Приобщение к истокам русской народной культуры
материал по теме

Семинар-практикум по ИЗО ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_priobshchenie_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Солнышко» город Борзя Забайкальский край

        

старший воспитатель: Брюхова Ю.В.

Борзя-2012 год.

План проведения:

9-00-9-30- Регистрация участников

9-3—10-00 Практическая часть:

Образовательная деятельность «В гостях у народных мастеров»

10-00-10-15- Чай пауза

10-15-10-30-Выставка «Декоративно-прикладное искусство»

10-30-11-30-Теоретическая часть :

«Приобщение к истокам русской народной культуры»

- выступление Курасевич Н.И.

-работа с педагогами:

а) нарисуй узор росписи «Гжель», «Хохлома»

б) разгадай кроссворд

в) педагогический тренинг

г) инсценировка русской народной сказки

д) «Пословицы неспроста молвятся»

Практическая часть с детьми подготовительной к школе группы:

Образовательная деятельность –художественное творчество «В гостях у народных мастеров»

Программное содержание:

Расширять и углублять знания детей о Дымковской игрушке, формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи, закреплять приемы рисования гуашью на глиняной игрушке , упражнять в рисовании концом кисти, закреплять навыки лепки игрушек из глины, продолжать воспитывать у детей интерес к народным традициям, уважение к труду, прививать любовь к Родине.

Образовательные области:

-художественное творчество,

-коммуникация,

-игра,

-здоровье,

- чтение художественной литературы,

- музыка,

-социализация,

-труд,

-познание.

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в зал , здороваются с гостями.

Воспитатель обращаясь к детям:

- Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Проходите, поглядите, какие здесь игрушки собраны. Они не простые. Их сделали русские умельцы.

(Звучит фонограмма русской народной песни)

Посмотрите, какие они все разные , яркие, красивые . Но что-то у них есть общее.

Мастера для всех ребят налепили жеребят,

Всадников, цыплят

Посадили их в ушат.

Посадили , подсушили, побелили.

Разложили все в латок

В изукрашенный платок.

Ребята, подумайте и и скажите, как называютя все эти игрушки, к какой росписи они относятся?

Дети : Дымковские

Воспитатель : А почему они так называются?

Ответы детей

Воспитатель : Далеко –далеко, за дремучими лесами , за зелеными полями , на берегу глубокой реки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, из труб  домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые , яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за целую зиму. А когда приходила весна, люди выносили свои игрушки и продавали их в разных городах и селах. А по имени этого села и игрушки стали называть Дымковскими.

Какое настроение создают эти игрушки?

Дети: радостное, веселое.

Воспитатель: Какой цвет используют при росписи Дымковской игрушки?

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: Все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и соим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели?

Дети: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, клетка, решетка.

 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что обозначают элементы дымковской игрушки? Круг обозначает солнце, волнистые линии- воду, пересеченные линии- землю.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Укрась дымковскую игрушку» . у меня есть изображение дымковского коня, давайте вместе придумаем узор. (из вырезанных кругов разного диаметра  составляют узор)

Воспитатель: А вы, хотите стать мастерами?. Я предлагаю разделиться на две команды с помощью считалки :

Конь ретивый с длинной гривой,

 Скачет , скачет по полям

Тут и там, тут и там,

Где проскачет он-

Выходи из круга вон!

Теперь мы с вами будем мастерами –художниками и мастерами –гончарами. Гончары будут лепить игрушки из глины , а художники расписывать игрушки уже слепленные.

Предлагаю занять свои места в мастерских. Здесь есть все для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку , а из кусочка глины может получиться волшебная дымковская лошадка или птица.

Напоминаю рисовать будем гуашью, пофантазируйте и придумайте свой узор для вашего коня. Постарайтесь его сделать ярким и нарядным. Не забудьте, линии проводим кончиком кисти, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

Гончары рассмотрите лошадок, какие они? У них стройные крепкие ноги, гордо поднятая голова с гривой. Лепить   нужно  из одного куска глины туловище и ноги , а из другого шею , голову и гриву.Затем мелкие детали: уши и хвост.

Всю работу нужно выполнять аккуратно. А чтобы наши пальчики были готовы к работе мы их разомнем:

Скоро будем мы лепить и рисовать          ( хлопаем в ладоши)

Надо пальчики размять

Вверх поднимем наши ручки            (          поднимаем руки и потягиваемся)

И дотянемся до тучки

Уходи от нас скорей

Не пугай ты нас детей        (машут руками)

Вот к нам солнышко пришло        (поднимают руки вверх и разводят руки в стороны)

Стало весело, светло        (шевелят пальцами над головой)

А теперь приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей.

 Какие же талантливые , умелые мастера здесь собрались. Потрудились вы на славу и давайте немного отдохнем и поиграем.

Мини игра «Пазлы»

(сложи изображение дымковской игрушки-барыни)

Анализ детских работ:

Давайте все ваши замечательные фигурки поставим на лужок . А ваши работы мастера-гончары мы поставим на поднос для просушки. Полюбуйтесь ,какие поделки получились. Гончары оцените работы художников, а художники .

Предложить детям выбрать самых красивых коней, назвать элементы, которые они использовали в своих работах. Отметить яркость и нарядность.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете для чего народные мастера росписывали посуду, сувениры, игрушки?

Дети : для красоты, для украшения своих жилишь.

Воспитатель:

 Все игрушки не простые,

А волшебно расписные

Белоснежны, как березки.

Кружочки, точечки , полоски.

Спасибо вам ребята за работу.А в подарок вам мастера передали сладкие подарки.

До свидания.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  С ПЕДАГОГАМИ:

«Приобщение к истокам русской народной культуры»

Воспитание гражданина и патриота , знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого  познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.  Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры-забавы, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре. К сожалению, современные дети и даже взрослые , особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с русской народной культурой. Большинство из них не знают , как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи, орудия труда, хозяйственная утварь, музыкальные инструменты, народные костюмы. Очень поверхностные знания о художественных достоинствах произведений народных умельцев из Хохломы, Городца, Палеха и других центров народного искусства, прославивших Россию на весь мир. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти вопросы –значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Считаю, что знакомя дошкольников с фольклором, со свидетельствами прошлых лет, народным искусством, - мы тем самым поможем ребенку усвоить лучшее из опыта , в течение всех веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.

Возросший за последнее время интерес к отечественной истории и культуре способствует развитию исторической памяти, духовного потенциала, раскрытию и самореализации творческих способностей личности.

В русской народной культуре и народном декоративном пркладном искусстве природа является всегда выразителем красоты, добра, гармонии, источником нравственных идеалов, мудрости.

Народная художественная культура решает три вопроса бытия (по М.Ю.Новицкой).

1 человек и природаэкологический аспект)

Сегодня экологическое воспитание следует рассматриватькак один из составляющих компонентов формирования и развития личности, его механизмы способны сегодня (при творческом подходе) помочь воспитателю восстановить те добрые нравственные отношения между человеком и природой, которые берегли наши предки. И передавали из поколения в поколение.

2 человек и семья:

Какую бы сотону духовной жизни крестьян ни стали рассматривать , организующим началом в ней была семья и община.  Семья не только вела совместное хозяйство, воспитывала детей, но и была носителем глубоких традиций, хранительницей социального коллективного опыта. С точки зрения православных понятий семья как бы представляла «малую церковь», она была призвана блюсти основы христианской жизни каждого своего члена. Семья с малых лет своему ребенку прививала основы духовности и нравственности, а община воздействовала на взрослого человека посредством общественного мнения. Эти параметры косались и художественного творчества. С детства приобщали к разным видам и жанрам фольклора, а когда дети становились старше- вне семьи они могли самостоятельно решать жизненно-важные проблемы, обучать художественному ремеслу своих детей . семья растила не просто ребенка, она воспитывала будущих отца и мать.

3 человек и история:

Знакомясь с былинами, легендами, танцами, песнями, ремеслами, дети видели образцы героизма, духовности, нравственности, житейской мудрости, справедливости, патриотизма, смекалки, которыми были наделены герои, творцы. Среди них были любимые персонажи, реально существующие люди, на которых хотелось быть похожими. Духовные и нравственные начала наполняют целостные комплексы в народной художественной культуре и части ее –народом и декоративно-прикладном искусстве.

4 декоративно -прикладное искусство:

Это один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Фольклорное по своей сути , оно воплощается в предметах быта, созданных законами красоты. Слитность материального и духовного как эстетическое начало декоративного искусства уходит истоками в глубокую древность.

Декоративно-прикладное искусство выкристаллизовавшиеся многовековые представления  народа о красоте, целесообразности и гармонии. Это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружению , отношения, отражающие исторические и социальные условия жизни, а также мировоззрение , мышление, чувства и характер народа.

Декоративно-прикладной фольклор синтезирует эстетическое и понятийное освоение мира (А.П.Окладников, Я.Я. Рогозинский, Т.С. Семенова).

Столяр А.Д. пришел к выводу общеисторической миссии первобытного искусства как могучего стилизма развития интеллекта, средства логического познания мира, благодаря которому человек преодолел хаос ассоциаций и навел порядок в бурном потоке мышления. В произведениях народного искусства реально воплощается единство материального и духовного, рационального и эмоционального как взаимопроникающих ступеней познания мира, и открывается путь для предельно общих мировоззренческих выводов.

Декоративно-прикладной фольклор –это не только и не столько мир красивых и нужных предметов, сколько мир вневременных по своей ценности мудрых идей. Его уникальность заключается в преобразовании нечеловеческого в человеческое, в контексте фундаментальных человеческих ценностей, которые создаются, хранятся и развиваются в культуре. Народное прикладное искусство –это созидание доброго и прекрасного, дающее творцу и зрителю цельную гуманистическую картину мира, его уникально-художественную модель.

Специфика ДПИ обуславливается выразительностью декоративных средств. Лаконичный силуэт, пластическая линия, ритмическая организация элемента, цвет, композиция служат утверждению синтетичности, единства эстетического и функционального , общего и конкретного и тем самым определяют эмоционально-выразительные качества произведения ДПИ.

ДПИ дает ребенку функциональные образы, близкие жизненному опыту, обладающие яркостью внешнего вида, простотой, выразительностью формы, доступностью исполнительской техники.

В отечественной дошкольной педагогике разработаны вопросы формирования выразительного образа в детском художественном творчестве. Произведения ДПИ доступны для восприятия и художественного творчества детей по его мотивам благодаря его уникальному динамическому синтезу художественного образа и средств выразительности.

ДПИ предоставляет ребенку дошкольного возраста возможность самореализации в доступной привлекательной деятельности, что является основным побудительным механизмом формирования эстетического отношения к миру.

 А теперь предлагаем провести с педагогами практическую часть семинара:

Все присутствующие делятся на две команды

.

Задание 1:

Нарисуй узор росписи «Хохлома», «Гжель». Назови отличительные особенности, элементы, цвета.

Задание 2:

Разгадай кроссворд.

А) по горизонтали:

 2 «золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода (Хохлома)

3 народное искусство, свойственное какой –либо местности (промысел)

5 место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева (Богородские)

7 роспись деревянных предметов быта Нижегородской области (Городец)

9 характер построения узора (композиция)

По вертикали:

1 система цветочных сочетаний изделий (колорит)

4 инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность  изделия украшений при лепке: штрихов , точек, волнистых линий (Стека)

6 место изготовления игрушек с преобразованием в рисунке геометрических форм (Дымково)

7 «Бело-синее чудо» (Гжель)

8 чередование элементов росписи в определенном порядке (узор)

Б) по горизонтали:

 4 образное, краткое изречение , метко определяющее какое –либо явление (Поговорка)

6 короткий рассказ , чаще всего стихотворный , иносказательного содержания с выводом –моралью. (Басня)

7 Устное народное творчество , песня, основанная на реальных событиях (Былина)

8 основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

9 короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (Анекдот)

По вертикали:

1 устное народное творчество , «Народная мудрость» (фольклор)

2 небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)

3 вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения (Загадка)

4 краткое , выразительное изречение , имеющее поучительный смысл (пословица)

5 короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка)

Задание 3

Педагогический тренинг:

1 Что значит, по вашему мнению , восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности?

2 От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?

3 как вы считаете ,  в чем наиболее ярко отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности?

4 Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

5 какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?

6 Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре?

Задание 4

«Пословицы неспроста молвятся»: (Объясните , что это значит)

1 На одном дню семь пятниц

2 Семеро одного не ждут

3 Семь дел в одни руки не берут

4 Семь деревень, а лошадка одна

5 Семеро одну соломинку поднимают

6Семеро по зайцам, а шкурки нет.

Задание 5

«Обыграй Русскую народную сказку на новый лад»        :

«Волк и семеро козлят», «Маша и три медведя»

РЕФЛЕКСИЯ «Береза впечатлений»

Решение семинара-практикума «Приобщение к истокам русской народной культуры»:

  1. Систематизировать и углубить знания педагогов о русской народной культуре;
  2. Разработать и изготовить дидактические игры для детей по ознакомлению с росписями «Хохлома», «Гжель», «Дымковская», «Городецкая»;
  3. Продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры через синтез искусств;
  4. Продолжить  кружковую работу по изготовлению глиняных игрушек детьми;
  5. Продолжить работу по обмену опытом с педагогами других ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)

знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»

Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...

«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...