статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".
статья по теме
В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения на занятиях по ручному труду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В рамках общеобразовательного обучения у детей с нарушением зрения происходит формирование представлений о своих зрительных возможностях и умении пользоваться нарушенным зрением в предметно-практической деятельности. Однако, это связано у данной категории детей с трудностями синхронности действия руки и глаза, поэтому огромное значение имеет развитие мелкой мускулатуры пальцев, в процессе которого происходит тренировка мышечных усилий и тонкости двигательных реакций.
Ручной труд является важнейшей составляющей продуктивной деятельности и, как следствие, одним из вариантов решения этой задачи. Но, т. к. данные дети страдают зрительной патологией и сопутствующими заболеваниями, то при проведении занятий по ручному труду на педагога ложится дополнительная нагрузка по подаче материала. Большое значение при этом играют:
1.Выбор оптимального времени для рассматривания образца (хорошее освещение рабочей зоны).
2.Расположение экспозиции на уровне глаз ребёнка.
3.Соблюдение требований предъявления наглядности:
- Насыщенность цвета;
- Высокая контрастность;
- Увеличенный размер;
- Усиление контура;
- Отсутствие лишних деталей.
4.Совместные обследующие действия педагогов и детей, сопровождаемые словесным описанием предмета
При обследовании объекта важнейшим для детей с нарушением зрения является соблюдение последовательности.
- В начале - целостное восприятие объекта, затем - детализация объекта и пространственное расположение деталей.
- В завершении – повторное целостное восприятие.
При объяснении порядка действий, при изготовлении чего-либо, педагог обязательно сопровождает показ описанием (с выделением свойств и качеств), приложением одного объекта к другому, а также пояснением и уточнением способов действия.
Работа строится так, чтобы часть используемых приёмов была детям уже знакома, тем самым происходит закрепление материала предыдущих занятий.
Затем показывается новый приём или способ и происходит освоение детьми нового способа (приёма).
Для того, чтобы это происходило, педагогу необходимо тщательно продумывать тематику работ, материал и последовательность действий.
Но, так как дети с нарушением зрения имеют определённые трудности на занятиях по ручному труду, задача педагога всячески им помогать.
Практические рекомендации.
Трудности детей с нарушением зрения | Помощь и действия педагога |
Проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий, а так же ломаных и волнистых линий в различных направлениях. | Использовать опорные зрительные сигналы: цветные яркие точки, звёздочки, галочки. |
Обводка фигур (трафаретов). | Подобрать трафареты ярких цветов, возможно более утолщённого материала. |
Обведение фигур по прерывистой и пунктирной линии. Проведение линий, указанных стрелками. | Усилить толщину линий-указателей. |
Неправильное расположение деталей на листе бумаги, связанное с проблематичностью оценки пространственных отношений между предметами. | Дополнительное объяснение, сочетающееся с перемещением деталей и показом «как правильно». |
Неправильное восприятие глубины пространства (предмет, перекрывающий контур другого, расположен ближе, а, перекрываемый - дальше). | Объяснение и дополнительный показ на других предметах. |
Сложности с вырезанием деталей округлых форм. | Усиление контура детали, напоминание о необходимости поворачивания листа бумаги левой рукой, возможно совместное поворачивание бумаги. |
Работа с мелкими деталями. | Помощь педагога и дополнительное время. |
Неровное приклеивание деталей. | Прикладывание линеек яркого, контрастного цвета. |
Потеря видимости зоны нанесения клея. | Добавление небольшого количества красителя в клей. |
Учитывая особую роль занятий по ручному труду в совершенствовании зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения при начальном школьном обучении, могут быть предложены следующие рекомендации:
- В зависимости от уровня сформированности зрительно-моторных навыков детей со зрительной патологией содержание конкретного задания может изменяться (усложняться или упрощаться) для полгруппы детей или отдельного ребёнка.
- Необходимость учёта индивидуальных возможностей каждого из детей успешно решается в процессе изготовления коллективных работ (коллажей, картин). При этом дети с более низкой остротой зрения изготовляют (рисуют) более крупные по размеру детали.
- Посадка ребёнка, показ, размер пособий и деталей производится в зависимости от диагнозов и рекомендаций врача-офтальмолога.