рабочая программа "Театр в детском саду"
рабочая программа (младшая группа) по теме

Кутузова Екатерина Юрьевна

рабочая программа для воспитанников 2 младшей группы по кружку "Театр в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-досуговый центр детей и молодежи»

Алексеевского муниципального района Волгоградской области

                                                                                                                           Утверждаю:

                                                                                                                           Директор МБУ

                                                                                                                          «Социально-досуговый

                                                                                                                           центр детей и молодежи»

                                                                                                                                                          Ю.А.Николюкин

        

Участники программы, дети и молодежь – 3-7лет

Срок реализации – 4 года

                                                               Разработчик:

Кутузова Екатерина Юрьевна                                                                            Воспитатель МБДОУ                                                                                             Алексеевский детский сад «Сказка»

        

        ст.Усть-Бузулукская – 2012год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

Программа «Театр в детском саду» направлена на развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

По содержанию является – художественно-эстетической

По форме организации – кружковой

По функциональному предназначению – учебно-познавательной

По времени реализации – четырехгодичной.

Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы Развития творческих способностей детей средствами театрального искусства, составленной авторами :Н.Ф.Сорокиной. муз. руководителем, и Л.Г.Миланович зав. ясли-садом №790 ЮЗО г.Москвы. Консультантами: С.И.Мерзляковой, кандидатом педагогических наук, М.В.Ермолаевой, кандидатом психологических наук. Базовое учреждение : ясли-сад № 790 ЮЗО г.Москвы, которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов.

Данная программа является действенным средством развития творческих способностей детей дошкольного возраста и основывается на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей является процессуальной. Важнейшим в детском творчестве является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка.Художественно-эстетическое воспитание ребенка развивает способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, воспитывает стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развивает креативность.

Новизна программы состоит в том, что впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности; на занятиях более расширено используются межпредметные связи, и при проведение занятий впервые используются информационные технологии. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

Актуальность программы. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка. Дает возможность познакомить дошкольников с театральным искусством. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощение образа, побуждает их к созданию новых образов.

Цели программы: 1)организация  театральной деятельности в дошкольном учреждении; 2)развитие творческих способностей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра.
  2. Поэтапное освоение детьми различных видов театрального творчества по возрастным группам.
  3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
  4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
  7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
  9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.
  10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
  11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 3 до 7 лет, соответствует возрастным периодам дошкольного детства (от 3-4 – младшая; от 4-5 – средняя; от 5-6 – старшая; от 6-7 – подготовительная группа)

Сроки реализации образовательной программы 4 года

Формы занятий: основные занятия, репетиции, развлечения, концерты, спектакли, экскурсии и т.д.

Режим занятий: два занятия в неделю по всем возрастным группам с сентября по май.

Продолжительность занятий: младшая группа – 15 минут, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 30 минут, подготовительная группа – 30 минут.

Основные мероприятия по реализации программы:

Октябрь

  1. Давайте познакомимся”.
  2. “Мы играем и поем”. (имитация игры на дудочке в свободной пляске “Маша и медведь”)
  3. Ходит осень по дорожке”. (по сказке “Теремок”)
  4. “Прогулка по лесу”.
  5. “Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить”.
  6. “Игровая викторина по стихам А. Барто”.

Ноябрь

  1. “ Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое”.
  2. “Быстро времечко пройдет, и Цыпленок подрастет”.
  3. “Мы водили хоровод”.
  4. “Заюшкина избушка”. (театр конусной игрушки)
  5. “Зеркало, зеркало – скажи…”.

Декабрь

  1. “Потеряли котятки по дороге перчатки”.
  2. “Встали детки в кружок – закружились как снежок”.
  3.  “Мешок с сюрпризом”. (театр на картоне)
  4.  “Заходите в гости к нам”.
  5. “ Во садочке я была…”.

Январь

  1. “Сказка о глупом мышонке”.
  2. “Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один”.
  3. “Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!”.
  4. “Звери в гостях у Снегурочки”.

Февраль

  1. “Без друзей нам не прожить ни за что на свете”.
  2. “В гости к ежику и лисе”.
  3. “Мы актеры”.
  4. “В гости пальчики пришли”.

Март

  1. “Весна пришла!”.
  2. “Смоляной бычок”. (театр мягкой игрушки)
  3. “Представьте себе…”.
  4. “Воробей и кот”.

Апрель

  1. “В тесноте, да не в обиде”.
  2. “Свет мой зеркальце скажи…”.
  3. “На болоте две подружки, две зеленые лягушки”.
  4. “Дайте только срок, построим теремок!”.

Май

  1. “К нам гости пришли!”.
  2. “Ладушки – ладошки”.
  3. “Пчелки – детки, полетели!”.
  4. “Два веселых гуся”.

Ожидаемый результат освоение программы занятия театральной деятельностью – сделать жизнь ребятишек интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремиться к тому, чтобы навыки полученные детьми в театральном кружке, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Способы проверки результатов освоения программы: итоговые занятия, тестирование, проведение диагностики, участие в мероприятиях детского сада, районных мероприятиях, просмотры спектаклей с участием детей.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды творческой деятельности

Методы развития творческих способностей

Средства развития творческих способностей

Репертуар

Сентябрь-ноябрь. Вторая младшая группа, 1 квартал

Игровое творчество

Привлечь детей к сочинению коротких сказок, историй

Настольный театр резиновой игрушки

«Медведь и лиса»,  «Встреча в лесу» (сочиняют дети)

Песенное творчество

Сопровождение  движения куклы песенкой, придуманной ребенком самостоятельно на отдельные слоги

Настольный театр дымковской игрушки

Песенки Маши и Медведя

Танцевальное творчество

Вызвать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку

Фонограмма

Свободная пляска персонажей сказки «Репка»

Основы кукловождения

Познакомить детей с приемами кукловождения настольного театра дымковской игрушки

Дымковская игрушка

«В лес за грибами», «Пляска деда и бабы»

Основы актерского мастерства

Воспитывать внимание, развивать фантазию и воображение детей

Работа у зеркала

Этюды М.Чехова на внимание, веру, наивность и фантазию

Проведение праздников

Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение. Вызывать желание принимать активное участие в празднике

Атрибуты, декорации,  необходимые для конкретной обстановки праздника

«Золотая осень»

Самостоятельная театральная деятельность

Привлечь детей к рассказыванию сказок, чтению потешек, стихов

Выбор предметного окружения по собственному замыслу

Декабрь – февраль. Вторая младшая группа, 2 квартал

Игровое творчество

Поощрять стремление детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках

Настольный театр конусной игрушки

«Бабушка и внучка», «Лиса и кот», «В гостях у деда Мороза»

Песенное творчество

Предлагать детям сочинять песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной и плясовой

Крупная мягкая игрушка

«Колыбельная для Мишки», «Пляска куклы»

Танцевальное творчество

Пробуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку

Фонограмма, атрибуты для танцевальных импровизаций

Танцевальная импровизация «Танец петрушек», «Танец снежинок»

Основы кукловождения

Обучить детей приемами кукловождения настольного театра конусной игрушки

Конусная игрушка

«Встреча зайца и лисы», «Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка»

Основы актерского мастерства

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия

Работа у зеркала

Этюды М.Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»

Основы кукольного театра

Развивать эмоциональный отклик на действие персонажей кукольного спектакля, вызвать сочувствие и желание помочь, формировать эмоциональную выразительность речи

Театр конусной игрушки

«Красная шапочка»

Проведение праздников

Развивать у детей желание активно участвовать в празднике, воспитывать чувство удовлетворения от участия в совместной деятельности

Атрибуты, необходимые для проведения праздника

«Праздник елки»

Основные принципы драматизации

Вызвать желание участвовать в играх драматизациях, подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жесты, движения

Костюмы, декорации, предметно-игровая среда

«Звери в гостях у Снегурочки»

Самостоятельная театральная деятельность

Побуждать детей играть с куклами настольного театра

Выбор кукол по собственному желанию и замыслу

Март – май. Вторая младшая группа, 3 квартал

Игровое творчество

Поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие сказки, рассказы, придумывая диалоги действующих лиц

Настольный театр мелкой мягкой игрушки

«День рождение слоненка», «Тигренок заболел», «Маша и Жучка»

Песенное творчество

Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в кукольных спектаклях и драматизациях

Костюмы, декорации, атрибуты

Песенка петушка

Танцевальное творчество

Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности ребенка.

Фонограмма, шапочки зверей и птиц, мягкая игрушка, куклы

Танцевальная импровизация с куклами

Основы актерского мастерства

Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Работа у зеркала

«Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «новая кукла», «Молчок»

Основы кукольного театра

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле. Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей

Театр мягкой игрушки

«Смоляной бычок

Основные принципы драматизации

Формировать устойчивый интерес к играм-драматизациям, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств для создания образа

Костюмы, декорации, атрибуты

«Волк и семеро козлят»

Проведение праздников

Вызывать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада

Атрибуты, костюмы,  необходимые для проведения праздника

«Путешествие в весенний лес»

Самостоятельная театральная деятельность

Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях

Выбор средств и предметного окружения по собственному желанию и замыслу


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Н.Ф.Сорокина Играем в кукольный театр. Программа «Театр – Творчество – Дети»
  2. Ю.А.Вакуленко, О.П.Власенко Театрализованные инсценировки сказок в детском саду
  3. О.П.Власенко Театр кукол и игрушек в ДОУ
  4. Е.А.Гальцова Инсценировки и игровые программы
  5. Е.А.Гальцова Забавные истории обо всем на свете
  6. Дошкольное воспитание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий журнал воспитателя детского сада II-ая младшая группа

Календарно-тематическое планирование по разным видам деятельности (по всем образовательным областям, предложенных в Программе "От рождения до школы" Н. Е. Вераксы)  во 2-ой младшей группе на 1-ый...

Рабочая программа воспитателя детского сада

Рабочая программа воспитателя детского сада по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (прибощение к изобразительному искусству, изобразительная деятельность) для средней группы ...

Рабочая программа воспитателя детского сада

Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе детского сада...

Рабочая программа воспитателя детского сада

Программа для средней группы...

Рабочая программа педагога детского сада

Рабочая программа педагога детского сада средняя группа...