Метод фототерапии в работе педагога-психолога ДОУ.
материал по теме

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

Представленный материал содержит рекомендации по работе с воспитанниками, родителями и педагогами ДОУ с использованием метода фототерапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Можжухина Юлия Михайловна

Педагог-психолог

МКДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида № 1"

Новохоперского района Воронежской области, Россия

lubov4975@mail.ru

Метод фототерапии в работе педагога-психолога ДОУ.

        Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества.

        Детский сад - это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. В связи с этим, вектор психолого-педагогического сопровождения в ДОУ должен быть направлен на постоянный поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы ДОУ, а также на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.

        В настоящее время, педагоги-психологи, в целях развития и гармонизации личности, все чаще обращаются к методу фототерапии, связанному с применением фотографии для оказания психологической помощи детям и взрослым, находящимся в нелегкой жизненной ситуации. Планируя работу в ДОУ по методу фототерапии необходимо знать и учитывать функции фотографии. 

Работа педагога-психолога в ДОУ с использованием метода фототерапии.

        Опыт работы в данном направлении убедительно доказал, что метод фототерапии в работе педагога-психолога ДОУ, универсален в применении: ее можно использовать как отдельный метод (работая только с фотографиями), а можно сочетать с другими психотерапевтическими направлениями (сказкотерапией, изотерапией, семейной психотерапией и др.). Методы фототерапии подходят для индивидуальных и групповых занятий большинства возрастных групп.

Использование фотографии в работе с воспитанниками ДОУ.

        Фотографию с успехом можно применять в решении проблем с адаптацией в детском саду. Последнее из сравнительных исследований, осенью 2013 года, в двух одновозрастных группах МКДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1" Новохоперского района Воронежской области, показало, что организацией фото-уголков "Моя мама", "Моя семья", удалось снизить тревожность  детей и существенно сократить время адаптации к условиям детского сада. А проведение игровых занятий "Познакомьтесь - это моя семья", где представляются фотографии из семейного фотоальбома каждого воспитанника группы, повышают самооценку ребенка и служат улучшению психологического климата в группе.

Использование фотографии в работе с семьями воспитанников ДОУ. 

        Фотография в работе с семьями воспитанников имеет огромный психотерапевтическое воздействие. Родительские собрания в МКДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1" Новохоперского района Воронежской области, предполагают использование метода фототерапии: создание фотоколлажей на заданную тему ("Мы отдыхаем", "Наши увлечения" и др.), а индивидуальная консультации работу с личными фотографиями для проработки прошлого опыта и поиска решений существующих проблем.

Использование фотографии в работе с педагогами ДОУ. 

        Фотография в работе с педагогами, в первую очередь, направлена на эмоциональную разгрузку и стабилизацию эмоционального состояния (в сочетании с музыкотерапией) воспитателей. В практике работы с педагогами МКДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1" Новохоперского района Воронежской области, существует система еженедельных психологических разгрузок с использованием презентаций ряда фотографий и музыкальным сопровождением ("Природа", "Чувства и эмоции", "Дети", "Семья", и др.). Фототерапия как элемент психологического тренинга для педагогов, предполагает использование готовых снимков из семейного альбома и создание фотоснимков на заданную тему, в том числе портретов о автопортретов.

        Обобщая приведенную выше информацию можно сказать, что метод фототерапии обладает мощных психотерапевтическим потенциалом, поэтому требует специального образования в этой области, для оказания профессиональной психологической помощи методом фототерапии необходимо получить дополнительное повышение квалификации, а практика работы в этом направлении откроет новые возможности применения данного метода педагогами-психологами ДОУ.

Список литературы:

  1. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.

  1. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.

  1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.

  1. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.

  1. Копытин А.И. Техники фототерапии. СПб.: Речь, 2010.

  1. Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике/ Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006.

  1. Копытин А., Платтс ДЖ. Руководство по фототерапии. М. “Когито-Центр”, 2009.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод фототерапии в работе педагога-психолога ОУ.

Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования лично...

Доклад «Интерактивная игра - как метод обучения в работе педагога-психолога»

Практически каждый педагог образовательного учреждения использует на своих занятиях интерактивные технологии. Не исключением являются и педагоги-психологи. Несмотря на то, что интерактивность понимает...

Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога

Для успешной социализации воспитанников в нашем детском саду активно используются различные арт-терапевтические методы. Одним из которых является мандалотерапия...

Интегрированные методы арттерапии в работе педагога-психолога ДОУ

Арт-терапия – это один из методов использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека...

ПРОЕКТ "Фототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии. «МОЯ-ИСТОРИЯ!»

ПРОЕКТФототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии. «МОЯ-ИСТОРИЯ!» Аналитическое и научно-методическое обоснование проекта Актуальность...