Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.
статья по теме

Самарина Наталья Валерьевна

В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Освещаются вопросы по направлениям работы учителей дефектологов в соответствии с госстандартами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_mo_gotovyy.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53»

Энгельсского района Саратовской области.

Сообщение из опыта работы.

Тема. Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.

                       

                                                                                              Подготовила учитель-дефектолог

                                                                                                 высшей квалификационной категории

                                                                                                       Самарина Наталья Валерьевна.

2014 г

Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает свои двери  для детей с ограниченными возможностями. У нас функционируют три специализированные группы для детей с нарушением зрения. Основной их контингент составляют дети с  амблиопией  и косоглазием. Нередки и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизм. В последнее время к нам за помощью обращаются родители слабовидящих и слепых детей.

Характерная особенность детей со зрительной неполноценностью – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Многообразие форм  аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребенку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер.

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. В свете новых изменений в Федеральном законодательстве наша деятельность скорректирована в соответствии с введением в действие Федеральных государственных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиями ее реализации.

Работа ведется в таких направлениях, как:

*диагностическое;

*коррекционно-развивающее;

*консультативно-просветительское.

Все направления тесно взаимосвязаны, поэтапно организованы и предполагают работу с детьми и их родителями.

Для успешности воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходима правильная оценка их возможностей и выявления особых образовательных потребностей. Вот почему особая роль отводится  психолого-медико-педагогической  диагностике, позволяющей:

- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

-выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с нарушением зрения;

-определить оптимальный педагогический маршрут;

-обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка;

-разработать программы коррекционной работы;

-определить условия воспитания и обучения ребенка;

-консультировать родителей ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в трех направлениях:

*Коррекционно-образовательная работа по развитию зрительного восприятия, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений.

*Организационно-педагогическая работа на различных  общеразвивающих занятиях.

*Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение и улучшение зрения, осуществляется медсестрой-ортоптиской под руководством врача офтальмолога.

Цель коррекционно-развивающей работы – это создание условий для всестороннего развития ребенка с нарушением зрения, для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Поставленная цель требует решения задач. Задачи коррекционно-развивающей  работы решаются в соответствии с ФГОС на основе интеграции образовательных областей.

Здоровье:

- сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления;

-развитие ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Социализация:

-обеспечение оптимального вхождения детей с нарушением зрения в общественную жизнь;

-формирование у ребенка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками, положительно относиться к окружающим предметам и явлениям;

-воспитание интереса к труду взрослых, желания помогать им.

Познание:

-усвоение и обогащение знаний о природе и обществе, формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; развитие познавательных интересов, развитие речи как средство познания.

Коммуникация:

-развитие устной речи во всех видах детской деятельности;

-развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Чтение художественной литературы:

-обогащение эмоциональной сферы воспитанников;

-развитие речевой деятельности.

Художественное творчество:

-развитие у детей с нарушением зрения сенсорных и творческих способностей;

-развитие осязания и мелкой моторики рук;

-использование навыков осязания в процессе предметно-практической деятельности.

Музыка:

-развитие музыкально-ритмической  деятельности, пространственной ориентировки.

Физическая культура:

- совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, зрительно-пространственной координации;

-профилактика и преодоление вторичных отклонений в двигательной сфере. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни ребенка в семье и в дошкольном учреждении. У детей с нарушением зрения гораздо хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Это касается предметной и социальной среды, всех видов деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме предусмотрены игры, развлечения на воздухе. В рамках данной образовательной решаются задачи развития ориентировке в пространстве, развитие мелкой моторики рук.

Одним из важнейших направлений в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, является консультативная и просветительская деятельность с родителями. Она проводиться индивидуально по результатам диагностики и по усвоению детьми задач образовательных областей.

Групповая и подгрупповая консультативная и просветительская работа- по материалам лексических тем: выставки детских рисунков, поделок, подбор литературы для родителей, беседы, консультации по заявленным темам.

Работая в идеологии «команды», каждый специалист и педагог решает свои задачи в образовательной области. Создается оптимальное равновесие между образовательными воздействиями и индивидуальными возможностями ребенка.

Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения является развитие зрительного восприятия. Это направление интегрируется с социализацией, коммуникацией, физической культурой, художественным творчеством.

Развитие зрительного восприятия считаю специфическим разделом своей работы. Низкий уровень зрительного восприятия у слабовидящих  детей оказывает отрицательное воздействие на ход психо-физического развития ребенка, а также формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательной активности. Поэтому развитие зрительного восприятия имеет психоразвивающую, коррекционную  направленность, строится на умении анализировать предметы по основным признакам: цвет, форма, величина, пространственное положение.

На основании этого я использую дидактические игры и упражнения блоками.

В процессе действий с предметами ребенок учиться различать их форму. Способом ориентировки в задании являются только пробы.

Игры и упражнения на практическое выделение формы:(презентация)

«Шар с прорезями», «Чудо-пирамидки», «Найди и назови», «Чудо-мешочек».

На зрительное восприятие формы:

«Рамки-вкладыши», «Волшебные вагоны»

На запоминание,связанное с представлениями о форме:

«Цвет.Форма», «Развивающее лото».

Величину также, как и форму ребенок учится различать практически.Ребенок с нарушением зрения не может точно выделить величину зрительно. На основе примеривания  и применения проб учится соотносить предметы по величине (высоте,ширине,длине).

Я рекомендую игры на практическое выделение величины:

«Большой-маленький», «Сравни и назови», «Кто скорее свернет ленту?»

На зрительное восприятие величины:

«Расставь по росту», «Елочки», «Что больше?», «Кто выше?»

На запоминание, связанное с представлением о величине:

«Комната трех медведей», «Спаси поросят».

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, так как это свойство нельзя выделить практически. Цвет нужно видеть, пользуясь зрительной, перцептивной ориентировкой. Когда ребенок научиться определять цвета путем наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, восприятию цвета и усвоению названий.

Игры на различение цвета:

«Собери радугу», «Цветной заборчик», «Чудо-лепестки», «Цветные кубики», «Спрячь зайку», «Цветная радуга», «Построй цветные ворота».

Игры на зрительное соотнесение:

«Найди лузу для шарика», «Цветные фоны. Какого цвета премет?».

Игры на запоминание, связанное с представлением о цвете:

«Собери в определенной последовательности», «Найди и назови», «Сухой бассейн», «Палочки-считалочки», «Конструкторы».

Игры на развитие целостного восприятия:

«Собери картинку», «Похож-непохож».

Направление коррекционно-развивающей работы по развитию социально-бытовой ориентировке интегрируется с такими областями как познание., коммуникация, физическая культура, музыка, художественное творчество.

Социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, умений, и навыков, являющихся прочной основой для успешной учебы в школе. Для детей с глубокой патологией и особенно слепых, это средство их реабилитации, успешной интеграции в мир зрячих людей.(презентация)

*Экскурсии по детскому саду. Профессии.

*Дежурство в уголках природы.

*Сюжетно-ролевые игры.

*Проведение праздников.

*Конкурс чтецов (видеоролик  с участием тотально слепого ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду

В схеме показан объём коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...

Коррекционная работа учителя – дефектолога. Консультация для родителей

В нашем дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 1460 проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе.   Учителя-дефектологи совместно с врачом-офтальмологом и воспитателям...

Содержание коррекционной работы учителя-дефектолога в ДОУ

Чтобы создать специальные условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении, учитель-дефектолог, опираясь на результаты входной диагностики, составляет карту трудностей, возникающих у реб...

Пример подробного планирования коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в средней группе на ноябрь

Пример подробного планирования коррекционной работы на месяц.  Включает в себя разделы ФЭМП, развитие речи, конструирование, сенсорное развитие, окружающий мир, сказка. Темы занятий расписаны на ...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...