ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СЮЖЕТНОГО ТАНЦА
материал (старшая группа) по теме

Кононова Ольга Николаевна

Описан процесс овладения танцевальными умениями у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО                  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ СЮЖЕТНОГО ТАНЦА.

Кононова О.Н.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №82 «Гусельки» комбинированного вида»

            В Концепции дошкольного образования рассматривается вопрос о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в художественной деятельности. В связи с этим необходимо наполнить жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, создавать условия для детского эстетического творчества.

            С давних пор в педагогике использовали для воспитания души и тела движения под музыку. Известна идея Л.С. Выготского о том, что человеком ребенка делает его вхождение в культуру, освоение ее знаковых форм. Существующими в культуре способами ребенок видит мир и взаимодействует с ним.

            Танец – один из видов искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и выразительных поз танцовщика, исполняемые в определенном ритме. Танец,  как древнейший из искусств, отражает потребность человека передавать другим людям свои радость и скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного.

            Формирование танцевальных умений дошкольников происходит под влиянием специально создаваемых в процессе воспитания условий, которые реализуются в образовательном учреждении на музыкальных занятиях. Но, как показывает практика, к сожалению, общеобразовательные учреждения, оставаясь центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры у дошкольников, не в полной мере используют возможности танцевальной деятельности. Детские танцы не всегда выразительны, эмоциональны, передача характера произведения зачастую схематична. Детские лица скованы, невыразительны, движения выполняются механически, неосознанно. Часто дети не успевают за темпом  музыки, у них отсутствует самостоятельность при выполнении танца, и педагогу приходится подсказывать последовательность выполнения рисунка танца.

            Детский танец начинается с ритмики, с изучения простых движений. В дошкольном возрасте эти занятия часто похожи на игру, но, играя, ребенок научается тому, что пригодится дальше в жизни. У детей старшего дошкольного возраста имеется большой опыт в выполнении музыкально – ритмических движений. К этому возрасту у них более совершенствуются анатомо – физиологические системы организма, достаточно высокий уровень психического развития. Особенно ярко выражены эмоциональность и непосредственность, хорошо развита память, особенно двигательная, дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого. Поэтому целесообразно и обоснованно при умелом руководстве педагога формировать танцевальные умения в данном возрасте.

            Н.А. Ветлугина определила основные показатели танцевальных умений:

  • Умение передавать в движениях характер произведения
  • Умение музыкально, ритмично двигаться
  • Умение сочетать движения с темпом произведения
  • Умение двигаться в соответствии с динамикой произведения
  • Умение слышать структуру произведения

Для того чтобы развить у детей эти показатели, мы в своей работе обратились к сюжетному танцу, так как сюжетный танец – яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, он вызывает живой интерес у детей. Сюжетным называется танец, в котором основным элементом композиции является сюжет. Сюжет в танце – это последовательность изображения событий, происходящих в определенной ситуации. Привлекательность его обусловлена такими особенностями, как образное перевоплощение, разнохарактерность персонажей и их общение между собой в соответствии с развитием сюжета танца. Это предает ему черты драматизации и сближает его с  сюжетно – ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выготского, является “корнем” любой детской деятельности. Игровые особенности танца также характеризуют его как благоприятную деятельность для развития дошкольника, в том числе для формирования танцевальных умений.

            Обучение шло на основе танцевальных образов, их взаимодействий, отображения их характеров и настроений. Работа с дошкольниками над образами сводилось к обучению языку танцевальных и пантомимических движений. В условиях кружковой работы за основу мы взяли такую форму организации как занятие, которая включила в себя три части. Первая часть – разминка, где используются упражнения на все группы мышц, вторая часть – непосредственно работа над выразительностью танцевальных движений (жесты, этюды). Третья часть – работа над разучиванием  рисунка танца. Цель занятия, содержание, виды деятельности зависели от этапа, на котором находится работа по освоению танца.

В методике работы над сюжетным танцем выделяют 3 этапа:

            1. Знакомство с произведением. Цель: познакомить с новым произведением, выявить его особенности.

  • Дети слушают произведение, анализируют. Отвечают на вопросы: какая музыка? какое настроение? кого можно представить? какой характер  персонажа? какие средства выразительности использованы в музыке?
  • Образный рассказ педагога
  • Детям предлагается “показать” рассказ

                              2. Разучивание танцевальных движений. Цель: разучить танцевальные                            движения, используя выразительные средства мимики, пантомимики.

  •  Выразительный показ педагога и знакомство с движениями
  • Словесные пояснения выразительных средств, для осознанного   выполнения движений
  • Показ сверстникам движений, комбинаций
  • Прием “провокаций”
  • Этюды

      3. Постановка танца. Цель: запомнить рисунок танца, последовательность выполнения танцевальных движений, комбинаций.

На примере разучивания танца “Веселые лягушки” можно проследить последовательность разучивания. На первом занятии дети послушали произведение А.Варламова “Ква-ква”. Они отметили, что это произведение про лягушек, музыка легкая и веселая, под нее хочется прыгать, как прыгают лягушки. Настроение у лягушек радостное, так как музыка задорная, яркая, легкая, жизнерадостная. Но в начале произведения слышится какая–то тревога, так как есть паузы, замедления. Педагог предлагает образный  рассказ  про  лягушек, а дети его “показывают”.

Последующие 8 занятий  направлены на обогащение танцевальной лексики, новыми движениями, которые потребуются для танца, а также работу над выразительностью образов. На этих же занятиях с помощью словесных пояснений, уточняли и помогали детям осознать значение движений, и в соответствии с этим корректировали исполнение и мы, и сам ребенок. Например, лягушата вытягивают лапки, когда хотят посмотреть, что находится за кочкой, но они не просто вытягиваются, а при этом еще и боятся, поэтому пальчики их дрожат (движение пальцев вверх - вниз). Объяснение детям техники исполнения движений сразу же сопровождали работой над выразительностью исполнения. Например, показывая любопытного лягушонка, мы обращали внимание на то, что нужно показать и телом и лицом как хочется лягушонку посмотреть на мир: он вытягивает шею, тянется корпусом вверх, вперед, глаза раскрыты, брови подняты вверх, щеки надуты. Веселый же лягушонок улыбается, смотрит вперед (часто дети cмотрят в пол), и так как прыгать ему не трудно, он может поочередно поднимать высоко правое и левое согнутое колено.

Для подвижности мышц лица мы использовали в разминочной части занятия игровое упражнение “Зеркало”. Когда дети, разбившись на пары, стоят друг против друга и только с помощью мимики лица  изображают разные состояния: страх, радость, удивление, ужас и т.д.

Работа над танцевальными движениями сводилась к тому, что   мы знакомили детей с новым движением,  вспоминали простейшие движения, известные по прошлому обучению  варьируя, усложняя, изменяя. Например, вспомнили, какие прыжки у зайца: ноги по 6-й позиции, прыгает легко, натягивая в воздухе ноги, тянется макушкой вверх, хорошо отталкивается. Разобрали вариант того, как может прыгать лягушонок:  ноги   по

2 -й позиции, согнуты в коленях, руки расставлены в стороны, согнуты в локтях, смотрят вверх, пальцы растопырены.

Очень нравились детям такие приемы как показ сверстников, а также прием “провокации”, то есть специальные ошибки при показе, допущенные с целью активизации внимания детей и проверки усвоения движений.

В нашей работе над образом мы также использовали жесты – это движение или комплекс движений, содержащий какой – либо эмоциональный оттенок, информацию о человеке, его отношение к окружающему; это сигнал, передаваемый при помощи движений рук, ног, тела и лица. Использованные на занятиях этюды также помогали детям передать характер, настроение образа, заключенные в содержании танца. На наших занятиях мы широко использовали игры, упражнения и простые танцы.

Таким образом хочется отметить, что качество выполнения детьми танцевальных движений значительно изменилось. Движения стали увереннее, раскованнее, свободнее. На детских лицах мы стали  видеть различные эмоции, в глазах заинтересованность и осознанность в выполнении движений.

   

Библиографический список

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.; Просвещение, 1981.
  2. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. – М.; Издательство «Гном и Д», 2002.
  3. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через включение их процесс создания развивающей предметно-пространственной среды

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через включение их процесс созданияразвивающей предметно-пространственной среды...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования....

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития потенциальных сил  и возможностей ребенка, для становления основ личности. Актуальность проблемы развития коммуникативных способнос...

План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»

Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...

Консультация Тема:« Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность»

Консультация Тема:« Формирование коммуникационных умений у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей и р...

Возможности сюжетно - ролевой игры для формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Возможности сюжетно-ролевой игры для формирования коммуникативных умений....