Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".
методическая разработка (младшая группа)

 Ирина Юрьевна Баранова

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности,  сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  МБДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка».

                                    Творческая работа.

                       (Обобщение педагогического опыта).

                                               Тема:

                            «Сенсорное развитие детей

            через использование   дидактической игры».

                                                       

                                                       

                                                       

                                                                                                                               

1. Введение.

1.1. Тема опыта

1.2. Значимость и актуальность проблемы для педагога.

1.3. Характеристика противоречий (причин), которые привели к постановке проблемы.

1.4. Условия возникновения и становления педагогического опыта.

1.5. Отражение специфики личностной и профессиональной позиции педагога.

2. Теоретическая часть.

2.1. Результат анализа изученной литературы.

2.2. Характеристика ведущей педагогической идеи.

2.3. Цель педагогического опыта и задачи её достижения.

2.4. Ожидаемый результат деятельности.

3. Практическая часть.

3.1. Характеристика социопрактического аспекта.

3.2. Этапы работы по проблеме.

3.3. Методы, приемы, способы организации работы.

 3.4. Методы исследования в ходе формирования опыта.

3.5. Характеристика ценностно- смысловых аспектов педагогического опыта.

3.6. Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта:

- содержание работы.

- описание способов организации воспитательно- образовательного процесса;

- описание форм, методов, средств реализации опыта.

- описание деятельности детей.

- описание фрагментов работы.

3.7. Наличие нормативной модели новообразований личности.

4. Заключение.

4.1 Эффективность проведенной работы по результатам диагностических исследований.

4.2. Описание диагностических методик.

4.3. Степень реализации задач.

4.4. Диссеминация педагогического опыта.

- диапазон опыта;

- трудоемкость опыта, риски и ограничения, отслеженные в опыте.

Введение:

1.1 Тема педагогического опыта: «Сенсорное развитие детей через использование дидактической игры».

1.2.Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду  значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.

1.3.Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным.

Поэтому считаю, что сенсорное воспитание очень актуально и для детей второй младшей группы детского сада, с которыми я работаю. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, считаю, этот период благоприятным для решения этой задачи. Недаром профессор Н.М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов- индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам восприятия.

1.4.Работая с детьми этого возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я успешно использовала дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности,  сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.

1.5.Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

2. Теоретическая часть.

2.1. Проблема сенсорного воспитания детей всегда был в центре внимания русских и зарубежных педагогов и психологов. Проблема привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, Е. И. Тихеевой. Особый интерес к этой проблеме проявляла М.М. Манасеина. Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии, используя многочисленные труды зарубежных авторов, она разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания.

Видными представителями зарубежной педагогики в этой области были Ф. Фребель,

М. Монтессори.

Важная часть педагогической системы Ф.Фребеля- методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательных занятий с детьми Ф. Фребель придумал шесть « даров».

Первый дар- шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка с двух- трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движегний.

Второй дар- деревянный шар, цилиндр и куб- предназначался для детей трех- четырех лет. Играя с этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомится с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.

Третий, четвертый дар- для детей старше четырех лет- деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», « целое», « часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.

Пятый дар- это 27 кубиков, причем 21 целый, три разделены по диагонали, образуя шесть призм, еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур.

Шестой дар- 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 целый, три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Пятый и шестой дар применялся для развития творческих способностей детей- построения различных построек.

Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, « получает собственно ключ к уразумению внешнего мира, а так же приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира», для ребенка « уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла настоящей рассудительности». Ф. Фребель создал свою теорию детской игры, показал её воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, но и духовно- вводится в жизнь, развивает свои органы чувств. Заслуга Фребеля в том, что он разработал целую серию игр для детей. Ф. Фребель считал: свою внутреннюю сущность человек раскрывает через труд и игру, посредством звуков, красок и форм.

Итальянский врач и педагог М. Монтессори в плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала «гигиене мышления», называя его «ключом» открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством « внутреннего строительства» психики человека.

Уметь различать- характерная черта мышления. Различать- это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения- это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет- различать все это надо научить ребенка. « Процессы различения, группирования и обозначения внешних признаков на основе установившегося в уме прочного порядка,- пишет Монтессори,- и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры».

Следовательно, чтобы научить мыслить, необходимо сравнивать, группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. систему упражнений по развитию органов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, слуха и других.

Благодаря работам М.Монтессори в дошкольную педагогику вошло понятие «сенсорная культура».

Е. И. Тихеева- яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания.

Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источнике и средствах развития ребенка- дошкольника, Тихеева пришла к правильному пониманию: именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира- как основные средства развития. Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми, трудом. Развитие восприятия, мышления, речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве.

Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников- центральные в творчестве Е.И. Тихеевой.

Общеизвестно: сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Е. И, Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты- могучий союзник нравственности.

Да, но каким образом научить ребенка пользоваться чувствами во всей их полноте, предусмотренной природой? Е.И. Тихеева видела один путь- в «организованном знакомстве с окружающей конкретной действительностью и оказании систематической помощи».

Своеобразие методики Е.И. Тихеевой- разнообразие активных видов деткой деятельности: игра, труд, наблюдение , обследование…

Дидактический материал- естественный (семена, плоды, цветы, камни, песок..), жизненный ( мебель, посуда, орудия труда. Бросовый материал…), искусственный ( строительный материал, игрушки, лото, картины…), Тихеева считала одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка. Однако она предупреждала: материал должен соответствовать запросам и интересам детей; предостерегала педагогов от излишнего увлечения искусственным дидактическим материалом, так называемой «гимнастикой чувств». « Вообще применение дидактического материала с целью развития внешних чувств,- писала она, требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо прежде всего понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явится подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществить подобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело не легкое…».

М.М. Манасеина, подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, утверждала: чем скорее и чем лучше ребенок выучиться управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Научение мышлению, как основе умственного развития, предполагает овладение понятиями, что в свою очередь зависит, как уже отмечалось, от достаточного количества полных и четких представлений.

Другой аспект проблемы, подмеченный М.М. Манасеиной, связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления. Эту внутреннюю связь М.М. Манасеина рассматривает как фактор интеллектуальности человеческих ощущений.

М.М. Манасеина выступала за синхронное многостороннее физическое и духовное развитие ребенка. В ее представлении живой детский организм- это неразделимое целое: ведь невозможно полноценное развитие органов ощущений без здоровья и правильного физического развития ребенка.

Признавая важную роль первых лет жизни ребенка, М.М. Манасеина считала, что особое внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств.

Накопление ощущений и представлений через использование органов чувств, через их развитие- трудный, длительный и противоречивый процесс.

М.М. Манасеина  видит его содержание в том, что каждый человек в детстве усваивает тысячи разнообразных представлений, проверяет бесчисленное количество раз данные одного ощущения результатами других и затем путем бесконечного повторения заучивает их до полной автоматичности. Эти идеи М.М. Манасеиной подтверждает современная экспериментальная психология.

Сенсорное воспитание предполагает разумный уход за органами чувств – этот второй постулат концепции М.М. Манасеиной. Методика развития и воспитания чувствований, разработанная М.М. Манасеиной- это система приемов и средств сенсорного воспитания, включающая в себя рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забывала и воспитательной функции. Она считала, что сенсорное воспитание, не только развивает органы чувств, но и приучает ребенка вникать во все подробности, частности, способствует развитию внимания и наблюдательности.

Проанализировав изученную литературу, мы видим, что в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания. Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию истории восприятия, его взаимосвязи  с мышлением. В зависимости от этого по- разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика. Но как мы видим, везде  развитие идет через обогащение сенсорного опыта, посредством зрения слуха, осязания.

Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания- своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов, имеют важное значение для операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Видные представители дошкольной педагогики ( Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Р. Штейнер, Е Тихеева, Л. А. Венгер и.др) для сенсорного развития ребенка предлагали использовать специально организованные дидактические игры и занимались разработкой дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Этой проблемой занимались и педагоги, работающие в других областях (З.В. Лиштван, А.К. Бондаренко, А.Н. Фролова, В.В. Гербова, Э.Г. Пилюгина, З.В. Богатеева, И.Я. Ленгер и др.) , так как сенсорное развитие детей и использование для этого дидактических игр многогранно и охватывает все области развития детей.

2.2.Из всего сказанного выше мы видим, что основное содержание сенсорного воспитания- это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение их способами обследования предметов. Овладение этими знаниями и составляет основу сенсорной культуры человека. Но чтобы овладеть этими знаниями ребенок под руководством взрослого должен многократно повторять различные перцептивные действия, манипулировать с предметами, наблюдать, анализировать. Легче всего это будет сделать в процессе дидактической игры: ребенок не потеряет интерес к действию, оно приобретет цель, ребенок играя, легче запоминает, развивается речь, мышление. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Дидактическая игра дает возможность не только для освоения ребенком сенсорных эталонов, она учит сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы, а значит, развивает ребенка интеллектуально.

В процессе дидактической игры, обеспечивающей его сенсорное воспитание, ребенок развивается и физически: развиваются органы чувств, что способствует при правильной организации игры укреплению здоровья.

Дидактическая игра дает возможность в процессе сенсорного воспитания развивать ребенка и эстетически: через использование в игре наблюдений, природного дидактического материала, картин, музыки ребенок учится удивляться, восхищаться совершенством красок, форм, звуков. А это в конечном итоге помогает нам развивать художественные, музыкальные, конструктивные способности детей.

А также дидактическая игра помогает развивать ребенка нравственно. Она учит самостоятельности, активности, желанию помочь, умению сочувствовать, сопереживать…

Следовательно, ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что знакомя ребенка с сенсорными эталонами через дидактические игры, мы способствуем его всестороннему развитию.

2.3.Основной целью педагогического опыта является формирование сенсорных способностей у детей. ( в соответствии с « Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.) 

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

- Способствовать формированию у детей перцептивных действий.

- Помочь детям овладеть системой сенсорных эталонов- обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

- Побуждать детей самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Но так как сенсорное развитие достигается через дидактические игры детей, то попутно решается множество важных для полноценного развития личности ребенка задач. Дети знакомятся с миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Развивая органы чувств ребенка, используя в играх специальные упражнения, соблюдая гигиенические требования, укрепляется здоровье детей.

Также в процессе игры формируется доброжелательное отношение друг к другу и окружающим, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Совместная игровая деятельность- уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, родители… Играя со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.

Чтобы работа была более эффективной её необходимо проводить, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

 

2.4.Ожидаемый результат этой работы:

- Овладение детьми сенсорными способностями ( в соответствии с « Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.).

- повышение педагогического мастерства воспитателя в плане подготовки и организации дидактических игр.

- создание в группе оптимальной предметно- развивающей среды.

- гармонизация отношений: педагог – дети, родители- дети, педагог- родители. 

3. Практическая часть.

3.1.Работа по формированию сенсорных способностей детей проводилась во второй младшей группе МБДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка». Участниками стали дети, педагоги, родители.

3.2.Для достижения поставленной цели необходимо создание определенных условий.

Свою работу я начала с создания предметно- развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

ребенка Причем предметно- развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому изучив литературу по детской психологии и сенсорному воспитанию в детском саду, пришла к выводу, что при проектировании предметно-развивающей среды следует учитывать:

- индивидуальные социально- психологические особенности детей.

- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей.

- возрастные особенности.

Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.

В группе оформлена «Сенсорная стена»:

- фланелеграф ( дети создают композиции из ниток, ткани, поролона различного цвета и формы)

- ленточки различного цвета и длины.

- доска с крючками ( группируют предметы по цвету, форме, величине).

- доска с липучками ( собирают целый предмет или картинку из частей.

- доска для рисования ( закрепляют знания о сенсорных эталонах в продуктивной деятельности.

- дидактический стол ( позволяет детям упражняться в перцептивных действиях.

На полу в группе имеются «дорожки» и круги разного цвета и размера, где дети могут в активной двигательной деятельности закреплять полученные знания.

Оформляя физкультурный уголок, я постаралась наполнить его таким материалом, который бы способствовал сенсорному развитию детей. В уголке много нетрадиционного оборудования ( дуги и обручи из киндерсюрпризов, ребристые доски из решеток для раковин, дорожки из губок и др.), а также мячи, кегли, кольцеброс. Все эти предметы разного цвета и размера, сто позволяет их использовать как для проведения дидактических игр, так и в свободной деятельности детей и для проведения индивидуальной работы.

В группе имеется центр «Песок- вода», его значение для развития органов чувств трудно переоценить. В уголке природы много различного природного материала (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки…), который используется в дидактических играх (например: «Собери букет», « Где большой листок?» и др.), продуктивной деятельности («Выложи узор из листьев», « Кто скорее соберет узор из камушков?»)  и помогает детям освоить сенсорные эталоны, развивает эстетические чувства.

Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры- упражнения по изобразительной деятельности (например: « Спрячь мышку», « У кого какое платье» и др)

Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:

- « Мозаика» ( несколько видов, настольная и напольная)

- конструкторы «Лего»,

- пазлы,

- кубики (разного цвета и величины),

- пирамидки ( деревянные и пластмассовые, разной величины),

- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)

- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и веши с хорошо выраженными сенсорными признаками ( посуда разного цвета и величины, салфетки, прихватки разной формы и цвета, одежда для ряженья разного цвета и т.д.).

И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения задач сенсорного развития в соответствии с требованиями « Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

Спроектировав предметно- развивающую среду для сенсорного развития детей, я приступила к диагностике, потому что считаю, что успех деятельности воспитателя детского сада зависит от учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей своей группы я проводила специальные контрольно- проверочные занятия, наблюдала за детьми в процессе свободной деятельности, а также использовала методику Николаевой Т.В.. Результаты исследований фиксировала в диагностических картах. Это помогло составить предварительные представления о возможностях каждого ребенка.

После проведенной диагностики мною был составлен перспективный план по сенсорному воспитанию во второй младшей группе.

В этот план кроме специальных занятий, я  включила отобранные мною заранее дидактические игры, а также задачи по сенсорному развитию  я включила в занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим, занятия продуктивной деятельностью, математикой.

Конечно тут же я столкнулась с проблемой недостатка учебного времени. Нужно было соблюсти баланс со всеми видами детской деятельности, чтобы не получилось так, что результат будет достигнут за счет излишней нагрузки на ребенка, что недопустимо. Поэтому старалась большое количество дидактических игр планировать в утреннее и вечернее время, это позволило мне проводить их небольшими подгруппами, что обеспечило индивидуально- дифференцированный подход. Часть дидактических игр я проводила на участке во время прогулки. Побеседовав с инструктором по физкультуре и музыкальным работником, некоторые дидактические игры мы органично включили в музыкальные, физкультурные занятия. Очень удачно эта работа вписалась в занятия по изобразительной деятельности.  Считаю, что эта продуманная мною работа не нарушила целостности педагогического процесса, и я достигла поставленных мною задач не за счет других видов деятельности.

Особый такт нужно было проявить при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно было помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Нужно было заинтересовывать и вызывать желание малышей поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради решения задач сенсорного воспитания отрывать ребенка от интересных для него дел, надо постараться эти задачи органично включить в игру ребенка. Например: ребенок увлеченно играет с машинкой, воспитатель просит его помочь перевезти в заданное место полочки определенного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета  и складывает их в кузов машины

Работая над проблемой сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей.

Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это и педагоги и родители. Их действия должны быть согласованными, а требования постоянными.

Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему сенсорного воспитания, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему. Для этого я провела анкетирование среди родителей. ( анкету см. в Приложении).

После этого была проведена консультация для родителей « Чем занять ребенка дома», на которой родители не только узнали о значении и видах игр и способах их организации по сенсорному воспитанию, но и имели возможность познакомиться с конкретными играми, узнать их правила, поиграть.

В родительском уголке постоянно помещался материал по изготовлению дидактических игр из природного, бросового материала, бумаги, картона и т д.

 Активизации их интереса к проблеме способствовало участие родителей в изготовлении дидактических игр для группы, их помощи в оформлении игрового уголка. В течение года родители участвовали в совместных выставках рисунков и поделок ( « Путешествие в Красную страну», « Где живет круг» и др.) Было проведено тематическое занятие с участием родителей «Магазин игрушек», где дети и родители смогли быть полноправными участниками, а родители имели возможность научиться правильно играть со своими детьми. Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать правильному сенсорному развитию детей, а также гармонизации детско- родительских отношений.

3.3.Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.

Я использовала разнообразные методические приемы:

- Словесные ( беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова- стихов, загадок, считалок, песенок…)  

- Наглядные ( использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой , величиной, показ образца, показ способа действия…)

- Практические ( действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей….)

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом.

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку  к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов ( память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры ( в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;

- определение количества играющих ( вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);

- подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, способы руководства игрой;

- подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры- это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли игра, и обещает, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

3.4.Работая с детьми младшего возраста, я понимала, что организация дидактической игры 3-4 лет имеет свои особенности. Необходимо хорошо знать и учитывать их возрастные особенности: ребенок в этом возрасте становится активнее, его действия сложнее и многообразнее, возрастает стремление самоутвердиться: « Я сам!». Но внимание малыша пока неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда у ребенка возникают известные трудности. Поэтому я исследовала разные использование различных методических приемов и способов организации дидактической игры, которые помогли бы преодолеть эти трудности. Анализируя проводимые дидактические игры, наблюдая за детьми в процессе свободной деятельности, отслеживая результативность занятий, я пришла к выводу, что преодолеть трудности детей в решении дидактической задачи, можно через занимательность в обучении. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Например: катать цветные шарики в воротца такого же цвета.

Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности. Например: воспитатель вносит коробку на которой нарисованы овощи, рассматривает её с детьми, а затем говорит: « Догадайтесь, дети, что в этой коробке».

Интерес к игре вызывается использованием художественного слова: загадок, стихов, считалок, песенок, потешек, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно.

Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что- то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Для чувственного познания окружающего мира, воспитатель должен подбирать такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.

При проведении игры с детьми младшего возраста, воспитатель объясняет правила по ходу игры : Например: в игре « Собери правильно пирамидку» воспитатель объясняет правило при сборке игрушки. У каждого ребенка в руках пирамидка Воспитатель предлагает снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорит: « Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую (Показывает). Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и надеть его на палочку (Дети выполняют). А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем на палочку». Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень, игра повторяется до тех пор, пока её участники не освоят основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо.

Усвоив правило, дети охотно играют с пирамидками. Теперь, чтобы повысить заинтересованность, можно ввести элемент соревнования: кто быстрее соберет пирамидку? При этом нужно помнить о том, что речь воспитателя должна быть эмоциональной, четкой, и в то же время спокойной.

Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. Педагог широко открывает от удивления глаза, дети подражают ему, у воспитателя грустное лицо- и у всех детей на лицах мгновенно появляется грусть.

При объяснении правил игры воспитатель должен обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

Подводя итоги игры с детьми младшего возраста воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки…

Необходимо у маленьких детей создавать интерес к новым играм: сегодня мы хорошо играли в «чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы будем их отгадывать.

Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает возможность поиграть теми игрушками, которые использовались в дидактической игре.

3.5.Исходя из всего перечисленного, мы можем сделать вывод: игра не терпит принуждения и скуки.

Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей, а также при умелом руководстве педагога будет развиваться умственно, физически, эстетически, нравственно.

3.6.Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

- наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий ;

- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием.

- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.

- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

- совместного участия в данном процессе детей и взрослых ( педагогов и родителей).

Содержание работы строится в соответствии с перспективным планом по сенсорному воспитанию во второй младшей группе.

Большинство используемых в работе дидактических игр, были взяты из системы, предложенной Л. А. Венгер в своем пособии: «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предметов».

Например:

 Дидактическая игра « Воздушные шары»

Дидактическая задача: способствовать формированию у детей цветовых представлений, побуждать детей соотносить цвета разнородных предметов. Игра рассчитана на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра ( задача запомнить названия перед детьми не ставится).

Дидактический материал: Полоска картона, на которой нарисованы нитки семи цветов спектра. Семь разноцветных картонных кружков- «воздушные шары», их цвет соответствует окраске ниток.

Дидактическая игра « Геометрическое лото».

Дидактическая задача: Побуждать детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.( задача запомнить названия геометрических фигур перед детьми не ставится).

Дидактический материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглый ( мяч, яблоко, шарик…), квадратный (коврик, платок, кубик, флаг…), овальный ( дыня, слива, огурец, жук…), прямоугольный ( портфель, конверт, книга, домино…)

Дидактическая игра « Что там?».

Дидактическая задача: способствовать закреплению умения устанавливать соотношение трех предметов по величине, использовать это умение при выполнения действий с предметами ( составление матрешки).

Дидактический материал: Деревянная трехместная матрешка (по количеству детей)

Рассмотрим для примера организацию одной из дидактических игр:

Дидактическая игра « Соберем овощи».

Дидактическая задача: Совершенствовать восприятие формы предметов; упражнять детей узнавать, различать и называть знакомые овощи в цветном и контурном изображении.

Игровая задача и игровые действия: Играть с картинками, собирать в корзину овощи, отгадывать загадки.

Правила игры: Действовать организованно, собирать овощи по предложению ведущего (воспитателя), собирать только овощи, контурное изображение которых имеется на карте- корзине; Правильность действий проверять наложением картинки на контурное изображение овощей.

Материал: карты корзины (по количеству играющих) с контурным изображением разных овощей (морковь, лук, свекла, огурец, капуста) и наборы карточек- картинок (по 5 на каждого играющего), представляющих собой цветные изображения тех же овощей, такого же размера и формы. Карточки- картинки заранее раскладываются на столах рядами- грядками. Большие карты раздаются всем играющим.

Ход игры:

Дети садятся за столы, на которых все приготовлено для игры. Воспитатель- ведущий приглашает детей в огород, рассматривает «грядки»- уточняет, что на грядках растет морковь, огурцы, лук, свекла капуста, предлагает  помочь убрать урожай- собрать овощи с грядок в корзины. Предлагает детям рассмотреть свои корзинки, дети находят на них и называют нарисованные, но не раскрашенные овощи. Воспитатель объясняет, что сорванные с грядок овощи надо положить в корзину на свое место- наложить на изображение тех же овощей. Все дети должны наполнить корзину и убрать все овощи из огорода.

Далее воспитатель говорит, что собирать овощи в корзины, они будут вместе по его предложению. « Давайте все вместе найдем свеклу. Нашли? Положите её в корзину. Правильно, свеклу на свеклу, ровно выкладывайте (проверяет, помогает отдельным детям; спрашивает, что он сорвал и кладет). А теперь сорвите овощ, про который можно сказать загадку: « Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» Правильно это лук. Срываем по одной луковке, кладем в корзинку… и.т.д.

По окончании игры, ведущий отмечает, что овощей на грядках не осталось, а корзины полные. Дети вместе с воспитателем рассматривают овощи в корзинах, проверяют, правильно ли они помещены в корзину.

В своей практике я использовала много занятий, которые полностью состояли из дидактических игр (пример такого занятия см. в Приложении).

 3.7.Ожидаемым результатом своей работы я вижу ребенка, который умеет:

-  выделять ряд свойств и качеств и называть их:

* величина (большой, маленький, одинаковые)

* форма (круг, квадрат, треугольник)

* вес ( легкий ,тяжелый)

* свойства материалов ( прочность, твердость, мягкость)

* структура поверхности (гладкая шероховатая)

- группировать предметы по величине, форме, цвету.

- сравнивать два контрастных по величине предмета, используя прием наложения и приложения.

- различать геометрические фигуры, используя зрение, осязание.

- собирать целое из 4-6 частей.

- в дидактических играх выполнять постепенно усложняющиеся правила.

4. Заключение.

4.1.По окончании работы, предусмотренной перспективным планом, проводится диагностика с использованием тех же методик, которые поводили в начале года. Уровень развития сенсорных способностей детей отслеживаем, используя технологию Т.В. Николаевой.

Думаю что, по результатам диагностики мы получим положительные данные об овладении детьми сенсорными эталонами и перцептивными действиями, т.е. об эффективности денного педагогического опыта.

А наблюдения за детьми в процессе свободной деятельности, беседы с родителями позволят отследить, как дети используют полученные знания в повседневной жизни.

4.2. Для проведения диагностики по методике Т.В. Николаевой нужно специальное оборудование:

-доска с шестью прорезями- круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной, полукруглой и шестиугольной форм и пятью плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

- коробка с шестью прорезями- круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной, полукруглой и шестиугольной форм и двенадцатью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

- одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трех колец, убывающих по величине ( две красные, две желтые, одна синяя).

- пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета.

- пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета.

- цветные кубики- пять желтых; три красных; три зеленых; три оранжевых; три белых.

- одна трехсоставная и одна четырехсоставная матрешки.

- три пары предметных картинок: в каждой паре одна разрезана на две (три, четыре) части.

Детям даются следующие задания:

- вложить геометрические формы в гнезда соответствующей плоскости.

- сгруппировать предметы по цвету при выборе из четырех ( красные, желтые, синие, зеленые).

- сложить трехсоставную матрешку.

- сложить три пирамидки разного цвета (красную, желтую, синюю) из трех убывающих по величине колец.

- сложить картинку, разрезанную вертикально на три части.

Задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Если ребенок затрудняется выполнить задания самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребенка его воспроизвести. Можно использовать и метод совместных действий ( педагог руками ребенка вставляет фигуры в соответствующие прорези). Вслед за этим ребенку предлагается действовать самостоятельно.

По каждому заданию фиксируется:

- желание сотрудничать со взрослым; принятие задания способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности.

- способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение).

- результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

После этого выносится оценка:

- опережение возрастной нормы: ребенок легко и быстро устанавливает контакт с педагогом, встречает предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохраняется у него на протяжении всего обследования. Действует целеустремленно, точно. Если допускает отдельные ошибки, то тут же их замечает и самостоятельно исправляет. При выполнении заданий использует метод проб, примеривание, а также зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованы.

- соответствие возрастной норме: ребенок быстро устанавливает контакт со взрослым. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохраняется у него до конца проверки. Действует целеустремленно, но допущенные ошибки устраняет, как правило, с помощью взрослого. При выполнении заданий ребенок пользуется методом проб, практическим примериванием, а также использует зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия рук не всегда согласованы.

- отставание от возрастной нормы: ребенок в контакт вступает не сразу, контакт формальный. Ребенок несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения обычно индеффирентен. Не замечает и не исправляет допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствует образцу. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечаются действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребенок не отбрасывает, а повторяет снова. Как правило, не определена ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук.

- значительное отставание от возрастной нормы: ребенок в контакт не вступает, безразличен к содержанию заданий, вообще не понимает, что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливает лишь форму активности, которая от него требуется. И после обучения не справляется с заданиями. Не использует поисковые способы ориентировки, а действует силой. Отмечаются неадекватные действия с предметами: берет игрушки в рот, стучит, кидает.

Результаты обследования заносятся в протокол.

4.3. Работая над этой темой не первый год, могу отметить, что при систематической работе в соответствии с перспективным планом, использовании воспитателем рациональных методов и приемов, стремлении к профессиональному росту и конечно, при тесном контакте с родителями, показатели овладения детьми сенсорными способностями оказываются достаточно высокими.

4.4. Думаю, что, этот опыт можно адресовать молодым и начинающим педагогам. педагогам. Но следует отметить, что для проведения этой работы необходимо, чтобы воспитатель должен очень хорошо владеть методикой проведения дидактических игр. Недопустимо, чтобы игра превращалась в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, а не партнера- в результате чего ограничивается и активность и самостоятельность детей. А самое главное условие- эмоциональное отношение ко всему, что бы он не делал вместе с детьми, ведь детям важна искренность и неподдельность чувств педагога в любой ситуации. Тогда у детей будет интерес к этим играм, они начнут играть в них и самостоятельно.

Считаю, что этот опыт не является трудоемким, и что не мало важно, он не требует больших материальных вложений.

                                                Литература:

1.М.А Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова.- « Программа воспитания и обучения в детском саду»: Москва, Мозаика- синтез, 2002г.

2. Л.А. Венгер.- « «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»: Москва, Просвещение, 1988г.

3. Л.А. Венгер.-«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»: Москва, Просвещение,1978г.

4. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова.- « Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение,1981г.

5.Э.Г. Пилюгина.- «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».- Москва, Просвещение, 1983г.

6.А.К Бондаренко.- « Дидактические игры в детском саду»: Москва, Просвещение,1991г.

7. М.А. Васильева.- « Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»: Москва, Просвещение, 1986г.

8. Д.В. Менджерицкая.- « Воспитателю о детской игре»: Москва, Просвещение, 1982г.

9.В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.- « Воспитание детей во второй младшей группе детского сада»: Москва, Просвещение, 1981г.

10. Е. Чиркунова .- « Город цветных человечков»: Дошкольное воспитание №6, 2008г,

стр. 115.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»

Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием ф...

Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры».

Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»....

Отчет по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» на 2018 – 2019 учебный год

Научить детей различать основные цвета;Познакомить детей с величиной и формой предмета;Сформировать навыки самостоятельной деятельности;Повысить самооценку детей, их уверенность детей;Развивать творче...

Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры

Раздел планаФорма и содержание работыСроки выполнения  Работа с детьми - специальные занятия по сенсорному воспитанию -сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисова...

План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» 2021-2023 гг.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает ми...

Программа саморазвития Воспитателя «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»

Программа саморазвитияВоспитателя«Сенсорное развитие детей младшего возрастачерез дидактические игры»на 2022-2024 год....

Моя педагогическая находка " Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры

Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются на...