Проект: "Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ"
проект на тему

Трухина Галина Борисовна

Создание развивающей предметно- пространственной среды в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_proekta.docx36.58 КБ
Файл prilozheniya.docx74.16 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта.

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной бщеобразовательной  программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

- комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

Исходя из этого в МКДОУ «Детский сад № 1» разработан проект «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ»

Цель проекта: Разработка модели развивающей предметно-простанственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно-простанственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию

детей с учетом их потребностей и интересов;

3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников

(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,

художественной, театрализованной);

4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной

развивающей предметно-простанственной среды в ДОУ.

Сроки реализации проекта: два года. 2. Описание учреждения

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Светлячок».

Тип: дошкольное образовательное учреждение.

Вид, статус: детский сад общеразвивающей направленности.

Учредитель учреждения: администрация Малмыжского района

Здание детского сада двухэтажное. Дошкольное учреждение располагается

рядом с лесопарковой зоной. Это создает благоприятные возможности для здоровья детей, расширяет спектр возможностей по организации оздоровительной работы.

В ДОУ все групповые ячейки оборудованы отдельными спальными и раздевальными комнатами, в наборе помещений учреждения также имеются: кабинет заведующей, методический кабинет, музыкальный зал, кухня, мини – музей народов Малмыжского края. Экологический кабинет. В ДОУ созданы необходимые условия для обеспечения безопасности детей и сотрудников ДОУ.      Территория учреждения огорожена забором, установлена тревожная кнопка для экстренных  вызовов.

В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей.

Раздавальные комнаты ДОУ оформлены информационными стендами, выставками детских работ.

Развивающая предметная среда ДОУ оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако развивающей предметно-простанственная среда не полностью соответствует ФГОС ДО.

Особенности предметно - развивающей среды в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, предметно - развивающая среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности. В учреждении организовано 3 разовое питание на основе примерного 10 дневного меню. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. В рацион питания включены фрукты, овощи, соки. Контроль над разнообразием и качеством приготовления блюд осуществляет: заведующий детским садом, заведующая по хозяйственной части следит за хранением и реализацией скоропортящихся продуктов.

Территория детского сада хорошо благоустроена: разбиты цветники, газоны. На территории детского сада расположено игровые площадки, на которых имеются: песочницы для игр с песком, малые формы, веранды с теневым навесом. Летом проведен конкурс среди родителей «Развивающая предметно-пространственная среда игровых площадок в детском саду». Родители приняли активное участие и на площадках групп появились различные фигурки и постройки созданные руками родителей: домик, горка,  аисты, паровозик, качели  и др.

Так же на территории детского сада имеется альпийская горка, спортивная площадка, метео площадка и др.

Детский сад работает по Образовательной программе ДОУ написанной на основе примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Е.В.Вераксы.

Цели деятельности - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей первостепенное значение имеют следующие задачи:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем

развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Педагогический состав:

В ДОУ работает 14 педагогов, из них: С высшей квалификационной категорией: 3 педагога, с первой квалификационной категорией: 5 человека, со второй квалификационной категорией: 4 человека.

ДОУ укомплектован педагогическим персоналом на 100%.

 Актуальность проблемы

В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-

пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

3. у педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная

среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС

4. родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Этапы и мероприятия реализации проекта

мероприятия

Подготовительный этап

сентябрь 2013

– май 2014г.г.

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования,

учебно-методических и игровых материалов.

Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для

детей дошкольного возраста.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ.

Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям

развивающей, обучающей и социальной деятельности.

Защита педагогами проектов организации группового пространства.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными

требованиями, предъявляемыми нормативными документами.

Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.

Общее собрание коллектива: определение цели и задач проекта

Разработка плана проекта.

Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.

Реализационный этап

июнь 2013 – март 2015г.г.

Проведение педагогического часа на тему: «Предметно-развивающая среда, как

основа развития детей дошкольного возраста».

Консультации на темы:

«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей

среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном

дошкольном образовательном учреждении»

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».

Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей среды, в соответствии с ФГОС.

Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений в

построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС.

Организация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам

построения развивающей предметно-пространственной среды.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.

Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.

Декоративное оформление коридоров детского сада: информационные,

познавательно-развивающие стенды, стенды достижений и др.

Оформление территории детского сада.

Заключительный этап

апрель 2015

– декабрь 2015г.г.

Написание и оформление проекта.

Описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды

педагогами групп.

Написание протокола педагогического совета «развивающая предметно-

пространственная среда, как основа развития детей дошкольного возраста».

Написание конспектов консультация для педагогов:

«Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей предметно-

пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями»

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном

дошкольном образовательном учреждении»

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».

Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Нормативно-правовая база проекта

 Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от

29.12.2012 г.

 Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

 Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-

педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

 Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие

реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)

 Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное

звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию

Министерства образования РФ от 17.06.2003

 Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы

В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);

 Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г

 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

 Устав ДОУ

 Годовой план работы ДОУ

 Положение о педагогическом Совете ДОУ

 Положение о родительском комитете ДОУ

 Приказы заведующего ДОУ.

Список литературы:

1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция

построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993

2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989

3. Закон Российской Федерации « Об образовании»

4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное

звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию

Министерства образования РФ от 17.06.2003

5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-

педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

6. ФГОС ДО

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26

8. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие

реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Словарь.

«Игрушки-персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных, ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

«Маркеры (знаки) игрового пространства» - это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.). (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

«Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания)» -широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов.(Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).(Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Безопасность материалов и оборудования - обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Детская игра - вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры – сюжетная и игра с правилами.

Игра с правилами - тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу). (Требования к

созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Игрушка - предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности .

(Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Нормативно-знаковый материал - материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Образно-символический материал - так называемые «наглядные пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Предметная развивающая среда - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)).

Продуктивные виды детской деятельности - рисование, лепка, аппликация, конструирование и создание разного рода поделок, макетов из различных материалов.

Развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса». (Ясвин В.А.).

Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Среда - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. (Новоселова С.Л.).

Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. (Новоселова С.Л.).

Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей. (Новоселова С.Л.).

Сюжетная игра - выполнение условных действий в воображаемой ситуации. Различается ролевая режиссерская сюжетная игра. (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект))

Приложение 2.

Консультация для педагогов.

К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада.

Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада,

разведём два вопроса:

1. упорядочение, введение в систему множества материалов;

2. конкретное оснащение группового помещения.

Первый вопрос может быть решён только усилиями специалистов-исследователей,

второй лежит в сфере компетенции воспитателей.

В решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы: педагогов, которым нужно рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы нужны дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке.

Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его «обслуживающий».

Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы:

1) игрушки (для свободной деятельности детей),

2) дидактические пособия для занятий.

Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем «превращались» в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями.

Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться.

Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования «под программу» уменьшает свободу действия воспитателя.

В последнее десятилетие Россия открыта для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, дешёвой и не всегда качественной. Дошкольников «захлёстывают» волны игрушек, быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающие игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции - плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (всё множество материалов невозможно охватить – в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагога, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы).

В этой ситуации необходимо создать систему упорядочения материалов, исходя не из конкретного ассортимента и не из конкретных программ, а из общих психолого-педагогических оснований.

Первое основание – виды деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-

исследовательская), из которых складывается образовательный процесс в детском саду, вне зависимости от конкретной программы. Второе основание – своеобразие возрастных этапов, т.е. особенности деятельности детей каждого возраста.

Из специфической структуры и развивающего значения каждого вида деятельности может быть выведена условная типология материалов.

Подбор конкретных материалов того или иного типа – в руках педагога. Ориентируясь на обобщённый тип материала, воспитатель может осознанно выбирать из множества взаимозаменямых (схожих) промышленных образцов подходящие, более осмысленно и свободно работать с ассортиментными перечнями.

Ещё один важный момент при подборе материалов – учёт пространства группового помещения.

Предметные материалы во всей их совокупности должны не только обеспечивать целостный образовательный процесс, но и встраиваться в групповое помещение.

Воспитатель, руководствуясь интересами педагогической целесообразности, должен противостоять соблазнам «потребительской гонки».

К «искажению» среды может приводить чрезмерное увлечение материалами нового

поколения по принципу «новое – значит хорошее».

Чтобы избежать этих перекосов, следует соблюдать следующие условия при оснащении группового помещения:

1. выбранные материалы и оборудование должны создавать насыщенную, целостную,

многофункциональную среду;

2. материалы должны подбирать сбалансировано.

В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения

следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели материал, с которым можно действовать, но и пространство для этого действия.

Материалы подготовлены на основе статьи Н.А. Коротковой –кандидата психологических наук.

«Ребёнок в детском саду» № 2, 2004г.

 Приложение 3.

Консультация для педагогов

Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей

предметной среды.

В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения

разнообразной деятельности ребенка.

Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально

моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда - та, которая

«способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов

образовательного процесса».

Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности

ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т.д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развивается

любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности.

Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми. Стратегия и тактика построения развивающей среды в дошкольном учреждении определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Основные положения личностно –ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми. Одно из условий среды, которое делает такое общение более осуществимым,- это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху.

2. Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения. По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в ДОУ должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Одну из стен - рисовальную предоставляют в полное распоряжение детей. Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников.

Электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. В ДОУ желательно иметь записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение. В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности.

3. Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.

Для этого в проекте среды детского сада должна быть заложена возможность ее изменения. В цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые формы. Можно менять «фоны» и изменять обстановку до неузнаваемости («мягкая комната» по желанию играющих может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею» и т.д.)

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность

построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься, не мешая друг другу (физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д.).

В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории, «кабинеты», творческие мастерские, конструкторские, кухни, прачечные, «производственные» мастерские и др.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству. Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов. В групповой ячейке, особенно в ее семейной части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться

репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей. В составе этой или других зон целесообразно предусмотреть место для домашних цветов. Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа Я.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми этой категории начинается с «элементарных

кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий.

Поэтому важно размещать в интерьере не громоздкие репродукции классических произведений живописи, целесообразно в разных стилях представить одно и тоже содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых. Желательно оборудовать помещение для художественного творчества.

7. Принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.

а) открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы.

Эта тенденция может проявляться во взаимопроникновении с природным окружением:

организация «земных комнат» в помещениях;

б) аспект принципа открытости-закрытости – это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры – настоящей взрослой живописи, литературы, музыки – не могут носить чисто оформительный характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера;

в) аспект принципа открытости-закрытости – это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия «Мой дом»;

г) открытость своего Я, собственного внутреннего мира. Развешиваются

фотографии детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную

динамику (альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте).

8. Принцип «половых и возрастных различий », как возможности для девочек и

мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности. Он может быть осуществлен в следующем решении: в групповой комнате кроме закрывающихся кабин в туалет. В спальной целесообразно предусмотреть зонирование на два, три, четыре полузамкнутых пространства, что создает определенный комфорт. Решение проблемы безопасности в технических ограждениях, креплении зеркал, полочек, вешалок.

Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ (Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)): • полифункциональность среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного

процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

• Трансформируемость среды, который связан с ее полифункциональностью –

это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

• вариативность, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных

видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных

вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

• принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование

для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других

областей.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались следующих

принципов (по В.А. Петровскому):

• дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию

пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления

оптимального контакта с детьми;

• активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и

формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего

предметного окружения;

• стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для

изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями,

меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

• комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

• эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;

• эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

• открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению,

корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе,

культуре, обществу и собственному "Я");

• половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами

деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Основными функциями ФГОС к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:

• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования

• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве

• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования

• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования

• Критериально - оценочная функцияПри создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:

- развивающий характер предметной среды;

- деятельностно – возрастной подход;

- информативность (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов и

игрушек);

- обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств,

обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;

- вариативность;

- сочетание традиционных и новых компонентов;

- обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро - и

микропространством деятельности детей;

- обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;- обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Решению проблемы создания развивающей среды в дошкольных учреждениях будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной его планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды. Перечень последних разнообразен и может быть продолжен в зависимости от региональных, этно - и социокультурных, природно – климатических и иных особенностей.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относится учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги –первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, ТСО, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), произведения искусства, средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи и т.п.), учебные компьютерные программы и др. Обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга.

Приложение 4.

Протокол № 2

Педагогический час

«Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста »

от 16.09.2013г.

Присутствовали: Все педагоги

Повестка дня:

«Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста»

1. Результаты выполнения решения предыдущего педагогического совета

2. Организация предметно – развивающей среды

3. Требования к организации предметно-развивающей среды

4. Аналитический отчет Петровой С.Ю.

По всем вопросам слушали Гудкову Н.В.– старшего воспитателя.

1. Результаты выполнения решения предыдущего педагогического совета.

В группах детского сада на начало учебного года был подобран дидактический материал,

игрушки, художественная литература соответственно возрасту. Были даны следующие

рекомендации:

1. Группе раннего возраста - «Петуiок» разработать, подобрать костюмы для уголка

Ряженья. В уголок Природы посадить цветы с широкими листьями

3. Группе младшего – возраста - «Осьминожки» обновить коробочки с играми

4. Группа подготовительного возраста - «Ромашки» повесить план НОД на учебный год,

убрать в группе нагромождения мебели

5. Группа «Непоседы», постелить ковры в игровые уголки

2. Организация предметно – развивающей среды

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном

учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Под развивающей

средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально

организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми

материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-

творческую деятельность всех детей группы.Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель.

Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной

программы.

Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу:

возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.

Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где

девочек больше.

Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и

педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать

его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает

уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде.

Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в

разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей,

педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить

наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных

учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.

3. Требования к организации предметно-развивающей среды

1. В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной

активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной,

театральной).

2. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать

возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три

основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка

был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов

для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для

этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно

свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном

движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим

развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего

дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего

мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием уютные домики

и другие сооружения, рассчитанные на игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети

предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно

организовывать совместную деятельность.

3. Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена

окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять

оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках,

ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые

позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.

4. Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны

находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую

функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его

следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.

5. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:

- интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в

центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной

техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам);- «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных

детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов,

ориентированных на более старший возраст.

6. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть

подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в

тихой зоне возле цветов, аквариумов.

4. Аналитический отчет Приложение 5.

Консультация для педагогов

Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном

образовательном учреждении.

Построение развивающей среды с учетом основных принципов дает ребенку чувство

психологической защищенности. Помогает развитию личности, способностей, овладению

разными способами деятельности.

Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал

трех типов: во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения; во-

вторых, иной, но похожий (например, если на занятиях используются строительные детали

красного цвета, то вне занятий – синего) и, в-третьих, «свободный», т.е. позволяющий ребенку

применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

Организуя предметную среду для младшей группы, в кабинете располагают материалы

по сенсорике: 1)башенки (пирамидки) – одноцветные, окрашенные в цвета спектра; 2)пирамидки

из шести - десяти толстых колец, из 12 тонких колец, окрашенных в цвета спектра; 3) мисочки-

вкладыши (из 10 штук); 4) матрешки 2-3-4-местные; 5) наборы мелких деревянных и

пластмассовых игрушек, одноцветных, основных цветов спектра и их оттенков; 6) мячи трех –

четырех размеров; 7) наборы песочных формочек для игр с водой. Все эти игрушки хранятся на

полках или в шкафчиках, к которым ребенок имеет свободный доступ; он может брать их в любое

время, отведенное для игр и свободной деятельности.

Материал по грамоте представлен картинками, «звуковыми часами», атрибутикой для

игр «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк», «В лесу» и др.

В мастерской располагается материал по конструированию. Важно, чтобы он был

расклассифицирован по форме и размеру и хранился в специально

отведенных для него шкафах в открытых коробках. Строительный материал –

универсальные настольные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы

(кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные призмы) двух- трех размеров.

Напольный (крупный) строительный материал размещается в той части мастерской, в которой

дети занимаются только конструированием. Свободное пространство на полу дает возможность

сооружать постройки, в которые дети любят забираться. Обычно постройки на полу из крупного

(напольного) строительного материала дети начинают делать в конце пребывания в младшей

группе, т.е. к 4 годам и позже. Мелкий пластмассовый строительный и бросовый материал,

различные тематические наборы деталей воспитатель подбирает по своему усмотрению,

учитывая прежде всего возможности трехлетних детей.Для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала хорошо

иметь наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, елочки, грибки, машины различной

величины).

Для изостудии оптимально иметь отдельное помещение, но можно использовать другие,

временно свободные (в частности, раздевалку, коридор, зал и др.). В изостудии должны быть

специальные столики с поднимающимися под наклоном крышками, краски (гуашь, уголь,

акварель), кисточки – тонкие и толстые, щетинные (не для клея), беличьи или колонковые, бумага

разного формата. Губки из поролона, тряпочки для рук и кистей, баночки для красок, фартуки,

тазики и баночки для воды, пластилин.

Театр и уголок для сюжетно-ролевых игр располагаются недалеко друг от друга. Ниши,

ширмы могут помочь в организации этих пространств.

В театре располагаются театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол

(пальчиковых и плоскостных фигур) для разыгрывания сказок; театр, сделанный самими детьми и

воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации, зеркало); материал для

изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши,

краски, ножницы и т.п.). В театре-драматизации можно использовать и самодельные костюмы,

маски для разыгрывания сказок; условные заместители (круги разных цветов, полоски разной

длины и т.п.) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры. Здесь же

располагаются полка с книгами (пять – шесть уже прочитанных и одна – две новые, незнакомые

детям); один – два столика, на которых есть карандаши и бумага. За ними можно читать и

рассматривать книги, рисовать иллюстрации к ним.

Все материалы периодически обновляются (хотя бы один-два раз в месяц). Новые книги

появляются в соответствии с программой по чтению. Изменения вносит воспитатель, но можно

спрашивать детей, что им нужно.

Оформление уголков для сюжетно-ролевых игр осуществляется воспитателем. Кроме

атрибутов для сюжетно-ролевых игр и разнообразных игрушек, которые подбираются с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей детей, в игровом пространстве могут находиться

игры по сенсорике: «Прокати шарик», «Попади в ворота», «Спрячь мышку», лото «Цвет», «Цвет и

форма», мозаика геометрическая плоскостная, игра «Поймай рыбку» (с удочками, где лески

разной длины); игры из раздела «Развитие представлений о себе и окружающем мире»; атрибуты

различных профессий и общественных мест (сумка доктора; одежда повара, милиционера;

зеркало, расческа парикмахера; формуляры библиотеки; театральные билеты и программы и т.д.),

куклы девочки и мальчики, игрушечные дикие и домашние животные.

В средней группе воспитатель организует предметную среду, ориентируясь на тот же

принцип функциональных помещений, добавляя в кабинет материалы из разделов

«Математика», «Грамота», «Развитие представлений о себе и окружающем мире», «Природа» и

оставляя материалы по разделу «Сенсорика», которые необходимы для развития представлений

об отношениях предметов по величине.

На стенде помещается круговая диаграмма смены времен года.

Уголок природы можно размещать в разных местах. В уголке могут быть:1. Постоянно находящиеся в групповой комнате растения с красивыми листьями

различной формы, цветущие, не требующие сложного ухода (фиалка, бегония рекс, фуксия,

бальзамин, традесканция). Они размещаются на подоконниках, специальных подставках и

столиках у окон, на хорошо освещенных местах стен;

2. Растения, характерные для различных времен года. Осенью – пересаженные в горшки

или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары; зимой – ветки хвойных (ель, сосна) и

лиственных (тополь, клен, каштан) деревьев; весной – весенние первоцветы, посаженные в

горшки (мать-и-мачеха, подснежник); летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, роза) и

луговых (ромашка, клевер) цветов; колосья хлебных злаков;

3. Краеведческие материалы: фотографии, картины, слайды, диафильмы о природе

родного края, а также минералы, гербарии растений, типичных для данной местности;

4. Объекты для экспериментирования (миски с водой и песком, камешки, плавающие и

тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль сахар,

формочки, микроскоп, лупа и т.д.). Все материалы располагаются так, чтобы дети могли

самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об их свойствах.

5 раздевалках располагается инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр,

экспериментирования на участке детского сада. Можно там же поставить «волшебный сундучок»

с природными материалами (шишки, семена, орехи, ракушки и т.д.). Дети постоянно пополняют

его новыми находками.

В мастерской кроме разного строительного материала хранится природный материал:

кора, шишки, листочки, перышки, а также цветная бумага, клей, пластилин, рисунки, схемы,

трафареты, простые и цветные карандаши, бумага. Здесь же располагаются 1)макет кукольной

комнаты. Кукольная мебель, фланелеграфы, геометрические фигурки – заместители мебели; 2)

макет детского сада; 3) план участка; 4) планы отдельных помещений детского сада – групповой

комнаты, спальни; общий план групповой комнаты и ближайших к ней помещений, поэтажный

план детского сада. Материалы меняются в процессе овладения детьми пространственными

представлениями. Вспомогательный материал – куклы, машины, автобусы, разные секреты для

«поисков», «путешествий», игр на участке.

Оснащение изостудии и театра в средней группе не претерпевает значительных

изменений. Вместе с тем возможны изменения за счет обогащения образовательного

содержания.

Принципиальных изменений в расположении функциональных помещений в старшей

группе не предусматривается. Но материалы в каждом из них меняются в соответствии с

программой. Так, в кабинете появляются материалы по математике и грамоте: доска, маркеры,

мел; дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино; настольные игры,

в которых предлагается просчитывать количество «шагов» в соответствии с количеством точек на

бросаемом по очереди кубике, разнообразные геометрические мозаики; игры типа «Танграм»,

геометрические головоломки. В подготовительной к школе группе на одной из стен групповой

комнаты хорошо иметь часы «Времена года и месяцы», кассу букв, разноцветные фишки для

составления моделей звуковых форм слов; книги для чтения и индивидуальные кассы букв,

картинки-схемы звукового состава слов (два-три набора); листы бумаги, разноцветные

фломастеры (с не очень узким, но и с не очень широким концом).В старших группах уголок живой природы обогащается: добавляются комнатные

растения, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения (кактусы, алоэ,

фикус, комнатный виноград). Следует предусмотреть специальный стенд, на котором время от

времени сменяются материалы по различным темам, например наборы картинок по разным

климатическим зонам («Пустыня», «Арктика» и т.п.), по экосистемам («Лес», «Город» и т.д.).

В мастерскую к строительным материалам, использовавшимся в средней группе,

добавляется другой вспомогательный материал (рисунки отдельных частей построек, например

колонн, башен, схемы конструкций, трафареты); металлический конструктор с изображением

поделок; разные пластмассовые строители, в частности «Лего».

Здесь же размещают макеты детского сада и города (части города, местности); план

участка детского сада, улицы; карты города (части города, местности), области, республики,

страны. В подготовительной к школе группе необходимо иметь подробную карту-схему района,

где находится детский сад; компас, грифельную доску, мел. В обеих группах – наборы открыток

или репродукций с достопримечательностями родного города, местности, других городов России.

К материалам в изостудии добавляются пастель, соус, глина, кисточки меньшего

размера, рулонная бумага для свободной и совместной деятельности (обои,). Дополнительный

материал: кнопки, коробочки для росписи, мелкие кусочки дерева, цветные лоскутки, бусинки,

листья, желуди, золотая и серебряная фольга, обрезки цветной бумаги для изготовления

коллажей, элементы костюмов, «волшебные сундучки», «волшебные палочки» и т.д.

Театр в основном обустраивается самими детьми. Они изготовляют маски, разные

атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации. Воспитатель

обсуждает с детьми, что оставить, что убрать, что добавить к уже имеющимся материалам, каких

героев можно сделать, из чего и как следует построить декорации. Здесь же целесообразно

располагать уголок для сюжетно-ролевых игр, создаваемый детьми совместно с воспитателем.

Можно посоветовать некоторый дополнительный материал: из раздела «Математика» (карточки с

цифрами – «деньги» и «числовые» карточки – типа «Магазин»); из раздела «Развитие

экологических представлений» (игры типа лото, домино, викторина, книги с изображениями

животных и растений, диафильмы, слайды).

Таким образом, на всестороннее развитие ребенка существенное влияние имеет среда –

непосредственное предметное окружение. Предметы помогают ему познавать социальный мир и

развиваться. Счастлив тот ребенок, для которого взрослые создали возможность заглянуть в

огромный непознанный мир, помогли ему быть более свободным и открытым, дали возможность

самоутвердиться и самореализоваться, развили чувство ответственности, собственной

значимости, повысили самооценку, позволили понять: его любят таким, какой он есть, с его

мнением считаются, ценят его индивидуальность.  Приложение 6.

Консультация для педагогов

Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в

соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.

«Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка,

функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств

обеспечение разнообразной деятельности ребенка»/С.Л. Новоселова/.

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня

уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и

принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих

детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши

играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано,

что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во

многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его

воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ педагогами несомненно учитываются

различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы

воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т.д.

Нормативно-правовая основа регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и

игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв.

Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования

РФ от 17.06.2003;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных

организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10», утв. постановлением Главного государственного

санитарного врача России № 91от 22.07.2010;

письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических

требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения

психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к

психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников

дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и

игрушек»);Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский,

Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);

Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

ФГОС ДО 17.10.2013 г.

ФГОС представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение

планируемых результатов дошкольного образования.

Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программы

дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии

с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями

образовательных областей.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей

образовательной среды:

- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей.

- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность

для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества.

- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

- комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями

здоровья) и педагогическим работникам.

Основные закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста позволяют

сформулировать функции развивающей образовательной среды дошкольного образовательного

учреждения:

Функция стимулирования активности детей. Цель - предложить ребенку разнообразный

материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле среда

становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который

будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием

и видом. Предметная среда предназначена для выполнения новых действий, развития

познавательных способностей, постоянно должна содержать в себе признак новизны и

проблемности. Она является насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально

привлекательной.

Информативная функция - необходимый уровень информативности среды на разных этапах

развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением

функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов. Хорошая

предметно-пространственная среда моделирует функциональное развитие деятельности ребенка

тем, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а

побуждает ребенка к ее поиску.

Функция сохранения психологического здоровья - окружающая среда является важнейшим для

ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений вызывает положительные эмоции, дает

возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и

индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

Воспитывающая функция среды - среда является тем самым центром, где зарождается основа для

сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного

отношения. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей

среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным

выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или

пройти мимо проблем сверстника.

Развивающая функция среды является ведущей. Деятельность в условиях обогащенной среды

позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без

принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей

среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из

своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле

взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности

саморазвивается и самореализуется. Развивающая функция предметной среды требует для своей

реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает

преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, т.е. содержание

среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого

и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее

проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались следующих принципов:

(по В.А. Петровскому):

дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для

общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми;

активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих

качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; создание

игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и

созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в

зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения,

образовательной программы;

комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься одновременно

разными видами деятельности, не мешая друг другу;

эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого

ребенка и взрослого;

эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе

должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию

(реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои

склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования, включает

совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей

с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям -

физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Принципы построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с федеральными

государственными требованиями к учебно-материальному обеспечению:

Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и

активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

Вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения,

содержанием воспитания, культурными и художественными традициями,

климатогеографическими особенностями;

Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-

образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных

составляющих предметно-развивающей среды;

Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность

наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения

воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей

среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и

специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных

областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться

и в ходе реализации других областей.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную,

так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие под наблюдением и

при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую,

воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое

главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Правильно построенная предметно-пространственная среда в группе решает следующие задачи:

Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.

3. Создание условий для реализации, усвоенных в специально организованной

Деятельности, приобретенных знаний.4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью

осмысления воспринятых содержаний.

В свободной деятельности детей, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей

образовательной среды, обеспечивается выбор каждым ребенком деятельности по интересам и

позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. В реальном

образовательном процессе реализация образовательных областей (содержания образования),

определенных ФГТ, обеспечивается развивающей средой, в создании которой максимально

учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность каждому ребенку

продвигаться в своем развитии.

Организация среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только

образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации центров

активности на принципах развития и интеграции.

Обстановка в группах должна создаваться таким образом, чтобы предоставить ребенку

возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы примерно разделяется на

несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для

познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной

среды способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним

из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью

формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной

мотивации ребенка к развитию, самореализации.

При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с

индивидуальными и возрастными особенностями детей, для успешной реализации целей и задач

основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо обеспечить

интегративный подход и интеграцию образовательных областей к организации развивающих

центров активности детей.

Примерные центры активности, которые могут быть организованы в группе ДОУ:

- Центр «Будем говорить правильно» образовательные области: чтение художественной

литературы, познание, коммуникация, социализация.

- Центр сенсорного развития образовательные области: коммуникация, познание.

- Центр конструктивной деятельности образовательные области: труд, безопасность,

коммуникация, познание, социализация.

- Центр математического развития образовательные области: познание, коммуникация,

социализация.

- Центр физического развития образовательные области: здоровье, познание, социализация,

безопасность, физическая культура.

- Центр изобразительной деятельности образовательные области: музыка, познание, чтение

художественной литературы, социализация, художественное творчество.- Центр музыкально-театрализованной деятельности образовательные области: социализация,

познание, чтение художественной литературы, труд, коммуникация, музыка

- Центр природы образовательные области: труд, коммуникация, социализация, познание, чтение

художественной литературы, безопасность.

В основе концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования

определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены,

заинтересованы процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает

детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом:

- формируется обстановка и предоставляются детям интересные, увлекательные для них

материалы;

- детям обеспечивается система интересов развивающего характера;

- поддерживается в детях самостоятельность, естественная любознательность, инициатива,

активность в освоении окружающей действительности.

На основе такого подхода дети:

- активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов

детской деятельности;

- проходят через закономерные стадии развития;

- обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное

развитие;

- неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Таким образом, построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов

обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию

личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная

эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к

детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает

к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Приложение 7.

Консультация для педагогов

Организация уголков активности детей дошкольного возраста в группах ДОУ

Помещение каждой группы в детском саду желательно разделить на несколько центров,

в каждом из которых будет содержаться достаточное количество материалов для исследования и

игры. Ребенку представится возможность самостоятельно делать выбор, в каком центре он в

данный момент хочет играть, экспериментировать, бегать, прыгать или просто посидеть в тишине.

В разных группах наборы центров могут быть различными, а также могут быть даны названия

каждому центру. Вот примерный перечень центров активности в рамках группового пространства:

• центр Игры - куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная

мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, и др.;

• центр Сенсорного развития (для детей ясельного возраста) - мозаики, матрешки,

пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши,

коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи;

• центр Театрализации - наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы,

маски, смитеатральные атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр, игр-

драматизации, а также материал для изготовления сценической одежды;

• центр Конструирования - мелкий (настольный) и крупный (напольный)

строительный материал, имеются разнообразные конструкторы (деревянные, металлические,

пластмассовые, с различными способами соединения деталей), мозаики, танграмы, разрезные

картинки, бросовый и природный материал для художественного конструирования;

• центр Спортивный - игрушки, которые можно катать, бросать; горки, тренажеры,

скамейки, мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды;

• центр Математического развития (для детей дошкольного возраста) -

демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развития представлений о

величине предметов и их форме, для формирования у детей представлений о числе и количестве

(касса цифр, весы, мерные стаканы и др.), материал для развития пространственных

представлений (стенды, доски со схемами и др.) и временных представлений (календари, часы

песочные, солнечные, с циферблатом и др.);

• центр ИЗО - листы бумаги и альбомы, кисти, краски, баночки для воды, карандаши,

фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными

материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, экспозиции

картин, гравюр, произведений народного творчества, природный и бросовый материал и др.;

• центр Музыки - игрушечные музыкальные инструменты, магнитофон с дисками

детских песенок; • центр Развития речи - художественная литература, иллюстрации, детские

журналы;

• центр Песка и воды – стол с отверстиями, в которые вставляются тазики в одном –

песок, в другом - вода;

• центр Природы - наглядные пособия, иллюстративный материал для развития

экологической культуры (альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры, гербарий и пр.).

В группах имеются уголки озеленения в которых содержаться комнатные растения, животные -

рыбки, черепаха; природный и бросовый материал;

• центр Экспериментирования;

• центр Дидактической игры - лото, домино;

• центр Книги - художественная литература, иллюстрации.План повышения профессиональной компетентности педагогов

в области создания индивидуализированной предметно-пространственной

среды в ДОУ

Приложение 8

Мероприятие Содержание

1-й этап – подготовительный

Педагогический совет Анализ тематического контроля по организации предметно-

пространственной среды, введение в проблему изменений среды с

учетом индивидуального подхода к ребенку

Цикл педагогических

чтений

Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру

помещений, вопросам индивидуального подхода к ребенку и

организации индивидуализированной предметно-пространственной

среды

Педагогическая

гостиная

Знакомство с опытом работы детских садов России посредством

просмотра видеоматериалов

Сайт-экспедиция Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством

различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через

самообразование, сотрудничество с учреждениями, исследующими

предметно-пространственную среду

Бюро находок Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта

Организация

творческой группы

Разработка дизайн-проекта оформления помещений ДОУ как единого

индивидуализированного пространства учреждения

Мини-презентация.

Дебаты

Представление проекта творческой группой.

Отбор эффективных форм работы с детьми в спроектированной

предметно-пространственной среде

2-й этап – основной

Дизайн-мастерские Разработка индивидуальных проектов для каждой группы на основе

общего проекта. Модернизация среды, создание компонентов единого

индивидуализированного пространства

Организация

творческой группы

Составление плана функционирования среды с внесением в годовой

план графиков движения групп в единой пространственной среде,

плана взаимодействия педагогов

Постоянно

действующие мини-

Разработка, создание, ксерокопирование индивидуальных карточек

для детей с заданиями для организации самостоятельной Мероприятие Содержание

типографии на базе

методического

кабинета

разнообразной деятельности

Электронный

методический банк

Формирование в методическом кабинете библиотеки для

воспитателей по теме проекта: создание электронной базы

методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список

литературы, мультимедийные презентации, методические

рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с

родителями)

Наглядно-

дидактический и

методический банк в

информационно-

методическом кабинете

Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного

материала, образцов макетов, коллекций, индивидуальных карточек

для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение

методического банка материалами из опыта работы педагогов по

организации предметно-развивающей среды; видео- и

аудиокассетами, компьютерными дисками; методической

литературой.

Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по

результатам анкетирования и диагностики)

Мастер-классы Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных

методов и форм

3-й этап – рефлексивный

Анкетирование детей,

педагогов, родителей.

Диагностика

Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению

проекта

Совещание с участием

заведующего ДОУ

Анализ деятельности. Подведение итогов. Планирование работы на

следующий год

по проекту (2-й, 3-й этапы) с внесением коррективовХарактеристика изменений в жизни детей и педагогов

в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ

Приложение 3

Цель образовательного процесса Традиционный подход Инновационный подход

Формирование знаний,

умений и навыков

Развитие личности, общих и специальных

способностей, компетентности детей

и педагогов

Методы

обучения

Преимущественно

репродуктивные, построены

по принципу от простого

к сложному

Преимущественно продуктивные,

построены с учетом индивидуальных и

познавательных способностей ребенка

Педагогические средства Преимущественно:

 монолог педагога;

 презентация знаний,умений и

навыков;

 фронтальный и групповой

опросы детей

Преимущественно:

 диалог ;

 актуализация имеющегося личностного

опыта ребенка;

 ориентация на имеющийся

индивидуальный опыт;

 совместные проекты (дети, родители,

педагоги);

 целенаправленное развитие

 познавательных способностей ребенка;

 опытно-экспериментальная деятельность

детей;

 исследовательская деятельность;

 творческие работы

Способы

мотивации

Личные интересы, цели

ребенка слабо задействованы

в воспитательно-

образовательном процессе.

Привлекательность обучения

связывается

с подготовкой к школьному

Интересы, личные цели и ценности

учитываются в воспитательно-

образовательном процессе.

Привлекательность обучения связывается в

основном с получением удовлетворения,

радости, проживания редких эмоций от

решения загадок, раскрытия тайн, Цель образовательного процесса Традиционный подход Инновационный подход

Формирование знаний,

умений и навыков

Развитие личности, общих и специальных

способностей, компетентности детей

и педагогов

обучению и соответственно

будущей успеваемостью или

неуспеваемостью

осуществления открытий, личностными

достижениями, вовлеченностью в

эмоционально насыщенные виды

деятельности (игру, творчество, поиск),

обеспечением самореализации,

достижением социального признания и т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ".

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне,...

Проект на тему: "Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ"

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной...

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей»

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.2. доступность среды, что предполагает:2.1 до...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 год

Консультация для воспитателей.Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей. 2018 го...

Физическое развитие . Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности»

Консультация «Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО: создание условий в группе для  самостоятельной двигательной  ак...

Проект по теме самообразования «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ОП ДОУ»

Цель проекта:   Разработка модели предметно-развивающей среды (зона ближайшего окружения ребенка), способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных услови...


 

Комментарии

Прохорова  Светлана  Семеновна

Скажите пожалуйста может быть у вас есть рабочая программа "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы ФГОС ДО 2015г 2 мл. группа

Прохорова  Светлана  Семеновна

Скажите пожалуйста может быть у вас есть рабочая программа "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы ФГОС ДО 2015г 2 мл. группа