Стремление наблюдать
консультация по теме

Боярчук Лариса Анатольевна

Доклад об исследовательской деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stremlenie_nablyudat_boyarchuk.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет познать его. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.

    Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех  дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно – иллюстративным методом обучения, воспитатели используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование, проблемные ситуации, экспериментирование, опытно – исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

   Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия. Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как их интеграция.

   Интегративный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие  личности ребенка, его познавательных и творческих  способностей. Вариативность использования интегративного метода довольна многообразна. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

   Использование проектно – исследовательской деятельности способствует поддержанию познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Эта тема актуальна по целому ряду причин.

 Во – первых, федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа  дошкольного образовательного учреждения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

Во – вторых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации  собственных замыслов.

В  - третьих, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных, действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.

Так что же такое метод проектов?

Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом (Е.С. Полат).

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.  

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых,  проблемных методов, творческих по своей сути.

То есть в его основе лежит  развитие познавательных навыков у детей, умений самостоятельно  конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Какими же должны быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают:

  • повышение личной уверенности каждого участника проектного обучения, его самореализацию и рефлексию через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле, через осознание себя, своих возможностей, а также личностный рост в процессе выполнения проектного задания;
  •  развитие осознания значимости исследовательской работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
  •  развитие исследовательских умений (выявление проблемы, подбор необходимой информации, наблюдение практических ситуаций, выдвижение гипотез и др.)

На сегодняшний день самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие  умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике.    

К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый – развивающий уровень проектирования.

Прежде всего, это опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний (общие радости, заботы, огорчения). Это также опыт разнообразной совместной деятельности, требующий от детей  умения согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок уже способен сдерживать свои импульсные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и сверстников.

В этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности

Очень важно, чтобы воспитатель был способен увлечься тем, чем в данный момент занят ребенок, увлечься искренне, с полной отдачей; принять его интересы, желания, цели и углубить их.

 В ходе изучения научной литературы, проводимых методических мероприятий педагоги  нашего ДОУ пришли к выводу, что проектно – исследовательская деятельность дошкольников, так же как и проектно – исследовательская деятельность взрослого,  должна включать в себя все основные этапы:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • выработка гипотез, предположений;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад)
  • защита.

  Для многих педагогов мысль о том, что старший дошкольник способен пройти все эти этапы, на первый взгляд казалась сомнительной и даже пугающей. Но в процессе осуществления проектной деятельности все страхи рассеялись сразу.

Первый проект был  разработан в 2012году.  Расскажу о подготовке этого проекта. 

Лиза Бурмистрова очень любит рисовать. Помогая дедушке  собирать ягоды, она заметила, что ее руки окрасились в красный цвет. Девочке стало интересно, и  она обратилась к воспитателю с вопросом: «Можно ли из ягод, фруктов и овощей изготовить краски?» В ходе исследовательской работы Лиза узнала, что краски стали известны человеку тысячи лет назад. Растения всегда были рядом с человеком. Люди стали получать краски из цветов, затем из листьев, стеблей и корней растений. С давних пор в русских деревнях крестьяне добывали краски из растений и сами окрашивали пряжу и ткани. Вместе с воспитателем узнали, как можно приготовить краски в домашних условиях. Растительные краски – это самые безопасные краски. Красную и розовую краски делают из сока вишни, клубники, клюквы, брусники, кизила и сока свеклы. Лизе очень понравилось рисовать природными красками, и она предложила ребятам из группы порисовать ими. Детям тоже понравились краски природного происхождения.

Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. К концу шестого года жизни активно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально – волевая, интеллектуальная. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её.

В 2013 году нами были разработаны два проекта:

«Влияние чистоты и порядка на душу человека» , « Сладкие кристаллы».

   Самостоятельная проектная деятельность детей   проходит все основные этапы.

Для того, чтобы подготовить ребенка  для участия в конкурсе, все - таки большая роль принадлежит воспитателю. Так воспитатель, предлагая тему,  ориентируется на интересы и возможности детей. Составление плана работы проходит также под руководством воспитателя.  На следующем этапе – сбор материала, идет активная работа детей. Для сбора информации мы прибегали к помощи родителей. Так, например, родители помогают найти нужную информацию из книг, совместно рассматривают иллюстрации энциклопедий, просматривают с детьми научно – познавательные передачи.

   После того, как собраны все сведения, проведены наблюдения,  эксперименты, можно переходить к обобщению материала и защите.

Результатом нашей деятельности является то, что уже два года дети нашего детского сада участвуют в муниципальном и региональном  конкурсе «Я - исследователь», ежегодно занимают призовые места. Наша задача, как педагогов – поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об объекте, показать ему простейшие приемы экспериментирования, помочь перестроить свою деятельность “методом проб и ошибок” в соответствии с полученными результатами. Важно, чтобы ребенок умел использовать результаты своих ошибочных действий, извлекая из этого нужную информацию.

Проектно – исследовательская деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектно – исследовательская деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектно – исследовательской деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает выполнение оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектно – исследовательской деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектно – исследовательская деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится  более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Большое влияние проектно – исследовательская деятельность оказывает и на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

Проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Проектирование также ориентировано на уникальные отношения «ребенок - взрослый», которые строятся на  соучастии в деятельности. Педагог ведет к  соучастию постепенно: от наблюдения за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, наконец, к сотрудничеству.

Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

В ходе проектно – исследовательской деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается  интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь родителя и ребенка наполняется богатым содержанием.

Таким образом, чтобы дети овладели  методом проектов,  педагог  должен:

  • иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,
  • донести её до детей,
  • познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,
  • заинтересовать каждого ребенка,
  • использовать мотивационную и эмоциональную отзывчивость детей,
  • использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,
  • использовать индивидуальный подход,
  • оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,
  • информировать о его реализации.

Проекты помогают:

  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
  • осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её,
  • способствуют развитию творческих способностей детей;
  • способствуют умению наблюдать слушать,
  • способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
  • способствуют развитию мышления;
  • развивают воображение, внимание, память, речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником

Материал адресован родителям будущих первоклассников. В статье собраны советы и рекомендации в виде памяток по развитию правильной речи ребёнка, предупреждению недостатков речи и причины речевых наруш...

Формирование у детей стремления к ЗОЖ

Развлечение для детей подготовительной группы...

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Задача педагогов – помогать развитию исследовательской, познавательной активности детей.

ull;Рассказы- рассуждения• Рассказы- Небылицы •Составление рассказов на основе своего личного опыта• Составление загадок- описаний•Обучение составлению по картине с дополнит...