«Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС»
проект (младшая группа) на тему

Тришина Юлия Юрьевна

Пояснительная записка

      Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный  опыт коммуникативных навыков   взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. В настоящее время с введением нового законом «Об образовании»,    который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования   большое внимание уделяется   дошкольного воспитания. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей  среды. Среда  развития ребёнка в структуре ФГОС   к общей образовательной программе ДУ представляет собой   комплекс материально-технических, санитарно  -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Педагоги дошкольного образования  проявляют  огромный  интерес к формированию  предметно-развивающей среды своей группы и всего ДУ Мы, педагоги , 2 младшей группы МБУ детского сада «Олеся», провели анализ  существующих условий в группе  в связи с введением в практику работы ФГТ и ФГОС к структуре  ООП ДОУ  выявили проблему, что в нами  при организации предметно-развивающей  в большей степени применяются традиционные способы, поэтому следует создать в группе предметно- развивающую среду    с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей    в организации предметно - развивающейся среды. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды.

        В связи с этим можно сказать, что   вопрос о правильном   создании предметно-развивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным .  В соответствии    ФГОС  программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей.   Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент предметной развивающей  среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом  окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать  свою индивидуальность и творчество.  Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДУ.

                                      Визитная карточка   проекта

 Творческое  название проекта : «Создание предметно-развивающей среды во  2 –ой младшей группе МБУ д/с№153 «Олеся».»

Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только

 наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда,

 в которой пребывает ребенок»

Тип проекта: информационно-исследовательский, практико - информационный, ориентированный , познавательно- творческий .

Вид проекта:  внутренний , групповой,  межпредметный, долгосрочный.

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.

Предмет проека: совместная деятельность педагогов  с родителями по организации предметно-развивающейся среды  в группе

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды  

2-ой младшей группе ДОУ

Продолжительность проекта: годовой.

Обеспечение проекта: материально-техническое;  учебно-методическое оснащение;

 информационное обеспечение

Место проведения(заказчик): Самарская область, город Тольятти, МБУ дет/сад №153 «Олеся»

                                       Этапы  реализации проекта

1. Организационно-подготовительный этап: изучение методической  литературы по данной теме,  подготовка  Формирование проблемы, цели задач проекта.    

 2.Внедренческий (Основной) этап:  практическая реализация проекта, создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам , с родителями воспитанников группы  ДОУ

2. Заключительный этап:

Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.

        Мы также определили  основные  направления  работы  по  проекту: профилактическое, образовательное, развивающее, духовно-нравственное, трудовое,                  гражданско- патриотическое, социальное, в оспитательное

                          1 Организационно-подготовительный этап

          Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит  от организации предметно-развивающей среды в ДОУ .Исследование   этого вопроса легли в  научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды и просматриваются  в трудах  выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.  В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов.  Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой

                                         Нормативно-правовая основа

Ø  Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ  (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012)

Ø   «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13( Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26  Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564

Ø   Приказ Минобразования и науки Р Ф  (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155   «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N 30384

Ø  «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

Ø  Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877  о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений

Ø   Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

Ø   Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).

Ø  Перспективный план работы по организации  воспитательно-образовательной деятельности  группы

Ø  Устав ДОУ

Ø  Годовой  план работы   ДОУ

   Цель:  создание предметно-развивающейся среды, комфортных и  благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства,  их  гармоничного развития и саморазвития, формирования  основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии  с ФГОС. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ  

                                                      Задачи проекта

1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей  среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому  благополучию в  своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей  и интересов.

3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция  и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи  

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения цели и задач  проекта :

•         подбор исторической, художественной и методической  литературы,

•         подбор наглядного материала (презентации,  иллюстрации, фотографии, зарисовки),

•         подготовка   материала для продуктивной деятельности,

•         дидактические, сюжетно-ролевые игры,

•         выставки творческих работ детей совместно с родителями

•         создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала),

•         использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)

•         Материалы Интернет.

Стратегия и тактика построения развивающей среды в группе определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Поэтому мы решили заинтересовать своих воспитанников в организации предметно-развивающейся среды (чаще организовывать выставки совместных творческих работ детей и родителей и оформлять интерьер группы интересными творческими продуктами детей).

 В своей  работы по проекту мы  сделали опору на   основные составляющие при  создании ПРС  в  группе:   пространство, время, предметное  окружение .Мы также определили   варианты (линии) изменения предметно-развивающей:   времени,  освоенности,  стратегического и оперативного изменения,  единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической

Создание предметно-развивающей среды мы будем проводить опираясь на  следующие принципы  организации ПРС: информативности, вариативности, трансформируемости,  полифункциональности,  педагогической целесообразности,  интеграции образовательных областей,  учета полоролевой специфики и учета ЗБР (зоны ближайшего развития). 

Также нами учтены  функциональные требования  в связи с введением в практику работы   ФГОС к структуре  ООП  ДУ:   

·         Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной   и   организационной вариативности дошкольного образования

·         Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет        общечеловеческих  ценностей, жизни и здоровья ребенка свободного развития его   личности в современном обществе  и    государстве

·         Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях  

·         Функция  вариативности   дошкольного образования.

·          Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.

·          Критериально-оценочная функция    

        В работах педагогов О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой выделены педагогические характеристики построения ПРС: безопасность, доступность, яркость, привлекательность, постоянство, свобода выбора, насыщенность 

В ФГТ отмечены психолого-педагогические требования к  ПРСсообразность педагогической ценности,  соответствие реализации образовательных  областей, гендерная принадлежность, соответствие развивающей функции, качественные характеристики игр и игрушек, учёт основной формы работы с детьми, продуктивная деятельность, ознавательно – исследовательская направленность, стимулирование двигательной активности , региональность ,оптимальность, сертифицированность, интегративность.

      В работе над проектом мы  использовали следующие  технологий в создании ПРС: технологию личностно-ориентированного образования, игровые технологии, технологию «Дебаты», развивающее обучение ,проектные методы обучения, исследовательские методы, проблемное обучение , информационно-коммуникативные технологии, технологию моделирования, здоровьесберегаюшую  технологию.

  Интегрируя образовательный процесс, мы учли  4 основные направлений развития детей ( физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное и все развивающие виды детской деятельности при организации ПРС в группе и 10 образовательных областей.  .

     При организации предметно – развивающей  среды следует учитывать факторы:

·         Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и  вызывают проявление жестокости,  провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

·          Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС

·          Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе

  Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

                                    2. Внедренческий (Основной) этап:

                         Краткое описание помещения и участка группы

2 младшая группа МБУ детского сада «Олеся» находится на втором этаже дошкольного учрежденияПомещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности.  В группе  оборудованы отдельная  спальная и раздевальная  комнаты, туалетная комната, есть закрытый балкон. В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие  интересам детей, возрастными и личностными особенностями.  Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Развивающая предметная среда группы  оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-развивающая среда еще  не полностью соответствует ФГТ. Территория участка группы    благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты  газоны.

      Нами был составлен план группы, определено зонирование группы на 3 части (зона для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства, рабочая зону ) и  наметили размещение центров деятельности детей.  К работе над проектом по организации ПРС в группе мы привлекли родителей. Для этого нами были проведены  беседы и консультации по интересующему нас вопросу, разработаны рекомендации.  Для оформления всех центров мы применили уже имеющий у нас в группе материал (игрушки, книжки, дидактические игры и т.д.),  добавили купленный администрацией ДУ, внесли творческие продукты деятельности детей и, а также работы сделанные детьми совместно с родителями и самими родителями.

                                            3. Заключительный этап

                                                        Мониторинг

Проведение  мониторинга построения ПРС группы проводится 2 раза  (на основном – подготовительном и заключительном  этапах) путем экспресс – анализа. Критериями  положительных  результатов выполнения проекта    являются  анализ выполнения поставленной   цели, уровня реализации поставленных задач анализ,  знаний и умений детей.  Изучение уровня организации ПРС проводится на основании   ФГОС к ООП ДУ.   Отслеживание  результатов эффективности  проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к ПРС группы и мнения родителей.  Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для  оптимизации  дальнейшей работы по организации предметно-развивающей среды группы .

Сравнительный анализ мониторинга ПРС группы показал, что мы провели огромную работу по созданию  создать среды развития ребёнка в структуре ФГОС и ФГТ к общей образовательной программе ДУ и добились положительных результатов:

дети с удовольствием идут в ДУ, родители заинтересовались проблемой и приняли активное участие в работе по организации ПРС,

                                               Вывод (Заключение)

Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается  динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. В ходе реализации проекта  у участников проекта формируются ключевые компетентности: технологическая, нформационная, (умение ориентироваться в информационных источниках; делать выводы из полученной информации; социально-коммуникативная    

                        Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы группы

 В дальнейшей работе мы планируем  и дальше организовывать  ПРС в группе в структуре ФГОС   к общей образовательной программе ДУ,  задействовать в работе     по организации ПРС воспитанников и родителей, подготовить  презентацию группы для родителей,  распространить свой опыт в СМИ.   

                                    Рекомендация по организации ПРС

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей.

4.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

5. Пространство группового помещения должно быть полифункционально. Элементы декора должны быть легко сменяемыми

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

7.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

8.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы

                        Список  используемой литературы 

1. Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г

2. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.

3. Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ,.  серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. - М.: Сфера.

4. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007

5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 

6. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003

7. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.

8. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. 

9. Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб, Приложения.

10. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования  в соответствии с приказом  МО от 20 июля 2011г. № 2151. //Дошкольное воспитание.-2012.- №2

11. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proekt_razviv_sreda_2.ppt1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Предметно-развивающая, игровая среда в средней группе в соответствии с ФГОС .

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:...

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Организация предметно-развивающего пространства для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Организация предметно-развивающего пространства для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС....


 

Комментарии

Гурьева Наталья Александровна

Спасибо за материал!