Проект «Год до школы»
проект (подготовительная группа) по теме

 

Целью данного проекта является повышения качества образования через создание  механизма взаимодействия в системе МДОУ д/с №5 – семья – школа – учреждения дополнительного образования – учреждения культуры и спортивно-оздоровительные центры.  Создание условий для общего психического развития детей и формирования у них психолого-педагогической готовности к современному, развивающему школьному обучению. Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. Развитие готовности родителей к школьному обучению их детей. Формирование представления родителей о целенаправленной деятельности по подготовке ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_god_do_shkoly.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «БРУСНИЧКА»

Проект

«Год до школы»

Автор проекта:

Щербакова Галина Анатольевна,

воспитатель 2 квалификационной категории

г. Бодайбо

2013г

Содержание

Краткая аннотация проекта……………………………………………….

Актуальность проекта…………………………………………………….

Цель и задачи проекта…………………………………………………….

Методы реализации проекта……………………………………………...

Ожидаемые результаты………………………………………………….

Оценка качества реализации проекта…………………………………..

Практическая значимость проекта……………………………………..

Литература……………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………..

Краткая аннотация проекта

 Направление проекта:

        Целью данного проекта является повышения качества образования через создание  механизма взаимодействия в системе МДОУ д/с №5 – семья – школа – учреждения дополнительного образования – учреждения культуры и спортивно-оздоровительные центры.  Создание условий для общего психического развития детей и формирования у них психолого-педагогической готовности к современному, развивающему школьному обучению. Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. Развитие готовности родителей к школьному обучению их детей. Формирование представления родителей о целенаправленной деятельности по подготовке ребенка к школе.

Вид проекта:

Открытый (в контакте с семьей, учреждениями образования, культуры), информационный, практико-ориентировочный, творческий, долгосрочный.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2013г. – ноябрь 2014г.

Долгосрочный, реализуется в течение учебного года2013-2014г.г. и начало учебного года 2014-2015г.г.

Проект реализуется в три этапа:

1.Подготовительный этап (сентябрь 2013г.)

2.Основной этап – организационно – практический (октябрь – май)

3.Заключительный этап – аналитический (первичный мониторинг-май 2014г., итоговый мониторинг – ноябрь 2014г.)

Участники проекта: воспитатели, учителя, дети подготовительной к школе группы, родители, педагог-психолог, заместитель по воспитательной и методической работе.

Взаимодействие педагогов: воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, родители, психолог и учителя МОУ СОШ №4 г. Бодайбо специалисты Городская детская библиотека, МКУК «Бодайбинский городской краеведческий музей им. Верещагина», специалисты ФГБУ «Государственный природный заповедник «Витимский», МОУ ДОД СЮН, МОУ ДООЦ «Детский образовательный центр».

Основа проектной деятельности – интерес и сотворчество всех участников педагогического процесса.

Направления деятельности:

1.Просветительское (предоставление информации для повышения психолого-педагогической, правовой грамотности родителей по вопросам формирования мотивационной готовности к школьному обучению).

2.Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении, укреплении физического и психического здоровья своей семьи и приобщение к здоровому образу жизни).

Образовательные области:

«Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

Проблема:

Развитие мотивационной сферы готовности ребенка к школе, определения роли родителя в формировании этой сферы.

                                           

Актуальность проекта

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы

познания, что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский

     Подготовительная группа – это сложный период дошкольного детства, когда ребенок уже как бы прошел первый этап своего жизненного пути, заполненного чудесными сказками и любимыми игрушками, и каждый день он готовится распахнуть дверь в новый, пока еще неведомый мир с первыми школьными тетрадками и азбукой, первыми прописями и новыми школьными друзьями. Ежедневно взрослые напоминают ему о том, что он уже большой, что скоро  пойдет в школу и ему нужно вести себя хорошо, быть послушным и внимательным, всегда слушать, что  говорят взрослые. Но ребенок не всегда понимает, как это должно быть?  Ведь он и так себя старается вести хорошо, в его понимании, он слушает маму, воспитателя, а как-то по-другому слушаться он не умеет и что от него хотят взрослые, порою даже и не понимает. И от этого не понимания нередко возникают проблемы в общении со взрослыми, со сверстниками, которые часто приводят к конфликтным ситуациям, а в дальнейшем и причиной не успешности в школе. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь родителям и детям спокойно и уверенно преодолеть этап пред школьного периода, научиться понимать, принимать, слушать и слышать  друг друга.

     И так, до школы еще год. Не рано ли думать о ней? Нет не рано, именно сейчас есть еще немного времени для того, чтобы решить, что необходимо и возможно сделать за оставшееся время. Подумать, что может помешать ребенку хорошо учиться в школе? Отчего у него могут возникнуть трудности? Анализируя результаты адаптации первоклассников, во время беседы со школьным психологом выяснили, что дети, посещавшие дошкольные учреждения в основном приходят в школу с определенным багажом знаний, некоторые даже умеют читать и писать. Трудности в интеллектуальном развитии в основном психолог определяет для неорганизованных детей «домашних», тех, кто не посещал дошкольные учреждения. Но самая главная проблема для первоклассников, по мнению многих учителей и психологов, заключается в неумении слушать собеседника, не сдержанность. Причем, родители, любуясь дарованиями своего ребенка, порою даже не замечают, что он перебивает взрослых, выкрикивает, не дослушав своего товарища. В родительских глазах светится искорка гордости за «своего Кулибина», они испытывают радость «Ай, да сынок (или дочка), ай да умница!

      Из бесед с родителями нашей группы уже летом мы выяснили, что они чрезвычайно озабочены подготовкой своих будущих первоклассников к школьному обучению. При этом такая подготовка понималась очень узко, многие из них спрашивали: будем ли мы на занятиях учить буквы, учиться читать, писать буквы, решать примеры и т.д. Некоторые рассуждали о том, что необходим репетитор. На наш взгляд, узкая направленность усилий родителей может навредить ребенку, привести к формированию у него негативного образа школы, что скажется на мотивационной готовности к школьному обучению.

    Тогда и появилась идея создания проекта «Год до школы», который поможет убедить родителей в том, как важно уделять внимание формированию у ребенка положительного образа школы, интереса к учебе, уверенности в своих силах.  

Цель и задачи проекта

Цель проекта: акцентировать внимание родителей на мотивационной сфере готовности ребенка к школе, показать роль родителя в формировании этой сферы.

Задачи проекта:

 1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей укреплению здоровья, развитию интеллектуальной сферы, навыков произвольного поведения и мотивационного развития детей подготовительной группы.

2. Формировать у детей готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, положительному отношению к школе и обучению, используя навыки исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.

3. Развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности через включение дошкольников в особые формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом, специфичные для ситуации учения, и формирование на этой основе базиса социальной компетентности.

4. Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развивать его положительное мировосприятие, стремление к познанию и восприятие взрослого как авторитетного носителя знаний.

5. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей путем вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Подготовить их к принятию новой социальной позиции дошкольника – позиции школьника.

6. Оказать помощь родителям в решении психологических и педагогических проблемных ситуаций, связанных с подготовкой и обучением в школе.

7.Обощить опыт работы по подготовке детей и родителей к принятию новой социальной позиции школьного обучения, проанализировать участие в совместной деятельности, выявить положительные и отрицательные аспекты  адаптации к школьному обучению.

Принципы реализации проекта:

  • Добровольности;
  • Значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
  • Вариативности форм и методов;
  • Непрерывности и целостности;
  • Комплексности;
  • Сотрудничества;
  • Постоянства обратной связи;
  • Открытости.

Методы реализации проекта:

  • Беседы, консультации;
  • Чтение художественной литературы;
  • Игровые конкурсы, викторины;
  • Составление и просмотр презентаций;
  • Экскурсии;
  • Детско-родительские дискуссии;
  • Создание стендов, фотовыставок;
  • Инсценирование сказок;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Экспериментально-исследовательская деятельность;
  • Мастер-класс;
  • Дни открытых дверей;
  • Обобщение опыта семейного воспитания.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Задачи

Мероприятия

Сроки проведения

Исполнители

Подготовительный этап

1

Создание предметно-развивающей среды, способствующей укреплению здоровья, развитию интеллектуальной сферы, навыков произвольного поведения и мотивационного развития детей подготовительной группы.

1.Подбор и изучение методической  литературы по  подготовке детей к школе.

2.Подбор информационного и продуктивного материала для проведения мероприятий.

3.Составление социального паспорта группы.

4.Разработка перспективного плана работы по взаимодействию с родителями, педагогами и другими специалистами.

5.Оформление в информационном блоке для родителей рекомендаций по охране и укреплению здоровья

6.Оформление игровых развивающих центров в группе, дополнение новыми дидактическими и развивающими играми.

7.Создание «Уголка школьника»

8. Анкетирование родителей по выявлению компетентности по формированию положительной мотивации ребенка к школьному обучению

В течение года

В течение года

2-я неделя сентября

2-я неделя сентября

В течение года

1-я – 4-я неделя сентября

3-я неделя сентября

4-я неделя сентября

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, заместитель заведующей по воспитательной работе

Воспитатели, медсестра

Воспитатели, помощник воспитателя, родители

Воспитатели, педагог-психолог

Основной организационно-практический этап

2

Формировать у детей готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, положительному отношению к школе и обучению, используя навыки исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.

1.Экскурсия в школу: Знакомство с внутренними помещениями, их назначением.

-  Знакомство с учителем, режимом школы - перемена, урок.

-  Проведение учителем игрового урока «Познай-ка».

2.Оформление выставки рисунков «Что тебе понравилось в школе?»

3.Экскурсия в детскую библиотеку. Познавательно-игровая программа «История Бодайбинского района в картинках».

7. Экскурсия в музей. Какая школа была самой первой?

8.Экспериментально-исследовательская деятельность «Для чего ученику нужен ранец?»

9. Дискуссия с Доктором Айболитом: «Для чего нужна гимнастика?»

2. Проведение спортивного праздника «Не болей-ка!»

4.Оформление альбома о школе.

6.Оборудование сюжетно-ролевой игры «Школа»

1-я неделя октября

2-я неделя октября

3-я неделя октября

4-я неделя октября

1-я неделя ноября

2-я неделя февраля

Апрель

3-я неделя января

1-неделя апреля

2-я -4-я неделя апреля

Воспитатели, помощник воспитателя, родители

Воспитатели

Воспитатели, помощник воспитателя, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, помощник воспитателя, родители

Воспитатели, педиатр

3

Развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности через включение дошкольников в особые формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом, специфичные для ситуации учения, и формирование на этой основе базиса социальной компетентности.

1.Коллективное создание альбома «Мои школьные принадлежности».

 2.Оформление книжной полки «Будущему первокласснику». Подбор произведений о школе: А.Барто «Первоклассники», « В школу», Л.Воронкова «Подружки идут в школу», С. Маршак «Первое сентября», Александрова «В школу», Е.Благинина «Научусь-ка я считать», Л.Толстой «Филлипок», Забила «Маленькая школьница», Радищев «Хороший день», С.Маршак «Книжка про книжку», Б. Заходер «Переплётчица», Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

6.Составление детьми творческих рассказов на тему: «Мой самый

лучший день в детском саду»

7. Игры «Сосед, подними руку», «Кто быстрее соберет портфель?», «День вежливости»

8.Постройка снежного городка

9. Беседы «Что можно сделать за перемену!», « Школа и ее правила»., «Для чего нужно учиться в школе», создание ситуации «Перемена», «Урок математики в

школе».

Рассматривание альбома о школе.

3. Пальчиковый театр «Школа».

4. Инсценирование «Лесная школа», «Дружно куклы учат буквы»,

1-я неделя ноября

1-я -4-я неделя ноября

2-я неделя февраля

3-я неделя февраля

4-я неделя февраля

Ноябрь-февраль

3-я неделя января

3-я неделя марта

1-я неделя мая

Воспитатели, учитель и ученики 4класса

Воспитатели, специалисты детской библиотеки

Воспитатели, родители, специалисты детской библиотеки

Воспитатели, родители

Воспитатели, учитель и ученики 1класса

Воспитатели, родители  и ученики старших классов

4

Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развивать его положительное мировосприятие, стремление к познанию и восприятие взрослого как авторитетного носителя знаний.

1.Создание модели трех вопросов по тематическим неделям. Оформление фоторепортажей: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что для этого можно сделать?».

2.Проведение открытого мероприятия с участием учителя. Познавательно-исследовательская деятельность.

3. Посещение уроков

4. Проведение праздников и развлечений вместе с учениками и учителем.

Сентябрь-май

Октябрь, апрель

1 раз полугодие

В соответствии с датами календарных праздников

Воспитатели

Воспитатели, учитель

Воспитатели, родители, учитель и ученики 1класса

Воспитатели, родители, учитель и ученики 1класса

5

Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей путем вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Подготовить их к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника.

1.Родительские собрания:

  • Готовим детей к школе;
  • Детско-родительский досуг «Собираем школьный портфель»;
  • Семинар-практикум «Поговори со мною, мама!»
  • Круглый стол «У порога школы»;

2.Оформление информационно просветительного  материала :

  • «Калейдоскоп событий»(стенд и накопление материала в альбоме)
  • «Год до школы»(стенд, папки документов)
  • «Советы психолога
  • «Советы Доктора Айболита»
  • «На веселой нотке» (рекомендации музыкального руководителя)

3.Организация и проведение «Мастер класса» в соответствии с календарно-тематическим планированием работы воспитателей

4.Создание и накопление материала познавательной рубрики «А знаете ли вы?», в соответствии с тематикой недели и по запросам детей.

5.Конкурсно-игровая программа «Своя игра»

  • «Знатоки природы»
  • Детско-родительская игровая программа «У порога школы»
  • «Зимние забавы»
  • «Богатырские состязания»
  • «Мисс очарование»
  • Интеллектуальная игра «Я готов учиться в школе»
  • Детско-родительский досуг «Собираем портфель знаний»

6. «Выходной вместе с вами!»

  • Участие в игровых, конкурсных, спортивных мероприятиях
  • Коллективное посещение бассейна
  • Коллективное посещение лыжной базы, катка
  • Участие в субботниках по благоустройству территории, подготовке к праздникам

7. Взаимодействие со специалистами детской библиотеки, СЮН, Дома Детского творчества, «Витимского заповедника», участие в районных, во Всероссийских и Международных конкурсах

Октябрь

Декабрь

Март

Май

Октябрь –оформление

Октябрь-май – обновление

Ноябрь – оформление, обновление информации – периодически в течение года

Регулярно, в течение года, 2-3 раза в месяц

В течение

года

Октябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1 раз в месяц и по предложению родительского комитета

В течение года

Воспитатели, медсестра, педагог-психолог, завуч по начальной школе, учителя 4-х классов - МОУ СОШ №4

Воспитатели, детский педиатр, медсестра, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учителя МОУ СОШ №4

Воспитатели, родители, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель

Воспитатели, родители, специалисты детской библиотеки

Воспитатели, родители, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, учителя начальной школы, специалисты детской библиотеки воспитатели, родители, помощник воспитателя, учитель и школьники

Воспитатели, специалисты учреждений дополнительного образования

6

Оказать помощь родителям в решении психологических и педагогических проблемных ситуаций, связанных с подготовкой и обучением в школе.

1.Создание на cайте рубрики «Для вас, родители!»

Пополнение информационным материалом:

-

- Рекомендаций психолога по теме «Подготовка ребенка к школе»

2. Индивидуальные консультации педагога – психолога (по плану педагога-психолога и по запросам родителей (индивидуальные)

3.Семинары-практикумы:

  • Семинар с элементами тренинга «У порога школы»
  • Семинар с элементами тренинга «Услышь меня!»
  • Семинар-практикум «Поговори со мною, мама!»

В течение года

1 раз в месяц, по мере необходимости

Октябрь

Февраль

Март

Воспитатели

Воспитатели, педагог-психолог учреждения и школы

Заключительный этап - аналитический

7

Обобщить опыт работы по подготовке детей и родителей к принятию новой социальной позиции школьного обучения, проанализировать участие в совместной деятельности, выявить положительные и отрицательные аспекты  адаптации к школьному обучению.

1.Анкетирование  детей: «Беседа о школе», (автор Т.Нежнова), приложение №2

2. Анкетирование  родителей

3.Посещение уроков в классах, где обучаются выпускники группы «Муравьишки»

4.Участие в педагогическом совете школы по  адаптации первоклассников

Май

Май

Октябрь-ноябрь  (по согласованию с учителями)

По согласованию с завучами

                                                       Ожидаемый результат

У детей будет сформировано положительное отношение к школе, чувство уважения к авторитету учителя, развито стремление к школьному обучению, самостоятельность и инициативность, коммуникативные умения, социально-ценностные ориентиры, сформировано бережное отношение к своему здоровью.

 Выработана согласованность позиций родителей, детского сада и школы по готовности к обучению в школе.

Сформированы у  детей навыки исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.

  Разработана программа реальных действий партнеров по обеспечению перехода ребенка из ДОУ в школу, совместно с учителем начальных классов.

 Обобщение опыта по обеспечению преемственности со школой в условиях  внедрения государственных федеральных требований и перехода на ФГОС. (обмен опыта)

Практическая значимость результатов:

Разработана программа реальных действий партнеров учебной деятельности по обеспечению перехода ребенка из ДОУ в школу, совместно с учителем начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)...

Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...

Проект "Скоро в школу" (подготовительная к школе группа)

Цель:- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.Задачи:1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.2. Развитие у детей «школьной зрелости».3...

Педагогический проект в подготовительной школе группе «СКОРО В ШКОЛУ»

Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек нахо...

Коротко срочный проект в подготовительной школе группе " Скоро в школу"

Коротко срочный проект в подготовительной школе группе " Скоро в школу" Подготовила: Воспитатель Рожкова А.Н....

Проект "СКОРО В ШКОЛУ" в подготовительной к школе группе

Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС ДО. Задачи:Образователь...