Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе ДОУ.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды помогут правильно организовать развивающую среду в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной

развивающей среды в старшей группе ДОУ.

                                                                                            Составила:

                                                                     Стрельцова Г.Н.

                                                                                        воспитатель МДОУ № 47

Тамбов 2010

В связи изменениями в современном обществе, экономическими и социаль-

ными реформами увеличилась ценность образования. Необходимым усло-

вием эффективного решения проблемы современного дошкольного обра-

зования является создание развивающей среды ДОУ. Требования сегод-

няшнего времени к концепции развивающей среды поставили перед до-

школьными работниками новые проблемы.

Качественно изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей. Четко прослеживается тенденция

ориентации родителей на воспитательно-образовательные возможности

детского сада и его материальную базу. Родителей интересует, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к

школе, есть ли студии, кружки, физиокабинеты, спортзал и пр. Дошколь-

ники поставлены в условия борьбы за то, чтобы выбор родителей был в

пользу детского сада. Одна из задач ДОУ-создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать возможность проявить

себя.

Современный детский сад-это место, где ребенок получает опыт широкого

эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками

в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности органи-

зации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в

группах детского сада предметно-пространственной развивающей среды, в

которою возможно одновременное включение в активную познавательно-

творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уве-

ренности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, иници-

ативности, творчества.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педа-

гогическая идея-цель, которой руководствуется коллектив педагогов

детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой

группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, по-

ловой состав, личностные характеристики детей.

В старшей группе это обеспечивается за счет решения следующих задач:

- создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

- предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее

значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени

раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

- ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к

личности каждого ребенка;

- активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности.

В дошкольной педагогике под термином “развивающая среда” понимается

“комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономи-

ческих, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих

организацию жизни детей и взрослых”. Цель создания развивающей среды

в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить жизненно важные

потребности формирующейся личности.

     В “Концепции по дошкольному воспитанию” сформулированы основные

принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

- принцип активности, самостоятельности, творчества;

- принцип стабильности-динамичности;

- принцип учета половых и возрастных различий детей;

- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности

и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

- принцип открытости-закрытости;

Пространство, организованное для детей в старшей группе

является мощным стимулом их воспитания и обучения. Работа над дизайном

группы должна быть основана в соответствии с основными положениями психологической экологии и эргономики. Большое внимание необходимо

уделять созданию не только гармонично жизненного и образовательного пространства, но и комфортного биологического.

Учитывая влияние средового пространственного окружения на организм ребенка, который более чувствителен и менее защищен, чем взрослый, организация внутреннего пространства предусматривает единство

стиля интерьера всех помещений группы:

- создание цветового комфорта: использование “пассивной” пастельной палитры тонов, “охлаждение” солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков.

- создание визуального психологического комфорта: активное применение

в оформлении интерьера природного компонента, обусловливающего взаимосвязь с окружающим миром( элементы растительного декора, фауны,

аранжировка цветами и т.д.)

- включение в интерьер элементов оформления, создающих приятные и позитивные ассоциации в тон подобранные занавески и ковры.

- светлая мебель необычного дизайна ( в виде стеллажей и полочек)

- эстетично оформленные (в едином стиле) информационные уголки и

стенды.

- выставки детского и семейного творчества

- визитки с фотографиями детей и т.д.

Таким образом, создание интерьера помещения группы должно базироваться на научных принципах – своеобразной “эргономики детства”. Высокая культура интерьера применительно к ребёнку не роскошь, а условие построе-  

 ния  развивающей среды.

Организуя предметную среду в старших группах необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых  характеристик личности каждого ребенка старшего дошкольного возраста, их показатели здоровья , психофизиологические и коммуникативные особенности.

  1. В старшей группе должны быть созданы условия:

     а) для самостоятельного активного целенаправленного действия во

всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.), которые размещаются в центрах(зонах),содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;

   б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

2. Организация и расположение предметов развивающей среды в прос-

транстве  группы должно:

- быть рационально логичным и удобным для детей (например, библио-

течку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик,  пара

детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые

растения, а сама обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);.

-включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полифункциональное игровое оборудование («открытые» ширмы, игровые скамейки с множеством отверстий), запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы. Материалы, куски ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети старшего дошкольного возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки ( сказочного  города шутов, мастеров, цирка и пр.);

-расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципа функцио- нального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

- отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка ( игровые поля, центры. Зоны важно организо - вывать так, чтобы самим расположением  предметно-развивающей среды определялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени и пр.)

- оформление предметно развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в

ней.

3.В старшей группе должно быть уютное место для отдыха, которое

лучше оформить в спальном помещении (подиумы с мягкими подушками,

с которыми можно, обнявшись полежать;

4. У ребенка в группе должно быть “неприкосновенное”

место,  где бы он мог хранить свое личное имущество: “драгоценные”

украшения, зеркальце,  открытки , “замысловатые” механизмы, болтики  ,

значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки и пр.

Таким образом, учет таких факторов создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения обозначает благотворное влияние на обучения и воспитания детей.

 Предметно – игровая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение  оборудования по принципу не жесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство необходимо распределить на центры:

- центр  искусства ( в нем находятся материалы  для изобразительной деятельности и ручного труда). Этот центр располагается в стороне от играющих детей и он должен хорошо освещаться. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ.  

- центр игры ( сюжетно- ролевой, режиссерской, театрализованный)

- центр природы и экспериментирования(в нём находятся растения, оборудование для ухода за ними, календари наблюдений, литература и игры природоведческого содержания, картотеки, природный материал. В данном центре, если позволяют условия, можно разместить материал для экспериментирования: весы, микроскоп, ёмкости с сыпучими, жидкими, твёрдыми веществами, мерные ложки, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдений, бассейны для игр с водой и песком.  

-центр занимательной математики (сюда можно поместить игротеку игр: дидактических, логико-математических, игр на развитие психических процессов).        

- центр грамотности, куда включается книжный уголок, все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения

и письма.  

 Необходимо включить в среду группы конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала, схемы-образцы построек.

 Целесообразно выделить в группе учебную зону, обстановка которой была

бы приближена к учебной среде класса: поставьте столы рядами, как парты,

повесьте школьную доску. Это впоследствии в определенной степени поможет детям адаптироваться к учебной среде класса.

    В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к

прошлому, настоящему, будущему. Включите в среду группы материалы,

которые помогут дошкольникам лучше воспринимать рассказы воспита-

телей: игрушки, картинки, книжные иллюстрации, энциклопедии для до-

школьников.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания род-  

ного края, страны. В группу необходимо внести герб города, герб и

флаг страны.

    В этом возрасте возрастает роль книги как источника новых знаний.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной  литературе играет  уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.

Книга необходимый предмет любой культурной среды, в которой растет ребенок. Детская литература может стать источником образов мира, а зна-

чит, и одной из граней культурной жизни ребенка.

Главная конечная цель общения ребенка с книгой воспитание положительной реакции на книгу и положительные чувства к ней.

Существуют главные условия, которые должны быть соблюдены при организации уголка книги, это удобство и целесообразность. Кроме того, он должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы  и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответство- вать возрастным особенностям и потребностям детей. Уголок  книги по возможности  располагают вдали от мест игр детей, вблизи окна.

Культурологический подход к книги – это с одной стороны принцип отбора

содержания книг для книжного уголка книги, а с другой стороны – методы подачи книги.

Принципы формирования библиотечки для старшей группы:

1. Учет закона возрастных ограничений в соответствии и перспективе.

2. Связь с сезонным и историческим календарем.

3. Принцип постепенного расширения тематики и проблематики детского

чтения с учетом интересов и потребностей.

4. Принцип жанрового разнообразия.

5. Принцип целостного восприятия произведения, составление адапти-

рованных вариантов произведений.

 Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника книга становиться важной частью духовной жизни, у него появляются  литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг. Учитывая особый , постоянный преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

- в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей родины

-  также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир природы, лучше познает его тайны и закономерности.

- на витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги дает ребенку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Веселые книги С. Маршака, С.Михалкова, Н.Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные , хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.

      Срок пребывания книги в уголке  определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок ее пребывания в нем составляет 2- 2,25 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать ее с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

 Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы ( «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные  интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

 

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Развивающая среда раскрывает свои возможности ребёнку благодаря  его общению с взрослым в этой среде. От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворённой предметная среда, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе и им должно быть комфортно в их развивающей среде.              

  Взрослый в общении с детьми придерживается положения: “Не рядом, не над, а вместе!”

Это предполагает решение следующих задач:

-обеспечить психологическую защищенность-доверие ребенка к миру;

-радости существования (психологическое здоровье);

-формирование начал личности (базис личностной культуры);

-развитие индивидуальности ребенка - не “запрограммированность”, а

содействие развитию личности;

-способы общения - понимание, признание, принятие личности ребенка,

основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию

ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции;

-тактика общения -сотрудничество. Позиция взрослого -исходить из

интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного

члена общества;

Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление контакта.

Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок: воспитатель находится в позиции “сверху”

даже физически, а ребенок -“снизу”,т.е взрослый “диктует” свою волю,

управляет, командует ребенком. При этом контакт между ними вряд ли возможен.

В то же время задушевное общение ребенка и взрослого, доверительные

беседы ведутся на основе пространственного принципа “глаза в глаза”.

Здесь важно иметь разновысокую мебель, ставить ее в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребенка.

Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребенком, и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни  дети лучше чувствуют себя на более низкой, “короткой” дистанции, другие на более “длиной”.

В связи с этим планировка  группы должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального

состояния. Комфортная планировка зон даст возможность детям  играть небольшими группами, общаться по душам с педагогом, уединяться. Реко-

мендуется в группе иметь уголок “взрослой” мебели - кухонный уголок. Его

можно назвать “уголок ожидания”. Здесь в вечернее время можно почитать

 книгу оставшемуся  ребёнку или просто поговорить с ним о том  как прошёл день.  Приблизившись к позиции взрослого, ребёнок не испытывает чувства тревоги от того, что всех детей забрали домой, а его нет. В такой обстановке время проходит незаметно, и малыш не чувствует себя одиноким.

    Необходимо  развивать у детей представления  о их собственных возможностях. Желательно каждый месяц обсуждать ними какую-либо тему,

связанную с ребёнком ,его интересами. Например, темы “Моя семья”,

“Что я люблю и что не люблю”, “Мой любимый праздник”, “Мои друзья”

и другие.

 Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить,

“… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, ,понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосред-

ственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок  будет жить-развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный  рост будет совершаться из самого себя, от природы…” (Е.И.Тихеева).

Литература

1.Детство:Программа развития и воспитания детей в детском саду/Под ред.

Т.И.Бабаевой,З.А.Михайловой.Спб..,1996.

2.Готовимся к аттестации!Методическое пособие для педагогов ДОУ.-

СПб.:»Детство-Пресс»,2000.

3.НищеваН.В.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.Изд.”Детство-Пресс».СПб,2006.

4.Петровский В.А.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.М.:Новая школа.1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом и разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг р...

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр в старшей группе.

     В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развит...

Методические рекомендации по «Организации предметно пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении»

рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающей среды...

Консультация для воспитателей на тему «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная  среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действова...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образова...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...