Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.
статья на тему

Cоболевская Ольга Олеговна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.

Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Как же развить в ребенке отзывчивость, добрые эмоции! На этот вопрос есть общий, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным. Этот путь лежит через художественную литературу. Ребенок стремиться подрожать героям, которые эму симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Детская литература- это искусство. Как искусству ей свойственно выражение общих идей в яркой, художественной форме - в конкретных образах. Носителем идей всегда является сказочный герой. Конкретность, яркость, психологическая достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний делает идеи, заложенные в литературном произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми.

Поэтому при отборе литературных произведений нам педагогам, необходимо, прежде всего, видеть, какая позитивная концепция выдвигается в произведении. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формирует правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и другое. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, формируют у ребенка нравственное отношение действительности, несут целую программу позитивных норм поведения.

Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится буквально с колыбели,- это произведение фольклора: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, сказки и другое. Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием близким быту и интересом ребенка.

Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, пески, игровые приемы, танец.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша, которые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет. А для того, чтобы духовно обогатить среду ребенка, нам поможет поэтическое слово, образец духовного служения людям. И звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказы, потешки, небылицы, поговорки, басенки. Каждую потешку, прибаутку, приговорку с детьми обязательно обыгрывать вместе с взрослым.

Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников. Прежде всего - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях - почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков - русской народной культуры.

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Что же относится к детскому фольклору?

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков, например,

Сон да дрема,

Приди к Ване в голов,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки:

А качи, качи, качи

Прилетели к нам грачи,

сели грачи на ворота:

Ворота-то скрып, скрып!

А Сашенька спит, спит.

Баю-бай, Баю-бай! 

Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям.

Люли - люли - люленьки,

Прилетели гуленьки.

Они сели ворковать,

Стали девочку качать - убаюкивать.

В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое. В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, у каждого из них - свои обязанности. В этих песнях говорится о тишине и покое. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "киса".

Киса, кисанька, коток,

Киса - серенький хвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу –

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

или

Баю - баю - баюшок,

Ляжет дочка на пушок,

На пуховую кровать.

Будет дочка крепко спать. | 2р.

А я буду напевать,

Колыбелечку качать.

Баю - баю, спать пора.

Гости едут со двора,

Со двора едут домой

На лошадке вороной.

Баю - бай, баю - бай,

Поскорее засыпай.

Баю - баю, спи - усни,

Угомон тебя возьми.

Баю - бай, баю - бай,

Поди, бука под сарай,

Поди, бука под сарай,

Детке спать ты не мешай.

или

Ах ты, котик серенький,

Хвостик у тебя беленький,

Брысь, котик, не ходи!

Мою детку не буди. И др.

Пестушки - в центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили свое название от слова пестовать - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движение младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:

Потягушки, потягушки!

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Медленно разводя ручки в такт говорят:

Батюшке - сажень!

Матушке - сажень!

Братцу - сажень!

Сестрице - сажень

А мне - долга, долга, долга!

При каждом стихе руки ребенка складывают и снова разводят, при последних словах - очень широко.

Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

Занимательны для ребенка пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

«Ладушки-ладушки,

Где были? - У Аннушки.

Что ели? - Оладушки.

Где оладушки? - Съели ...

Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны).

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,

Где были? --У Панечки.

Что ели? -Прянички!

Где прянички?

Съели...

Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке - за семечками (по аналогии). Важно то, что играя, ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки - потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.

Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Кашку.

Пили?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у…

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

(Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем.

При помощи потешек у малыша легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком.

Песенки, потешки могут существенно помочь воспитателю привить положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными. Например, причесывая девочек, чтобы вызвать радостное настроение, можно сопровождаю этот процесс словами потешки:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти коса не путайся,

Дочка маму слушайся.

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Одевая ребенка на прогулку, может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых взрослые старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришел кисель,

На лавочке присел,

На лавочке присел,

Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,

Будем Сашеньку кормить.

К детям необходимо обращаться с закличками, (от слова закликать - «звать, просить, приглашать, обращаться) что, как известно, способствует формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать. Чаще всего их произносит каждый поодиночке. Это обращения - к мыши, улитке, маленьким жучкам; подражание птичьим голосом; приговорки при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая труда во время купания. В фольклоре последнего времени песенные заклички стали игрой, в них внесено много занимательного и забавного.

Формируя ценностное отношение к природе, педагоги закладывают азы нравственности у детей, которые с удовольствием повторяют: «Солнышко - ведрышко», «Дождик-дождик, пуще».

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети!

Радуга-дуга,

Перебей дождя!

Твои детки плачут,

Пить есть хотят.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа, матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

Прибаутки - детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином - «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке - золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла».

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Собака на кухне

Пироги печет.

Кот в углу

Сухаpи толчет.

Кошка в окошке

Платье шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события или изображается стремительное действие. Это в полной мере отвечает активной натуре ребенка.

Дон, дон, дон!

Загорелся Кошкин дом.

Бежит курица с ведром -

Заливать Кошкин дом.

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки - «синь сарафан», у петушка - «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка - «рябушечка», гуси у бабуси - «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко - колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Щелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

или:

Коза-хлопота

День-деньской занята:

Ей - травы нащипать,

Ей - на речку бежать,

Ей - козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Или

Была репа важная,

Дивилась бабушка каждая:

Одним днем

Не обойдешь кругом.

Всей деревней ели

Целую неделю.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное. Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

Народные игры - в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей - те, где нужно ловить друг друга - «Кошка и мышки», «Курочка-хохлатка», известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Коршуны и цыплята», «Жмурки». «Золотые ворота», «Просо», «Заинька», «Как у наших у ворот», «Тень-тень-потетень» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Очень полезно для здоровья проводить хороводы. Одной из таких замечательных хороводных игр, использующих русских фольклор, является русская народная игра «Каравай»:

Как на Машины именины,

Испекли мы каравай!

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Вот такой высоты,

Вот такой низины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь – выбирай!

Ребенок в центре:

Я люблю, конечно, всех,

Но вот этот/ эта лучше всех!

Игра – хоровод «Огород»

Есть у нас огород,

В нем морковка (капуста) растет,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Вот такой вышины,

Вот такой низины.

Огород, огород,

Что еще там растет?

Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театрализованной деятельности. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность.

Например, дети передают содержание прибаутки, потешки с помощью пластических движений тела, выразительных мимики, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это живая картина. Например, потешка

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

Бывает, что добавляются и слова, объем которых невелик:

Рассказчик.

Был у бабушки коток,

Часто бегал в погребок,

Ел сметану и творог.

Бабушка догнала,

За чупочек подрала:

Бабушка.

Вот тебе, коток,

За сметану и творог.

На материале детского фольклора взрослые могут составить тематические инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Например, инсценировка «Репка», которую дети разыгрывают как маленький спектакль. Такие инсценировки дети разыгрывают по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Это очень хорошая форма использования произведений детского фольклора. Детей надо учить доброжелательно, относиться друг к другу.

Большое внимание уделяется русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Например, сказка « Репка», «Теремок» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя - можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», а страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавель», «Лиса и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», «Царевна лягушка»).

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед своими слушателями картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности. 

Содержание первых сказок для детей направлено именно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания душевному и физическому состоянию героя или другим персонажам. Это обнаруживается в строчках, подчеркивающих, например, физическое напряжение - «тянут - потянут, вытянуть не могут», если просьбу - «пустите меня к себе» (Теремок), или печаль и слезы - «дед плачет, баба плачет» (Курочка Ряба), или нежность и заботливость - «козлятушки-ребятушки, отопритеся, отворитеся (Волк и семеро козлят), или прямую угрозу - «я тебя съем» (Колобок). Вся палитра человеческих отношений раскрывается перед ребенком в доступном содержании первых народных сказок.

Методика ознакомления с фольклором

Какова же методика работы с использованием детского фольклора.

1. Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст, выразительно его исполнить и, если требуется, ярко изобразить то, о чем говорится.

2. Ребенок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая ему. Дети говорят текст все вместе, поэтому надо сразу учить их выразительности речи: уметь выделять наиболее важные слова, т.е. ставить логические ударения. Ребенок задает вопросы, отвечает на них; учится в зависимости от образа менять силу голоса (громко - тихо). А движения дети показывают каждый по-своему: кто копирует взрослого, а кто находит и свои яркие краски для передачи образа.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.

Ребенок ясельного возраста поначалу не может говорить и самостоятельно выполнять нужные движения. Взрослый сам говорит и своими руками помогает малышу, чем доставляет ему большую радость. Потом ребенок научится делать все, что нужно, самостоятельно.

3. Если текст позволяет, можно разделить детей на подгруппы (мальчиков и девочек), когда одни дети выполняют движения, а другие смотрят, а потом наоборот. Например, говорим: «на мальчиков порастушки» или «на девочек порастушки».

4. В детском фольклоре на одну и ту же тему есть много потешек, прибауток, закличек и прочие.

Вывод

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживания детства. Без игры нет детства вообще.

Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут то на помощь приходит детский фольклор.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, танцы, хороводы.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Детям фольклор близок и интересен, и воспитатели им помогают, приобщаясь к фольклору, играть, набираться ума - разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности, именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Задача педагога - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека. Постепенно ребенок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него возникает чувство сопереживания к герою произведения. Как правило, он уже может дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их последовательность; может рассказать, чем все закончилось. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные повороты сюжета, откликается на юмор, курьезность некоторых ситуаций.

Сопоставляя реальное и сказочное, действительное и «понарошечное», смешное и грустное, учится анализировать окружающий мир.

Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребенка - это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре.

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Самореализовать себя как личность. Любить свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Необходимо регулярно проводить народные праздники: «Осенние посиделки», «Масленица», «зимние святки», активными участниками которых являются и взрослые и дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русское народное творчество как средство нравственного воспитания младших дошкольников.

Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, пески, игровые приемы, танец....

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...