Тезисы к выступлению в Пасхальных городских Православно-образовательных чтениях
презентация к уроку по теме

Тришина Юлия Юрьевна

Тезисы к выступлению   на дискуссионной  площадке для педагогов научно-практической конференции  в рамках Пасхальных  городских Православно-образовательных чтениях «Свет Христов просвещает всех!»                                                                                                                          

 «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».     

        Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка   на основе   культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной,  творческой, бытовой) - это воспитание его  души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами искусства, музыки, устного  народного творчества и т. д.

      Оно является  одним из приоритетных направлений деятельности  государства  и общества,  следовательно, и ДОУ. Основная цель ДОУ -  воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, путем   приобщение к культурному  наследию  нашего народа и создание  условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей, а также совершенствование самой  системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

         Актуальность данной проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис. Обществом  утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности православной культуры и традиций в жизни и воспитании. Требуется  совершенствование  и обновление  практики   и   поиска новых подходов в работе. Акцент - на знание истории народа, его  духовно-нравственных традиций и  культуры нашего народа.

         Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы создание  предметно - развивающей среды в группе; улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе приобщения  к культуре  и искусству; расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся.  

       Модель развития духовно-нравственных и  патриотических чувств у детей дошкольного возраста включает в себя: развитие  интереса  и положительных эмоций,   фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия  друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов;  в познании культуры своего и других народов,  в знакомстве  с особенностями повседневного быта , обычаев, традиций,  фольклором, играми.

        Воспитательно – образовательный процесс  по данному вопросу  строится на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГТ, с учетом интеграции образовательных областей; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; введение культурных и региональных компонентов.           

       Принципы работы: учета возрастных особенностей и концентричности,  развития личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированного подхода, проблематизации, культуросообразности, свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности , тематического планирования материала,  наглядности,   системности, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности

        Формы  и методы работы включают в себя все виды деятельности, которые   сочетаются с  фольклором,  искусством  и музыкой; различные технологии, включая, компьютерные технологии; знакомство с   праздниками и проведение некоторых из них,  с жизнью православных святых и защитниках земли русской;   экскурсии в храм, в музеи и на природу; знакомство с    архитектурой,   иконографией;  прослушивание колокольного звона, духовой музыки;  участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах.

В НОД и проводимых мероприятиях применяется метод интеграции, что создает атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. для реализации работы в данном направлении.

            Семья ребенка - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения  лежит идея - за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме  необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями.

        Критериями оценки объективной результативности   выступают в качестве обобщенных оценочных показателей - количественные и духовно-нравственные параметры. Духовно-нравственные - толерантность, снижение степени идеологического противостояния в детской среде; обеспечение заинтересованности обучающихся в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность детей к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала  детей.

              В результате  работы повышается компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизируется взаимодействия с родителями, происходит активизация позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ. Происходит расширение связей ДОУ с социумом.  Формируется  пакет документов для распространения опыта в других ДОУ.

               Перспектива дальнейшей работы в том, что каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми  педагоги ДОУ   продолжат работу  по духовно- нравственному  и гражданско-патриотическому воспитанию детей средствами культуры и искусства. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители   стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.

              Таким образом, средствами культуры и искусства является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств. Только последовательное, систематическое  использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому   воспитанию в ДОУ средствами культуры и искусства   проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная  активность,  осознанное отношение к восприятию музыки и  другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.   
                                 Литература
1 Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2 Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
3 . Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1976.
 4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988

 5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещ, 1984          

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной техники рисования дошкольников.

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной техники рисования дошкольников....

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной технике рисования.

Тезисы накопления опыта работы по нетрадиционной технике рисования ."Влияние нетрадиционной техники рисования на положительные эмоции детей"...

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

Тезисы доклада к родительскому собранию Тема:ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ К ПРИРОДЕ

Трудно привести  к  добру  нравоучениями — легко примером. ...

Тезисы к педагогическим чтениям "Создание развивающей образовательной среды в условиях новых требований" 2013 год

В данных тезисах раскрываю основные идей своего опыта работы "Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения спортивным играм и упражнениям"...

Тезисы доклада на Педагогических чтениях "Антология гуманной педагогики". Название работы:"Формирование навыков правильного общения - основа нравственного воспитания".

Оптимальным возрастным периодом дя зарождения и интенсивного развития общения  является дошкольный возраст. О нравственных качествах личности говорит и характер общения....


 

Комментарии

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Благодарю за ваш материал!