Обобщение опыта по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа) по теме

Жуланова Нина Николаевна

В данной работе обобщен опыт работы по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста2

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Актуальность:

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей,  технизацией жилища.

  Актуальность проблемы повышения уровня безопасности человека сегодня очевидна. О чем свидетельствует увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий, катастроф, опасных ситуаций социального характера, которые ведут к человеческим жертвам. К тому же низкий уровень профессиональной подготовки людей по оказанию медицинской помощи, навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, беспечность, невнимательность, так же приводят к человеческим жертвам.

Не секрет, что опасные для жизни ситуации чаще происходят по вине самих людей. Так по данным ГУ МЧС России по Курганской области из сведений о пожарах и последствиях от них на территории Курганской области за 2013 год, количество пожаров составило 1400, погибло людей 136., спасено людей 176, из них в сельской местности произошло пожаров 723, погибло людей 86,  травмы получили 67 человек. Пожары возникали : из-за электрооборудования и бытовых приборов – 339, печное отопление – 267, неосторожное обращение с огнем – 34, другие причины – 71.Если сравнить с 2012 годом, то из-за электрооборудования и бытовых приборов количество пожаров увеличилось на 35 случаев, а из-за неосторожного обращения с огнем на 9 случаев, из- за шалости детей с огнем снизилось на 3 случая.

 Пожар – не стихия, а зло, творимое руками человека. А если в пламени сгорает ребенок, вина лежит только на взрослых. По данным статистики, в Курганской области в 2013 году погибло 6 детей, в сельской местности 3 детей. И таких примеров можно приводить много.

По данным статистики Госавтоинспекции МВД России по Курганской области за 2013 год совершено 1388 дорожно-транспортных происшествий , погибло 261 человек, ранено 1716 человек. И уже за январь 2014 года совершено 83 случая дорожно-транспортных происшествий, погибло 22 человека, ранено112 человек. Это я привела  статистику только по Курганской области .

Малыши уязвимы для преступников, более всего рискуют дети, чувствующие себя нелюбимыми. Они являются легкой мишенью. Преступники нацелены на кажущихся беззащитными, печальными, одинокими и недовольными собой детьми. Специалисты в области виктимологии ( науке о поведении жертвы) отмечают, что многие насильники не жалеют времени и усилий для того, что  бы завоевать доверие и расположенность ребенка. Ведь по сути, они прежде всего психологи, которые знают, что нужно детям, и предлагают им то, что они хотят получить. Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравиться детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных  предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: «Помогите,  пожалуйста, убежала кошка  в подвал..»,  »  Пойдем,  покажу тебе на чердаке котят», «Хочешь, я тебя прокачу» и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

Поэтому основная задача взрослых – научить детей самостоятельности и безопасности. А обеспечение  безопасной жизнедеятельности человека возможно только через образование слоев населения и воспитание подрастающего поколения.

 

Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:

Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;

Разработка  предупредительных мер;

Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

Угроза для жизни;

Возможность нанесения ущерба здоровью;

Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

Опасности дома;

Опасности на дороге и улице;

Опасности на природе;

Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Именно от информированности  и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективен. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительно, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется  человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления  детей с различными видами опасностей.  

1.1Цель моей работы : формирование у детей подготовительной группы сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях.  

Ожидаемые результаты:

1.3.  В соответствии цели определила задачи:

1.Сформировать у детей знания осознанно заботиться о своем здоровье, бережно относиться к себе, соблюдать гигиену;

2.Сформировать у детей знания безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми

3.Сформировать у детей знания безопасного поведения в быту;

4.Сформировать у детей знания безопасного поведения в природе;

5.Сформировать у детей знания безопасного поведения на улице;

6.Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах безопасности детей.

1.2 Этапы работы:

Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:

1.Изучить программу для дошкольных образовательных  учреждений  «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

2. Провести анализ деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Изучить дополнительную литературу, интернет - ресурсы по теме «Безопасность детей старшего дошкольного возраста».

4. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей

5.Составить перспективный план работы по теме: ОБЖ «Здоровье», ОБЖ «Пожарная безопасность», «Минуты безопасности» ( Ребенок и другие люди, Ребенок и природа, Ребенок дома, эмоциональное благополучие ребенка), ОБЖ «ПДД», план работы с родителями.

1.3 При разработке планов работы использовала следующие принципы:

Принцип полноты

Содержание видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадает, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности

Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на определенном возрастном этапе

Принцип сезонности

При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия (тонкий лед поздней осенью…)

Принцип возрастной адресованности

При работе с детьми старшего дошкольного возраста учитываются психологические особенности данного возраста.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи

Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье

2.Теоритические основы

С 1991 года во всех образовательных  учреждениях России начала формироваться новая образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», в центре которой  находился человек, как самоцель развития общества.

Образовательная и воспитательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе нормативно-правовых  актов Российской Федерации в области безопасности : «Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10.01.2000 года», « Военная доктрина РФ от 21.04 2000 3 706»,» О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного  характера от 26.12. 1997», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе от 06.05.1998 года, «О физической культуре и спорте от 13.01. 1999 года», « О пожарной безопасности», «О безопасности движения 2000 – 2003 гг», а также на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности, в различных опасных  и чрезвычайных  ситуациях.

Решение о преподавании курса ОБЖ в образовательных учреждениях принято законом «Об образовании» ст. 28, 29 от 19.05.1998 года за № 1236. Здесь же утвержден обязательный минимум содержания курса ОБЖ основного общего образования.

П.Лич и П.Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

Обратимся к истории дошкольного образования. С середины XIX века в классической педагогике наряду в общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно – гигиенических  навыков и навыков безопасного поведения.

К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и , давая возможность измерить опасность и определить  ее последствия, уменьшает напряженность  страха ввиду этих опасностей».

П.Д. Юркевич, размышляя о «формах нравственного влияния», отмечал: «Чувство самосохранения, которое действует во всяком живом существе, нисколько не указывает детям на будущую опасность, которую или следует обходить, или следует встречать осторожно и с вниманием к себе и к обстоятельствам... Для них опытность служит источником предосторожности. Но... самостоятельная опытность дитяти должна идти рука об руку с разумом воспитателя, который помогает ему смотреть вперед и различать, что опасно и что безопасно. Предостережение имеет двоякую цель - предохранять от опасности, если она есть, и предохранять от страха, если его нет». На наш взгляд, это исключительно важный совет, данный автором при организации опыта поведения маленького ребенка. Подчеркивается, что дети должны быть активными и самостоятельными в данном процессе, и вместе с тем требуется руководство со стороны взрослого. При этом интересно отметить, что автор предостерегает нас от опасности «непрерывного» надзора за детьми, так как это приводит к «ослаблению воли» ребенка. К сожалению, эта идея не получила дальнейшего развития в теории и практике воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста. Возможно, поэтому родители и воспитатели старались ограничиваться в такой работе запретами.

Позднее в Бюллетене № 2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе от 1917 года было заявлено: «Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли в России грудные младенцы. Без счета гибли дети старшего возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней... Жизнь и здоровье каждого ребенка должны отныне свято охраняться».  Именно в этот период вводится новый предмет - школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами «несчастных случаев» и правилами оказания первой помощи (И.И. Мильман, Д. Самородницкий).

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, 'в конце 1920-х - 1930-е годы в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснополь-ского, А. Никольской-Любимовой, Е. Радиной, Т. Рыцлиной, 3. Столица, Л. Шамшиной и других отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте «Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)» (1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Например, по мнению авторов, детям среднего дошкольного возраста доступно:

овладение молотком, ножом, пилой, клещами, вырезание ножницами, первичное овладение иглой;

представление, что при кипении образуется пар, что пользование техники в быту облегчает труд человека;

умение пользоваться бьющейся посудой, мясорубкой (провертывать овощи, вымоченный хлеб) и другими техническими приспособлениями в быту, водопроводом;

стирка и глажение мелких вещей, мойка и резка овощей для винегрета;

знание, что огонь греет, освещает и жжется и что с ним нужно обращаться осторожно (с младшей группы);

знакомство с разнообразными средствами передвижения людей и грузов; с телефоном;

понимание, что глина, песок, камни, железо в огне не горят и что от воды, снега, песка огонь гаснет;

наблюдение изменения продуктов при варке, сушке, жарке; приготовление на маленькой плите разных кушаний.

Однако в 1936-1937 годах при переработке программ детского сада данные вопросы из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических работников трудности (недостаточное методическое обеспечение, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемых результатов в развитии детей, в приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. И хотя в дальнейшем ряд ученых (Л.И. Грехова, Т.В. Земцова, Л.М. Кларина, Н.Г. Комратова, Н.Н. Никандров), изучая вопросы ознакомления дошкольников с техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения о магнетизме, электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве бытовых и транспортных машин, проблема обеспечения безопасности при работе с ними должного отражения в программных документах дошкольного образования 1964-1985 годов не нашла.

полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Исследования В.М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале школьное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской, позже были дополнены Э.Я. Степаненковой, М.Ф. Филенко и другими.

Такая разработанность проблемы повлияла на то, что «в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения», чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе A.M. Якупов).

В 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они незнакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении (Л.Г. Качан).

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания безопасного поведения детей.

 

Программа “Радуга” имеет специальный раздел “Правила личной безопасности”, в котором учитываются такие ситуации, как ребенок заблудился, или потерялся, огонь – стихия и помощник, правила поведения в природе, правила пешехода, общение с незнакомыми людьми, один дома. Вся работа предусматривается для детей с 6 лет и основана на усвоении причинно-следственных связей в познавательной деятельности, на занятиях, прогулках. Содержание усложняется, интерпретируется и расширяется.

  

В 1997 году была опубликована Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.

Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая:

Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);

Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

Применение видеоматериалов;

Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;

Этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

 

3.Опыт работы

3.1 Мною был составлен перспективный план работы с детьми по таким разделам: ОБЖ (Здоровье) (приложение 1), ОБЖ (пожарная безопасность) (Приложение 2) ,Минутки безопасности (приложение 3), (Ребенок и другие люди, Ребенок и природа. Ребенок дома.  Эмоциональное благополучие ребенка.) ( Приложение 4) , ОБЖ (ПДД) (Приложение 5), План работы с родителями (Приложение 6). Вся деятельность спланирована таким образом, что в течение всех недели дети знакомятся с основами безопасности: в понедельник ОБЖ (Здоровье), в среду ОБЖ - пожарная Безопасность, в четверг Минутки безопасности, где дети знакомятся с темами: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Эмоциональное благополучие ребенка»

Циклограмма

3.4 Формы работы с детьми

Свою работу по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности, я начала с создания развивающей среды в группе по этой теме. Мною были созданы уголки пожарной безопасности и ПДД. ». Были сделаны «дорожные знаки» (карточки); «правила дорожного движения (карточки), сюжетные картинки «Ситуации на дороге», «Транспорт». Были подобраны иллюстрации по темам, оформлены в виде папок, распечатана познавательная литература. Куплены настольно-печатные игры по правилам дорожного движения, по правилам поведения дома, на улице, в природе. Мною были изготовлены игры «Часы безопасности», «Лото безопасности», «Собери знак», «Лото дорожные знаки. Создана картотека  стихов, рассказов, сказок, загадок, словесных игр, кроссвордов, лабиринтов,  пословиц. Все это было оформлено в виде папок. Родители приняли участие в изготовлении совместно с детьми различных машин, домиков, знаков дорожного движения маленьких для макета  и напольных знаков для игр, были также изготовлены маленькие светофоры  для уголка ПДД и большой для игр в сюжетно-ролевые игры. Были куплены атрибуты для игры в пожарные. В группе появились плакаты по правилам дорожного движения.

-

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его

самовыражения, способ его совершенствования

Игра, представляет собой воссоздание социальных отношений между

людьми.  Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее

широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой

он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

 

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно

признают, что игра как, важнейшая специфическая деятельность ребенка

должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. ФГОС (приказ № 1155 от 17.10.2013 г) с 01.01.2014 года определил ряд видов деятельности для детей, из которых главная функция воспитания и обучения принадлежит игровой деятельности и познавательно-исследовательской (а не занятий как ранее).

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре

ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его

эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко

используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков

словарной деятельности.

Дидактическая игра, представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения, о поведении с незнакомыми людьми, об опасностях, которые могут подстерегать ребенка дома? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях?

Конечно, в виде игры, но игры поучительной, которая является ведущей

деятельностью в детском саду. С каждой игры дети должны вынести

определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный

момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. И такой игрой

является дидактическая игра – дидактическая игра по обучению детей

дошкольного возраста правилам безопасного поведения

У нас в группе есть игра « Азбука безопасности. Один в доме». Эта игра поможет детям не растеряться и правильно действовать в различных опасных ситуациях, которые могут случиться дома: затопление, пожар, поражение током, взрыв и обрушение. В ходе игры с детьми обсуждаются  ситуации, разбираются причины бедствий и  как нужно правильно себя вести в той или иной ситуации. И самое главное, выясняем с детьми как можно избежать таких ситуаций: не баловаться со спичками, петардами, не засорять раковину отходами, быть осторожными с газом и т.д. Игра проводится в форме лото.

Настольно-печатная игра «Как избежать неприятностей?», Дети знакомятся с правилами безопасности. Учатся понимать смысл сюжета картинки, сопоставлять с определенным стихотворным текстом.

 Картинки и стихи из этой игры можно использовать отдельно, как дидактический материал. В настольно-печатной игре – викторине «Уроки безопасности» дети закрепляют вопросы безопасности.

В игре «Учим дорожные знаки», дети знакомятся с дорожными знаками, светофором. Ребенок должен рассказать, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. 

В настольно-печатной игре «Большая прогулка» дети узнают, как должен вести себя пешеход, научит понимать язык улицы, разговаривать с ней при помощи дорожных знаков

Игра «Лото – дорожные знаки» поможет детям закрепить дорожные знаки.

Играя в игру «Будь осторожен», ребенок научиться правильно себя вести, приходя в лес, на реку или луг – так, чтобы не причинить вреда ни себе, ни окружающим, ни природе.

В игре «Часы безопасности» дети закрепят меры безопасности с предлагаемыми предметами.

Одной из форм работы является сюжетно-ролевая игра. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного сюжета игры, а так же материал для подготовки к действиям в данной роли. В ходе игры детям наглядно объяснялось, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как вести себя, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем или придуманных самими детьми. Дети играют в пожарных, распределяю между собой роли диспетчера, пожарных, водителя, врача и т.д.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой для этого является сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевых играх, где дети изучают знаки дорожного движения, правила поведения на дороге, я беру на себя роль инструктора автошколы. Дети становятся учениками автошколы. Потом, дети, которые лучше всех знают и знаки, и правила дорожного движения становятся членами комиссии, они инспектора ГИБДД. Ученики автошколы должны знать не только знаки дорожного движения, но должны ориентироваться в ситуациях на дороге.  Детям,   успешно ответившим на все вопросы, выдаются водительские удостоверения, а остальные дети становятся пешеходами. И дальше дети распределяют между собой роли диспетчера, продавца в магазине, мамы, папы. Наступает утро, мамы ведут своих детей в детский сад. Сначала работает светофор, а когда он становится неисправным, на дорогу выходит инспектор ГИБДД, дети закрепляют свои знания, полученные в беседе с настоящим инспектором ГИБДД, Слизких Еленой Михайловной. Одна из задач в работе педагогов в дошкольном учреждении познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации  на улицах и дорогах. Сюжетно-ролевая игра помогает решить эту задачу.

В сюжетно-ролевой игре «Поездка в автобусе», обыгрываем разные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляя остановки, кондуктор продает билеты,  контролер проверяет билеты, пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу. (« Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти»), уступают место маленьким и пожилым людям. Закрепляют такое правило: в транспорте вести себя надо тихо, разговаривать тихо. Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна

В сюжетно-ролевой игре «Травмпункт» закрепляем свои знания о травмоопасных ситуациях, закрепляем умение обрабатывать раны, бинтовать травмированную руку или ногу.

Так в непринужденной, игровой форме дети осваивают азы безопасности.

Одной из форм работы являются словесные игры. Я использую такие игры, как » Закончи предложение», «Вставь нужное слово», «Это я , это я , это все мои друзья».Так в игре «Причины пожара», закрепляются знания основных причин пожара.

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар (в квартире)

Дыма столб поднялся вдруг,

Кто не выключил (утюг)

Красный отблеск побежал

Кто со спичками (играл)

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над (газом)

И так далее, а в конце

Дым увидел, не зевай

И пожарных (вызывай)

А узнать, как понимают дети правила пожарной безопасности, поможет игра» Да» и «Нет»:

 Я хочу услышать в ответ.

Все внимательно играйте,

Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ,

И скажите «Да» иль «Нет».

Всем ребятам нужно знать,

Что с огнем нельзя играть.

Это все ребята знают?     (Да)

А с огнем они играют?

Для ребят пожары шутка?

Все ли дети тут послушны?

На печи кипит варенье.

Можно ли без разрешенья

детям к печке подбегать,

Чтоб варенье помешать?

Палит листья мальчик Тихон,

У костра он скачет лихо.

Дети дайте мне ответ,

Хорошо ли это?

Под столом играет света,

Зажигает она свечи.

Дети дайте мне ответ,

Хорошо ли это?

Вова спичками играет,

Мама это запрещает.

Дети дайте мне ответ,

Прав наш Вова или нет?

Непослушный мальчик Вова,

Спичками играет снова.

Пусть мне дети отвечают,

Маму Вова огорчает?

Вот свеча, горит огонь,

Ты огонь попробуй – тронь!

Дайте, дети мне ответ,

Будет больно или нет?

Нам пожары не беда? (нет)

Друга выручим всегда?

Врать не будем никогда?

Маму слушаем всегда?

Можно спичками играть?

Детям свечи зажигать?

Причиняет огонь зло?

Словесные игры – добавлялки: Дидактическая игра: "Слушай внимательно"

- Задаю вопрос,  а дети хором должны отвечать:

 «Это я, это я, это все мои друзья».

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

- Кто из вас шалит с огнем  утром вечером и днем?

- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.

-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

А дает огонь добро?

Ты труслив, когда беда?

Силы жалко для труда?

С огнем всегда ты осторожен?

Что ж завершать игру мне можно?

В игре «Добавь слово» закрепляются основные правила безопасного поведения в быту, на улице. Воспитатель читает строчки стихов, а дети добавляют недостающее слово.

Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег. Не смотри, не жди, не стой, а залей его... водой.

Если младшие сестрички, зажигают дома спички, Что ты должен предпринять? Сразу спички... отобрать.

Раскалился если вдруг электрический утюг, Что должны вы сделать, детки? Вынуть вилку из... розетки.

Если вдруг пожар возник, ты обязан в тот же миг в часть к пожарным позвонить, о пожаре... сообщить.

Кто с огнем не осторожен, у того пожар возможен. Дети, помните о том, что шутить нельзя... с огнем

Также использую игры, закрепляющие правила дорожного движения:

«Запрещается - разрешается»

 Ход игры: Взрослый произносит фразу, дети добавляют последнее слово: «разрешается» или «запрещается».

Идти по тротуару...(разрешается)!

Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом...(запрещается)!

Переходить улицу на красный сигнал светофора... (запрещается)!

Помогать  пожилым людям  переходить улицу... (разрешается)!

Обходить стоящий автобус спереди... (запрещается)!

Выбегать на проезжую часть… (запрещается)!

Уважать правила движения…(разрешается)!

 «Доскажи словечко»

Дети должны подобрать подходящее по смыслу и рифмующееся слово. Например:

У любого перекрестка

Вас встречает... (светофор)

И заводит очень просто

С пешеходом... (разговор):

Свет зеленый - (проходи),

Желтый - лучше…(подожди).

Если свет зажегся красный, -

Значит,  двигаться…опасно).

Стой. Пускай пройдет трамвай,

Наберись... (терпения).

Изучай и уважай

Правила... (движения).

Одной из форм работы являются игры-тренинги, в ходе которых отрабатываются действия в различных ситуациях. Например, в тренинге по теме «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице», очень важно обучить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих. Вначале тренинга прошу детей позвать на помощь, как это делал петушок в сказке: «Несет меня лиса, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы… кот и дрозд, спасите меня. Разыгрываем эту сценку, где один из детей изображает лису, а другой  - петушка. Лиса старается насильно  тащить петушка, а петушок кричит, призывая на помощь кота и дрозда.

В следующем сюжете предлагаю детям воображаемую ситуацию: незнакомый чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит или хочет посадить в машину. Важно, чтобы в роли «похищенного», побывал каждый ребенок. Ребенок должен громко кричать: «На помощь, помогите, чужой человек!». Заканчиваю ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает. Предлагаю детям подумать, как еще можно защититься от чужого в такой ситуации. Обсуждаем разные ситуации и подсказываю способы защиты: укусить  за руку, ударить по ноге ботинком, сопротивляться, ударяя руками и ногами, стараясь вырваться и убежать; кинуть песком  или землей в глаза. Проводя тренинг, обращаю особое внимание на застенчивых, робких детей.

Тренинг провела по теме: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома». Предлагаю детям разбиться на пары: один  выполняет  роль бандита, который  говорит приятным голосом, называет его маму по имени маму и папу, убеждает, что это они его послали, и просит открыть дверь. Дети придумывают слова, которые бандит, уговаривая ребенка открыть ему дверь, произносит, при этом ласковым голосом делая заманчивая предложения.

Рассматриваю и такую ситуацию, когда чужой человек пытается открыть дверь. Спрашиваю детей, что они будут делать в этом случае, и объясняю, что лучше всего позвонить по телефону 02 и вызвать полицию. Можно стучать по трубе или батарее, кричать и звать на помощь соседей, открыть окно и звать на помощь прохожих.

Так же  провожу  с детьми тренинг: как нужно себя вести при пожаре, чтобы закрепить действия детей, если в доме вдруг случился пожар.

Помогают  в освоении правил безопасности просмотр мультфильмов из серии «Азбука безопасности «Смешарики». В этом  мультсериале  Смешарики расскажут детям о правилах дорожного движения, узнают о транспорте спец.назначения, узнают о правиле: нельзя  ходить по бордюру, про правила для пассажиров, про то, как правильно ездить на велосипеде, про опасные игрушки, которые могут  привести к пожарам, о поведении при лесных пожарах. Как не замерзнуть в сильные холода, правила поведения на тонком льду, про невеселые петарды.

Уроки тетушки Совы «Азбука безопасности на дороге» познакомит с правилами поведения на дороге.

Одной из форм работы по освоения основ безопасности жизнедеятельности является продуктивная деятельность .Выставка рисунков, раскраски по закреплению правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, лепка машин, светофоров.

Большое значение отвожу чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая»  народные сказки, играя в них, дети легко усваивают, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.  Люблю читать детям  и обсуждать с ними сказки Татьяны Шорыгиной. Сказка» На лесной тропинке» знакомит детей с ядовитыми и съедобными лесными ягодами. Сказка «Лиса в заячьей шкуре» знакомит детей с тем, что не всегда внешний образ можно соотнести с его намерениями. Сказка «Воробьишка Тишка»знакомит с правилами безопасности на дороге, учит правильно переходить улицу. Сказка «Хороший совет» рассказывает о мерах безопасности при использовании иголок, булавок, спиц. Сказка «Неосторожная Резвушка» научит не брать таблетки в рот: «Запомните детки, таблетки – не конфетки» Рассказ «Бумажный самолетик», расскажет об осторожном обращении с огнем и многие другие рассказы и сказки. Через сказки передаются разносторонние знания, в том числе о правильном (безопасном) поведении в быту, повадках зверей и их образе жизни, съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, различных явлениях в живой и неживой природе, способах и правилах поведения в опасных ситуациях (гроза, град, наводнение, пожар и др.). Использую примеры из знакомых сказок,  и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем.

  На примере героев этих сказок я знакомлю детей с правилами безопасности

Народные знания о безопасном быте, о природе и взаимосвязях в ней нашли широкое отражение в загадках, стихотворениях, пословицах и поговорках. Провожу с детьми вечера загадок, где закрепляем с детьми и правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, знания о здоровом образе жизни, о бытовых электроприборах, о транспорте (приложение).

У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами. Поэтому в своей работе рассматриванию картинок уделяю должное внимание. Рассматривая иллюстрации, прошу оценить поступок сверстника, изображенного на картинке, прошу рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.

По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.

Проводя целевые прогулки к проезжей части, ставлю перед собой цель: закрепить с детьми правила перехода через проезжую часть, виды транспорта, знаки дорожного движения. Правила поведения пешеходов.

Одной из форм работы по ОБЖ являются экскурсии. Экскурсия в пожарную часть произвела на детей неизгладимое впечатление. Дети познакомились  с работой пожарных, работой диспетчера,  узнали, что у  пожарных есть свой класс, где они занимаются, познакомились   с оборудованием пожарной машины. Всю экскурсию дети сопровождали возгласами восторга, о чем инспектор пожарной части Трофимова Е.В. написала в статье, которую разместила на сайте МЧС Курганской области.

Экскурсия на кухню научила детей замечать опасные предметы: горячая плита, режущие предметы.

Экскурсия в прачечную познакомила ребят с электроприборами, содержащимися в прачечной: стиральные машины, утюг. Закрепили с детьми правила работы с утюгом: детям нельзя брать утюг и включать его в розетку, т.к. могут обжечься, нельзя оставлять утюг включенным без присмотра. Провели опыт, что может случиться, если утюг оставить без присмотра.

Экспериментирование и опыты. Данный метода дает ребенку возможность находить подтверждение собственным умозаключениям.

Когда у нас в группе проходила неделя пожарной безопасности мы проводили опыт, доказывающий, что огонь без воздуха погаснет, поэтому, когда случаются пожары, нельзя открывать окна и двери, что бы не допустить доступа кислорода с улицы. Проводили опыт на выявление материалов, пригодных для тушения пожаров.

Одной из форм работы по ОБЖ являются Развлечения. В нашей группе проходило развлечение «Спасатели, вперед» на которых дети закрепили на практике все о пожаре, познакомились  с профессией спасателя. Мероприятие проводила инспектор МЧС Трофимова Е.В. со своими помощниками добровольной пожарной дружины… Выпуск газеты «Собеседник» . Малые Олимпийские игры , которые были итоговым продуктом в проекте»Неделя, Здоровья», убедили детей, что, чтобы  здоровым, это здорово. А для этого  нужно закаляться, заниматься спортом.

В ходе развлечения «Огонь- друг, огонь – враг», дети закрепили уже знакомые им правила поведения при пожаре. Вместе с Лешим, из учебного мультфильма, узнали о правилах поведения на природе, как вести себя, если вдруг случится пожар в лесу. Вместе с Домовенком, дети повторили правила  поведения на даче, в доме с печным отоплением. Инспектор пожарной части Трофимова Елена Валерьевна еще раз, детям рассказала о боевой одежде пожарных, показала ее, предложила детям примерить что-нибудь из боевого снаряжения. Дети сделали вывод, что для того, чтобы быть пожарным, нужно быть сильным, выносливым, тренированным. Елена Валерьевна провела с детьми эстафеты, где дети учились тушить пожар, если загорелся утюг, спасали животных из пожара вместе с Лешим, тушили лес от пожара. В конце этого развлечения, дети исполнили противопожарные частушки, просмотрели  фильм о Кетовской пожарной части, из которого  дети узнали о тяжелой работе пожарных.

В своей работе я уделяю большое значение беседам, как в повседневной жизни, так и в запланированной работе.

В беседах есть возможность повторно воспроизвести  то, что дети наблюдали ранее. Ребенок на примерах полнее осознает и эмоционально переживает свое отношение к окружающему.

В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. Содержанием беседы может составлять обсуждение прослушанных сказок, рассказов, стихов, рассмотренных картин, мультфильмов, презентаций. Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности. Беседа требует от ребенка напряженного внимания, он должен все время следить за ходом беседы, не отвлекаться от темы, слушать своих товарищей, вспоминать, обобщать, быть готовым отвечать.

С детьми проводила беседы на различные темы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Планета Земля в опасности», «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Умеешь ли ты обращаться с животными», «В сказочном мире опасных предметов», «Как избежать травм», «Беседа »Тонкий лед», с приглашением испектора МЧС, «Берегись мороза», «Твои старшие товарищи», «Если ты гуляешь один», «Открытое окно, балкон, как источник опасности», « Катание на велосипеде, самокате, роликах в селе»,»Осторожно, электроприборы», «Огонь добрый, огонь  злой», «Пожар в доме», «Ухаживаем за волосами», «Следи за чистотой кожи. Что можно почувствовать кожей»,»Земля наш дом», «Как мы чувствуем запахи»,»Как беречь глаза», «Наши зубы – это красота, здоровье, чистая речь», «Наши уши – орган слуха», «Отношение к больному человеку», «Режим дня»,»Роль зрения в жизни человека» , «Витамины и полезные продукты», «Наши уши – орган слуха», «Гигиена  органов слуха», « Мы – пешеходы», Беседа с инспектором ГИБДД «Дорожные знаки», «Опасный перекресток», «Умеешь ли ты переходить улицу». Инспектор ГИБДД рассказала детям о работе полицейских- регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. После такой беседы, дети на практике закрепили то, о чем они узнали из беседы.

В повседневной жизни, приходится детям напоминать о безопасном обращении с вилкой, ножницами. Приходится детям объяснять, почему нельзя садиться на спину ребенку, который решил изобразить лошадку, как это опасно для здоровья. Постоянно напоминаю об осанке, если кто-то из детей неправильно сидит. В зимнее время года на прогулке, или перед ней , беседую с детьми, о том, что нельзя брать в рот снег, сосульки, песок, правила поведения на горке.

   Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

 Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения  считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Об актуальности использования  метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой  практической проблемой (темой).

 Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В нашем детском саду в конце ноября все воспитатели работали над краткосрочным проектом «Что бы не было беды». Целью этого проекта было: формировать у детей навыки правильного безопасного поведения дома. Задачами: Тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья, рассказать о последствиях неосторожного обращения с ними. Развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода, расширять и активизировать словарный запас по теме безопасного поведения дома. Воспитывать чувство опасности. Прививать практические навыки поведения дома. Учить элементарным навыкам оказывать себе и другим  помощь при ушибах, порезах, кровотечении из носа.

В ходе реализации этого проекта дети слушали беседу медсестры Алены Ивановны, о том, что делать, если ребенок получил травму, ожег, если у него потекла из носа кровь, а взрослых нет дома. Дети внимательно слушали и смотрели, как правильно скатать жгутик из ваты, как правильно наносить повязку, искали предметы, которые можно использовать для наложения на ушиб. Потом, самостоятельно пытались всему научиться. После такой беседы, вечером организовали игру «Травмпункт», где еще раз закрепили умение оказывать первую помощь при различных видах травм.

Играли в дидактические игры, где закрепляли электроприборы. Смотрели с детьми презентацию «Безопасность ребенка дома», где закрепляли с детьми опасные предметы дома, и когда они становятся опасными. Играли в малоподвижные и хороводные игры, где так же закрепляли опасные предметы дома.

Инспектор МЧС Трофимова Елена Валерьевна побеседовала с нами на тему: «Тонкий лед», где закрепила с детьми правила поведения на тонком льду.

Читали с детьми сказку Т.Шорыгиной «Умный наперсток», в ходе обсуждения сказки закрепили правила хранения иголок, булавок.

Рассматривали альбом «Азбука безопасности. Один дома». В ходе самостоятельной художественной деятельности  рисовали на тему «Опасные предметы», играли в сюжетно-ролевую игру «Один дома». В играх - драматизациях «Опасные ситуации», закрепляли правила поведения при общении с незнакомыми людьми. С родителями было проведено анкетирование на тему «Безопасность детей», родители получили консультацию «Безопасность в вашем доме», были изготовлены для родителей буклеты для родителей «Безопасность ребенка дома». Итоговым продуктом явилась викторина «Безопасность ребенка дома», в ходе которой, дети уже показали знания по этой теме, выставка работ на тему »Опасности дома», оформление альбома «Безопасность дома».

Результатом данного проекта стало: повысился уровень знаний по ОБЖ в быту (источники опасности, возможные угрожающие ситуации), о мерах предосторожности при обращении с предметами быта, дети получили знания и умения о способах элементарной помощи при ранах, приобретены необходимые умения при использовании техники, при обращении за помощью, при общении с незнакомыми людьми, которые приходят или звонят домой.»

   Проект «Огонь – друг, огонь – враг!» реализовывался с 2 декабря по 6 декабря, проект краткосрочный. Целью проекта было: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, вооружение знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Задачи проекта: познакомить с историей возникновения огня, дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг. Формировать у детей умение реально оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, развивать творческие способности дошкольников, воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем. Воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Развивать практические навыки поведения детей при возникновении пожара. Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. В ходе этого проекта, дети играли в дидактические игры: «Выбери нужное», «Хорошо – плохо», «Карточная викторина»,

«Вызов службы спасениия», «Сложи картинку», хороводные, малоподвижные игры, подвижная игра «Огонь – друг и враг», «Пожарные на учении». Читали сказки: « Грустная сказка об одинокой спичке», чтение стихов по пожарной безопасности «Пожар», «Не шутите с огнем», рассказы Б.Житкова «Дым», «Пожар».  На познавательном вечере «Знаете ли вы? Был проведен Блиц – турнир «Пожарная безопасность», где дети закрепили знания о правилах пожарной безопасности, умение найти  выход в случае опасности. Рассматривали с детьми альбомы, картинки по пожарной безопасности, беседовали об их содержании. Дети, экспериментируя, закрепляли знания об огне. В театрализации сценки «Кошкин дом», дети развивали умение у детей брать на себя определенную роль. Закрепляли правила пожарной безопасности.  Родители приняли участие совместно с детьми в выставке рисунков  на пожарную тему. Итоговым продуктом недели явились веселые старты «Спасатели, вперед», где дети закрепили действия  спасателей при пожарах, действовали ловко, показали чувство коллективизма. Для родителей были изготовлены папки – передвижки по пожарной безопасности. В ходе реализации данного проекта, в группе накоплен наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект  позволил реализовать идею формирования  у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.

С 20 – 24 января наша группа работала по проекту «Неделя здоровья».Целью этого проекта было: пропагандировать здоровый образ жизни. Подвести к осознанию ребенка в знаниях о себе и о своем здоровье. Учить детей оценивать и прогнозировать свое здоровье. Задачи проекта: Прививать любовь к физическим упражнениям, познакомить детей с правилами правильного питания, продолжать знакомить детей с правилами гигиены, формировать привычки здорового образа жизни .Итоговым продуктом явилось спортивное развлечение «Олимпиада», где дети нашей группы соревновались с подготовительной группой «А». Дети получили медали, все остались довольны.

3.Работа с родителями

Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого – либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.).

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Свою работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников.

На самом первом родительском собрании познакомила родителей с планом работы на год, объявила родителям, что в этом учебном году годовая задача детского сада, это работа по теме «Основы безопасности жизнедеятельности». Сказала, в каких проектах нам придется принимать участие.

 В сентябре уже приняли участие в акции «Ребенок в кресле».  С детьми беседовали на эту тему, у всех ли родителей имеются кресла, и как это важно для безопасности детей. И родители, которые обходятся без кресел для своих детей призадумались, потому, что они уже начали слышать упреки от своих детей, что папы или мамы нарушают правила дорожного движения.

Одним из методов выявления каких либо вопросов в области ОБЖ является анкетирование, из которого можно выяснить что больше всего волнует родителей. Я проводила анкетирование по теме».

Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают нам встретиться с ними лично, на помощь приходят формы письменного общения, в виде письменных консультаций. Мною были подготовлены консультации:

Были оформлены папки – раскладушки:

 Одной из форм работы с родителями является встреча с интересными людьми, на которой дети знакомятся с профессией родителей воспитанников. Реализуя проект «Неделя здоровья», мною была приглашена мама Ани Оноприенко, которая работает  в стоматологическом кабинете. Она рассказала нам о работе врача – стоматолога, и рассказала, как правильно ухаживать за зубами, после чего дети, на муляже, каждый попробовал правильно чистить зубы.

Также реализуя данный проект, дети совместно с родителями изготовили книжки – малышки, сочинили сказку  про маленькую принцессу, которая ела много сладкого, и у нее разболелись зубы.

Реализуя проект по пожарной безопасности, родители совместно с детьми приняли участие в выставке рисунков по пожарной безопасности, лучшие, из которых мы отправили на районный конкурс.

Родители приняли участие, совместно с детьми, в конкурсе уголков по правилам дорожного движения, изготавливали совместно модели машин, домов ,  изготовили в группу подставки для дорожных знаков, светофор, о чем я уже выше говорила, говоря о развивающей среде.

Итогом проектов «Чтобы не было беды», «Огонь – друг, огонь – враг», по работе с родителями явилось родительское собрание с приглашением инспектора МЧС Трофимовой Е.В., которая рассказала много  случаев из жизни Кетовского района, про семьи, в которых из-за беспечности  взрослых, погибли дети. Елена Валерьевна заставила родителей призадуматься.

В своей работе использую памятки для родителей, где даются инструкции правильного выполнения каких либо действий.(  ).

В своей работе с родителями ставила перед собой такие цели:

  • показать родителям значение развития экологического сознания у детей, как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества;
  •  знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них;
  •  направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности;
  •  информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.);
  •  рассказать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.);
  •  информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи —«01», «02» и «03»  и т. д.);
  •  подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах;
  •  ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов;
  •  знакомить родителей с формами работы в группе по проблеме безопасности детей.

Выводы:

Проведенная мною работа по теме « « принесла свои результы:

Дети теоретически знают, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми; научились  разбираться в ситуациях, которые  несут в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

         Дети научились соблюдать элементарные правила безопасного поведения  в природе, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе; умеют разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях. Дети разбираются в пожароопасных ситуациях, знают как вести при пожаре.

          Дети знают, как сберечь и приумножить здоровье, что делать и чего стоит избегать, в тех или иных жизненных ситуациях, которые приносят вред здоровью, умеют применять полученные знания в повседневной жизни для сохранения здоровья.

           Дети знают элементарные правила безопасного поведения на улице, в транспорте, соблюдают правила дорожного движения.

          В ходе моей работы выявились проблемы:

           

Выявленные проблемы

Планы на перспективу

И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»

Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...

Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

.Воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности - является важной проблемой. Число детей пострадавших от пожара возрастает с...

Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»

СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"

Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Самое ценное, что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленьк...