Занятие как основная форма обучения детей изобразительной деятельности
статья на тему

Климова Татьяна Юрьевна

Изобразительная деятельность, являясь одним из средств эстетического воспитания, способствует разностороннему развитию ребенка. В детском саду воспитывают умения изображать доступные предметы и явления окружающей жизни, задумывать и формулировать несложный сюжет на темы сказок, рассказов, исполнять отдельные элементы декоративного узора и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  Подготовил: воспитатель                                                                  

Климова Т.Ю.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Значение обучения в дошкольном детстве в изобразительной деятельности………………………………………………………………………4

2. Структура занятия по ИЗО…………………………………………………….7

3. Подготовка материалов и оборудования к занятию и предшествующая работа с детьми……………………………………………………………………9

4. Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности……….12

Список литературы………………………………………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

Изобразительная деятельность, являясь одним из средств эстетического воспитания, способствует разностороннему развитию ребенка. В детском саду воспитывают умения изображать доступные предметы и явления окружающей жизни, задумывать и формулировать несложный сюжет на темы сказок, рассказов, исполнять отдельные элементы декоративного узора и т.д.

Эта задача выполняется при условии целенаправленного, систематического руководства со стороны воспитателя, который должен научить дошкольников техническим навыкам работы с различными материалами: карандашами, красками, пластилином, глиной; научить использовать цвет, форму, композицию как средства создания выразительного образа.

Отражение явлений и предметов окружающей жизни в работе детей правдиво и искренне, но неполно и в этом смысле условно. Поэтому воспитатель должен научить детей правильно передавать форму предметов, их цвет, строение, пропорции, относительную величину, положение в пространстве.

В программе каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, навыков, которые должны быть усвоены всеми детьми для их всестороннего развития.

1. ЗНАЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом знаний, умений и навыков.

Важным условием успешного проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации является связь их со всеми сторонами воспитательной работы. Поэтому при отборе тематического содержания следует учитывать, что дети будут наблюдать в окружающей жизни, какие события им предстоит пережить, о чем им будут читать, рассказывать и т. п.

Вместе с тем следует помнить, что большая разносторонняя работа с детьми не подчиняется задачам обучения рисованию, лепке: каждый из разделов воспитательной работы имеет свою определенную программу. Изобразительная деятельность должна опираться на те знания, представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок. А перед занятием по изобразительной деятельности образцы восприятия и представлений, имеющиеся у детей необходимо повторить и уточнить.

В первой младшей группе изобразительная деятельность вводится впервые, поэтому основной задачей занятий является привлечение детей к рисованию и лепке.

В данной группе в неделю проводится одно занятие рисованием, одно лепкой и одно занятие по конструированию. Иногда порядок проведения занятий по рисованию и лепке может быть нарушен и в одну неделю проводится два занятия рисованием, а в другую – два занятия лепкой. Данный порядок необходим для закрепления умения, полученного ребенком по одному из видов деятельности, т.к. перерыв в неделю велик для малышей и они забывают, чему научились на предыдущем занятии.

Дети рисуют, лепят или конструируют примерно 8-10 минут: одни заканчивают раньше, другие несколько позже. Учитывая, что маленькие дети еще не имеют учебных навыков, в начале года воспитатель может разрешить ребенку выйти из-за стола, если тот устал и не хочет больше заниматься.

Во второй младшей группе рекомендуется проводить одно занятие по рисованию и одно занятие по лепке в неделю. Занятия по аппликации проводятся два раза в месяц, т.к. чередуются с занятиями по конструированию.

Продолжительность занятий в данной группе составляет 10-15 минут. При проведении занятий дети сидят в зависимости от поставленной задачи по два человека за столом или по четыре (при выполнении коллективной работы).

С детьми в средней группе программами воспитания и обучения предусмотрены одно занятие по рисованию, одно занятие по лепке в неделю и по одному занятию по аппликации и конструированию чередующимися через неделю.

В средней группе длительность занятий увеличивается до 15-20 минут. Это связано с усложнением, в отличие от младших групп, ставящихся перед детьми задач.

В старшей группе в неделю проводится 2 занятия по рисованию и по 1 занятию по лепке, аппликации и конструированию. Продолжительность занятий в данной группе 20-25 минут. Планируя в течение года занятия по изобразительной деятельности, воспитатель должен учитывать уровень умений и навыков детей и по мере необходимости увеличивать или уменьшать количество занятий каждого вида.

На занятиях изобразительной деятельностью в подготовительной к школе группе воспитатель совершенствует и развивает у детей способность аналитического восприятия, сознательного и самостоятельного использования полученных ранее знаний, умение планировать работу и доводить ее до конца. В связи с этим продолжительность занятий составляет 25-30 минут.

В подготовительной группе дети должны сидеть за столами, рассчитанными на двоих, что способствует большему обозрению наглядного материала, воспитатель видит и наблюдает за работой всех детей. Также данный метод посадки детей отучает действовать методом «срисовывания» и «списывания» у рядом сидящих детей.

2. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО

Занятия по изобразительному творчеству должны отвечать дидактическим требованиям, структура занятий должна быть четкой.

Вводная часть занятия предназначена для того, чтобы воспитатель заинтересовал, настроил детей, вызвал у них интерес. Сформулировав цель занятия, воспитатель уже настраивает детей на занятие, дает толчок воображению, фантазии работать в рамках данной цели.

Далее воспитатель показывает какие-либо картины, иллюстрации по теме, рассказывает художественные произведения, проводит игры, следуя поставленной цели.

Если  на занятии по изобразительному творчеству дети будут рисовать какой-то предмет, то необходимо показать его наглядно, рассмотреть, обследовать. Дети должны уяснить и запомнить основные признаки предмета: цвет, форма, размер. Также воспитатель вместе с детьми проговаривает описание предмета и его признаки в той последовательности, в которой дети будут рисовать.

Во вводной части занятия воспитатель должен объяснить и показать способы изображения, проговаривая свои действия. После объяснения необходимо закрепить полученные знания. Дети должны повторить за воспитателем или сами порядок выполнения этапов работы, их последовательность.

В основной части занятия дети приступают к самостоятельному выполнению работы. Но самостоятельность не означает без присмотра. Воспитатель наблюдает за работой детей, контролирует последовательность выполнения, помогает тем, кто забыл, что-то пропустил, у кого не получается. Если ребенку надоело выполнять работу в силу каких-то обстоятельств (по натуре неусидчивый, не получается, не понял темы, задания, успел сделать быстрее остальных), воспитатель обязан заинтересовать ребенка (объяснить заново, более подробно, помочь с тем, что не получается, дать дополнительное задание), занять его совместной работой. При этом необходимо следить за временем и за 2-3 минуты до конца занятия предупредить детей, чтобы они смогли завершить свою работу вовремя.

В третьей части занятия, заключительной, подводятся итоги, и анализируются работы. Дети рассказывают, что они делали, как, в какой последовательности, что у них получилось, а что нет и почему. Воспитатель, анализируя работы, хвалит детей, у которых получилось правильно, но при этом в тех работах, где что-то не получилось, воспитатель должен найти хорошо получившееся и отметить это. Нельзя критиковать работы детей, так как ребенок может обидеться, замкнуться, игнорировать в дальнейшем воспитателя (обидчика), занятия.

При анализе работ эффективен метод самоанализа, т. е. ребенок сам рассказывает про свое произведение, почему он сделал так, а не иначе, что у него получилось и не получилось. Во время своего рассказа ребенок преодолевает робость, смущение, развивает речь, мышление, воображение, но данный метод применим начиная со средней группы.

3. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ К ЗАНЯТИЮ И ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Важным условием при обучении детей изобразительной деятельности является обеспечение занятий необходимым оборудованием, материалами, пособиями.

Следует уточнить, какие материалы будут нужны, и заранее все подготовить. Для большинства занятий материал необходимо готовить с запасом: по два-три листа на ребенка с целью поощрения создания вариантов, возможности повторения и закрепления умений и навыков, развития творчества.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией воспитателю необходимо иметь указку и столик-мольберт любой конструкции. На мольберте крепится лист бумаги для демонстрации приемов исполнения работы, образец, картина, иллюстрации. На столике устанавливается модель для лепки – скульптура, игрушка, образец из глины, сделанной воспитателем, и т. п.

При рисовании необходима посуда для краски, например, маленькие солонки, в том случае если краски не находятся в индивидуальной таре, как гуашь, или на занятиях в младшей группе. Воду для мытья кистей необходимо давать детям в специальных стаканчиках с подставками-держателями для кисточек. Для осушения кисти от лишней краски или воды каждому ребенку нужна бумажная салфетка.

На занятиях по рисованию во всех группах применяются круглые мягкие кисти № 9,10,11,12; также необходимы простые графитные и цветные карандаши. Для младших дошкольников следует иметь наборы по 6 цветов, для старших – из 12.

Для работы с клеем на занятиях по аппликации необходимы подносы для раздаточного материала, кисть, а также цветная и белая плотная бумага. В средней группе детям можно давать ножницы с тупыми концами.

Для лепки используется пластилин, в некоторых случаях глина. На занятиях лепкой каждому ребенку необходимо иметь доску размером 20×25 см. Старшим детям для обработки изделия требуется стек, для сглаживания поверхности вылепленных фигурок – вода.

Для работы по конструированию в группе необходимо иметь наборы настольных и крупных строительных материалов, тематические наборы, конструкторы деревянные и металлические, бумагу мягкую, плотную и картон, деревянные пластины, брусочки, природный материал.

В младших группах материал для конструирования следует давать каждому ребенку, в средней, старшей и подготовительной детям предоставляется возможность самим выбрать нужные детали, которые находятся на каждом столе.

Очень важно, особенно в младших возрастных группах, иметь для занятий по конструированию запасы разнообразных мелких игрушек: фигурки людей, зверей, домашних животных, птиц, машины.

Просматривая занятия на месяц, необходимо определить, как они соотносятся со всей воспитательной программой. Нужно учитывать, какие литературные произведения знают дети, какие произведения они разучивают, исполняют на музыкальных занятиях и др.

При подготовке  детей к занятиям по изобразительной деятельности необходимо дать наглядные примеры для дальнейшего изображения в работах. Для этого можно сходить на прогулку, рассмотреть, понаблюдать за окружающим миром, природой; в процессе наблюдения воспитатель расспрашивает детей о предметах, их размерах, цвете, чтобы правильно применить знания на занятиях.

Повышают интерес детей к содержанию рисунка песенки или загадки, использовать которые воспитатель может как во время занятий по изобразительной деятельности, так и на других занятиях.  А перед занятием по изобразительной деятельности образцы восприятия и представлений, имеющиеся у детей необходимо повторить и уточнить.

4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗЕТИЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель использует различные методы: показывает приемы изображения, рассматривает с детьми предметы, игрушки, предлагает им обследовать рукой форму предмета. Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель использует игровые приемы, художественное слово, привлекает их собственный опыт, обогащает их впечатления. С этой целью используются словесные приемы: вопросы, предложения, советы и т.п.

Для того чтобы дети получали разнообразные впечатления, воспитатель развивает у них интерес к окружающему, наблюдательность. Во время прогулок нужно обращать внимание детей на красоту цветов, листьев, деревьев, предложить детям не только рассмотреть их, но и потрогать, понюхать. В процессе таких наблюдений у детей уточняются представления о форме предметов, их строении, цвете. Заинтересовать детей помогает художественное слово.

В первой младшей группе воспитатель обучает детей основным техническим навыкам изобразительной деятельности. Занятия должны проводиться в форме игры, образно и эмоционально, с использованием различных игровых ситуаций.

Во второй младшей группе важное место в методике обучения детей занимает прием совместных действий взрослого и ребенка – их сотворчество. Почти все занятия в этой группе проводятся в игровой форме, а основными приемами обучения являются обследование предмета изображения перед занятием, полный и частичный показ способов изображения.

Используя такие приемы обучения, как показ, общение с ребенком в процессе занятия, анализ детских работ, педагог постепенно воспитывает у детей умение подбирать красивые цветовые сочетания в своих работах.

На занятиях с детьми средней группы при объяснении задания воспитатель не прибегает к показу способов изображения, а лишь подводит детей к осознанию того, что они те же, что применялись ранее при рисовании какого-нибудь другого предмета.

Основными приемами обучения являются предварительные наблюдения и специальное рассматривание предметов с обследованием. В процессе рассматривания воспитатель обращает внимание на выразительные стороны образа: его форму, детали, строение, пропорции. Кроме рассматривания предметов, можно использовать показ иллюстраций.

В старшей группе воспитатель использует такие приемы, как рассматривание с детьми натуры, зрительное обследование предметов, беседы, объяснение задания и частичный показ. При рассматривании можно задавать вопросы о способах изображения, последовательности.

Иногда можно использовать музыку, что усиливает восприятие образа, формирует чувства ребенка.

Основным приемом обучения в подготовительной к школе группе является рассматривание предметов, выделение элементов, их цвета, положения. Может использоваться обведение элементов рукой.

В начале занятия целесообразно проводить упражнения (2-3 минуты), в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы.

При обучении дошкольников всех возрастных групп широко используются игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитание детей в сезонных дошкольных учреждениях/ Под ред. Говорковой А. Ф., Кузиной Н. И. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
  2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
  3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Русскова Л. В. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
  4. Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». Под ред. Шустова А. И. – 3 изд., пер. – М.: Просвещение, 1975. – 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие как основная форма обучения движения

Методическое пособие раскрывает вопросы методики организации физкультурных занятий как одну из основных форм обучения дошкольников движению. Пособие адресовано педагогам ДОУ, инструкторов по физическ...

Статья на тему: "Игра как основная форма обучения детей правилам безопасного движения на дорогах"

Правила дороного движения одинаковы для детей и взрослых ,но знания,умния и навыки полученные в детстве запоминаются легче и остаются на всю жизнь.Именно по этой причине обучение детей ПДД целесообраз...

Занятие как основная форма обучения

В представленном материале раскрываются принципы, типи, виды, формы организации, особенности планирования  занятий в дошкольном учреждении....

Проект: «Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности»

ПРЕЗЕНТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙгруппы компенсирующей направленности для детей со сложной структурой дефектаПроект: «Методы и приемы обучения детейизобразительной деятельности»...

Использование игровых методов и периемов в обучении детей изобразительной деятельности

Игра одна из любимых видов детятельности детей. Возможность  развивать творческие способности  в  игре позволяет педагогам  использовать игровые  приемы  на занятиях по и...

Физкультурное занятие как основная форма обучения движения

Быстрый ответ Мгновенный ответФизкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма...

Сообщение по теме «Использование дистанционных форм обучения дошкольников изобразительной деятельности в работе ДОУ».

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширило права семьи на получение информации об образовательной организации, о содержании, формах и методах в...