"Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учётом интересов всех участников образовательного процесса".
презентация к занятию (старшая группа) на тему

Федотова Татьяна Григорьевна

       Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учетом интересов всех участников образовательного процесса».

СЛАЙД 2 

       Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

СЛАЙД 3

       Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления:

1.      Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2.      Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.

3.      Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

 СЛАЙД 4

       Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

 СЛАЙД 5

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать  у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

       Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

СЛАЙД 6

       Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

       Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования можно выделить следующие задачи:

СЛАЙД 7

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

•         установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

•         выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

•         создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

•         всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

•         оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

•         формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

       Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

САЙД 8

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

•         воспитание нравственного человека;

•         охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

•         сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

СЛАЙД 9

На дошкольной ступени:

•       приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

•       обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

•       развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

•       формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

•       развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста ).

 

 

 СЛАЙД 10

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

·                становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

·                умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

· духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

· осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

· индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

 Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

      Принцип развития.

      Принцип гуманитаризации.

      Принцип целостности. 

      Принцип культуросообразности.

      Принцип содержания образования.

Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени:

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

- опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

СЛАЙД 11

Формы осуществления преемственности

              Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности:

СЛАЙД 12

   1. Работа с детьми:

•         экскурсии в школу;

•         посещение школьного музея, библиотеки;

•         знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

•         участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

•         выставки рисунков и поделок;

•         встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

•         совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

•         участие в театрализованной деятельности;

•         посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

СЛАЙД 13

   2. Взаимодействие педагогов:

•         совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

•         семинары, мастер- классы;

•         круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

•         психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

•         проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

•         взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

•         открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

•         педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

СЛАЙД 14

   3. Сотрудничество с родителями:

•         совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

•         круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

•         родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

•         консультации с педагогами ДОУ и школы;

•         встречи родителей с будущими учителями;

•         дни открытых дверей;

•         творческие мастерские;

•         анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

•         образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

•         семейные вечера,  тематические досуги;

•         визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

•         заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар). 

СЛАЙД 15, 16.

Приоритеты при ФГОС – игровая деятельность. Игра — свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т. е. игра  является своеобразным «полем творчества» для ребенка. Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. К семи годам игра исчерпывает свое развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному типу, т. е. может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы. Но это происходит лишь в том случае, если ребенок развивался до семи лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий. Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом.

       Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

СЛАЙД 17

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

  • Любящий свой народ, свой край, свою Родину.
  • Уважающий  и принимающий ценности семьи и общества.
  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
  • Владеющий  основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
  • Готовый  самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  СЛАЙД 18  

Полная преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования является содержательной основой для решения проблемы определения статуса дошкольного образования (от 3 до 7 лет) - в качестве первой ступени системы общего образования Российской Федерации.

             Используемая литература.

1.Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства. Под редакцией Н.В.Микляевой. - М.,2011.

2.Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. А.В.Белошистая. Начальная школа: плюс-минус.-2012.-№2.

3.Свищева Е.Е.Обеспечение преемственности дошкольного образования  и начальной школы. Справочник дошкольного учреждения.-2011.-№9.

4.Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ-2010.