изотерапия
консультация на тему

Соловьева Наталья Александровна

Материал предназначен для воспитателей и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. Как педагогический феномен игра - полифункциональна. В процессе игры реализуется ее познавательная, коммуникативная, социокультурная, психодиагностическая, развлекательная и другие функции. Ребенку дошкольного возраста доступно все богатство игровой деятельности. В педагогической практике могут быть использованы:

  • имитационные игры с красками ("Радужное эхо", "Цветные звуки?");
  • сюжетно-образные  игры с цветом ("Сочиняем радужную сказку", "Цветные образы", "Цветные  события", «Играем в краски»…);
  • художественно-дидактические, развивающие игры ("Разноцветная  лестница", "Какого цвета зима и лето?", "Сколько цветов у радуги", "Отгадай что получиться");
  • игры-импровизации («Разноцветные вопросы ", "Сочиняем цвет, чувство, настроение", " Звуки природы", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты");
  • игровой фольклор;( передаем в рисунке народные песни, хороводы «Метелица», «Во-поле береза стояла»)
  • моделирующие игры ("Нарисуем настроение", "Рисуем музыкальный альбом", "Как звучит картина");
  • деловые игры ("Идем в выставочный  зал", "Мы - художники");

компьютерные  игры (исползовать ИКТ технологии) «Вхождение в картину»,  « Что лишнее», «Смешивание красок»…. 

  • приёмы и игры на релаксацию: рисование под тихую музыку и пение птиц, игры – перевоплощения, физ. минутки с активным отдыхом;
  • рисование пальчиками – пальчиковая графика, рисование ладошками,
  • игры и упражнения на тактильные ощущения: с комочком из бумаги, теста, пластилина и с колючими мячами, щётками, палочками и т.п. с тёплыми речными гальками или другими камнями,
  • рисунки на спине ребёнка, на ладошке пальчиком и т.п
  • украшение рисунков  блёстками, ниточками, пуговицами
  • игровой массаж, игровой самомассаж: игры на поглаживание, растирание, разминание, постукивание, пощипывание, покалывание;
  • другие игры, упражнения и приёмы изотерапии на снятие мышечного

напряжения:

Синтез различных видов искусств и интеграция художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для каждого из них средствами. Неслучайно и учёные, и практики обратились к использованию в работе с детьми синтеза искусств. Одним из эффективных путей формирования культуры ребенка, ознакомления его с культурными ценностями, которые воплотились в различных видах искусства, являются интегрированные занятия с использованием полихудожественных игр.

Следует  отметить, что наиболее важным условием развития творческих способностей ребенка является творчество самих педагогов, их увлеченность воспитательно-образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость. Кроме этого, только сотрудничество с семьей, понимание родителями важности развития творческой личности ребенка, дает необходимые желаемые результаты.

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.  

 

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). 

Тема рисунка может меняться.

 

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

 

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

 

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе

 

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

 

«Семья»

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

 

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.



Предварительный просмотр:

            В искусстве и в детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого может возникнуть некая модель реальности, созданная воображением ребенка и художника и преломленная через их индивидуальность. Здесь сосуществуют действительность и вымысел, условность и безусловность. Есть еще один немаловажный эмоциональный фактор, который роднит детскую игру и искусство: и то, и другое доставляет удовольствие. И это притом, что большим и маленьким творцам вымышленной реальности порой приходится преодолевать трудности, подчиняясь законам, по которым она существует. Этот парадокс превосходно раскрыл Л.С. Выготский. Вот как он звучит применительно к детской игре: «ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но научается действовать по линии наибольшего сопротивления... подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу есть путь к максимальному удовольствию» Л.С. Выготский считал игру «девятым валом» в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше себя). Психологи  доказали, во-первых, что дошкольники одинаково предрасположены ко всем видам творческой деятельности. Во-вторых, они имеют определенные особенности в восприятии мира: оно, как правило, недифференцированное. Поэтому свои слуховые впечатления дети могут свободно переводить в зрительные, графические, двигательные и наоборот. Некоторыми исследователями отмечается, что такими способностями, называемыми в психологии синестетическими (синестезия – способность к переплетению, объединению чувственных реакций), обладают все дети до пяти-шестилетнего возраста. Если эти способности не развиваются, то они угасают и остаются только у отдельных взрослых людей. Примеры таких синестетических способностей часто встречаются у деятелей искусств: Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин, обладавшие «цветным» слухом; немецкие художники живописной школы Бема, которые могли «видеть» музыку; поэты А. Рембо и К. Бальмонт, воспринимавшие «образы» цвета в звуковой форме и «образы» звука в цвете.

Творческие задания на активизацию внимания предполагают сравнение произведений различных видов искусства. Такое сравнение приводит детей к пониманию того, что в произведениях различных видов искусства отражается одна и та же окружающая действительность, эмоции, настроения. Например:   при ознакомлении с народной игрушкой – лошадкой, звучит музыка Кобалевского «Лошадка», воспитатель читает А.Барто «Лошадка»

Творческие задания на развитие ассоциативного мышления предполагают сравнение настроения, а не содержания произведений различных видов искусства. Например, Э. Григ "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт" и картины А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре", Ф.Васильев "Перед дождем", А.Дубовской "Притихло". Здесь важна роль педагога, который может помочь детям определить сходство и различие с помощью наводящих вопросов.

Творческие задания на развитие воображения и фантазии. Дети очень любят такие задания. Поставить себя, например, "внутри пейзажа Шишкина", (войти в картину) представить, какое у них будет настроение, какую музыку они слушали бы, находясь в этом месте, какого характера была бы их собственная музыка. С другой стороны, можно представить себя героем музыкальной пьесы, пофантазировать, какие, например, стихи мог бы прочитать этот герой, с каким чувством, силой голоса и т. д. (например, стихотворение М.Ю.Лермонтова "На севере диком", "Звуки вальса " Свиридова  и пейзаж А.Шишкина "Одинокая сосна").

Творческие задания "Мы рисуем музыку". Рисование доставляет детям особое удовольствие. Чувство цвета как средство эмоциональной выразительности позволяет даже не владеющему графическими навыками ребенку выразить собственное эмоциональное после прослушивания музыкального произведения. Зрительные образы рисунков детей часто делают видимыми их желания и проблемы, высказанные по-детски искренне. Задача взрослых понять истоки этих мыслей, чувств ребенка и помочь в их разрешении.

Творческие задания "Нарисуй  сказку об услышанном", "Подбери созвучные музыке поэтические строчки или сочини их сам", "Придумай название музыкальному произведению" - варианты для развития литературного языка ребенка, культуры его чувств и умственной деятельности, которые закладываются, в том числе, и через слово. Слушая стихи, ребенок учится воспринимать красоту русского языка. Поиск подходящего по содержанию, характеру, образному строю и настроению стихотворения созвучного музыке, помогает детям развивать умение выражать свои чувства.

  • «Сейчас ты будешь в течении минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него»
  • «Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется»
  • «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься; что заставляет тебя быть сердитым»
  • «Изобрази место, которое делает тебя счастливым; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать»
  • «Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше; когда ты состаришься, когда младше (в каком-то определенном возрасте или вообще)»
  • «Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. Нарисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым»
  • «Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь а первую очередь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; семейную сценку; твой любимый обед; сон»
  • «Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Или место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить»
  • «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество»
  • «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные»
  • «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливы – несчастный; печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе»
  • «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. Что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»

 

Работая с детьми, также можно произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т.д. В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинение литературных произведений, стихов.



Предварительный просмотр:

Родителям о нетрадиционных техниках рисования

Родителям о нетрадиционных техниках рисования

Нетрадиционные техники рисования

Автор: Оленик  Виктория Геннадьевна, воспитатель филиала «Центральный военный  детский санаторий» ФГКУ СКК «Северо – Кавказский» МО РФ  г. Пятигорск Ставропольский край

Статья предназначена родителям, которые поддерживают творческие наклонности своего ребенка. Даны рекомендации по освоению нетрадиционных техник рисования вашими детьми.

Игры с красками

Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии.

http://ped-kopilka.ru/images/11-6.jpg

Предлагаю вам, родители, и вашим детям с помощью игр-занятий, освоить нетрадиционные техники  для передачи изображения. Задания такого рода помогут Вашему ребенку больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, научат свободному владению кистью. Ребенок узнает о теплых и холодных тонах, о том, как цвет влияет на настроение.

http://ped-kopilka.ru/images/11-1(11).jpg

Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление. Воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельное решение. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал – художником, строителем, педагогом, физиком, математиком.

Рисовать красками легче и интереснее, чем карандашами или фломастерами. Рисунок ярче, да и рука не устает. Так детям можно предложить совсем неожиданное решение: будем рисовать красками при помощи пальцев. Давайте палец обмакнем в краску! И мы рисуем без кисточки! Темы можно предложить такие: «Гроздья рябины», «Ягоды», «Волшебные облака» и др.

http://ped-kopilka.ru/images/11-2.jpg

Рисуя с детьми с ограниченными возможностями, родители могут использовать этот прием для передачи изображения. Он не требует очень точного исполнения. Предлагаю такие темы: «Рассыпались бусы», «Ткань для платья маме», «Заготовки на зиму» и т.д.

Одна из простейших и интересных техник, которой можно заняться с детьми считается монотипия. На гладкой поверхности пластмассовой доски делается рисунок любой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности доски. Получается оттиск  в зеркальном отражении. Отсюда название – только один отпечаток. Темы такие: «Цветы в вазе», «Снежные узоры», «В царстве Снежной Королевы», «Подводное царство», «Цветущий луг». Такие задания развивают у детей воображение, фантазию, творчество, чувство цвета, используют нужную для определенного рисунка гамму красок.

http://ped-kopilka.ru/images/11-3.jpg

Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Яркие пятна краски наносят на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны и развернем. Что получилось? Да мы же просто путешествуем по стране Двуляндии. Необычная страна. В ней ничего не бывает по одному. Например, отражаются облака в осенних лужах дождя. Очень интересные темы для детей: «Я и мой портрет», «Город на реке». Нарисуем город, согнем бумагу по горизонтали – город отразился в воде. При помощи этой техники можно детям объяснить законы симметрии. Рисуя с детьми можно заставить шевелить крылышками стрекоз и бабочек, расцвести цветам, превратить в пушистый шарик – одуванчик. Важно, чтобы ребенок испытывал от занятий радость творчества и удовлетворения.

Таких игр-занятий можно придумать большое количество. Главное, чтобы была фантазия и смекалка.  Можно использовать другие техники рисования: оттески разных предметов, растений, рисование по сырой бумаге, кляксография.

http://ped-kopilka.ru/images/11-4.jpg

Прием «оттески растений» можно использовать в осенний период. Сначала нужно заготовить листья деревьев разной формы и цвета. Наносим краску на лист дерева, переворачиваем, прикладываем к листу бумаги и прижимаем. Получился отпечаток осеннего листа.

http://ped-kopilka.ru/images/11-5.jpg

Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, творческими личностями, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами делать намного труднее. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире.



Предварительный просмотр:

Артерапевтические занятия

Цели: лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изобразительно-игровое пространствоматериал,образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты,которое помогает в трудных обстоятельствах.

Рисуночная терапия рассматриваетсяв первую очередькак проекция личности ребенка,как символическое выражение его отношения к миру.

Снежные цветы
Для создания цветов понадобятся палочки, из которых нужно сделать стебли цветов (для этого их надо просто воткнуть в снег), и комочки снега, которые малыш налепит на веточки. Чтобы сад был ярким и неповторимым, раскрасьте цветы красками.

Сосульки
- Вырежьте из белой бумаги в произвольной форме сосульки и наклейте на лист бумаги другого цвета ( к верхнему краю листа ). 
- Дайте ребёнку кисть (мягкую) и белую гуашь. Пусть нарисует капельки, которые стекают с сосулек. 
- Капельки будем рисовать примакиванием кисти. Можно сказать малышу, что наша кисточка будет весело скакать по листу бумаги: Раз-прыжок, два-прыжок, получаются капельки!
 

Лепка «Гусеница на листочке».
Для работы понадобится 1/2 листа картона зелёного цвета, пластилин или солёное тесто, доска для работы с пластилином или плотная салфетка(под горячее), ножницы.
- Из картона вырежьте лист дерева любой формы.
- Из пластилина или солёного теста вместе с малышом катайте небольшие шарики (способы: кусочек пластилина раскатываем одной ладошкой по столу или кусочек пластилина находится между двумя ладошками и круговыми движениями раскатываем колобок). Шарики, примерно одного размера, кладём на листочек рядом друг с другом -получается гусеница на листочке
 

Рисование отпечатками «Разноцветные листочки».
Для работы нам понадобится: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Покрываем листок дерева красной краской, затем приложите его к бумаге окрашенной стороной и слегка придавите ладошкой. Получился отпечаток листочка.
- каждый раз берётся новый листочек, и разные краски.
- можно покрыть листочек разными красками, получится необыкновенно красивый осенний листочек!
- Если делать отпечатки листьев с одного дерева, можно расположить их так, как будто они на одной веточке, а черешки у листьев и веточку можно дорисовать кистью.
- Можно сделать отпечатки с разных деревьев на листе бумаги голубого цвета - получится осенний листопад.
 

Рисование пальчиковой гуашью «Птичка»
Для занятия понадобится: лист плотной бумаги любого цвета, пальчиковая гуашь.
«Маленькая птичка
Прилетела к нам
Маленькой птичке
Зернышек я дам
Маленькая птичка
Зернышки клюет
Маленькая птичка
Песенку поет
Чик-чирик, чик-чирик».
Чтобы нарисовать птичку надо ладошку покрасить гуашью, сделать отпечаток на листке бумаги, дорисовать
клюв и глазик.
 

Частенько совмещаем несколько техник! Аппликация и рисование.

Салют.

Цель: Учить рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: Специальные краски для рисования, разведённая гуашь или акварель; лист бумаги; вода; тряпочка, салфетка. Клеёнка.
Техника: Рисование пальцами.
На занятии используются 2-4 краски разных цветов, например, синяя, зелёная, жёлтая, красная.
- Помнишь, мы с тобой видели салют? Там было много маленьких разноцветных огоньков.
- Их было очень-очень много. Они были похожи на маленькие разноцветные кружочки.
 
В небе черном три фонтана,
Ярких, огненных тюльпана.
Как цветы, раскрылись искры,
А растаяли так быстро!
Снова: "Бам!" - светло как днём,
Небо светится огнем.

Красный, желтый, белый, синий -
Сотня звезд и сотня линий.
Я салют смотреть готов
Сто минут и сто часов.
Вот бы каждый день салют -
Сто часов и сто минут.
- Давай мы с тобой нарисуем салют!
Положите на стол лист бумаги и покажите, как можно рисовать пальцами: окунуть кончик пальца в краску, затем прикоснуться им к бумаге, потом снова окунуть в краску и т.д. Когда малышу надоест рисовать краской одного цвета, объясните, что надо вымыть пальчик в банке и вытереть его салфеткой. 
Дайте ребёнку возможность рисовать самостоятельно.
- Вот какой красивый салют у тебя получился! Молодец!

Рисование на мокрой бумаге.

Незабываемые и необычные ощущения получит ваш ребёнок в процессе рисования акварельными красками на мокрой бумаге. Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками. При рисовании на мокром листе речь не идёт о рисовании чего-то определённого.

Постелите на стол или на пол клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (окуните его в таз с водой) и положите на клеёнку, пригладив мокрой губкой.

Окуните кисточку в любую краску и проведите по бумаге. То же самое сделайте с красками других цветов.

Обратите внимание ребёнка на то, что изображение получилось размытое, как будто в тумане или под дождём. А если наклонить лист, то краску будут стекать по листу и получится новый узор. 

Когда краски подсохнут, можно вместе с ребёнком попытаться придумать, на что похож рисунок.

Предложите ребёнку сделать рисунок на мокром листе самостоятельно. Рисовать можно кисточками и пальчиками. 

Получившийся рисунок можно использовать как основу для аппликации.

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.  

 

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). 

Тема рисунка может меняться.

 

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

 

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

 

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе

 

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

 

«Семья»

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

 

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изотерапия, как одна из граней арттерапии.

Опыт использования изотерапии в работе с детьми - дошкольниками....

Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ

Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста....

" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.

Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...

Консультация для родителей на тему: «Изотерапия с детьми старшего дошкольного возраста»

Элементы арт технологий и арт терапии очень интересуют специалистов детского сада и родителей. Это кладезь идей! Родители с легкостью могут их использовать дома, на даче, на прогулке. Элементы арт тер...