Театрализованные игры, как эффективное средство для создания благоприятной среды при реализации программы в системе дошкольного образования.
статья (средняя группа) по теме

Лариса Станиславовна Фурман

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных комплексов. В статье раскрываются возможности и варинты использования средств театрализации для повышения эффективности образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_elementy_teatralizatsiidokument_microsoft_word.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры, как эффективное средство для создания благоприятной среды при реализации программы в системе дошкольного образования.

В комплекс основных задач, решаемых педагогами, работающими  с детьми дошкольного возраста , входит создание благоприятных условий для освоения образовательных программ, формирования необходимых умений и навыков. Усвоение ребёнком знаний, формирование умений, развитие способностей происходит только при его активной заинтересованности в деятельности. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игре он развивается,  расширяет представления об окружающем мире, формирует навыки общения со взрослыми и сверстниками. И поэтому игра очень органично вплетается в структуру любой образовательной программы для детей дошкольного возраста, находит живой отклик и способствует проявлению активного интереса к предмету со стороны детей.

Из огромного разнообразия всевозможных игр я бы на особое место выделила театрализованную игру или игру с элементами театрализации.

Согласно толковому словарю Ушакова, театрализация — это «...приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств». В данном случае, театрализация — это использование средств театра для решения педагогических задач в ходе образовательного процесса.

Театрализованная игра в огромном разнообразии своих форм  раскрывает широкие возможности перед педагогом и нужно не бояться их использовать. Она не только развивает внимание, память, речь ребёнка, но и повышает его образовательный уровень, уровень двигательной активности, формирует его личностные качества. Опять же, в условиях интеллектуализации обучения и воспитания, происходит обеднение эмоциональной сферы детей, а театрализованные игры как раз расширяют и обогащают эту сферу. Участие в подобных занятиях способствует формированию у  ребёнка эмоциональной отзывчивости, самостоятельности и инициативности, вызывает и поддерживает эмоционально-положительное отношение к образовательному процессу в целом.

К сожалению, сейчас нередко, приходя в вестибюль забирать детей на занятия, приходится наблюдать следующую картину. На банкетках рядом с мамами сидят 3-6-ти летние дети, играющие в компьютерные игры на родительских или даже своих смартфонах. Каждый тихо сидит, никому не мешает, ничем и никем кроме собственной игры не интересуется. Очень удобно! В последних публикациях о воздействии компьютера на ребёнка уже появился термин — виртуальная няня.

В таких условиях современной действительности ребёнку в дальнейшем труднее устанавливать контакт со сверстниками, уходят в прошлое сложные детские ролевые и командные игры. Театрализованные игры способны объединить, сплотить детей вокруг одного вида деятельности, дать им возможность как почувствовать себя командой, так и проявить личностные качества каждого.

Театрализованные игры также помогают педагогу устанавливать более тесные контакты с родителями, вовлекая их в творческий процесс. Родители участвуют в изготовлении атрибутов костюмов, помогают детям в заучивании литературного материала, участвуют в праздничных занятиях.

По основному виду деятельности театрализованные игры можно разделить на несколько групп.

  1. Речевые игры.
  2. Пластические игры.
  3. Игры на развитие координации.
  4. Игры на развитие внимания и памяти.
  5. Игры на развитие эмоциональной сферы.
  6. Ролевые игры.

Речевые игры способствуют активизации органов устной речи, развивают чистоту произношения ребёнка, совершенствуют интонационную окраску речи, способствуют развитию умения пользоваться выразительными средствами голоса.   Это могут быть речевые разминки-звукоподражания, не требующие предварительной подготовки ребёнка, которые можно использовать вначале любого занятия. Они позволяют собрать внимание ребёнка и создать свободную эмоциональную атмосферу. Так же для речевых упражнений рекомендуется использовать помимо чистоговорок богатый фольклорный материал — заклички, присказки, потешки и прочее. При использовании данного и другого литературного материала, возможно как предварительное разучивание текстов, так  и запоминание в процессе повторения упражнений. Тексты должны соответствовать возрасту группы. Важно, чтобы дети действовали заинтересованно, осознанно и эмоционально. Выполнение упражнений может быть как коллективным, так и индивидуальным.

Пластические игры способствуют развитию крупной и мелкой моторики, выразительности движений. Дети, в зависимости от возраста, могут копировать движения педагога или импровизировать, подражая движениям животных, изображая явления природы, различные виды деятельности людей (рисуем воображаемую картину, играем в снежки, строим дом, едем на машине и др.) и прочее. Помимо всего такие яркие эмоциональные упражнения способствуют лучшему запоминанию материала при формировании понятий об окружающем мире. Даже обычные пальчиковые игры можно превратить в интересные пластические этюды. А в сочетании с речевыми играми пластические упражнения могут дать хороший эффект и на занятиях по основам математики (при знакомстве с цифрами, используя стихотворение «Весёлый счёт» С. Я. Маршака, рассказываем стихотворение и «превращаемся» в цифры) и даже при изучении букв (возможно использование стихотворений о буквах разных авторов). Главным правилом этих упражнений должно быть свободное заинтересованное участие в них детей.

Игры на развитие координации помогают ребёнку научиться ориентироваться в основных пространственных направлениях, координировать собственные действия, слаженно двигаться в группе других детей, развивают внимание. В таких играх ребята выполняют движения в заданных направлениях, на определённой части пространства помещения. Например, игра в «стеклянном» лесу, где играющие не должны в ходе перемещений задевать друг друга или какие-либо предметы (деревья), иначе те «разобьются».

Игры на развитие внимания и памяти помогают детям быстро сосредоточиться на материале занятия, развивают внимание, память и наблюдательность. Такие игры могут носить подвижный характер, когда дети выполняют определённые действия по сигналу. Например, игра «Времена года», где ребята, стоя на свободном пространстве, совершают определённые движения, обозначающие каждое из времён года (зима — мёрзнем, весна — изображаем капель и т. д.). Также возможны спокойные упражнения, сидя за столами, например, с использованием картонажного театра или небольших игрушек (для подобных занятий хорошо подходят игрушки из киндер-сюрприза). На занятиях в курсе математики при изучении темы «порядковый счёт», временных понятий «до», «после», «между» можно разыграть с помощью картонажного театра сюжет сказки «Теремок».

Игры на развитие эмоциональной сферы  развивают нравственно-коммуникативные качества личности, способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё, учат сопереживанию. Это могут быть этюдные упражнения, где дети с помощью мимики, поз, жестов передают настроение или характер героя. В таких упражнениях основной акцент делается на положительных эмоциях.  Сюда же относятся эмоциональный пересказ и декламация. Педагог должен сам продемонстрировать детям вариант исполнения произведения. Во время чтения или декламации, он сам «играет» персонажей, используя интонационную, эмоциональную окраску речи. Литературный материал для данных упражнений должен быть понятен детям, эмоционален, доступен для разыгрывания. 

Ролевые игры  могут включать в себя все вышеперечисленные группы упражнений в комплексе. Игры проводятся с использованием элементов костюмов, реквизита, масок, театральных кукол  и простых игрушек и способствуют развитию творческого воображения, фантазии, коммуникативности, создают эмоционально-положительное настроение занятия. Вместе с родителями дети могут подготовить маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. Например, к первому марта, Всероссийскому дню кошек, готовится игровое занятие «Кошкин дом». Ребята и педагоги готовятся к этому дню: элементы костюмов, литературный и изобразительный материал, дидактические пособия, реквизит. И на весь день мы становимся «кошками». Все занятия дня посвящены кошкам: читаем рассказы и стихи, разыгрываем этюды или постановки, решаем задачи, рисуем и т. д. Аналогично проводится день сказок.

Таким образом, через различные формы театрализованной игры происходит всесторонне развитие каждого ребёнка, создаётся благоприятная атмосфера для создания сплочённого детского коллектива. Все задачи, входящие в программное содержание занятий курса системы дошкольного образования, можно решать с использованием выразительных игровых театральных средств.

Л. С. Фурман, п. д. о. ДД(Ю)Т «У Вознесенского моста», январь 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к условиям и проблемы создания условий для реализации ФГОС в системе дошкольного образования

Сегодняшняя реальность такова, что система дошкольного воспитания деформирована влиянием школы. В детских садах произошла подмена игры учебной работой. Результативность работы детского сада проверяетс...

Театрализованная игра как эффективное средство освоения способов позитивного взаимодействия в работе с детьми с ОВЗ.

Было бы замечательно, если бы все дети на земле были здоровы. Но, к сожалению, это не так – и сегодня проблема  увеличения числа детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, как никогда акту...

Методическая разработка. Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"

Статья о большом и разностороннем влиянии театрализованных игр на личность ребёнка дошкольного возраста....

Выступление на РМО. Доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования".

В данном материале представлен доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования"....

Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольника

Театрализованные игры как эффективное средство социализации дошкольникаТеатральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих ...

Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"

Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. Она всесторонне развивает детей....