Оркестр в детском саду. Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей и навыков ансамблевой игры на детских музыкальных инструментах.
рабочая программа по теме

Фомичёва Наталья Борисовна

Программа с примерным тематическим планированием для старшего и подготовительного к школе возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkestr.doc94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Пояснительная записка.  

  Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует  развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

    В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

    Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют),  качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм);  благодаря развитию мелкой моторики,  у детей лучше формируется речь, развивается координация.

      Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

     Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

       Большие возможности  открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

     

Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов,  любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности  детей, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях, независимо от уровня музыкальных способностей. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

      В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, формируются и развиваются его музыкальные и общие способности (выдержка, настойчивость, целеустремленность, воля, внимание, мышление, аналитические способности и др.). Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений. В совместном инструментальном музицировании развиваются коммуникативные качества ребенка, удовлетворяются его потребность в музыкальном общении, формируются представления о выразительной сущности музыкальной речи.

     Использование музыкальных инструментов в  детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.

       Цель программы

       Главная цель создания детского оркестра – развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей  в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность.

       

                                            Задачи программы

  1. образовательная задача: учить детей чистому интонированию в диапазоне октавы, развивать музыкально-слуховые способности, дать теоретические знания для понимания или грамотного воспроизведения музыки, развивать метроритмические способности, учить детей игре на детских музыкальных инструментах.

  1. воспитательная задача: способствовать гармоничному развитию личности каждого ребенка, где важна не музыка сама по себе, а музыка как воспитательное средство. Постигая мир звуков (от звуков повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию), дети учатся слушать и слышать окружающий мир, развивая свою эмоциональную отзывчивость, приучаются к целенаправленной работе, занимаются элементарной творческой деятельностью. Способствовать расширению музыкального кругозора  детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами, развитию художественного вкуса. Также способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

                                                     Возраст

    Данная программа рассчитана на старший и подготовительный к школе возраст.

                                                 Формы работы

1.Текущие занятия

2. Выступления на утренниках, праздниках и вечерах  развлечений

3.Показательные выступления

4. Итоговый концерт (в апреле – мае)

                                             Формы занятий

Занятия я будут проходить  в игровой, наглядной и дидактических формах.                                                    

      Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества, личной активности.

       Игра – путь к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить, считал А.М. Горький. В играх познаются разнообразные свойства предметов, разнообразные свойства жизни. В играх заложена огромная информация о различных знаниях и сведениях. Ребенок получает их свободно, без нажима и насилия. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе, на удовольствии.

      Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря им, ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследуя и познавая с помощью его выразительных свойств окружающую действительность.

                                         Структура занятий

  Занятия оркестром будут проходить 3 раза в неделю, из которых одно занятие общее, когда собираются все участники оркестра (старшая, подготовительная группа и несколько детей из средней группы), второе занятие – по подгруппам, а в третий день я отдельно занимаюсь с детьми, которым необходимы индивидуальные занятия. Структура каждого из этих занятий различная.  На общем занятии я сначала настраиваю детей на занятие распевками (это также способствует и  созданию дисциплины на занятии). Затем даю детям новый материал, смотрю, на сколько дети поняли и усвоили. Вторая (большая) половина занятия – игра на инструментах. Занятия по подгруппам также начинаю с распевок, затем повторяю и закрепляю (при помощи музыкальных и музыкально-дидактических игр) теоретический материал. Во второй части занятия -  отрабатываем исполнение конкретных музыкальных партий. На индивидуальных занятиях, помогаю каждому ребенку справится с теми или иными трудностями. Конечно же,  больше приходится уделять внимания тем детям, которые осваивают навыки игры на более сложных музыкальных инструментах – металлофоне, свирели, аккордеоне.

    Конкретное планирование, распределение материала зависит от конечной цели занятий, концентрирующихся на общей музыкальной подготовке или нацеленных на исполнение музыкальных произведений. Конечно же, занятия могут не всегда соответствовать приведенной выше структуре – занятия статичные можно сочетать и чередовать с динамичными. Главное чтобы все происходящее на уроке, все его разделы и аспекты дополняли друг друга, составляли единое целое.

    На первом этапе преобладают ритмические игры и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов.  Не обойтись и без таких «удобных» для этой цели  инструментов, как ладошки и ноги. Ритмические движения и упражнения выполняются всеми вместе или поочередно. При этом дети сидят или получают возможность активно двигаться.

    На следующем этапе происходит расширение сферы музыкальной деятельности детей и их музыкальных представлений в связи с введением на занятиях диатонических музыкальных инструментов. Использование их выразительных и изобразительных возможностей сочетается с развитием ладового мелодического слуха.

    Знакомство с нотной грамотой, игра на инструментах и пение должны быть неразрывно связаны. Ноты, которые дети узнали на занятии, должны сразу зазвучать, их надо спеть – сначала это будут простые попевки на одном звуке, постепенно они усложняются, и те же попевки потом сыграть на инструменте. И в дальнейшем, по мере появления нового метериала или новых инструментов в оркестре, необходимо связывать с уже пройденным материалом по музыкальной грамоте.

    Ко второму полугодию, репертуар становится намного богаче, расширяется круг ансамблевых возможностей, совместная игра занимает все большее место. К этому времени дети уже имеют небольшой исполнительский опыт. Поэтому в еще большей степени надо обращать их внимание на выразительность игры, на понимание характера и жанра исполняемых пьес, на связь музыки с поэтическим текстом, с сюжетом.    

   

    Основу элементарного музицирования составляет формирование метроритмического чувства (чувства темпа, метра, ритма). Основное внимание при этом должно быть направленно на развитие способности ребенка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Работа над темпоритмом осуществляется в определенной последовательности:

  • сначала педагог помогает детям попадать  в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчиком, отмечая сильную долю такта в соответствии с темпом музыки)
  • следующий этап связан с освоением навыков выделения с помощью ударных инструментов сильных и слабых долей (навыки тактирования)
  • более сложный этап – освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.

На какой-то период времени за сильными и слабыми долями такта может закрепляться определенный музыкальный инструмент (сильная доля – барабан, слабая – колокольчик)

Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических речитативных интонаций голоса, к ощущению его интонационных повышений и понижений. Можно упражняться в передаче с помощью музыкальных инструментов метроритмического пульса речи, а затем – звучащей музыки. Ритмизация поэтических текстов облегчает запоминание ритмического рисунка и дальнейшее его воспроизведение с помощью ударных инструментов. По мере обогащения музыкального опыта ребенка, можно включать в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм).

    Именно поэтому, я стараюсь максимально использовать музыкально-дидактические игры и музыкальные пособия, направленные  на развитие чувства ритма.

Процесс обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно так же разделить на три этапа:

  1. ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения , который будет использоваться для её воспроизведения;
  2. разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам). Отработка исполнительских приемов, работа над выразительностью исполнения
  3. целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

    Для того чтобы игра на музыкальных инструментах носила творческий характер и развивала самостоятельность, нельзя ограничиваться только разучиванием упражнений, пьес и партий. Следует всячески культивировать различные формы работы, способствующие творческим проявлениям детей: от подбора на слух  до совместных оркестрвок-импровизаций.

                             Материально-техническое оснащение

Детские музыкальные инструменты, которые возможно использовать в работе с детьми.

Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам:

  • Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты. Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами и  т.д.
  • Озвученные музыкальные игрушки-инструменты.

  1. Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, музыкальные молоточки).
  2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки).
  3. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, свирели, гармоники, колокольчики, балалайки, гусли, детские баяны и т.д.)

Пособия

  • Фланелеграф
  • Наглядные тематические пособия
  • Музыкально-дидактические игры (настольные)
  • Музыкальный материал (хрестоматии и методические пособия, ноты)

Все занятия будут проходить в музыкальном зале, в знакомой и комфортной для детей обстановке.

                        Механизм оценки получаемых результатов

Главной оценкой получаемых результатов является отчетный концерт в конце учебного года ( апрель – май месяц)

  А диагностика как процесс, позволяет выявить динамику развития музыкальных способностей ребенка. Наиболее ярко уровень музыкальных способностей ребенка можно выявить в процессе различных музыкальных игр.

      Диагностика чувства ритма может включать и выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшей мелодии или музыкального отрывка.

      Диагностика звуковысотного слуха может осуществляться на уровне различения регистров, определения направления движения мелодии, в процессе выявления изменений (ритмических, звукрвысотных и др.) в знакомой ребенку песенке.

      Диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

    При диагностики музыкальных способностей необходимо избегать оценки не столько способностей, сколько усвоенных ребенком музыкальных знаний, умений и навыков.

                                   Взаимодействие с родителями

  1. Собрания общие и групповые
  2. Консультации в форме индивидуальных бесед
  3. Итоговый концерт
  4. Выставки («Музыка в жизни ребенка», «Дошкольное музыкальное развитие», «Играем сами» и т.д.)

                                         Работа с кадрами

  1. Тематические консультации
  2. Организация утренников, праздников и вечеров развлечений

             Примерное тематическое планирование

  месяц

 Кол-во   занятий

 (№ по порядку)

  Осваиваемый      инструмент

Соответствующие темы и понятия музыкальной грамоты

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1 – 6

1 – 6

7 – 12

1 – 12

1 - 12

Ударно-шумовые: погремушки, маракасы, трещотки, бубенцы

Треугольник, бубен, барабан, тарелки, ложки

Металлофон

Металлофон

повторение

Звуки шумовые и музыкальные; высокие – низкие, громко – тихо, звуки долгие и короткие

Нотный стан, скрипичный ключ,

Нота, ноты первой октавы

Длительности нот, штили, паузы, такт

Лад, тоника, устои  и неустои, ступени

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1 – 6

1 – 12

1 – 6

7 – 12

1 – 12

1 – 12

Ксилофон

Свирель

Свирель

Свирель, аккордеон

Аккордеон

Повторение

динамические оттенки

Ноты второй октавы,

Мажор, минор

Легато, стаккато

басовый ключ, ноты малой октавы,

размер 2/4  и 3/4

Мелодия, аккомпанемент

 

     В процессе музыкальной деятельности дети учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости -  все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей

     «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках», — так писал один из крупнейших композиторов Д.Д. Шостакович.

    Обучая детей с интересом работать со звуками, понимать образное, эмоциональное содержание простых песенок, надо стремиться к тому, чтобы музыка стала для ребят средством постижения окружающего мира, чтобы она расширяла возможности детского восприятия. Главное, чтобы дети хотели выражать в музыкальных звуках то, что они видят, что их интересует и волнует. Большая радость, которую получат дети оттого, что имеют возможность с первых уроков «разговаривать» на языке звуков, является сильнейшим стимулом к дальнейшим занятиям музыкой.

Список использованной литературы:

Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка» Москва. Просвящение. 1983г.

Е.Н. Вишняк  под редакцией Л.Аленичевой «Работа с детьми в подготовительной группе детской музыкальной школы»

Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Москва. Просвящение  1990г.

Т.Н. Девятова «Звук-волшебник» (Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста)  Москва. Линка-пресс 2006г.

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки»  «Этот удивительный ритм» (пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений) СПб. Композитор 2005г.

С. Бублей «Детский оркестр» (пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений) Издание 2-е, Ленинград «Музыка»1989г.

Е.В. Евтух «Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся» (методическое пособие)  Спб.  2002 г.

Л.В. Малахова  «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста»,  

Ж. Металлиди и А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», СПб. Композитор 2001г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников при обучению игре на детских музыкальных инструментах

I.Актуальность раскрытия творческого потенциала у детей – дошкольников при развитии музыкальных способностей1. Что такое музыкальность2. Развитие музыкальных способностей у дошкольниковII. Прояв...

Развитие творческих способностей детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах. (моделирование занятия "Озорные наигрыши)

Музыкальные инструменты для детей всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для маленького ребёнка - символ музыки, тот, кто играет...

«Развитие творческих способностей детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах»

Для развития творческой личности ребенка дошкольника на музыкальных занятиях я ставлю перед собой   и сопутствующие задачи: воспитание интереса и любви к музицированию;  установл...

Развитие способностей импровизации в процессе игры на детских музыкальных инструментах у старших дошкольников

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности, рождающая художественные ценности. Это в полной мере относится и к музыкальному искусству....

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах".

Игре  на  детских  музыкальных  инструментах  уделяется  особое  внимание , так  ка  именно  детское  музицирование  расширяет  сферу...

Мастер-класс для воспитателей "Развитие музыкальных способностей посредством обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"

Помощь воспитателям в самостоятельной музыкальной деятельности детей. В каждой группе есть музыкальные уголки, в которых, часто невостребованными, лежат детские музыкальные  и шумовые  инстр...

Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах

Считается доказанным,что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия,то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности и способностей....