Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов арт-терапии (песочная терапия) "В гости к осьминогам"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Руссу Наталья Закиевна

Данное занятие проводилось мной на муниципальном конкурсе "Педагог-года 2014 города Югорска ". Я стала победителем в номинации "Воспитатель года города Югорска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc81.5 КБ
Office presentation icon Презентация для занятия2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В гости к осьминогам».

Цель: Стабилизация эмоционального фона детей путем использования методов песочной терапии и изотерапии.

Задачи: 

Образовательные:

*Обучать техникам рисования на сухом песке (манная крупа) и карандашами – грим на руке.

*Обучать корректному общению и положительным взаимоотношениям со сверстниками,  

  умению сопереживать окружающим.

*Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического дыхания.

Коррекционно-развивающие:

*Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию.

*Развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинестетическую чувствительность и плавные

   движения всего тела.

*Развивать творческие способности.

*Развивать слуховое восприятие и умение следовать заданным инструкциям.

*Способствовать возникновению у детей ощущения психологического комфорта,

   защищенности, радости, успеха.

*Способствовать стабилизации эмоционального состояния и развития детей.

*Способствовать повышению самооценки у детей.

*Способствовать снижению эмоционального напряжения, мышечных зажимов и

   расслаблению.

Воспитательные:

*Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, сверстникам и

  окружающим.

*Воспитывать самостоятельность и умение работать в парах.

*Повысить интерес детей к коррекционно-развивающим занятиям с помощью использования  

  мультимедийных презентаций.

Направление – коррекционно-развивающее;

Группа – старшая;

Тема – «В гости к осьминогам».

Форма организации – фронтальная, парная, индивидуальная.

Тип занятия – комплексное.

Время реализации – 25 минут;        

Количество детей – 8;

Авторский медиапродукт: занятие с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением "Звездный дождь - 100", Источник света для фибероптики, проектор "Солнечный 100" с диском «Облака», мультимедийное сопровождение к занятию, ракушка, пластиковые подносы, манка, морские камушки и ракушки, грим – карандаши, картонные цветные осьминоги разных размеров и цветов, шкатулка, стеклянные камушки по количеству детей.

На занятии применяются следующие технологии:

* Здоровьесберегающие,

* Информационно-коммуникативные.

Методы, используемые в работе с детьми:

1. Метод изотерапия.

2. Метод песочная терапия (рисование на сухом песке).

3. Релаксация.

4. Психогимнастика.

Организация/ цель

Содержание

Слайд

Вводная часть (5 минут)

Игра на знакомство

«В нашей группе»

Дети сидят на ковре в кругу.

Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.        

«Здравствуйте ребята, приглашаю вас ко мне в гости. Проходите и занимайте любое понравившийся вам место на ковре.

Посмотрите, какой красивый предмет у меня в руках. Кто знает, что это такое? Конечно ракушка, она сегодня нам поможет познакомиться. Тот, у кого ракушка окажется в руках, должен четко произнести свое имя и передать ее своему соседу. Начнем с меня.

 «В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят

Все на коврике сидят.

А у нас есть Наталья Закиевна,….»

(дети произносят свои имена)

Ребята, посмотрите, как холодно и мрачно стало на улице. А ведь совсем недавно было лето, тепло, пригревало солнышко. Но ведь мы с вами большие фантазеры и мечтатели и можем отправиться туда, где сейчас тепло. А куда?.. …(ответы детей.) 

Конечно на море. Там всегда тепло.

1

Игра «Доброе животное».

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие воображения и фантазии; успокоение нервной системы, обогащение мозга кислородом, что способствует активизации мышления.

Для того чтобы нам отправиться на море мы должны вспомнить, какие морские животные обитают в море? (ответы детей).

Молодцы, многих животных вспомнили, и нам поможет отправиться на море большой и добрый кит.

Встанем в круг и возьмемся за руки. Для того чтобы у нас все получилось, мы должны представить, что мы все вместе это один большой кит. Давайте послушаем, как он дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей.

А теперь послушаем вместе!

Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад.

Так не только дышит наш большой и дружелюбный кит, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад» и т. д. (вдох делается глубокий через нос, выдох медленный через рот).

Замечательно, у нас все получилось. И вот мы с вами оказались на берегу моря».

1

Психогимнастика «Мы на море…»

Дети стоят в кругу на ковре.

Цель:  формирование у детей умения и навыков правильного физиологического дыхания,

обогащение мозга кислородом, расслабление, снятие мышечных зажимов.

Ребята, оглянитесь вокруг, что вы видите? Море, пляж, солнышко.

А давайте повеселимся, и представим, что мы с вами морские волны. (Дети изображают волны, плавно двигая руками). 

А теперь, представим, что мы чайки. Мы летаем и красиво кричим А-А-А. (Дети передвигаются по группе и машут руками, как крыльями). 

А теперь, мы с вами морской ветерок, (дети поднимают руки вверх и плавно машут ими из стороны в сторону). Морской ветерок дует теплый и нежный. Мы морской бриз.

Теперь представьте, что мы морские камушки (дети присаживаются на корточки), мы лежим на пляже и греемся на солнышке, нам очень тепло и уютно, а шалун ветерок нагнал на нас морскую волну, и она окатила нас прохладной морской водой. Почувствовали?  

Сделайте глубокий вдох носом, почувствовали свежий соленый запах моря, и медленный выдох ртом.

Мы снова превратились в ребят и заняли свои места на ковре. Понравилось? Очень приятно находиться на море.

1

Основная часть (18 мин)

Игровая ситуация (презентация)

«В гости к осьминожкам»

Дети сидят в кругу на ковре и смотрят мультимедийную презентацию на экране

Цель: введение в игровую ситуацию, повышение мотивации, развитие любознательности, воображения и фантазии.

Ребята, а мне хотелось бы пригласить вас прогуляться по морскому дну и познакомить вас с моими очень хорошими друзьями. Вы согласны?

На морском дне живет одна озорная семья осьминогов. У них очень много детей. Ну  не буду больше ничего рассказывать, лучше вы сами все увидите.

А погрузиться на морское дно нам поможет «Волшебный экран».

2

Упражнение

«Папа осьминог»

Дети сидят в кругу на ковре.

Цель:  повышение игровой мотивации. Побуждать детей к доброжелательным взаимоотношениям и оказанию помощи окружающим оказавшимся в трудных ситуациях.

(На экране появляется картинка осьминога)

Вот мы с вами и очутились на дне морском. Оглядитесь по сторонам.

Посмотрите, кто же тут?

Осьминог его зовут.

Он по – доброму глядит

И о чем-то говорит.

(Осьминог папа просит детей помочь ему отыскать всех его детишек – осьминожек)

Поможем папе осьминогу?...

Но как же мы узнаем детей осьминожек?

Они наверно похожи на своего папу.

Посмотрите на папу осьминога на волшебном экране, и скажите, пожалуйста:

- Какое по форме у него туловище? (Круглое).

- Какие части тела у него есть? (Длинные ноги – щупальца).

- Какого цвета они бывают? (Красного, синего, желтого, зеленого и т. д.)

Все правильно ребята, преступим к поиску детишек осьминожек.

3

Упражнение «Найди веселого осьминога»

Дети подходят к столику с бумажными осьминожками.

Цель:  развитие памяти, внимания, зрительного восприятия.

Закрепление знаний о цвете, размере и настроении.

Ребята, посмотрите, сколько здесь много разных осьминогов разноцветных, больших и маленьких, веселых и грустных.

Как же мы разберемся кто из них детишки нашего папы осьминога?

Давайте вспомним, когда мы познакомились с ними по волшебному экрану, какого размера они были? Большого или маленького? Большого.

А какое у них было настроение? Веселое или грустное? Правильно, они веселились и озорничали, значит, настроение у них было веселое.

Сейчас, каждый из вас выберет и возьмет в руки по одному маленькому веселому осьминогу.

(В это время педагог читает стихотворение)

«Осьминог бывает разный,
Есть огромный, есть малец,
Цвет коричневый, то красный,
Вот такой он молодец!»
Ребята, покажите мне, каких осьминожек вы выбрали?

Ребята у кого осьминоги одинакового цвета, объединяются в пары и садятся на ковер.

3

Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем осьминога»,  Психогимнастический этюд «Плавай, плавай веселей»,

Дети сидят в парах на ковре.

Цель: развитие мелкой моторики,  тактильного восприятия,  и плавных движений.

Обучение способу рисования карандашом – грим на руке, взаимодействию в парах.

Снятие общего и эмоционального напряжения, налаживание эмоциональных контактов со сверстниками.

Ребята, я слышу, что наши осьминожки просят нас с ними поиграть. Поиграем немного с ними?

Хорошо, но для этого мы должны превратиться в осьминожек. И нам помогут в этом вот такие волшебные карандаши.

С их помощью мы превратим наши руки в осьминогов. Посмотрите на свою руку, похожа ли она на осьминога?

Посмотрите это голова, это ножки – щупальца, пошевелите ими. (Педагог все действия показывает на своей руке , а затем рисует гримом на руке осьминога) А вот так мы превращаем руку в осьминога. Рисуем глазки, ротик, ножки, ведь я уже осьминожка.

Теперь, ребята у кого осьминоги одинакового цвета повернитесь друг к другу. (Педагог раздает  карандаш – грим).

Вот вам волшебный карандаш такого же цвета, как и ваши осьминоги.  

Оживляем руку своего соседа, нарисовав на ней осьминога. Первым начинает тот, у кого сейчас в руках волшебный карандаш.

Приступаем к рисованию (Дети рисуют осьминогов).

Я вижу, что ваши руки уже превратились в осьминожек. Подходите ко мне и давайте играть.

Я читаю вам стишок, а вы выполняете все действия.

«Плавай, плавай веселей,

Плавай, плавай побыстрей. («Плавают» имитируя руками движения пловца)

Вправо, влево, вверх и вниз (Повороты вправо, влево, тянут руки вверх, приседают).

И немного покружись. (Кружатся).

Осьминожки наши пляшут:

Вот так, вот так. (Шевелят пальцами обеих рук)

Дружно ножки поджимают

Вот так, вот так. (Сжимают пальцы в кулачки).

Головой они кивают

Вот так, вот так. (Работают кулачками вверх и вниз).

А потом все отдыхают

Вот так, вот так». (Опускаются на ковер и  ложатся на спину).

Ребята положите своих осьминожек себе на живот, они будут вместе с вами отдыхать.

3

Упражнение «Осьминожки отдыхают»

Дети лежат на ковре.

Цель: релаксация, обучение технике правильного дыхания, стабилизация эмоционального фона.

(Включается спокойная музыка и проектор «Солнечный» с диском облака).

Осьминожки отдыхают, качаются на волнах, слушают, как шумит море. Вам спокойно и хорошо. Делаем глубокий вдох носом и медленный выдох ртом. Не забываем про свое дыхание. Смотрим на небо, какие  красивые облака плывут, дует теплый морской ветерок. Он ласково дотрагивается до вас. Ветерок погладил вам щечки, носик и лоб. Дотронулся до ног. Озорник морской ветерок пробежался с легкой прохладой по животу. Нам очень хорошо, мы отдыхаем и успокаиваемся. Сделали глубокий вдох носом, задержали дыхание и выдох через рот. (Повторить вдох-выдох 3 раза).

Теперь взяли в руки осьминожек и сели на ковер.

Сейчас мы с вами будем рисовать море для наших осьминогов. Но рисовать будет необычным способом.

4

Арт-терапевтическое упражнение с использованием техники песочной терапии «рисование на сухом песке»

«Море для осьминога»

Цель: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, фантазии и воображения. Повышение уверенности в себе.

Ребята посмотрите, на лотке находится манная крупа, и на ней с помощью наших пальчиков, мы будем рисовать море для осьминога. (Педагог берет поднос и показывает способ рисования).

Ребята занимайте любое понравившееся место за столами и приступайте к рисованию моря. А после, его можно украсить и сделать уютным. Для украшения, на тарелочках лежат ракушки и морские камушки. (Звучит легкая спокойная музыка).

Давайте посмотрим, какие удивительные моря у нас получились.  Молодцы, моря получились очень красивые и уютные, осьминожки благодарят вас, им очень понравилось с вами играть.

5

Упражнение «Разбудим папу осьминога»

Цель: стимуляция сенсорной деятельности детей;

снятие психоэмоционального напряжения,        

создание радостной эмоционально положительной атмосферы в группе.

Мы с вами нашли всех наших осьминогов, поиграли с ними, а теперь их необходимо отвести к папе осьминогу, ведь он наверно очень сильно переживает. (Дети берут бумажных осьминогов и ведут их к «папе – осьминогу» пучок фибероптического волокна  в виде осьминога).

Посмотрите ребята, наш папа осьминог сбился с ног от поисков своих детей и уснул. Давайте мы его ласково разбудим.

Положим осьминогов на камушки и поиграем с папой осьминогом.

Каждый возьмите по одному щупальцу, погладьте его ласково, как я. 

Посмотрите, щупальца могут менять цвета. Давайте назовем эти цвета. Молодцы!

Щупальца осьминога гладкие, их можно даже свернуть в колечко. Каждая нога осьминога состоит из тоненьких щупальцев. Погладьте их.

Вот  и папа осьминог проснулся.  Возьмите папа осьминог своих деток, и смотрите за ними повнимательнее. (Дети кладут бумажных осьминогов возле папы осьминога).

5

Заключительная часть (2 мин)

Упражнение ритуал – прощания «Подарок»

Дети садятся в круг на ковер.

Цель: закрепление эмоционально положительного настроя в группе, повышение уверенности в себе.

Ребята занимайте свои места на ковре.

Папа осьминог хочет поблагодарить вас за помощь и подарить вам в подарок волшебные морские камушки.

(Педагог раздает камушки детям)

Ребята, мне настолько понравилось играть с вами, что в моей душе стало так много добра, и частичку  я хочу подарить вам. Откройте свои ладони (педагог дует в ладони), а теперь закрывайте их и несите это добро с собой в свою группу. До свидания!

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Посмотрите, кто же тут? Осьминог его зовут. Он по – доброму глядит И о чем-то говорит.

Слайд 4

«Плавай, плавай веселей, Плавай, плавай побыстрей. Вправо, влево, вверх и вниз , И немного покружись. Осьминожки наши пляшут: Вот так, вот так. Дружно ножки поджимают Вот так, вот так. Головой они кивают Вот так, вот так. А потом все отдыхают Вот так, вот так».

Слайд 5

Рисуем море для осьминога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...