семинар-тренинг для педагогов: "Взаимодействие и общение с родителями"ч.1
материал по теме

Мармузова Марина Константиновна

на данном семинаре-тренинге рассматриваются основные аспекты успешного общения с родителями, возможные "подводные камни" общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-trening_vzaimodeystvie_sroditelyami.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачами  данного семинара-тренинга являются: осознание основных проблем возникающих при взаимодействии педагогов с родителями, и обозначение путей и способов их решения, повышение личностной компетентности педагогов в общении с родителями. Число участников тренинга может быть различным — от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 14-20 человек.

Некоторые упражнения предполагают одновременную работу двух тренеров, если это условие невыполнимо, то можно пригласить помощника (учителя, старшего воспитателя, социального педагога, и т. д.).

Для успешной работы необходимо:

  • достаточно просторное и хорошо проветриваемое помещение.
  • Стулья желательно расставить кругом либо полукругом в зависимости от количества участников.
  • Наличие доски, блокнота, магнитофона.

Также необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом.

Структура семинара-тренинга:

  1. Приветствие. Организационные моменты
  2. Упражнения, направленные на создание необходимой атмосферы, на сближение.
  3. Упражнения на взаимодействие
  4. Мини-лекция «Эффективное общение: основные компоненты».
  5. Упражнения
  6. Рефлексия. Тест «30 пословиц»

  1. Приветствие. Организационные моменты (раздача необходимого материала, обозначение основных целей и задач тренинга, распределение ролей)
  2. Упражнение «Какие они – современные родители?»

Цель: создание рабочего настроения, диагностика отношения педагогов к данной проблеме.

Содержание: по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя»

Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том, том каких характеристик больше – положительных или отрицательных.

Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

 Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Содержание: Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4 карандаш и ластик. Первую часть этого упражнения можно выполнять не в кругу, поэтому желательно организовать пространство так, чтобы участники чувствовали себя комфортно и, чтобы им было удобно рисовать на листе бумаги. Возможно, кто-нибудь захочет выполнить это упражнение, сидя за столом или уединившись где-нибудь в углу комнаты.

Когда группа готова к работе, тренер предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет высказаться в конце упражнения.

Далее тренер просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих учеников в виде правильных или неправильных геометрических фигур. Когда работа будет закончена, тренер начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. Поле каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание, ответы на последние два вопроса, возможно, потребуют больше времени.

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему. Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
  • На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
  • Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл?
  • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — фигуры, изображающие родителей; почему?
  • Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
  • Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
  • Если бы я попросил(а) вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
  • На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
  • Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
  • Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4—5 человек, в которых желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., при этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, но не критикуют и не задают вопросов. Говоря о том, что помогает и что мешает в работе с родителями, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за работой других учителей или воспитателей.

Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в общении с родителями или улучшить.

На основании ответов группы выделяются основные компоненты эффективного общения и взаимодействия педагога с родителями:

  • Умение слушать и доносить информацию
  • Способность учитывать индивидуальные особенности собеседника
  • Настрой
  • Владение эффективными инструментами общения
  • Личность самого педагога.

  1. Упражнение: «Беседа со статуей»

Цель: прочувствовать необходимость включения в диалог обоих собеседников

Содержание: упражнение проводится в паре, задача одного из собеседников не реагировать на рассказ партнера, сидеть с отстраненным видом, задача второго  - продолжать свой монолог не смотря на отсутствие ответной реакции до той поры пока не появится дискомфорт. Затем смена ролей. Обсуждение ощущений от такого «общения»

Упражнение: «Что я вижу на картине»

Цель: пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».

Содержание: тренер показывает участникам репродукцию какой-либо картины, желательно пейзаж (или просит посмотреть за окно), и одной короткой фразой сказать о своем впечатлении о картине (или о том, что увидели за окном), ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя на картину (или за окно)? Например: «Я чувствую дыхание приближающейся весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Фраза должна быть максимально короткой. Участники высказываются по кругу.

После этого тренер говорит о том, что у каждое участника было свое первое впечатление и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто-то начал со слов: «Я вижу», кто-то сказал: «Я слышу», а кто-то «Я чувствую». Обсуждение: обычно слушатели, обобщая полученную информацию, рассказывают о том, как они могут применить ее в ежедневной работе.

  1. Мини-лекция «Эффективное общение: основные компоненты» (основные «ловушки общения», каналы восприятия информации (аудиалы/визуалы/кинестетики/дигиталы), настрой и интонация в общении, общая реальность)
  2. Упражнение: «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями

Упражнение «Молекулы»

Цель: эмоциональная разрядка, тренировка невербальных средств коммуникации

Содержание: тренер дает инструкцию-«Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу

в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища». Разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)

Упражнение: «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (5 мин)

Содержание : Пока звучит музыка, передавать шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить «родителю»   ребенка.

  1. Подведение итогов: что понравилось? Что оказалось полезным? Что еще хотели бы узнать или сделать? Что было самым сложным при выполнении заданий семинара-тренинга.

ТЕСТ «30 ПОСЛОВИЦ»

Бланк теста «30 пословиц»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Тест «30 пословиц»

1.  Худой мир лучше доброй ссоры.

2.  Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.

3.  Мягко стелет, да жестко спать.

4.  Рука руку моет.

5.  Ум хорошо, а два лучше.

6.  Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

7.  Кто сильнее, тот и прав.

8.  Не подмажешь — не поедешь.

9.  С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10.  Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.

11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Добро слово победит.

19. Ты — мне, я — тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.

21.  Кто спорит — ни гроша не стоит.

22.  Кто не отступает — тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет.

24. Кто дарит — друзей наживает.

25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решить конфликт — избежать его.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над злом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Интерпретация

1-й тип — «черепашка». У людей такого типа — большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.

2-й тип «акула». Для людей этого типа главное - их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации.

3-й тип «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы вдень рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й тип «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.

5-й тип «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для педагогов на тему: «Культура речевого общения»

Наша деятельность связана с общением  с  людьми —  детьми,  коллегами, родителями. Владение культурой речи — своеобразная  характеристика профессиональной пригодности. Умение четко и ясно  выражать св...

Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".

Развитие коммуникативной компетенции педагога при общении с родителями...

Семинар - тренинг "Взаимодействие и общение с родителями"

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определённый подход. задачами данного семинара - тренинга...

Семинар-тренинг для воспитателей ДОУ "Правила эффективного общения с родителями воспитанников"

Семинар-тренинг посвящен знакомству педагогов с правилами эффективного общения с родителями (техника рефлексивного слушания, знакомство с типологией родителей), а также направлен на снятие психоэмоцио...

Семинар-тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Данный материал направлен на формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников....

Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".

Семинар-Тренинг    " Построение  эффективного общения педагога ДОУ с родителями". «Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужн...