Главные вкладки

    Презентация к уроку по теме:
    Тезисы к выступлению в Пасхальных городских Православно-образовательных чтениях

    Тришина Юлия Юрьевна

    Тезисы к выступлению   на дискуссионной  площадке для педагогов научно-практической конференции  в рамках Пасхальных  городских Православно-образовательных чтениях «Свет Христов просвещает всех!»                                                                                                                          

     «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства».     

            Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка   на основе   культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной,  творческой, бытовой) - это воспитание его  души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами искусства, музыки, устного  народного творчества и т. д.

          Оно является  одним из приоритетных направлений деятельности  государства  и общества,  следовательно, и ДОУ. Основная цель ДОУ -  воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, путем   приобщение к культурному  наследию  нашего народа и создание  условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей, а также совершенствование самой  системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.

             Актуальность данной проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис. Обществом  утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности православной культуры и традиций в жизни и воспитании. Требуется  совершенствование  и обновление  практики   и   поиска новых подходов в работе. Акцент - на знание истории народа, его  духовно-нравственных традиций и  культуры нашего народа.

             Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы создание  предметно - развивающей среды в группе; улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе приобщения  к культуре  и искусству; расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся.  

           Модель развития духовно-нравственных и  патриотических чувств у детей дошкольного возраста включает в себя: развитие  интереса  и положительных эмоций,   фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия  друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов;  в познании культуры своего и других народов,  в знакомстве  с особенностями повседневного быта , обычаев, традиций,  фольклором, играми.

            Воспитательно – образовательный процесс  по данному вопросу  строится на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГТ, с учетом интеграции образовательных областей; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; введение культурных и региональных компонентов.           

           Принципы работы: учета возрастных особенностей и концентричности,  развития личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированного подхода, проблематизации, культуросообразности, свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности , тематического планирования материала,  наглядности,   системности, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности

            Формы  и методы работы включают в себя все виды деятельности, которые   сочетаются с  фольклором,  искусством  и музыкой; различные технологии, включая, компьютерные технологии; знакомство с   праздниками и проведение некоторых из них,  с жизнью православных святых и защитниках земли русской;   экскурсии в храм, в музеи и на природу; знакомство с    архитектурой,   иконографией;  прослушивание колокольного звона, духовой музыки;  участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах.

    В НОД и проводимых мероприятиях применяется метод интеграции, что создает атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. для реализации работы в данном направлении.

                Семья ребенка - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения  лежит идея - за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме  необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями.

            Критериями оценки объективной результативности   выступают в качестве обобщенных оценочных показателей - количественные и духовно-нравственные параметры. Духовно-нравственные - толерантность, снижение степени идеологического противостояния в детской среде; обеспечение заинтересованности обучающихся в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность детей к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала  детей.

                  В результате  работы повышается компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизируется взаимодействия с родителями, происходит активизация позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ. Происходит расширение связей ДОУ с социумом.  Формируется  пакет документов для распространения опыта в других ДОУ.

                   Перспектива дальнейшей работы в том, что каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с которыми  педагоги ДОУ   продолжат работу  по духовно- нравственному  и гражданско-патриотическому воспитанию детей средствами культуры и искусства. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители   стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.

                  Таким образом, средствами культуры и искусства является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств. Только последовательное, систематическое  использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа по духовно-нравственному и патриотическому   воспитанию в ДОУ средствами культуры и искусства   проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная  активность,  осознанное отношение к восприятию музыки и  другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.   
                                     Литература
    1 Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

    2 Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
    3 . Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1976.
     4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988

     5. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещ, 1984          

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.15 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тезисы к педагогическим чтениям "Создание развивающей образовательной среды в условиях новых требований" 2013 год

    В данных тезисах раскрываю основные идей своего опыта работы "Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения спортивным играм и упражнениям"...

    Тезисы к выступлению на родительском собрании

    Тезисы к выступлению на родительском собрании в младшей группе...

    Тезисы к докладу «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»

    Тезисы к докладу  «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета  «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам  и правилам взаимоотношений со сверстн...

    Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»

    Тезисы к докладу «Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников»...

    Тезисы к статье "Безопасная образовательная среда как условие сохранения здоровья детей"

    Основной целью в работе педагога ДОУ является организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка. Мы считаем, что успех работы в этом направлении зависит как от общей идеологии учрежд...

    Тезисы к конференции:«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

    Тезисы  к  докладу  по  теме:   «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском садуу детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»Соколовой Ольги Александр...

    5-я Международная конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста" Тезисы к конференции

    5-я Медународная конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста" проодила в МГУ имени М.В.Ломоносова 12-14 мая 2016 года.Тема доклада:  "Русское народное творчество в формировании раз...


     

    Комментарии

    ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

    Благодарю за ваш материал!