у друга: детям – у художника, педагога или родителей, а взрослым у своих детей. Занимаясь искусством рядом с близким человеком, члены семьи вступают в настоящее творческое соревнование, которое позволит им лучше понять друг друга, узнать много нового, стать ближе. Это взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности, где каждому находится дело по сегодняшним умениям.

        В результате деятельности дети:

  • познакомились с различными техниками работы с бумагой;
  • научились следовать устным инструкциям, создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
  • развили внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладели навыками культуры труда;
  • улучшили свои коммуникативные способности и приобрели навыки работы в коллективе.

        Это все стало возможным благодаря систематичному, целенаправленному обучению на занятиях занимательного характера по конструированию из бумаги.

        Часто вспоминаю известное высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. И поэтому, главную свою задачу вижу в том, чтобы  не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в процессе работы по конструированию из бумаги используя нетрадиционные техники. Нетрадиционные техники – это толчок  к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

        Анализируя свой опыт работы, пришла еще к ряду убеждений:

1. Воспитатель должен хотеть и уметь работать  с детьми, каждая минутка рядом с ними  должна быть мостиком к решению детских проблем;

2.  Нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников, то есть, нужна система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми;

3. Главная роль в развитии ребенка, всё же принадлежит родителям, отсюда необходимость сотрудничества с родителями.

Автор самоанализа:                                                              А. Н. Шутова

Заведующий МБДОУ д/с №17:                                           О.О. Давыдова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую квалификационную категорию

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на первую категории ДОУ МКОУ «СОШ» с.п. Хабаз Шаваевой Марины Мухамедовны Дети святы и чисты.Нельзя делать их игрушкою своего настроения!...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Куценко Анны Евгеньевны.  Я работаю воспитателем в МКДОУ Краснозёрский детский сад № 1 "Колосок" общеразвивающего вида. К ...

самоанализ профессиональной деятельности воспитателя

Самоанализ результатовпрофессиональной деятельности воспитателя Ф.И.О. –Черкесова Оксана БарасбиевнаДата рождения-  01.04.1975г.Занимаемая должность -  воспитательПедагогический стаж- 1...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Подосиновой Светланы Игоревны

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способнос...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя первой квалификационной категории Басаевой Т. В.

Материал содержит самоанализ профессиональной деятельности воспитателя по теме самообразования «Оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного спор...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ

Я работаю по программе дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева. Это - современная программа развивающего дошкольного образован...

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя.

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления со своей Родиной».Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать фо...