статья "Практические рекомендации педагогам для занятий по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения".
статья по теме

В этой статье я хочу дать несколько практических рекомендаций для развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения  на занятиях по ручному труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В рамках общеобразовательного обучения у детей с нарушением зрения происходит формирование представлений о своих зрительных возможностях и умении пользоваться нарушенным зрением в предметно-практической деятельности. Однако, это связано у данной категории детей с трудностями синхронности действия руки и глаза, поэтому огромное значение имеет развитие мелкой мускулатуры пальцев, в процессе которого происходит тренировка мышечных усилий и тонкости двигательных реакций.

Ручной труд является важнейшей составляющей продуктивной деятельности и, как следствие, одним из вариантов решения этой задачи. Но, т. к. данные дети страдают зрительной патологией и сопутствующими заболеваниями, то при проведении  занятий по ручному труду на педагога ложится дополнительная нагрузка по подаче материала. Большое значение при этом играют:

1.Выбор оптимального времени для рассматривания образца (хорошее освещение рабочей зоны).

2.Расположение экспозиции на уровне глаз ребёнка.

3.Соблюдение требований предъявления наглядности:

  • Насыщенность цвета;
  • Высокая контрастность;
  • Увеличенный размер;
  • Усиление контура;
  • Отсутствие лишних деталей.

4.Совместные обследующие действия педагогов и детей, сопровождаемые словесным описанием предмета

При обследовании объекта важнейшим для детей с нарушением зрения является соблюдение последовательности.

  • В начале - целостное восприятие объекта, затем - детализация объекта и пространственное расположение деталей.
  • В завершении – повторное целостное восприятие.

При объяснении порядка действий, при изготовлении чего-либо, педагог обязательно сопровождает показ описанием (с выделением свойств и качеств), приложением одного объекта к другому, а также пояснением и уточнением способов действия.

Работа строится так, чтобы часть используемых приёмов была детям уже знакома, тем самым происходит закрепление материала предыдущих занятий.

Затем показывается новый приём или способ и происходит освоение детьми нового способа (приёма).

Для того, чтобы это происходило, педагогу необходимо тщательно продумывать тематику работ, материал и последовательность действий.

Но, так как дети с нарушением зрения имеют определённые трудности на занятиях по ручному труду, задача педагога всячески им помогать.

Практические рекомендации.

Трудности детей с нарушением зрения

Помощь и действия педагога

Проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий, а так же ломаных и волнистых линий в различных направлениях.

Использовать опорные зрительные сигналы: цветные яркие точки, звёздочки, галочки.

Обводка фигур (трафаретов).

Подобрать трафареты ярких цветов, возможно более утолщённого материала.

Обведение фигур по прерывистой и пунктирной линии.

Проведение линий, указанных стрелками.

Усилить толщину линий-указателей.

Неправильное расположение деталей на листе бумаги, связанное с проблематичностью оценки пространственных отношений между предметами.

Дополнительное объяснение, сочетающееся с перемещением деталей и показом «как правильно».

Неправильное восприятие глубины пространства (предмет, перекрывающий контур другого,  расположен ближе, а, перекрываемый -  дальше).

Объяснение и дополнительный показ на других предметах.

Сложности с вырезанием деталей округлых форм.

Усиление контура детали, напоминание о необходимости поворачивания листа бумаги левой рукой, возможно совместное поворачивание бумаги.

Работа с мелкими деталями.

Помощь педагога и дополнительное время.

Неровное приклеивание деталей.

Прикладывание линеек яркого, контрастного цвета.

Потеря видимости зоны нанесения клея.

Добавление небольшого количества красителя в клей.

Учитывая особую роль занятий по ручному труду в совершенствовании зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения при начальном школьном обучении, могут быть предложены следующие рекомендации:

  • В зависимости от уровня сформированности зрительно-моторных навыков детей со зрительной патологией содержание конкретного задания может изменяться (усложняться или упрощаться) для полгруппы детей или отдельного ребёнка.
  • Необходимость учёта индивидуальных возможностей каждого из детей успешно решается в процессе изготовления коллективных работ (коллажей, картин). При этом дети с более низкой остротой зрения изготовляют (рисуют) более крупные по размеру детали.
  • Посадка ребёнка, показ, размер пособий и деталей производится в зависимости от диагнозов и рекомендаций врача-офтальмолога.