Создание предметно-развивающей среды в группе ДОУ
статья на тему

Булдыгерова Светлана Петровна

     Художественное оформление помещения дошкольных учреждений играет важную роль в эстетическом воспитании: ребёнок находится в детском саду  весь день, и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, пробуждала положительные эмоции, воспитывала хороший вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание предметно-развивающей среды  в  группе ДОУ

     Художественное оформление помещения дошкольных учреждений играет важную роль в эстетическом воспитании: ребёнок находится в детском саду  весь день, и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, пробуждала положительные эмоции, воспитывала хороший вкус.

     Ребёнок жадно впитывает впечатления от окружающего мира. Острота эмоциональных ощущений и восприятий ребёнка обязывает педагогов при создании интерьера помещений, где находятся дети, максимально учитывать возможную реакцию ребёнка.

     Предметное окружение ребёнка должно быть направлено на формирование у него художественного вкуса, поэтому необходимо грамотно организовать развивающую среду, в которой находится ребёнок.

     Оформление группового помещения сочетает элементы современного дизайна: объемно-художественные композиции из растений, природного и искусственных материалов; декоративные украшения; оригинальное решение штор, подчеркивающее зонирование группового помещения.

     Стилевое и цветовое единство в оформлении группы так же воздействуют на ребёнка, положительно влияя на его развитие.

     Цвет и свет являются одними из основных компонентов в архитектурно-художественном решении интерьера.

     Цвет может придать предмету, интерьеру ощущение легкости и тяжести, тепла и холода и т.д. Физиологическое воздействие цвета на человека может быть стимулирующим, тонизирующим.

    В зависимости от площади окраски и интенсивности цвет может вызывать различные эмоции: успокаивать, радовать, возбуждать, утомлять, подавлять. Так, например, известно, что красные тона возбуждают, стимулируют действие, раздражают и быстро утомляют, голубой цвет – успокаивает, оранжевый – радует, зеленый – вызывает чувство свежести, бодрости, черный – угнетает. Физиология утверждает, что глаз человека наиболее восприимчив к цветам, лежащим в средней зоне спектра. Холодные – сине-зеленые и теплые - желто-красные  тона в окраске помещений создают своеобразный цветовой климат, вызывая чувство прохлады, либо тепла.

     В дошкольной педагогике так называемое «зонирование» детских помещений – метод, создающий условия оптимизации для детского творчества. Популярны «центры» (зоны) занятий детей по интересам: «сюжетно-ролевая игра», «кукольный театр», «искусство», «строительство», «дизайн-конструирование» и т. д.

     Принцип «одомашнивания» (создание уюта в групповой комнате) помогает детям ощутить комфорт в дошкольном учреждении путем внесения в его среду предметов и вещей домашнего быта (мягкая мебель, скатерти, обои, ковры и т.п.). «Одомашнивание» общественного учреждения – это также личностное «присвоение» ребенком среды, в которую он внёс свой творческий труд – украсил, построил, привёл в порядок, активно участвовал в благоустройстве быта, «вжился в детский сад, чувствует себя «как дома».

     Гибкое (временное) зонирование создаёт условия для уединения и объединения детей по интересам, помогает улучшить работу с детьми.

     Условно наша групповая комната поделена на две основные зоны символизирующие «Земное» и «Воздушное» пространства.

     Зона «Воздушное пространство» представлена подходящими по тематике зрительными эпизодами: тематическое оформление стен обоями «Космос», «Облака»; потолочное пространство оборудовано модулями «Солнечная система».

     В этой же зоне создан игровой тренажер «Космодром»: атрибуты для сюжетно-ролевой игры, информационно-иллюстрированный блок, электронные игры, игрушки космической тематики с электронным управлением.        

      Зона «Земное пространство» главное место отведено эко – проекту «Берёзовая роща», в котором органично представлено вертикальное и горизонтальное озеленение в сочетании с образцами декора(коллажи, лито-дизайнерские поделки, панно).

     Региональный компонент представлен мини-макетами «Байкал – жемчужина России», «Таежный бурелом»; фото-зарисовками; детской лабораторией.

     Мини – мастерская «Рукотворушки» оборудована в открытом, доступном для детей стеллаже. Природный и искусственные материалы, а так же инструменты необходимые для работы хранятся в ярких эстетически оформленных контейнерах.

     Представленные в мастерской работы (коллективные и индивидуальные) постоянно дополняются и обновляются.

     Приемная в группе оформлена интеграцией различных семейных систем: реальных и сказочных. Презентация семей выполнена образцами различного дизайна: рисунки, фотографии семей воспитанников оформлены декоративно – пространственным дизайном; кабинки и окна – аппликативно-графическим дизайном; сказочная семья – сувенирным дизайном.

     Одной из программных задач детского сада по экологическому воспитанию является оборудование огорода на окне. К осуществлению этой задачи мы решили подойти более творчески, создав креативный уголок «На лесной опушке». При создании уголков такого типа решается ряд задач предусмотренных программным содержанием детского сада: формирование у детей элементарной системы знаний о растениях; развитие креативных способностей в дизайнерской деятельности; подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира; развитие репродуктивного и творческого воображения и т.д.

                     

     Таким образом, современная и красивая обстановка предметно-развивающей среды, в которой находится ребёнок,  развивает в нём креативные  качества и способности ТВОРИТЬ, ЛЮБИТЬ, СОЗИДАТЬ.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация создания предметно - развивающей среды в ясельных группах

Воспитатель дает практические рекомендации относительно структуры  предметно - игровой среды группы детей раннего возраста и представляет собственный опыт в создании развивающей среды в группах раннег...

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе

Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...

Положение о смотре - конкурсе " Создание предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию"

В материале описаны требования  созданию предметно - развивающей среды по патриотческому воспитанию по возрастам....

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...