"Развитие самосознания у детей старшего возраста при подготовке к обучению в школе"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Шихалева Наталья Сергеевна

По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е.Е Кравцова  одной из составляющих психологической готовности к обучению в школе считает отношение ребенка к самому себе; Я.Л. Коломинский и Е.А.Панько связывают мотивационную готовность к школьному обучению с новым уровнем развития самосознания; В.С. Чудновский, А.Ю. Кржечковский, А.А. Можейко говорят о влиянии самосознания на качество учебной деятельности; В.Г. Маралов усматривает прямую зависимость между психологической готовностью и уровнем развития самосознания  у детей дошкольного возраста. 

Поэтому проблема развития самосознания как условие формирования

психологической готовности детей к обучению в школе в настоящее время является одной из наиболее актуальных.

Объект исследования – процесс развития самосознания как условие формирования психологической готовности детей к обучению в школе.

 Предмет исследования – уровень развития самосознания у дошкольников.

Цель исследования - изучение развития самосознания у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе.

Гипотеза исследования:

Целенаправленное развитие самосознания и, соответственно, повышение уровня психологической готовности к обучению будет протекать более успешно при реализации совокупности следующих психолого-педагогических условий: развитие у детей интереса к самим себе и миру; обучение детей приемам самопознания, самооценивания, саморегуляции.

Задачи:

1.      Изучить теоретические основы проблемы развития самосознания у детей 6-7 лет.

2.      Подобрать психодиагностические методики, направленные на изучение самосознания у детей 6-7 лет.

3.      Определить критерии и выявить особенности самосознания у дошкольников.

4.      Подобрать программу развития самосознания детей  6-7 лет при подготовке к обучению в школе и экспериментальным путем проверить ее эффективность.

Методы исследования:

- наблюдение в процессе психологического эксперимента;

- беседа;

- эксперимент;

- тестирование;

- анализ продуктов деятельности детей;

Методики, использованные для анализа самосознания дошкольников:

«Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания» (ДСС), «Неоконченные рассказы», «Какой Я?»,

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования для практической подготовке детей к обучению в школе.   

В отечественной психологии самосознание трактуется как специфическая форма сознания, направленная на осознание самого себя субъектом деятельности, на осознание своего места в системе существующих отношений и служащая одним из способов регулирования отношений человека с миром и с самим собой, в результате чего образуется представление о самом себе в качестве субъекта переживаний и действий, складывается эмоционально-ценностное отношение к  себе. При этом эпицентром самосознания является собственное «Я» (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин).

В особенностях самосознания детей 6-7 лет,  можно выделить критерии оценки уровня развития самосознания у детей данного возраста:

У детей 6-7 лет уже должна быть сформирована самооценка.  Среди новых качеств самооценки в этом возрасте выделяются усиление роли когнитивных компонентов, критичность, независимость, устойчивость, рефлексивность, регулятивная функция. Самооценка определяет уровень притязания на социальное признание.

У детей 6-7 лет выражена потребность признании. Они ориентированы на собственную актив­ность, повышение  значимости в признании интеллектуальных и нравственных качеств за счет снижения ориентации на признание физических, повышение значимости потребности в дружеских  отношениях, оказании помощи близким и посторонним,  покровительстве младшим.

В соответствии свыше обозначенными задачами исследование было проведено в 3 этапа:

-        Констатирующий этап

-        Формирующий этап

-        Заключительный этап

Целью констатирующего этапа исследования явилось дальнейшее теоретическое осмысление проблемы, а также  изучение уровня  развития самосознания (Приложение 2).

В процессе выделения особенностей самосознания были проанализированы:

-                    особенности самооценки детей 6-7 лет;

-                    особенности притязаний на социальное признание у детей 6-7 лет;

-                    особенности психологического времени личности ребенка 6-7 лет;

-                    особенности осознания прав и обязанностей  детьми 6-7 лет.

Всего было выделено два уровня развития самосознания у детей 6-7 лет. 

Таблица уровней развития самосознания у детей 6-7 лет.

Уровень

Характеристика уровня

1.

Достаточный

Дети осознают себя как субъектов деятельности и общения с другими людьми, имеют устойчивые представления о себе.  У них сформирована адекватная самооценка, выражена потребность в социальном признании. Дети знают и умеют ориентироваться в социальных нормах и правилах поведения, своих обязанностях,  понимают  их значение. У них сформировано эмоциональное отношение к нравственным нормам, четкое представление о своих правах, и путях реализации этих прав. Дети умеют регулировать свое поведение, общение со взрослыми и сверстниками носит произвольный характер. Дети умеют находить конструктивные пути выхода из неблагоприятных ситуаций, используя позитивный стиль общения.

2.

Недостаточный

дети в целом осознают себя как субъектов деятельности и общения, но их представления о себе недостаточно четкие и устойчивые, самооценка неадекватна, ее рефлексивность и регулятивная функция низки. Для них характерна депривация притязаний на социальное признание, что выражается в специфических формах неодобряемого  поведения. Дети слабо ориентируются в социальных нормах и правилах поведения, в своих обязанностях,  не понимают их значения. У них не сформировано эмоциональное отношение к нравственным нормам, нет четкого представления о своих правах, и путях их реализации. Поведение детей импульсивно. Преобладает негативный стиль общения.

В процессе подготовки и проведения формирующего эксперимента решались следующие задачи:

1.      Определение теоретических и организационно-методических основ программы формирующего эксперимента;

2.      Разработка средств оптимизации развития самосознания как условия психологической готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет;

3.      Апробация программы формирующего эксперимента

4.      Отслеживание динамики развития самосознания  по результатам апробации программы.

На заключительном этапе  проведено завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и окончательная интерпретация данных, обобщение полученных результатов, их проверка, формулировка выводов.

После проведения всех методик условные баллы суммировались и по количеству набранных баллов испытуемые были распределены по двум уровням: достаточный уровень развития самосознания (1) и недостаточный уровень развития самосознания (2).

Подводя итог констатирующего этапа исследования самосознания у детей мы обобщили полученные данные об особенностях самооценки, притязаний на социальной признания, психологического времени личности, социального пространства личности (прав и обязанностей), основанные на преобладании желательных или нежелательных ответов и реакций.

 

Средние значения, демонстрирующие уровень развития самосознания у детей 6-7 лет

Группа

детей

Количество ответов

Баллов

ДСС

Неоконченные рассказы

Неоконченные ситуации, беседа

Какой Я?

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

итого

 

6,1

 

19,9

 

0,5

 

5,5

 

5,4

 

10,6

 

2,9

 

Анализ данных экспериментального исследования позволяет сделать выводы, что у детей, с низким уровнем развития самосознания:

-     Самооценка неадекватна: завышена или занижена. Самооценка не критична, не дифференцирована. Ориентация на мнение других при оценке себя свидетельствует о зависимости и неустойчивости самооценки.

-         Притязания на социальное признание тесно связаны с самооценкой и также либо завышены, либо занижены, т.е. неадекватны. Завышенный уровень  притязаний при несоответствии актуального уровня развития приводит к их депривации, что негативно сказывается на поведении детей. Заниженный уровень притязаний тормозит достижения детей в игровой и продуктивной деятельности.

-                   Дети не осознают  свои права и обязанности и не умеют их реализовать. Дети склонны действовать импульсивно, не соотнося свое поведение с принятыми нормами и правилами. Они подчиняются своим внутренним побуждениям, часто не соответствующим реальной ситуации. Многие дети склонны к соблюдению правил поведения из боязни получить наказание или лишиться поощрения, что приводит к появлению негативных поступков в случае безнаказанности. Это отрицательно сказывается на поведении и взаимоотношениях детей с окружающими.

При разработке формирующей программы мы учитывали теоретические данные отечественных исследователей о механизмах и движущих силах развития самосознания в период кризиса 7 лет (И.И.Чеснокова, М.И.Лисина, В.С.Мухина, В.В.Столин) и выявленные в констатирующем эксперименте наиболее характерные особенности самосознания у детей 6-7 лет, а также потенциальные способности детей данного возраста в осознании собственного Я во всем его многообразии представлений, оценок, способов регуляции поведения.

В задачи формирующего эксперимента по развитию самосознания у детей 6-7 лет входило:

-                   Пробудить интерес детей к себе, своему будущему и миру.

-                    Развивать у детей стремление к самопознанию и адекватному самооцениванию через развитие рефлексии.

-                    Развивать у детей позитивное самоотношение и отношение к другим путем наполнения эмоционально-ценностным содержанием образ Я (физический облик, имя, пол), удовлетворения его притязаний на признание, связанных со значимыми отношениями личности к себе и миру в прошлом, настоящем и будущем.

-                    Помочь детям находить, выделять в самом себе качества и особенности личности, которые обеспечивают эффективную жизнедеятельность, дальнейшее развитие и реализацию жизненных целей.

-                    Формировать у детей осознанное отношение к своим правам и обязанностям, позитивное отношение и стремление адекватно действовать в своем социальном пространстве.

-                    Обучать  детей навыкам произвольного управления своим поведением  и позитивного стиля общения со взрослыми и сверстниками.

Формирующий эксперимент проводился в три этапа:

I этап - Овладение детьми приемами самопознания, самооценивания, саморегуляции.

II этап - Развитие у детей перспективности собственного Я в самосознании.

III этап – Формирование у детей позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми.

Комплекс работы по развитию самосознания основывается на существующем в отечественной психологии понимании самосознания как интегративного процесса (И.И. Чеснокова), имеющего структурно-иерархические (М.И. Лисина) и содержательные (В.С. Мухина) характеристики. Исходя из этого, важным является формирование у ребенка ценностного отношения к себе и окружающему миру как центрального (ядерного) образования самосознания на основе развития познавательных, эмоционально-оценочных и регулятивных функций.

Рассмотрим эмпирические данные контрольного диагностического среза.

Группа

Количество ответов

ДСС

Неоконченные рассказы

Неоконченные ситуации, беседа

Какой Я?

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

Достаточный уровень

Недостаточный уровень

До формирующего эксперимента

 

6,1

 

19,9

 

0,5

 

5,5

 

5,4

 

10,6

 

7,1

После формирующего эксперимента

 

17,3

 

8,7

 

4,8

 

1,2

 

11,4

 

4,6

 

7,8

Динамика   развития  самооценки. Дети с ранее завышенной самооценкой показали высокий уровень, т.к. стали более критичны и внимательны к себе, в то же время, основные положительные характеристики собственного Я не только не изменились, но и упрочились (дети сумели аргументировать свой положительный выбор). Дети, показавшие низкий уровень самооценки, частично достигли высокого (58,9 %), частично среднего уровня (41,1 %). Самооценка детей стала более независимой и устойчивой.

Динамика реализации притязаний на социальное признание. Снизилось количество детей с выраженными реакциями депривации притязаний на социальное признание. У них стали менее выражены реакции грубости, капризности, конфликтности. Они начали стремиться стать полезными, получать заслуженное одобрение.

Динамика осознания прав и обязанностей.  Дети стали более осознано относиться к своим правам и обязанностям. У них сложилось четкое понимание сущности этих социальных феноменов и их неразрывности. Дети освоили нормы и правила общения и поведения и стали более активно им следовать, т.к. научились регулировать свое поведения, прилагать к этому волевые усилия.

Проведение контрольного исследования доказало, что предположение о том, что условия развития самосознания у детей 6-7 лет - это развитие у детей интереса к самим себе и миру; овладение детьми приемами самопознания, самооценивания, саморегуляции; формирование у детей позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми -  является верным.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность предложенной развивающей технологии, направленной на развитие самосознания детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе.

 

Таким образом, задачи исследования были решены, гипотеза исследования доказана.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx104.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Студентка 6 курса ФДиНО Шихалева Наталья Сергеевна

Слайд 2

По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е.Е Кравцова одной из составляющих психологической готовности к обучению в школе считает отношение ребенка к самому себе; Я.Л. Коломинский и Е.А.Панько связывают мотивационную готовность к школьному обучению с новым уровнем развития самосознания; В.С. Чудновский , А.Ю. Кржечковский , А.А. Можейко говорят о влиянии самосознания на качество учебной деятельности; В.Г. Маралов усматривает прямую зависимость между психологической готовностью и уровнем развития самосознания у детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Объект исследования – процесс развития самосознания как условие формирования психологической готовности детей к обучению в школе. Предмет исследования – уровень развития самосознания у дошкольников. Цель исследования - изучение развития самосознания у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе.

Слайд 4

Гипотеза исследования: Целенаправленное развитие самосознания и, соответственно, повышение уровня психологической готовности к обучению будет протекать более успешно при реализации совокупности следующих психолого-педагогических условий: развитие у детей интереса к самим себе и миру; обучение детей приемам самопознания, самооценивания , саморегуляции .

Слайд 5

Методы исследования: - наблюдение в процессе психологического эксперимента; - беседа; - эксперимент; - тестирование; - анализ продуктов деятельности детей; Методики, использованные для анализа самосознания дошкольников: «Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания» (ДСС), «Неоконченные рассказы», «Какой Я?»,

Слайд 6

В особенностях самосознания детей 6-7 лет, можно выделить критерии оценки уровня развития самосознания у детей данного возраста: У детей 6-7 лет уже должна быть сформирована самооценка. Среди новых качеств самооценки в этом возрасте выделяются усиление роли когнитивных компонентов, критичность, независимость, устойчивость, рефлексивность , регулятивная функция . Самооценка определяет уровень притязания на социальное признание. У детей 6-7 лет выражена потребность признании. Они ориентированы на собственную актив­ность, повышение значимости в признании интеллектуальных и нравственных качеств за счет снижения ориентации на признание физических, повышение значимости потребности в дружеских отношениях, оказании помощи близким и посторонним, покровительстве младшим.

Слайд 7

В соответствии свыше обозначенными задачами исследование было проведено в 3 этапа: Констатирующий этап Формирующий этап Заключительный этап Целью констатирующего этапа исследования явилось дальнейшее теоретическое осмысление проблемы, а также изучение уровня развития самосознания (Приложение 2). В процессе выделения особенностей самосознания были проанализированы: особенности самооценки детей 6-7 лет; особенности притязаний на социальное признание у детей 6-7 лет; особенности психологического времени личности ребенка 6-7 лет; особенности осознания прав и обязанностей детьми 6-7 лет.

Слайд 8

Достаточный: Дети осознают себя как субъектов деятельности и общения с другими людьми, имеют устойчивые представления о себе. У них сформирована адекватная самооценка, выражена потребность в социальном признании. Дети знают и умеют ориентироваться в социальных нормах и правилах поведения, своих обязанностях, понимают их значение. У них сформировано эмоциональное отношение к нравственным нормам, четкое представление о своих правах, и путях реализации этих прав. Дети умеют регулировать свое поведение, общение со взрослыми и сверстниками носит произвольный характер. Дети умеют находить конструктивные пути выхода из неблагоприятных ситуаций, используя позитивный стиль общения. Всего было выделено два уровня развития самосознания у детей 6-7 лет.

Слайд 9

Недостаточный: дети в целом осознают себя как субъектов деятельности и общения, но их представления о себе недостаточно четкие и устойчивые, самооценка неадекватна, ее рефлексивность и регулятивная функция низки. Для них характерна депривация притязаний на социальное признание, что выражается в специфических формах неодобряемого поведения. Дети слабо ориентируются в социальных нормах и правилах поведения, в своих обязанностях, не понимают их значения. У них не сформировано эмоциональное отношение к нравственным нормам, нет четкого представления о своих правах, и путях их реализации. Поведение детей импульсивно. Преобладает негативный стиль общения.

Слайд 10

В процессе подготовки и проведения формирующего эксперимента решались следующие задачи: Определение теоретических и организационно-методических основ программы формирующего эксперимента; Разработка средств оптимизации развития самосознания как условия психологической готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет; Апробация программы формирующего эксперимента Отслеживание динамики развития самосознания по результатам апробации программы.

Слайд 11

На заключительном этапе проведено завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и окончательная интерпретация данных, обобщение полученных результатов, их проверка, формулировка выводов. После проведения всех методик условные баллы суммировались и по количеству набранных баллов испытуемые были распределены по двум уровням: достаточный уровень развития самосознания (1) и недостаточный уровень развития самосознания (2).

Слайд 12

Группа детей ДСС Неоконченные рассказы Неоконченные ситуации, беседа Какой Я? Достаточный уровень Недостаточный уровень Достаточный уровень Недостаточный уровень Достаточный уровень Недостаточный уровень итого 6,1 19,9 0,5 5,5 5,4 10,6 2,9

Слайд 13

Анализ данных экспериментального исследования позволяет сделать выводы, что у детей, с низким уровнем развития самосознания: - Самооценка неадекватна: завышена или занижена. Самооценка не критична, не дифференцирована. Ориентация на мнение других при оценке себя свидетельствует о зависимости и неустойчивости самооценки. - Притязания на социальное признание тесно связаны с самооценкой и также либо завышены, либо занижены, т.е. неадекватны. Завышенный уровень притязаний при несоответствии актуального уровня развития приводит к их депривации , что негативно сказывается на поведении детей. Заниженный уровень притязаний тормозит достижения детей в игровой и продуктивной деятельности.

Слайд 14

Дети не осознают свои права и обязанности и не умеют их реализовать. Дети склонны действовать импульсивно, не соотнося свое поведение с принятыми нормами и правилами. Они подчиняются своим внутренним побуждениям, часто не соответствующим реальной ситуации. Многие дети склонны к соблюдению правил поведения из боязни получить наказание или лишиться поощрения, что приводит к появлению негативных поступков в случае безнаказанности. Это отрицательно сказывается на поведении и взаимоотношениях детей с окружающими.

Слайд 15

При разработке формирующей программы мы учитывали теоретические данные отечественных исследователей о механизмах и движущих силах развития самосознания в период кризиса 7 лет ( И.И.Чеснокова , М.И.Лисина , В.С.Мухина, В.В.Столин ) и выявленные в констатирующем эксперименте наиболее характерные особенности самосознания у детей 6-7 лет, а также потенциальные способности детей данного возраста в осознании собственного Я во всем его многообразии представлений, оценок, способов регуляции поведения.

Слайд 16

Формирующий эксперимент проводился в три этапа: I этап - Овладение детьми приемами самопознания, самооценивания , саморегуляции . II этап - Развитие у детей перспективности собственного Я в самосознании. III этап – Формирование у детей позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми.

Слайд 17

Комплекс работы по развитию самосознания основывается на существующем в отечественной психологии понимании самосознания как интегративного процесса (И.И. Чеснокова ), имеющего структурно-иерархические (М.И. Лисина ) и содержательные (В.С. Мухина) характеристики. Исходя из этого, важным является формирование у ребенка ценностного отношения к себе и окружающему миру как центрального (ядерного) образования самосознания на основе развития познавательных, эмоционально-оценочных и регулятивных функций.

Слайд 18

Группа ДСС Неоконченные рассказы Неоконченные ситуации, беседа Какой Я? Достаточный уровень Недостаточный уровень Достаточный уровень Недостаточный уровень Достаточный уровень Недостаточный уровень До формирующего эксперимента 6,1 19,9 0,5 5,5 5,4 10,6 7,1 После формирующего эксперимента 17,3 8,7 4,8 1,2 11,4 4,6 7,8

Слайд 19

Динамика развития самооценки. Дети с ранее завышенной самооценкой показали высокий уровень, т.к. стали более критичны и внимательны к себе, в то же время, основные положительные характеристики собственного Я не только не изменились, но и упрочились (дети сумели аргументировать свой положительный выбор). Дети, показавшие низкий уровень самооценки, частично достигли высокого (58,9 %), частично среднего уровня (41,1 %). Они стали более спокойны, уверены в своих положительных качествах. Теперь они не отказывались от положительных характеристик своей личности и аргументировали свои сомнения по поводу тех или иных качеств. Самооценка детей стала более независимой и устойчивой.

Слайд 20

Динамика реализации притязаний на социальное признание. Снизилось количество детей с выраженными реакциями депривации притязаний на социальное признание. У них стали менее выражены реакции грубости, капризности, конфликтности. Они начали стремиться стать полезными, получать заслуженное одобрение. Дети стали спокойно и мотивировано принимать положительную оценку со стороны окружающих и распространять положительную оценку на других. Их эмоциональное состояние стало более стабильным и устойчивым.

Слайд 21

Динамика осознания прав и обязанностей. Дети стали более осознано относиться к своим правам и обязанностям. У них сложилось четкое понимание сущности этих социальных феноменов и их неразрывности. Дети освоили нормы и правила общения и поведения и стали более активно им следовать, т.к. научились регулировать свое поведения, прилагать к этому волевые усилия.

Слайд 22

Проведение контрольного исследования доказало, что предположение о том, что условия развития самосознания у детей 6-7 лет - это развитие у детей интереса к самим себе и миру; овладение детьми приемами самопознания, самооценивания , саморегуляции ; формирование у детей позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми - является верным.

Слайд 23

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность предложенной развивающей технологии, направленной на развитие самосознания детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе. Таким образом, задачи исследования были решены, гипотеза исследования доказана.