Программа развития своего учреждения в системе дошкольного образования XXI века
рабочая программа на тему

Шакимова Мадина Советовна

Концепция

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Воспитатель – это педагог, психолог, доктор...

Потому, что дети, приходя в детский сад, хотят, чтобы их здесь всегда очень ждали, крепко любили, понимали; хотят чувствовать себя уверенными, защищёнными.       

                                                                                                    Т. Поздеева

       Все мы родом из детства. И от того, насколько счастливыми и полноценными будут первые годы жизни, зависит весь дальнейший путь человека. И здесь нельзя переоценить роль дошкольного воспитания. Как правило, начиная с двух лет, ребенок большую часть дня проводит в детском коллективе под наставничеством воспитателей. Само название профессии этих людей говорит о том, что они призваны воспитывать - "питать" подрастающие, неокрепшие детские души. Именно поэтому дошкольное образование было и остается одним из самых важных звеньев в цепи образовательных этапов социальной жизни в целом, а также в жизни каждого отдельного человека.

        Воспитание в нашей стране предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Всестороннее воспитание должно начинаться с самых ранних лет жизни. На дошкольные учреждения совместно с семьей возлагается забота о будущих гражданах нашей страны.
Сложный путь физического и психического развития пройдет ребенок, прежде чем он станет строителем нового общества.

        Дошкольный возраст — время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице.  

        Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам,малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образноемышление.
Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэтому в процессе воспитания широко используются игрушки и игровые приемы, пробуждающие активность детского мышления.
Эмоциональное восприятие окружающего мира маленькими детьми обязывает педагога быть чутким и внимательным, опираться в воспитании на чувства детей, создавать в детском саду такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно и радостно.

Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитателя.XXI век - эпоха постоянных изменений в социальной, технической, политической, экологической, научной сферах. Сегодняшним детям рано или поздно придется столкнуться с миром, в котором все часто меняется. Этот фактор делает необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни.Цель образования - заложить личностные качества, необходимые для того, чтобы справляться с жизненными проблемами.Новое время требует нового отношения к дошкольному образованию. Ключевые позиции обновления - охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детским саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикального изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного учреждения и перестройки системы управления.Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно - ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и защита ребенка от физических и эмоциональных перегрузок.Эту задачу поставили перед собой мы.Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычек к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей детского сада будущего.                                                                                                                

В связи с этим, мы стараемся углубленно работать и организовать  разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовать комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно - профилактических мероприятий по разным возрастным группам.

      Формирование здоровья детей обеспечивается:

- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

- созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в МДОУ;

- формирование подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства. В детском саду мы  за создание здоровьесберегающей культуры, чтобы каждый ребенок понимал, что здоровье – это главная ценность Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего МДОУ осуществляется по нескольким направлениям:

В детском саду проводится систематическая целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья детей.Нами разработан проект «Здоровый малыш», обеспечивающий разностороннее и полноценное развитие детей, а также укрепление их физического и психического здоровья.  Регулярно проводится утренняя гимнастика, где используются разнообразные игровые задания, гимнастика пробуждения.

Для профилактики плоскостопия применяем хождение по дорожки со следами, коврики с пуговицами и крышками от бутылок. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности: ходьба на носках, по ребристой доске, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, катание палки ступней и пальцами ног. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

 Немаловажным фактором в оздоровлении дошкольников является закаливание. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивость к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка. Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня, закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности, проводиться на положительном фоне при тепловом комфорте организма ребенка. В своей работе мы проводим:

  • Закаливание воздухом.
  • Закаливание водой
  • Закаливание солнцем

Необходимым условием является строгое соблюдение режима дня. В детском саду режим дня предусматривает разнообразную двигательную активность детей в течение всего дня, в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей и состояния их здоровья. Важной частью режима является дневной сон. Перед сном обязательно проветриваем помещение, дети занимаются спокойными играми, проводят теплые гигиенические процедуры (умывание теплой водой, полоскание рта). Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется в детском саду ежедневно: на утренней гимнастике, занятиях физической культурой, физкультурных развлечениях, спортивных праздниках.

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении к здоровому образу жизни, создание традиции семейного физического воспитания. Детский сад выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры в семье, формирование у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обесценена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Среда в ДОУ должна выступать  не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагога.  2010 год объявлен Годом учителя в целях развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя. Профессия педагога, воспитателя предъявляет высокие требования к человеку, решившему посвятить свою трудовую жизнь детям. В нашей деятельности невозможно остановиться на каком-то этапе профессионального роста. Мы все время в движении к совершенству.

-Педагог должен безоговорочно принять каждого ребенка таким, каков он есть.

- Педагогическая деятельность его должна быть направлена на целостное развитие ребенка.

  -   Ему свойственно глубокое понимание каждого ребенка и социально-психологических процессов, происходящих в детской группе.

  - Признание педагогом равных прав ребенка в процессе взаимодействия с ним.

  - Наличие у педагога потребности в творчестве и достаточных креативных умений.

- Наличие рефлексии и творчества в педагогической деятельности.

 Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка и помнить то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам. Этой точки зрения мы придерживаемся при воспитании и обучении детей в нашем дошкольном учреждении.

 Главная задача коллектива детского сада не только максимальное развитие каждого воспитанника, но и формирование его готовности к дальнейшему росту. Инструментом решения задачи может быть воспитательная система детского сада.

Вот некоторые принципы организации воспитательного процесса.

  1. Принцип личностного подхода в воспитании.

Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей находит свое место в системе воспитательного процесса в ОУ. Каждый - личность, которую уважают и принимают. В ДОУ обеспечивается психологическая комфортность воспитанников, которая предполагает отсутствие стрессообразующих факторов, создание атмосферы оптимизма, ориентации на мотивацию успешности. Создание условий для сохранения и укрепление здоровья воспитанников.

  1. Принцип интернационального воспитания.

Образ Мира у ребенка - Мир, частью которого является сам ребенок, что он осмысливает и переживает. Важнейшую роль в формировании образа в осознании себя в этом мире приобретает идея Малой Родины – орган жизнедеятельности детей в пространстве русской культуры на региональном и территориальном проявлении.                                                                                                                                

     3.Принципдеятельного подхода.                                                                                                                                            

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей развитие человека происходит только в деятельности, воспитательно-образовательная работа помогает выявить и развивать способности детей, предоставляет возможности к самореализации.  Говоря о воспитании детей до школы, Квинтилиан обращается к родителям, кормилице и педагогу.   От кормилицы, помимо физического здоровья, требуется высокая нравственность и хороший, правильный язык.                                                                                                                                                                                 Выбор педагога - весьма сложное дело, так как от него ребенок получает и знания о мире,и представленияонормахморали.
Квинтилиан считал возможным проводить до школы систематические занятия с детьми. Однако при этом объем сообщаемых знаний не должен быть обширным, методика их передачи должна создавать у детей радостные переживания, вызывать интерес, «чтобы ребенок не возненавидел учение, которое полюбить не имел еще времени». реальной  целью образования дошкольников является развитие неповторимой индивидуальной личности каждого воспитанника. Это - путь к обеспечению физического, психологического здоровья, интеллектуального,  эстетического развития детей. Изменение современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В.Т. Кудрявцев, 1999).       Модель «детского сада будущего» на наш взгляд:                                                                                                                  

- Это - обучение на двух языках, которое дает вашему ребенку блестящее будущее.

 - Это - вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

 - Это - слаженный коллектив, «творящий развивающее пространство», направленное на воспитание свободной, творчески не закрепощенной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.

В таком детском саду, конечно же, внимание акцентируется на развитии и становлении личности ребенка.Ведь это так важно, в самом раннем возрасте определить способности малыша в той или иной области, помочь ему поверить в свои силы, попытаться раскрыть его индивидуальность.

Безусловно, справиться с таким чрезвычайно ответственным делом могут только люди, преданные своей профессии, беззаветно любящие и понимающие детей. Нам представляется, что наш садик является моделью именно такого «сада будущего», где нет второстепенных вопросов в отношении своих воспитанников, где уделяется максимально возможное внимание физической культуре ребенка, его музыкальному образованию и развитию, раскрытию творческого потенциала ребят, где решаются эти наиважнейшие вопросы чуткими, тонкими воспитателями, педагогами, руководителями, которым родители доверяют самую большую ценность в их жизни – своих детей.              Ключевые позиции обновления  детского сада — охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного воспитания и перестройки системы управления. В  развитии  дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности   ребенка.                                                                                                                                                                        

Основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.    Мир, в который приходит маленький человек, полон тайн и загадок. И от нас, взрослых, зависит, какими будут эти тайны и загадки — пугающими и вынуждающими ребенка прятаться и по возможности избегать контактов с миром или манящими и приглашающими к сближению с самыми разными проявлениями жизни. Поэтому встреча с воспитателем детского сада, которому удается быть добрым посредником и искренним дипломатом в контактах детей с окружающим миром, — мечта многих родителей. Я убеждена, что таких воспитателей много: понимающих, думающих, терпеливых, постоянно ищущих новых форм работы с дeтьми. К чему и я стараюсь стремиться всегда.                                                                                                                                                                               Все мы помним особые запахи детства — запах свежескошенной травы, полевых цветов и т. п., которые проносим через всю жизнь, не забывая. Нужно, чтобы мы пронесли и особый «запах дошкольного учреждения и школы»: не того места, где отбывали повинность, дрожа от страха «спросят или не спросят», а неповторимое ощущение комфорта.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Малышка»                                                                                                                        общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением                                                                                 физического развития воспитанников

Программа развития своего учреждения в системе дошкольного образования   XXI века.

             Воспитатель МДОУ «Детский сад № 6 «Малышка»:

Шакимова М.С.

МО ЗАТО КОМАРОВСКИЙ

2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Кардмейкинг, как средство развития творческих способностей в системе дошкольного образования в современных условиях”.

Одним из методов, позволяющих разнообразить изобразительную деятельность, дать толчок развитию как творческому потенциалу, так и развитию личности ребёнка в целом, является использование нетрадиционно...

Проблема развития певческого голоса в системе дошкольного образования

«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития ...

Презентация "Развитие проектной деятельности в системе дошкольного образования. Итоги,проблемы. перспективы.

Презентация содержит краткое описание направлений работы по использованию проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста в конкретной образовательной организации....

Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!Ребёнок, обучающийся  этой игре, становиться  ...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...