Система работы по развитию детского изобразительного творчества у старших дошкольников
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Акимушкина Людмила Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Система работы по  развитию детского изобразительного творчества у старших дошкольников

Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условииинтегрированного подхода. Интегрированный подход позволяет оптимизировать художественное воспитание в детском саду; улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми; повысить креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность каждого ребенка.Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства.Основываясь на высказывании В.А.Сухомлинского: «Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребенок прирожденный художник, музыкант и поэт», мы решили, что процесс интеграции -  есть наиболее оптимальное  решение данной проблемы.

Интеграция разных видов художествено-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческую деятельность детей с опорой лишь на конкретную деятельность. Творческое  развитие осуществляется комплексно, в процессе взаимодействия разных видов деятельности: изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно – речевой и других. Общее у данных видов деятельности – то, что все они носят эстетический характер и связаны  с развитием эмоционально – эстетической сферы ребенка. Задача – научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Основываясь на анализ психолого-педагогической  литературы, учитывая новый подход к образовательному процессу, в работе были определены этапы развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста  через интеграцию различных видов деятельности. Основополагающим принципом организации работы был выбран принцип комплексно – тематического планирования. Каждый этап включает в себя активное взаимодействие родителей и специалистов детского сада.

1-й этап – Подготовительный:

  • Подготовка предметно – развивающей среды.
  • Подготовка материально – технической базы:

- подбор методической литературы;

-подбор наглядных и дидактических материалов: настольно-        дидактические игры, иллюстрации;

- видеотека познавательных презентаций по темам.

  • Подготовка  изобразительных материалов для организации художественно - творческой деятельности;
  • Проектирование основных направлений образовательной деятельности:

- разработка примерных интегрированных заданий;

-разработка конспектов непосредственно – образовательной деятельности:

  • Обогащение знаниями об изобразительном творчестве родителей дошкольников (справочно – информационный  материал).

2-й этап – Основной:

Развитие  изобразительного творчества на основе интеграции различных видов деятельности:

  • на  основе игровой деятельности;
  • на основе  интегрированного подхода образовательного процесса (непосредственно образовательная  деятельность)
  • на основе   видов детской деятельности  (по ФГОС ДО):  (познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, трудовая, музыкально – художественная, чтение).

3-й этап – Практический:

  • Развитие изобразительного творчества в самостоятельной  деятельности
  • Развитие творчества в   игровой организованной деятельности: дидактическиеигры, творческие задания.

В  свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности с взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития, самореализации детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Данную перспективу работы можно выразить в виде схемы:

Модель развития детского изобразительного творчества у детей 5-6 лет

                                                        1 этап

2 этап                                                             3 этап      

        

Рассмотрим более подробно компоненты предложенной модели.

Для реализации  1 этапа – подготовительного,  необходимо  подготовить предметно – развивающую среду в ДОУ. Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, среда формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность.

Следующим шагом данного этапа – создание материально – технической базы для развития изобразительного творчества и подготовка изобразительного материала.  Все это играет значимую роль   в формировании эстетического вкуса, умение использовать различные  выразительные средства  различных изобразительных материалов для  решения образа.

   Проектирование образовательной деятельности является важнейшим моментом данного этапа. Здесь и разработка  конспектов образовательной деятельности, разработка примерных  интегрированных заданий. Он реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости решения конкретных образовательно-воспитательных задач.

   Необходимостью является и координация   работы  с родителями воспитанников,  в  целях обогащения знаний о творчестве. Она заключается  в  проведении бесед «Познаем, чувствуем, творим дома все вместе!» «Развиваем художественное творчество ребенка в семье»;  консультаций «Ребенок в мире прекрасного», «Изобразительное творчество. Как его развивать?»; в выпуске  тематического буклета «Ребенок и творчество»;  днях открытых дверей «НОД «В гости к матушке – зиме», НОД «Как дети весне помогали»; конкурсе  – выставке «Фантазии с огорода»,  «Мастерская Деда Мороза», «Вальс цветов».  Цель данных мероприятий -  приобщить родителей к процессу  формирования творческих  проявлений у дошкольников.

2 этап – Основной,  представлен разработанныминами, интегрированными  тематическими блоками,  в которые включенанепосредственно – образовательная деятельность, как итог  накопленных знаний в процессе интеграции. Цель блоков – помочь сформировать  у детей способности создавать новые образы, используя для этого различные способы и материалы. Содержание блоков в  психолого-педагогическую  работу по освоению образовательных областей:  «социально - коммуникативное развитие»;«познавательное развитие»;«речевое развитие». Дети  в своих рисунках отдали предпочтение таким темам как: природа, животный мир, сказочные герои.

Блок 1: «Времена года»:  

Непосредственно – образовательная деятельность:

«Осень – красавица»

«Чудеса на зимней полянке»

«Как дети весне помогали»

Блок2: «Наши любимые животные»

Непосредственно – образовательная деятельность:

«Дикие животные нашей полосы»

Блок 3: «В сказке ложь, да в ней намек»

Непосредственно – образовательная деятельность:

«Сказочное путешествие»

Каждому блоку предшествовала большая предварительная работа. Для того чтобы  более  полнее сформировать  детское изобразительное творчество, все занятия и творческие задания  состояли из нескольких последовательно усложняющихся заданий, которые завершались  занятием по замыслу, где предположительно выявлялись результаты предшествующей работы. Содержание заданий в блоках строилось  таким образом, что каждое предыдущее являлось основой для последующего. Это давало возможность еще эффективнее использовать  рисунки детей, выполненные на занятиях. Исходя из решаемых  на конкретной  образовательной деятельности  задач, мы выбирали  соответствующие методы и  формы работы.

Например: Чтобы уточнить краски осени мы прибегали не только к наблюдениям в природе, но и рассматривали отдельные деревья (у березы листья  маленькие, желтые; а у  осины – красные; у дуба – коричневые).  Старались зимой увидеть разный снег: на солнце – искрящийся, с оттенком розового и сиреневого цвета;  вечером – снег фиолетовый; в  тени деревьев – он серый, мрачный.

Подбирали смайлики с настроением, конкретно для каждого ребенка после  рассматривания картины, чтения стихотворения, прогулок в природу. Отмечали, что художники вписывают в картину не только образ, но и свое настроение.

   Каждый день в наше увлекательное путешествие с нами отправлялся наш старый, добрый Гном – Гномыч. Он «собирал»  в свою  корзинку не только смайлики – «настроение», но бриллианты знаний (магниты ярких цветов – путешествие понравилось и магниты черного цвета – путешествие не понравилось).

1. Мы проводили наблюдения за природой во время прогулок и экскурсий, ставя перед собой следующие задачи:

  • Видеть красоту природы, лесов, полей, садов. Замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, серебристые рыбки,  пруд в разное время года;
  • Разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега.
  • Наблюдать за разнообразными движениями животных: стремительные и ловкие – собаки, мягкие – кошки, плавные – рыб.
  • Замечать смену времен года: нежную зелень весной, яркие краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой.
  • Проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега и цветного льда, составляя букеты цветов.

Например, мы проводили такие экскурсии как:

1. Экскурсия в березовую посадку «Проводы осени».

2. «Зима – красавица» - на участке.

3. «Весна – красна» - на участке;  в березовой посадке.

4.«Экскурсия к водоему»  в разное время года.

5.«Экскурсия к месту гнездовья грачей» - в березовой посадке.

Дети с восторгом описывали увиденное, замечали малейшие  удивительные вещи (кормление птенцов, сокодвижение у березы, маленькие серебристые рыбки у берега пруда, как искрится на солнце иней и т.д.).  Так Тимура  Ч.  поразила красота листопада, он сравнил березовые листочки с  золотыми  монетами.  Даша М.  с сожалением смотрела в след  улетающим птицам. Данила И. увидел стелящий туман на поверхности пруда, сравнил его с молоком. Всю прелесть зимы увидели Лиза П., Маша К., Варя П.,  сравнив снег на деревьях с теплым одеялом. Андрей П. заметил, как искрится на солнце снег,  похожий по его словам на  бриллианты. Артем М., сравнил первый ледок на лужах с хрусталем. Весной дети проявили  свойственный им интерес  к красоте природы. Дети Тая Ф., Маша С., Даша К., назвали весну

Феей. Объяснив, что только по мановению ее волшебной палочки пробуждается природа. «Птичьими хлопотами» назвал Данила С. постройку гнезд  птицами.  

2.   Для  обогащения представлений и замыслов мы читали детям различные  произведения. Они содержали  яркие  описания природы.

Специфическая  функция   художественной  литературы – создание эмоционального  отношения к отраженным в ней явлениям  мира. Это  означает, что ребенок, слушая рассказ, стихотворения или сказку, не только знакомится с содержанием. Он не может и не  должен оставаться равнодушным к тому, что ему читают. И мы действительно наблюдаем, что в процессе слушания у детей  возникали симпатии, сочувствие или отрицательное отношение  к герою, его поступкам.

Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих проявлений.

Во время прочтения детям стихотворения С. Есенина «Береза», дети очень внимательно слушали. Даша М. отметила, что поэт нарядил березу «как красавицу». Артему М. понравился отрывок:

                              «…И горят снежинки
                                             В золотом огне
».

Мальчик сказал, что он тоже такой видел, когда ходил с мамой гулять. Снежинки на солнце  переливаются. Даша  К., после знакомства со  стихотворением  С. Городецкого «Здравствуй, весенняя первая травка…»,захотела нарисовать зелень, которая горит на солнышке. Дети отмечали и появление первых цветов, их красоту, неповторимость. Так Лиза П. отметила, что цветы мать – и – мачеха красивы и «…похожи на маленькое солнце». «Солнышки маленькие, потому, что  еще недостаточно тепло», заметила Алина Ш.

3. Мы рассматривали работы детей, иллюстраций из детских книг, репродукций картин известных художников.

В силу присущих ярких средств выразительности оно оказывает большое влияние на детей.

Показ произведений изобразительного искусства дает возможность знакомить детей с новыми для них явлениями в общественной жизни, природе, быту. В то же время изобразительное искусство обогащает представления детей о знакомых явлениях.

4.  В своей работе с детьми мы использовали слушание музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Многие исследователи  убедительно  доказывают тот факт, «что взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит  обогащению новым  содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более  глубоких и осознанных знаний и представлений»[31, 25]. Образы музыки обогащают  изобразительную деятельность детей. Мы сравнивали  какой разной может быть зима в произведении П.И. Чайковского «Времена года».  Дети слышали  завывание ветра, треск мороза, скрип снега.  С удивление максим Г. и Данила И.  Заметили, что в музыке, оказывается, можно передать весеннюю капель..

5. Мы рассмотрели рисунки детей подготовительной к школе группы. Они послужили источником вдохновения нашим детям. В холле  подготовительной к школе группы висят работы детей на различные темы. Дети проявили живой интерес к этим рисункам. Многие сказали, что даже и не предполагали, что все это нарисовали дети нашего детского сада. Ребята придумали различные сюжеты для выставки. Работы детей для рассматривания мы отобрали хорошего качества, различные по сюжетам, технике выполнения и материалов.

6. Большим подспорьем в работе данного направления нам  помоглихудожественные образы, созданные такими иллюстраторами детской книги, как В. Лебедев, Ю. Васнецов, А. Пахомов, В. Конашевич, Е. Чарушин,          Е. Рачев. Рисунки этих художников отличаются красочностью, четкостью рисунка и композиции, полны жизненных наблюдений. Каждый из этих художников, обладая индивидуальным  оригинальным почерком, добивается высокой выразительности, которую дети дошкольного возраста способны почувствовать.

Например, рассматривая авторскую книгу Е. Чарушина «Про зайчат» ребята обратили внимание на то, как автор изобразил этих маленьких зверьков. Как мило они выглядят. Какие у них большие блестящие, как настоящие глаза. Лиза П. сказала, что зайчата смотрят прямо на нее, просятся на ручки, хотят, чтобы их погладили, прижали к сердцу.

Рассматривая иллюстрации к сказкам, направляли внимание ребят на выразительные средства, создающие атмосферу сказочности (прием усиления отдельных черт, присущих реальному образу, своеобразный сказочный колорит).  

Например, Ю. Васнецов нарисовал иллюстрации к сказке Л. Толстого «Три медведя». Мы обращали  внимание детей на то, что все герои сказки в одежде, что деревья самобытные в декоративных украшениях.

Дети отмечали и другие сказочные особенности изображения леса и зверей.

В иллюстрациях В. Лебедева к сказке Л.Толстого «Три медведя», мы привлекали внимание детей к сказочности медвежьей комнаты, необычности кроватей, стульев, чашек.

Развитие активного восприятия художественной выразительности произведения – один из существенных моментов в методике показа иллюстраций.

В первую очередь мы обращали внимание детей на характеристику изображенных персонажей, на их позы, жесты, выражения лиц, постановку фигур, а также характерные детали, благодаря которым лучше усваивается смысл изображенного. При показе цветных иллюстраций привлекали внимание к цвету.

При показе иллюстраций мы обращались к литературному тексту, прочитывали наиболее яркие, образные места.

7. Познакомили детей с окружающей природой, отраженной в пейзажах русского реалистического искусства прошлого. Для этого мы с ребятами рассмотрели несколько репродукций: Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу» (приложение №9) - дети отметили красоту и необычность глубины леса на картине.  Маше К. понравились медвежата, которые резвятся на поваленных деревьях. А мама медведица зорко за ними следит.

 А после того, как детям была показана репродукция Шишкина И.И. «Сосновый бор. Мачтовый лес», развернулся спор по поводу того, где лучше художник изобразил деревья. Почему он дал второй картине такое название.  Чем первая картина отличается от второй. Мнения детей разделились: Варя П., Тая Ф., Ваня  П., Данила С. считали что «Утро в сосновом лесу» может рассказать о жизни медведей, их повадках, внешности, отношении между взрослыми и малышами. Данила И., Данила С., Андрей П. сказали, что картина сосновый бор показывает другую жизнь леса. Она такая: неспешный ручеек бежит куда-то;  сосны столпились около него, может быть они хотят напиться их ручейка; на берегах видны пни сломанных или спиленных сосен, а рядом уже растут молоденькие сосеночки;  на картине видно голубое небо с белыми облаками.

При рассматривании  картин И. Левитана «Золотая осень», Л.И. Бродской «Осенние поля», дети обращали внимание на яркость  картины; так      Максим Г.   увидел  в картине  «осенние краски», Варя П. назвала картину «Осенние поля» грустно – веселой, потому, что природа  уходит отдыхать, а дети  ждут прихода зима.

Дети были поражены красотой «Февральская лазурь» И Грабарь. Описывая березки зимой, мы находили, что белоствольные красавицы  необычно стройны, величавы. Лиза П. и Тимур Ч. увидели необычность снега в лесу, он «…волшебно – голубой». Маша С. сказала, что «…зима не кажется грустной, а наоборот, веселой». Даша М. заметила, что «…кажется, что в лесу праздник: может день рождение у берез – сестричек».

 При рассматривании  И. Шишкина «Зима», мы использовали сюрпризный  момент (волшебная палочка) и «входили в картину». Артем М., Тая Ф. находили, что лес «таинственный, неподвижный, загадочный». Дети отмечали, что «снег красивый, разный, белый с коричневым оттенком. Там, где тени – он голубой, синий, в глубине между деревьями – розовый». При сравнении снега, дети уточняли, применяя образные выражения: «он как вата», «как  перина».

Рассматривая картину  А. Саврасова  «Грачи прилетели», дети заметили,  что  снег  темный,  рыхлый.  Даша К. отметила, что  прилет грачей означает  приход весны. С интересом дети отмечали немаловажные факты, по которым можно судить о приходе весны: Андрей П. увидел проталины; Тимофей З. – ручейки; Варя П. – большую лужу около деревьев; Артем М. – следы от птиц на  снегу.

Сильное впечатление произвела картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Дети отмечали  неподвижность воды, она как бы заснула. Лиза П. удачно подметила «…река, как зеркало, в ней отражается небо, облака». Данила И. заметил цветовую гамму картины – она отмечена голубыми, желтыми красками. Дети  уточняли значимость картины для природы, «большая вода» питает не только деревья и кустарники, она поит  растения и траву.

С интересом были восприняты  герои картин В.М. Васнецова «Аленушка», «Богатыри», «Три царевны подземного царства»;  М. Врубеля «Снегурочка».  Детьми была отмечена сказочная, таинственная атмосфера. Маша С. отметила «я жду, что сейчас начнется сказка». Сюжет понятен детям, они   отметили  яркость и неповторимость цвета.

8. Для обеспечения понимания происходящего в книгах, картинах и на экскурсиях мы проводили  беседы. Они являлись средством  для уточнения и закрепления пройденного материала. Использовались как самостоятельная  непосредственно организованная деятельности  в  образовательных  областях  социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, где дети узнавали многого  нового.Такие как:

1 блок: «Времена года»: «Признаки осени», «Во саду ли в огороде», «Золотая осень», «Деревья и кустарники нашего двора», рассказывание «Осенний лес», беседа «Куда улетают птицы», составление рассказа «Дары природы», беседа «Как дети готовятся к зиме»,  рассказывание «Что нам осень принесла?», составление рассказа «Игры зимой»,  познание «Проказы матушки – зимы».

Блок 2: «Наши любимые животные»: Пересказ В. Чаплиной «Белка», «Животные в природе и дома», Чтение: потешки и загадки о животных, беседа «Домашние животные»,  рассказывание русской народной сказки «Заяц – хваста»,  составление повествовательного рассказа «Как лиса за зайцем охотилась», рассказывание «Животный мир нашего края», рассказывание по картине «Ежи»,  «Лисята».

Блок 3: «В сказке ложь, да в ней намек»: рассказывание русской народной сказки « Царевна – лягушка», рассказывание сказки В. Катаев «Цветик – семицветик»,  рассказывание русская народная сказка «Сивка – бурка».

 А также работа проводилась  в  совместной деятельности воспитателя с детьми в   течение дня: беседы: «Мое любимое животное», «Лесенки в живой природе», «Хлеб – всему голова», «Улетели журавли…», «Зима пришла», «В тридесятом царстве»; рассматривание альбома «Грибы»; просмотр мультимедийной презентации «Осень», «Зима», «Весна»; сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

9. Игровая мотивация помогла нам сформировать интерес к изобразительной деятельности.

Мы использовали в своих занятиях:

  • Письмо от Весны, жителей водоема с приглашением в подводное царство.
  • Сюрприз: что лежит в корзине, в волшебной коробке, кто стоит за дверью и т.д.
  • Приходят гости: Незнайка, Знайка, Буратино, старичок – лесовичок, Осень, фея Природы с жалобной книгой природы и т.д.
  • Приходят игрушки: верблюжонок – путешественник, лягушка – путешественница, бельчонок и т.д.
  • Солнце заглянуло в окно группы.

Дети выступали в роли спасителей и помогали гостям или рисовали ответное письмо. Они с интересом слушали письма и героев сказок и историй. Например, в группу пришло письмо от наших друзей из детского сада жаркой Африки. Дети  никогда не видели зимы и просили рассказать о ней. Мы читали стихи,   пели песни, водили хороводы, играли в зимние игры, а затем нарисовали  нашим друзьям  красивые рисунки, о том, какая бывает русская зима. Дети очень старались изобразить всю прелесть  зимней природы. Поэтому  рисунки получились  неповторимыми и   красивыми.

Следующий этап нашей модели (3 этап) представлен  самостоятельной деятельностью детей для развития изобразительного творчества. В  течение всего дня. Он акцентирован на свободе выбора  материала для  выполнения замысла, а также  всевозможными творческими заданиями и дидактическими играми.   Не забывали мы и о том, что дошкольный мир детства – это мир игры, мир игровых ситуаций. Нами были проведены следующие игры:

  • Дидактические игры:  «Природа и человек», «Магазин рисунков», «Экскурсовод», «Что растет в лесу», «Найди листок как на дереве», «Вершки и корешки», «Что за птица», «Кто где живет?», «Какое время года», «Зоологическое домино», «Подбери палитру к рисунку», «Назови как можно більше цветов, которые есть на этом рисунке», «Кто у кого», «Угадай, кого не стало», «Зеленые иголочки», «Составь животное из фигур», «Нарисуй рыбкам разную чешую», «Как зверята играют», «Где чей хвост?», «Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их», «Придумай слово (описание рисунка),  и другие.
  • Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Зайцы и волк»,  «Охотники и зайцы», «Хитрая лиса», «Раз, два, три к названному дереву беги».
  • Творческие задания: «Подбери  палитру к рисунку», «Назови как можно больше цветов, которые есть на этом  рисунке», «Придумай название рисунка», «Сочини сказку по рисунку», «Выбери рисунки, выполненные в теплых (холодных) тонах», «Найди самое сказочное  изображение».

Мы старались сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п. должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие, которое мы старались соблюдать, для развития у детей изобразительного творчества  - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой реализации творческого начала в художественной деятельности.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития изобразительного творчества.

Среда, в которой ребенок живет и развивается, оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Поэтому  оборудование расположили в группе так, что оно создало зону для изобразительной деятельности. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие.

Дети  были обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках и на полочках в шкафу хранятся принадлежности для изотворчества, которыми дети могут свободно пользоваться. Детям  мы предоставили  все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями.

«Таким образом, можно сделать вывод, что обогащая опыт ребенка, посредством оптимальных  педагогических  условий, в понимании им окружающего мира, мы способствовали развитию детского изобразительного творчества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР

Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР...

Использование нетрадиционных методов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобра...

Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к п...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Сформировать у педагогов представление о культуре здоровья как одном из направлений здоровьесберегающих технологий и  необходимости становления ее  у дошкольников,  с позиции...

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие изобразительного творчества у старших дошкольников, используя нетрадиционные техники рисования».

В консультации рассматриваются вопросы психологии детского творчества. Даются рекомендации по нетрадиционным техникам рисования....

Презентация " Система работы по формированию здорового образа жизни старших дошкольников"

В даной презентации представленна работа  по формированию здорового образа жизни старших докольников. Эот материал подготовлен для педагогического совета....

Система работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников в условиях ДОО

Материал для планирования системы работы по  формированию экологических представлений у старших дошкольников....