Проект «Год до школы»
проект (подготовительная группа) по теме
Целью данного проекта является повышения качества образования через создание механизма взаимодействия в системе МДОУ д/с №5 – семья – школа – учреждения дополнительного образования – учреждения культуры и спортивно-оздоровительные центры. Создание условий для общего психического развития детей и формирования у них психолого-педагогической готовности к современному, развивающему школьному обучению. Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. Развитие готовности родителей к школьному обучению их детей. Формирование представления родителей о целенаправленной деятельности по подготовке ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_god_do_shkoly.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «БРУСНИЧКА»
Проект
«Год до школы»
Автор проекта:
Щербакова Галина Анатольевна,
воспитатель 2 квалификационной категории
г. Бодайбо
2013г
Содержание
Краткая аннотация проекта……………………………………………….
Актуальность проекта…………………………………………………….
Цель и задачи проекта…………………………………………………….
Методы реализации проекта……………………………………………...
Ожидаемые результаты………………………………………………….
Оценка качества реализации проекта…………………………………..
Практическая значимость проекта……………………………………..
Литература……………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………..
Краткая аннотация проекта
Направление проекта:
Целью данного проекта является повышения качества образования через создание механизма взаимодействия в системе МДОУ д/с №5 – семья – школа – учреждения дополнительного образования – учреждения культуры и спортивно-оздоровительные центры. Создание условий для общего психического развития детей и формирования у них психолого-педагогической готовности к современному, развивающему школьному обучению. Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. Развитие готовности родителей к школьному обучению их детей. Формирование представления родителей о целенаправленной деятельности по подготовке ребенка к школе.
Вид проекта:
Открытый (в контакте с семьей, учреждениями образования, культуры), информационный, практико-ориентировочный, творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2013г. – ноябрь 2014г.
Долгосрочный, реализуется в течение учебного года2013-2014г.г. и начало учебного года 2014-2015г.г.
Проект реализуется в три этапа:
1.Подготовительный этап (сентябрь 2013г.)
2.Основной этап – организационно – практический (октябрь – май)
3.Заключительный этап – аналитический (первичный мониторинг-май 2014г., итоговый мониторинг – ноябрь 2014г.)
Участники проекта: воспитатели, учителя, дети подготовительной к школе группы, родители, педагог-психолог, заместитель по воспитательной и методической работе.
Взаимодействие педагогов: воспитатели групп, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, родители, психолог и учителя МОУ СОШ №4 г. Бодайбо специалисты Городская детская библиотека, МКУК «Бодайбинский городской краеведческий музей им. Верещагина», специалисты ФГБУ «Государственный природный заповедник «Витимский», МОУ ДОД СЮН, МОУ ДООЦ «Детский образовательный центр».
Основа проектной деятельности – интерес и сотворчество всех участников педагогического процесса.
Направления деятельности:
1.Просветительское (предоставление информации для повышения психолого-педагогической, правовой грамотности родителей по вопросам формирования мотивационной готовности к школьному обучению).
2.Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении, укреплении физического и психического здоровья своей семьи и приобщение к здоровому образу жизни).
Образовательные области:
«Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».
Проблема:
Развитие мотивационной сферы готовности ребенка к школе, определения роли родителя в формировании этой сферы.
Актуальность проекта
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский
Подготовительная группа – это сложный период дошкольного детства, когда ребенок уже как бы прошел первый этап своего жизненного пути, заполненного чудесными сказками и любимыми игрушками, и каждый день он готовится распахнуть дверь в новый, пока еще неведомый мир с первыми школьными тетрадками и азбукой, первыми прописями и новыми школьными друзьями. Ежедневно взрослые напоминают ему о том, что он уже большой, что скоро пойдет в школу и ему нужно вести себя хорошо, быть послушным и внимательным, всегда слушать, что говорят взрослые. Но ребенок не всегда понимает, как это должно быть? Ведь он и так себя старается вести хорошо, в его понимании, он слушает маму, воспитателя, а как-то по-другому слушаться он не умеет и что от него хотят взрослые, порою даже и не понимает. И от этого не понимания нередко возникают проблемы в общении со взрослыми, со сверстниками, которые часто приводят к конфликтным ситуациям, а в дальнейшем и причиной не успешности в школе. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь родителям и детям спокойно и уверенно преодолеть этап пред школьного периода, научиться понимать, принимать, слушать и слышать друг друга.
И так, до школы еще год. Не рано ли думать о ней? Нет не рано, именно сейчас есть еще немного времени для того, чтобы решить, что необходимо и возможно сделать за оставшееся время. Подумать, что может помешать ребенку хорошо учиться в школе? Отчего у него могут возникнуть трудности? Анализируя результаты адаптации первоклассников, во время беседы со школьным психологом выяснили, что дети, посещавшие дошкольные учреждения в основном приходят в школу с определенным багажом знаний, некоторые даже умеют читать и писать. Трудности в интеллектуальном развитии в основном психолог определяет для неорганизованных детей «домашних», тех, кто не посещал дошкольные учреждения. Но самая главная проблема для первоклассников, по мнению многих учителей и психологов, заключается в неумении слушать собеседника, не сдержанность. Причем, родители, любуясь дарованиями своего ребенка, порою даже не замечают, что он перебивает взрослых, выкрикивает, не дослушав своего товарища. В родительских глазах светится искорка гордости за «своего Кулибина», они испытывают радость «Ай, да сынок (или дочка), ай да умница!
Из бесед с родителями нашей группы уже летом мы выяснили, что они чрезвычайно озабочены подготовкой своих будущих первоклассников к школьному обучению. При этом такая подготовка понималась очень узко, многие из них спрашивали: будем ли мы на занятиях учить буквы, учиться читать, писать буквы, решать примеры и т.д. Некоторые рассуждали о том, что необходим репетитор. На наш взгляд, узкая направленность усилий родителей может навредить ребенку, привести к формированию у него негативного образа школы, что скажется на мотивационной готовности к школьному обучению.
Тогда и появилась идея создания проекта «Год до школы», который поможет убедить родителей в том, как важно уделять внимание формированию у ребенка положительного образа школы, интереса к учебе, уверенности в своих силах.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: акцентировать внимание родителей на мотивационной сфере готовности ребенка к школе, показать роль родителя в формировании этой сферы.
Задачи проекта:
1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей укреплению здоровья, развитию интеллектуальной сферы, навыков произвольного поведения и мотивационного развития детей подготовительной группы.
2. Формировать у детей готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, положительному отношению к школе и обучению, используя навыки исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.
3. Развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности через включение дошкольников в особые формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом, специфичные для ситуации учения, и формирование на этой основе базиса социальной компетентности.
4. Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развивать его положительное мировосприятие, стремление к познанию и восприятие взрослого как авторитетного носителя знаний.
5. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей путем вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Подготовить их к принятию новой социальной позиции дошкольника – позиции школьника.
6. Оказать помощь родителям в решении психологических и педагогических проблемных ситуаций, связанных с подготовкой и обучением в школе.
7.Обощить опыт работы по подготовке детей и родителей к принятию новой социальной позиции школьного обучения, проанализировать участие в совместной деятельности, выявить положительные и отрицательные аспекты адаптации к школьному обучению.
Принципы реализации проекта:
- Добровольности;
- Значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
- Вариативности форм и методов;
- Непрерывности и целостности;
- Комплексности;
- Сотрудничества;
- Постоянства обратной связи;
- Открытости.
Методы реализации проекта:
- Беседы, консультации;
- Чтение художественной литературы;
- Игровые конкурсы, викторины;
- Составление и просмотр презентаций;
- Экскурсии;
- Детско-родительские дискуссии;
- Создание стендов, фотовыставок;
- Инсценирование сказок;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Экспериментально-исследовательская деятельность;
- Мастер-класс;
- Дни открытых дверей;
- Обобщение опыта семейного воспитания.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки проведения | Исполнители |
Подготовительный этап | ||||
1 | Создание предметно-развивающей среды, способствующей укреплению здоровья, развитию интеллектуальной сферы, навыков произвольного поведения и мотивационного развития детей подготовительной группы. | 1.Подбор и изучение методической литературы по подготовке детей к школе. 2.Подбор информационного и продуктивного материала для проведения мероприятий. 3.Составление социального паспорта группы. 4.Разработка перспективного плана работы по взаимодействию с родителями, педагогами и другими специалистами. 5.Оформление в информационном блоке для родителей рекомендаций по охране и укреплению здоровья 6.Оформление игровых развивающих центров в группе, дополнение новыми дидактическими и развивающими играми. 7.Создание «Уголка школьника» 8. Анкетирование родителей по выявлению компетентности по формированию положительной мотивации ребенка к школьному обучению | В течение года В течение года 2-я неделя сентября 2-я неделя сентября В течение года 1-я – 4-я неделя сентября 3-я неделя сентября 4-я неделя сентября | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, заместитель заведующей по воспитательной работе Воспитатели, медсестра Воспитатели, помощник воспитателя, родители Воспитатели, педагог-психолог |
Основной организационно-практический этап | ||||
2 | Формировать у детей готовность к активному взаимодействию с окружающим миром, положительному отношению к школе и обучению, используя навыки исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности. | 1.Экскурсия в школу: Знакомство с внутренними помещениями, их назначением. - Знакомство с учителем, режимом школы - перемена, урок. - Проведение учителем игрового урока «Познай-ка». 2.Оформление выставки рисунков «Что тебе понравилось в школе?» 3.Экскурсия в детскую библиотеку. Познавательно-игровая программа «История Бодайбинского района в картинках». 7. Экскурсия в музей. Какая школа была самой первой? 8.Экспериментально-исследовательская деятельность «Для чего ученику нужен ранец?» 9. Дискуссия с Доктором Айболитом: «Для чего нужна гимнастика?» 2. Проведение спортивного праздника «Не болей-ка!» 4.Оформление альбома о школе. 6.Оборудование сюжетно-ролевой игры «Школа» | 1-я неделя октября 2-я неделя октября 3-я неделя октября 4-я неделя октября 1-я неделя ноября 2-я неделя февраля Апрель 3-я неделя января 1-неделя апреля 2-я -4-я неделя апреля | Воспитатели, помощник воспитателя, родители Воспитатели Воспитатели, помощник воспитателя, родители Воспитатели, родители Воспитатели, помощник воспитателя, родители Воспитатели, педиатр |
3 | Развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности через включение дошкольников в особые формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом, специфичные для ситуации учения, и формирование на этой основе базиса социальной компетентности. | 1.Коллективное создание альбома «Мои школьные принадлежности». 2.Оформление книжной полки «Будущему первокласснику». Подбор произведений о школе: А.Барто «Первоклассники», « В школу», Л.Воронкова «Подружки идут в школу», С. Маршак «Первое сентября», Александрова «В школу», Е.Благинина «Научусь-ка я считать», Л.Толстой «Филлипок», Забила «Маленькая школьница», Радищев «Хороший день», С.Маршак «Книжка про книжку», Б. Заходер «Переплётчица», Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» 6.Составление детьми творческих рассказов на тему: «Мой самый лучший день в детском саду» 7. Игры «Сосед, подними руку», «Кто быстрее соберет портфель?», «День вежливости» 8.Постройка снежного городка 9. Беседы «Что можно сделать за перемену!», « Школа и ее правила»., «Для чего нужно учиться в школе», создание ситуации «Перемена», «Урок математики в школе». Рассматривание альбома о школе. 3. Пальчиковый театр «Школа». 4. Инсценирование «Лесная школа», «Дружно куклы учат буквы», | 1-я неделя ноября 1-я -4-я неделя ноября 2-я неделя февраля 3-я неделя февраля 4-я неделя февраля Ноябрь-февраль 3-я неделя января 3-я неделя марта 1-я неделя мая | Воспитатели, учитель и ученики 4класса Воспитатели, специалисты детской библиотеки Воспитатели, родители, специалисты детской библиотеки Воспитатели, родители Воспитатели, учитель и ученики 1класса Воспитатели, родители и ученики старших классов |
4 | Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развивать его положительное мировосприятие, стремление к познанию и восприятие взрослого как авторитетного носителя знаний. | 1.Создание модели трех вопросов по тематическим неделям. Оформление фоторепортажей: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Что для этого можно сделать?». 2.Проведение открытого мероприятия с участием учителя. Познавательно-исследовательская деятельность. 3. Посещение уроков 4. Проведение праздников и развлечений вместе с учениками и учителем. | Сентябрь-май Октябрь, апрель 1 раз полугодие В соответствии с датами календарных праздников | Воспитатели Воспитатели, учитель Воспитатели, родители, учитель и ученики 1класса Воспитатели, родители, учитель и ученики 1класса |
5 | Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей путем вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Подготовить их к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника. | 1.Родительские собрания:
2.Оформление информационно просветительного материала :
3.Организация и проведение «Мастер класса» в соответствии с календарно-тематическим планированием работы воспитателей 4.Создание и накопление материала познавательной рубрики «А знаете ли вы?», в соответствии с тематикой недели и по запросам детей. 5.Конкурсно-игровая программа «Своя игра»
6. «Выходной вместе с вами!»
7. Взаимодействие со специалистами детской библиотеки, СЮН, Дома Детского творчества, «Витимского заповедника», участие в районных, во Всероссийских и Международных конкурсах | Октябрь Декабрь Март Май Октябрь –оформление Октябрь-май – обновление Ноябрь – оформление, обновление информации – периодически в течение года Регулярно, в течение года, 2-3 раза в месяц В течение года Октябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 1 раз в месяц и по предложению родительского комитета В течение года | Воспитатели, медсестра, педагог-психолог, завуч по начальной школе, учителя 4-х классов - МОУ СОШ №4 Воспитатели, детский педиатр, медсестра, педагог-психолог, музыкальный руководитель, учителя МОУ СОШ №4 Воспитатели, родители, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель Воспитатели, родители, специалисты детской библиотеки Воспитатели, родители, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, учителя начальной школы, специалисты детской библиотеки воспитатели, родители, помощник воспитателя, учитель и школьники Воспитатели, специалисты учреждений дополнительного образования |
6 | Оказать помощь родителям в решении психологических и педагогических проблемных ситуаций, связанных с подготовкой и обучением в школе. | 1.Создание на cайте рубрики «Для вас, родители!» Пополнение информационным материалом: - - Рекомендаций психолога по теме «Подготовка ребенка к школе» 2. Индивидуальные консультации педагога – психолога (по плану педагога-психолога и по запросам родителей (индивидуальные) 3.Семинары-практикумы:
| В течение года 1 раз в месяц, по мере необходимости Октябрь Февраль Март | Воспитатели Воспитатели, педагог-психолог учреждения и школы |
Заключительный этап - аналитический | ||||
7 | Обобщить опыт работы по подготовке детей и родителей к принятию новой социальной позиции школьного обучения, проанализировать участие в совместной деятельности, выявить положительные и отрицательные аспекты адаптации к школьному обучению. | 1.Анкетирование детей: «Беседа о школе», (автор Т.Нежнова), приложение №2 2. Анкетирование родителей 3.Посещение уроков в классах, где обучаются выпускники группы «Муравьишки» 4.Участие в педагогическом совете школы по адаптации первоклассников | Май Май Октябрь-ноябрь (по согласованию с учителями) По согласованию с завучами |
Ожидаемый результат
У детей будет сформировано положительное отношение к школе, чувство уважения к авторитету учителя, развито стремление к школьному обучению, самостоятельность и инициативность, коммуникативные умения, социально-ценностные ориентиры, сформировано бережное отношение к своему здоровью.
Выработана согласованность позиций родителей, детского сада и школы по готовности к обучению в школе.
Сформированы у детей навыки исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности.
Разработана программа реальных действий партнеров по обеспечению перехода ребенка из ДОУ в школу, совместно с учителем начальных классов.
Обобщение опыта по обеспечению преемственности со школой в условиях внедрения государственных федеральных требований и перехода на ФГОС. (обмен опыта)
Практическая значимость результатов:
Разработана программа реальных действий партнеров учебной деятельности по обеспечению перехода ребенка из ДОУ в школу, совместно с учителем начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).
Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)...
Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...
Проект "Скоро в школу" (подготовительная к школе группа)
Цель:- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.Задачи:1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.2. Развитие у детей «школьной зрелости».3...
педагогический проект "«Скоро в школу» по формированию мотивационной готовности к поступлению в школу детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр нового поколения и интерактивного оборудования "
Работа по данному проекту позволяет повысить уровень мотивационной готовности детей дошкольного возраста к поступлению в школу...
Педагогический проект в подготовительной школе группе «СКОРО В ШКОЛУ»
Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек нахо...
Коротко срочный проект в подготовительной школе группе " Скоро в школу"
Коротко срочный проект в подготовительной школе группе " Скоро в школу" Подготовила: Воспитатель Рожкова А.Н....
Проект "СКОРО В ШКОЛУ" в подготовительной к школе группе
Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС ДО. Задачи:Образователь...