Доклад на тему "Аппликация в дошкольном возрасте"
статья (младшая группа) по теме

Тема: "Аппликация в дошкольном возрасте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-Югры Урайский специализированный Дом ребенка

Доклад

                       Аппликация в дошкольном возрасте

Подготовила: Омельченко Г.К .

Аппликация в дошкольном возрасте

Аппликация—один из видов изобразительной деятельности, привлекательный и доступный для детей дошкольного возраста.

Доступность обусловливается несложностью исполнительных приемов и возможностью свободного манипулирования готовыми формами, позволяющими детям достигать определенных результатов путем проб и ошибок. Последнее обстоятельство является немаловажным условием, определяющим успешность овладения аппликацией детьми двух, трех лет.

Как показывают исследования, аппликационная деятельность в этом возрасте является необыкновенно эффективным средством разностороннего и гармоничного развития ребенка. При направленном педагогическом руководстве она способствует более интенсивному умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному и речевому развитию, формированию у детей первого опыта поисковой, творческой и совместной деятельности, ускоряет осознание своих действий, поведения, повышает произвольность и координированность движений руки, развивает мелкую мускулатуру пальцев, зрительно-двигательные и другие моторные связи.

Маленькие дети с большим удовольствием и интересом выполняют упражнения, побуждающие их к сравнению и сопоставлению, нахождению одинакового и отличительного, выделению существенного, главного, составлению целого. Это благоприятствует более ускоренному развитию у них аналитико-синтетических процессов, наглядно-образного, наглядно-действенного и ассоциативно-образного мышления, а также способностей к комбинированию, преобразованию, импровизации, сочинительству.

Дети этого возраста успешно выполняют задания, способствующие развитию у них чувства целого, формы, цвета, равновесия, пространственного чутья, единства, меры (достаточности) и т. п.

   Аппликация для малышей является своеобразным компенсатором. С помощью готовых форм они могут выкладывать не только предметные изображения, но и несложные сюжеты. А это, как показывает практика, ускоряет опредмечивание в рисовании, помогает развитию образного видения, а также формированию предпосылок сюжетного рисунка и развитию связной речи.

В процессе  занятий у детей постепенно формируются простейшие навыки совместной работы на большом фланелеграфе или общем листе бумаги. Дети учатся быть терпеливыми, настойчивыми, постепенно начинают замечать действия соседа и помогать ему, овладевают определенными речевыми эталонными формами обращения: «Спасибо», «Прости», «Благодарю», «Разреши, пожалуйста» и некоторыми другими. У отдельных детей наблюдается постепенное осознание своей роли и места в общей работе. Известно, что для художественной деятельности маленьких детей характерен синкретизм.

В этом возрасте детям доступно овладение некоторыми практическими приемами работы с бумагой. Вначале они упражняются в выкладывании и составлении целого из отдельных частей, точном присоединении одной части к другой, а позже — намазывании и наклеивании. При определенной системе взаимных контактов малыши постепенно приобретают опыт работы как на малом, так и на большом пространстве фланелеграфа или листа бумаги.

Одни дети быстро запоминают цвета, осознанно воспринимают и выполняют поставленную перед ними задачу, легко соотносят и учитывают разные размеры и величины, могут ориентироваться на натуру, действуют очень осознанно и направленно, с удовольствием выполняют задания, связанные с аналитической, поисковой деятельностью, охотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками посредством речи, способны увлеченно заниматься не 7—12 минут, а значительно дольше (до 20—25 минут). Им больше всего нравятся многоструктурные, комплексного характера занятия. Другие к этому приходят только по истечении некоторого времени, при условии систематических упражнений с каждым.

По содержанию аппликация в первой младшей группе может быть разнообразной: выкладывание предметных изображений, связных несложных историй типа «Путешествие семьи шариков», «Приключения маленького котенка или курицы с цыплятами», «Фрагменты сказочных событий» и т. д.

Воспитатели при работе с детьми стремятся   сформулировать следующие обучающие задачи:

  1. Формирование у детей заинтересованности аппликационной деятельностью, процессом создания аппликативного изображения путем выкладывания на бумаге (фланелеграфе) предметных и сюжетных композиций различного содержания и степени сложности.
  2. Развитие точности зрительного восприятия, сенсорно-моторного интеллекта, аналитико-синтетических процессов и способностей к комбинированию, преобразованию, нахождению одинакового и отличительного путем сравнения и сопоставления различных вырезанных фигур (форм) с натурой или одну с другой, а также развитие чувства целого, формы, цвета, ритма, равновесия, пространственного чутья.
  3. Накопление опыта в составлении целого из отдельных частей, одинаковых и отличающихся по цвету, величине, форме, конфигурации. Побуждение детей к объединению отдельных фигур общим содержанием.
  4. Формирование простейших технических навыков аппликационных операций: выкладывание, составление целого путем прикладывания, присоединения одной части к другой, намазывание клеем, приклеивание, легкое прижатие тряпочкой. Индивидуальное упражнение в вырезывании посредством ножниц.
  5. Упражнение в ориентировании на малом и большом пространств фланелеграфа или листе бумаги, равномерном размещении однородных элементов по всей плоскости и в центре листа, если это одиночное крупное изображение, в различении цветовых оттенков и назывании отдельных цветов (голубой, розовый, сиреневый, салатовый, зеленый, темно-зеленый, коричневый, светло-коричневый, фиолетовый, синий, темно-красный и т. д.).
  6. Формирование первоначальных навыков поисковой творческой деятельности, умения работать осознанно и целенаправленно.
  7. Накопление опыта драматизации посредством выкладывания сказочных или других персонажей адекватно произносимому тексту.
  8. Формирование первоначальных навыков совместной деятельности: умение работать рядом, замечать действия соседа, охотно помогать другим в нахождении нужных деталей, смело перемещаться по всему периметру или плоскости листа (фланелеграфа) и т. д.

Чтобы реализовать поставленные задачи, всегда придумывается сценарий, ход, фабула, правила игры или игрового действия. Придуманный игровой задачи, игра, история, сценарий для драматизации связывают смысловым единством многообразные структурные компоненты занятия, часто объединяют разного характера задания (а иногда и виды деятельности), а также помогают мотивировать (обусловить) необходимость их качественного исполнения. Отсюда и разнообразие игровых форм: в виде дидактической, подвижной игры или игры-драматизации.

Если отдельные дети недостаточно овладели умением плотного присоединения одной части (элемента) к другой, можно провести индивидуальные занятия типа «Поможем дедушке Антону собрать в корзину яблоки (грибы, помидоры, огурцы,...)» или «Наполним корзинку овощами», «Соберем урожай». Могут оказаться полезными и привлекательными для ребят занятия, которые по тематике и содержанию очень близки к конструктивным:        «Составим лесенки (или

пирамидки)». Уже знакомая ребенку фигура помогает быстрее переориентировать его внимание не на сам предмет, а на способ его создания. Приведу пример такого занятия.

Дидактическая игра
«Помоги колобку найти его окошко»

Цель: интуитивно (на непроявленном уровне) или уже осознанно (это зависит от индивидуальных возможностей ребенка) заполнить цветовой ряд: желто-коричневый или желто-оранжево-красный.

Материал: домик с 5—7 окошечками. В крайних окошках (слева и справа), а также посередине  уже есть колобки. Они самого светлого, например светло-желтого, самого темного, например коричневого, цветов. Посередине — колобок охристого (темно-желтого) цвета, 2 (4) окошечка не заполнены. Отдельно имеется 2 (4) колобка, близкие по цвету, но разные по его насыщенности.

Правила выполнения: спросить у ребенка, кого он видит в окошках, в каких окошках колобков нет; обратить внимание на их окраску (цвет), предложить разместить свободные колобки в свои окошечки. Посоветуйте не торопиться, иначе можно ошибиться, и колобки будут опечалены.

При успешном выполнении первой игровой задачи для последующего хода им дается более усложненный вариант: уже не круг, а овал, не квадрат, а треугольник, причем для каждого ребенка разные фигуры и количество составляющих частей увеличивается.

Если ребенок самостоятельно не может выполнить первое задание, т.е. оно оказывается слишком сложным, педагог благодаря вариативности материала тут же заменяет его более простым и доступным.

Вариативный материал способствует реализации принципа развивающего обучения, когда первое задание ребенок выполняет вместе с воспитателем, после чего, освоив способ или правило действия, новое задание уже стремится выполнить самостоятельно.

В первой младшей группе требуется очень тщательно продумывать и подготавливать наглядный и операционный материалы.

                                                                                                         Казенное  учреждение                  

                                                                                                        ХМАО-Югры Урайский  

                                                                                                        специализированный

                                                                                                        Дома ребенка

                                                                                                        воспитатель

                                                                                                        Омельченко Галина      

                                                                                                        Константиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Докладна тему: "Инновационные технологии социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста"

   Самостоятельность, целеустремленность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольникам...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...