«Роль и функции отца в воспитании и психическом развитии дошкольника».
статья по теме

Корабельникова Наталия Александровна

          Отчет по теме самообразования

Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
  • посещение НОД коллег, обмен мнениями по вопросам организации, содержания НОД.
  • и другое

   Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

   Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.        Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, мать и отец помогают регулировать и упорядочивать его взаимоотношения с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

                                          Детский сад №1738

        

                      Отчет по теме самообразования

(2011-2012учебный год)

Тема: «Роль и функции отца в воспитании и психическом развитии дошкольника»

 

 

        Подготовила:

        Воспитатель первой

                                                                                         квалификационной

        категории

                                                                                         Корабельникова

        Наталия

        Александровна

                                      Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические предпосылки изучения роли отца в воспитании и психическом развитии дошкольника…………………………………………...6

1.1. Актуальность проблемы отцовства в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях………………………………….…6

1.2.  Особенности отцовского воспитания  и  влияние отца на формирование личности ребенка……………………………………………………………….12 1.3. Педагогические рекомендации по совершенствованию детско-отцовских отношений……………………………………………………………………… 22                                      

Заключение……………………………………………………………………..26

Список литературных источников……………………………………………28


Введение

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.        Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, мать и отец помогают регулировать и упорядочивать его взаимоотношения с окружающим миром.

 К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья – это главная первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений – родства и супружества, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую, физическую безопасность и личностный рост [54].

Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства. Отец в современной российской семье выполняет одну из самых важных ролей в воспитании ребенка. С одной стороны, над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец все более становится полноценным субъектом воспитания. Если его традиционная роль ранее была связана с институтом наследства, то «новые отцы» осознают свою ответственность за эмоциональное состояние своих детей, осознают, что отцовское поведение отражается на поведении детей, на их личности [31].

Американский социолог Дж. Левин писал: «В новом понятии отцовства постепенно начинает исчезать линия, которая разделяет область материнства от области отцовства. При новом отцовстве мужчины начали осознавать, что значит быть родителями и делать для своих детей то, что всегда делали женщины» [46].

Верно, что в целом отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но мужчины почти никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их, особенно в семьях, основанных на принципе равенства полов, где мужчины берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими. [27]

Отцы во многом влияют как на эмоциональное, духовное, нравственное, психическое развитие ребенка-дошкольника,  так и определяют его жизненную позицию, формирование самооценки, играют огромную роль в его воспитании

Целью моего самообразования по данной теме является изучение и исследование  взаимосвязи детско-отцовских отношений с особенностями личности дошкольников.

Объект данной работы -  воспитание  в семье. 

Предмет влияние отцовского воспитания на формирование личности ребенка.  Гипотеза исследования следующая: участие отца в воспитании является необходимым условием для полноценного, гармоничного развития личности ребенка- дошкольника.

Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:

- изучить и проанализировать  специальную психолого-педагогической литературу по теме;

- осущестить анализ полученных данных;

-составить рекомендации для родителей и педагогов для совершенствования детско-отцовских отношений.


 1. Теоретические предпосылки изучения роли отца в воспитании и психическом развитии дошкольника.

1.1. Актуальность проблемы отцовства в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях.

Психология отцовства — одна из наиболее интересных и в то же время наименее исследованных областей психологии родительства. В современной психологической науке изучение родительства занижает особую нишу. С одной стороны, достоверно существует оформившийся в последние десятилетия социальный заказ на изучение проблем семьи и семейного взаимодействия, связанный с изменением традиционных семейных установок в современном обществе, когда в условиях профессиональной и экономической эмансипации женщин, либерализации брачных отношений акцентируется внимание на роли, функциях и требованиях к родителям [4].

 Массовое вовлечение женщин в производительный труд и общественную активность породило новые изменения в структуре и функциях семьи: женская занятость на производстве и в общественной жизни обусловила проблему совмещения труда на благо государства, общества и семейных обязанностей работающих женщин. Уравнивание мужчин и женщин в профессиональных правах и обязанностях, уменьшение времени, которое матери проводят с ребенком, увеличило требования к мужчине как к отцу. История не знает аналогов столь высоких ожиданий относительно вклада отца в жизнь ребенка, причем не экономического или статусного обеспечения жизни ребенка, а именно эмоционально-психологического участия в его проблемах.

В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности, до исследования влияния принятия матерью ребенка и влияния ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Особенности отцовства, эмоционально-мотивационные и ценностно-смысловые аспекты роли отца мало изучены, хотя данные вопросы являются актуальными и значимыми при составлении коррекционных программ развития детей, программ психологического сопровождения семьи и, в частности, беременности и при разрешении различных конфликтных семейных ситуаций.

Впервые об отцовстве и отцовском влиянии на развитие личности ребенка заговорили в начале XX в. в рамках исследований, проводимых на базе психоаналитической методологической школы. Однако вопросы участия мужчины во взаимодействии с будущим поколением, в воспитании, в передаче опыта поднималась еще со времен Ж.-Ж. Руссо. Различными аспектами данной проблемы в разное время занимались психоаналитики (о роли отца в развитии ребенка говорил еще 3. Фрейд, но позднее исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, Д. Боулби, К.Хорни, и др.); бихевиористы (научение, в том числе тендерной роли) ; гуманистически и экзистенциально ориентированные психологи ; ученые, придерживающиеся теории социального научения; занимающиеся педагогической, детской, возрастной психологией, психологией отклоняющегося поведения, педагоги, социологи(Кравчечко) Борисенко) и даже юристы. Однако на наш взгляд именно изучение отношения отца к ребенку и влияния отцовства на развитие личности мужчины позволит уточнить многие возможно менее очевидные, поэтому малоизученные, но теоретически уже обозначенные 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности, и, таким образом, внести дополнения в решение некоторых проблем детской и семейной психологии, психологии развития и психологии личности.

Вместе с тем, в связи со значительными изменениями в системе тендерных ролей, произошедшими в обществе за последние 50 лет, более социальная, чем материнская, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что приводит к образованию операционального вакуума отцовской роли в новых условиях, появлению новых форм  активности отцов, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта,  о формировании новой тендерной системы, переоценке или уточнению обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации тендерных ролей. В Германии и США эта проблема уже разрабатывается и ведутся исследования в широком спектре как теоретических, так и прикладных проблем, однако, единой точки зрения на данный феномен не существует. Отцовство исследуется как социальная роль, статус, в рамках исследования представлений и стереотипов, в рамках гендерной психологии, в рамках психологии личности как фактор, влияющий на изменения личности, личностных характеристик. Большинство исследований проводится в рамках детской психологии, с изучением влияния отца на развитие личности ребенка [4].

Для нашей страны данная тема является почти не изученной и особенно актуальной в силу исторических причин, особенностей влияния тоталитарного государства на становление роли мужчины вообще и отцовства в частности. В связи с этим нам представляется очень важным актуализировать и исследовать проблему влияния отцовства на развитие личности как ребенка, так и самого отца. Изучение данной темы охватывает широкий круг аспектов: психофизиологических (Е.П. Ильин, И.С. Кон ) [23; 25]; исторических (И.С. Кон [25], Ш. Барт , А. Герхард ); социальных (Т.А. Гурко [15], И.Ф. Дементьева [17],  различных аспектов семейной психологии (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева , О. Вейнингер [6], Д. Винникот [8], И.В. Гребенников [11], И.С. Кон [28], Л. Кэмерон-Бэндлер [36], П. Попова [42], В.Н. Дружинин [19], А.Н. Елизаров [21], Г.Г. Филиппова [48]); а также психологии личности (Э. Эриксон [52],   А. Маслоу [39], И.С. Кон [26], Ц.П. Короленко, Н.В.Дмитриева ) и детской психологии (Л.С. Выготский [9], Л.С. Гурьянова [16], Ф. Дольто [18], А.И. Захаров [22], Р. Кэмпбелл [37], М.В. Осорина [41],).

Биологические и исторические предпосылки играют важнейшую роль в формировании личности современного человека, что касается и формирования способов, особенностей и характеристик выполнения отцовской функции конкретным мужчиной. Биологические и социальные факторы тесно взаимосвязаны, однако, по мнению И.С. Кона и В.В. Бочарова [28, 5], если биологическое определяет психофизиологическую готовность к отцовству, то социальные факторы достаточно жестко регламентируют реализацию этой готовности . У человека различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных особенностей и условий и существенно варьируются. Социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному, социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом в системе социальных ролей. Связанная с практикой разводов современная тенденция к воспитанию детей одним родителем, в подавляющем большинстве случаев, матерью [25], приводит, как было отмечено еще в начале XX века П.П. Блонским и .C. Выготским [10], к обеднению самого процесса воспитания, разрушению связей между поколениями, проблемам личностного становления молодого поколения, росту социальных проблем.

С другой стороны, наблюдается противоположная тенденция: в современной западной психологической науке с восьмидесятых годов часто употребляется выражение «новый отец», отец, признающий ценность отцовства, принимающий активное участие в развитии своего ребенка.

Традиционно родительство изучается психологами в зависимости от теоретического подхода к данной проблеме. Существует два подхода к изучению родительства, в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения - ребенок или родитель: первый, наиболее распространенный, рассматривает родительство применительно к развитию ребенка [1; 13]. Во втором подходе рассматривается выполнение родительской роли через призму личности родителя. Здесь исследуются самореализация личности в родительстве, вводятся понятия социальная роль, статус, социальные нормы, стереотипы и требования, исследуется феномен так называемого родительского «инстинкта» (материнского и отцовского), чувства, образы - Я, Я-концепция и другие личностные характеристики, так или иначе связанные и изменяющиеся с родительством . Исследования в рамках первого направления говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка еще до рождения ребенка, когда отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий. Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Кроме того, отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм, дисциплинирует детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие, то есть является проводником общественных норм и ценностей. Доказано также и влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка, в том числе на его полоролевую идентификацию. В этом смысле весьма перспективным представляется рассмотрение семьи как системы, в которой каждый элемент взаимосвязан со всеми другими и нормальное функционирование которой невозможно без какого-либо ее элемента [4]. Таким образом, не только отец и мать влияют на детей, или отношения супружеской пары оказывают влияние на развитие детей, но и отношения в диаде родитель — ребенок влияют на стабильность семьи и самочувствие каждого из ее членов. При этом отношения отца и ребенка не изолированная сфера, эти отношения важны и для функционирования всей семейной системы [4]. Особо интересным представляется изучение влияния данного феномена на развитие личности самого мужчины-отца.

Такие авторы, как И.С. Кон, В.Ф. Анурин [3; 26], придерживающиеся второго направления изучения родительства, считают, что именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине шанс социализироваться самому, шанс саморазвития. В древних культурах мужчина до рождения своего первого ребенка считался отроком [26]. Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности - ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным идеальным, социальным), Я-концепцией личности и самооценкой. Для мужчины - это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости.

Отцовство тесно связано с такими понятиями, как: социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества; статуса мужчины в данном социуме; а также социальные стереотипы, предписывающие определенные правила выполнения этой роли, в том числе и тендерные стереотипы, а также с такими личностными образованиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни. Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной. Речь идет даже не столько об операциональном аспекте реализации роли, сколько о личностном принятии, интернализации роли отца конкретным мужчиной.

Материнская функция признается обществом почти священной и довольно хорошо регламентирована, отцовская роль менее структурирована. Кроме того, важнейшим фактором отношения к ребенку являются отношения с собственным отцом, перенятие его поведения, стереотипа мужественности, что также не всегда способствует проявлению чувств мужчинами.

 Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности, и, возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения. В то же время, современный кризис отцовства во многом обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешением отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Тем не менее, большинство исследователей считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить. Оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей. Для гармоничного развития детей было бы желательно, чтобы больше отцов прилагало усилия к тому, чтобы быть ближе к своему ребенку, совместно переживать и узнавать вместе с ним мир, начиная с младенчества.

    Таким образом, анализ исследований по проблеме отцовства доказывает актуальность темы и обуславливает необходимость дальнейшего проведения теоретического анализа и организации специальных исследований, направленных на изучение роли отца на развитие личности

1.2 Особенности отцовского воспитания  и  влияние отца на

формирование личности ребенка.

         Для того чтобы рассмотреть особенности отцовского воспитания  и                влияние отца на формирование личности ребенка необходимо отметить, что отцовство проявляется в основном в семейных взаимоотношениях. И именно в рамках семьи реализуются основные функции отцовства, происходит общение, приводящее к развитию обоих субъектов этого общения — ребенка и отца.

В психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, призванных в самом общем смысле, с одной стороны, защищать индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой - приспособить его во всех смыслах к жизни в этом обществе, дать; средства для нормального функционирования в нем.

 «Отец — это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир» [52].

Если мать, по меткому выражению Э. Фромма, - «это дом, из которого мы уходим, это природа, океан», то отец имеет слабый контакт с ребенком в первые годы его жизни, не идущий ни в какое сравнение с материнским. «...Но зато отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где - мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия и приключения [52].

Одной из отцовских функций, которая  является частью отцовского воспитания  можно назвать социально-экономической. Когда возникли частная собственность и возможность передать наследство одному из потомков, отец стал с нетерпением ждать появления сына, которому он мог бы оставить свое дело. Им оказывался тот сын, которого отец считал наиболее подходящим своим преемником и который был более всего похож на отца и, следовательно, которого он любил больше всех. Отцовская любовь — это обусловленная любовь. То есть принцип отцовской любви состоит в том, что ребенка любят, потому что он удовлетворяет отцовским ожиданиям, достойно исполняет свои обязанности, или похож в чем-то на отца. В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны. Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, чего от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание — главным грехом, и наказанием за него служит утрата отцовской любви. Положительной стороной является то, что поскольку отцовская любовь обусловлена, то ее можно добиться, она находится в пределах контроля личности, что очень отличает ее от материнской.

Материнская и отцовская установки по отношению к ребенку соответствуют его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Более старшему ребенку необходима отцовская любовь, его авторитет и руководство. Таким образом, по мнению психоаналитиков, функция матери — обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца, его роль в воспитании заключается  в обучении ребенка, руководстве им таким образом, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился.

В идеальном случае материнская любовь не пытается мешать ребенку взрослеть, не поощряет его беспомощность, напротив, помогает стать независимым, способным отделиться от нее. Отцовская любовь является направляющим принципом, а также ожиданиями; ей следует быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитарной. Она должна давать ребенку всевозрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему выглядеть авторитетным в собственных глазах, освободившись от авторитета отца.

Для семьи в целом и для обоих родителей как личностей рождение ребенка является вехой в развитии и представляет собой стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, и, как показали исследования Л.Л. Баз, Т.А. Баландина, Г.В. Скобло, эмоциональная поддержи мужа, благодаря которой жене удавалось с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки является провоцирующим моментом для возникновения у нее тревожно-депрессивных расстройств, являющихся, как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий [48].

Позднее отец помогает развитию ребенка через игры. Игры матери и отца имеют различные функции. Игры с отцом, в отличие от игр с матерью, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, помогают развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка .

По мнению В. Фтенакиса , взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако его исследования показали, что данное положение справедливо только для мальчиков. Была выявлена прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями их сыновей. В. Фтенакис объясняет это тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает еще и эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае дает пример мужского подхода к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках. Обследование более 20 тысяч американских семей показало что дети, отцы которых вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год. И. Лангмейер и 3. Матейчик проанализировали популярные книги о воспитании детей за 100 лет (с 1850 по 1950 гг.). Они хотели установить сдвиги в тех ценностях, которые должны проповедовать родители детям. Был обнаружен устойчивый сдвиг в значимости этих ценностей: понижение оценки характера ребенка и возрастные значения интеллектуальной и деятельностной продуктивности, успехов в учебе и жизненной выносливости. Повысилось также значение эмоциональных связей между людьми, особенно в 30-50-е гг.[4]

В.Н. Дружинин полагает, что в сходстве интеллекта членов семьи проявляется их эмоциональная близость. Таким образом, по коэффициентам корреляции интеллекта можно выявить близость членов среднестатистической семьи. То, что в постсоветской семье мать дальше от отца, чем сын, сын ближе к матери, чем к отцу, может объяснять так называемый «материнский эффект», когда корреляция интеллектуальных способностей детей и матерей выше, чем детей и отцов [19]. В некоторых исследованиях обнаружен противоположный «отцовский эффект», однако, вероятнее всего, корреляция обусловлена не генетическими факторами, а временем, проводимым родителем с ребенком.[19]

В исследовании Т.А. Думитрашку  было выявлено, что размер семьи является значимым фактором для когнитивного развития детей, которое зависит от идентификации с родителем и порядка рождения. Действие указанных факторов обусловлено тем, что психологический статус каждого ребенка в семье изменяется вместе с изменением конфигурации семьи. А эффект очередности рождения объясняется положением детей в семье: так, наиболее тесные взаимодействия у родителей, как показывает практика, с первенцами. Различия в корреляциях родитель - первый ребенок и родитель - второй ребенок могут возникать в двух случаях: при более тесной идентификации ребенка с родителем, что повышает связь, и, наоборот, при возникновении таких отношений, которые понижают эту связь.

Имитируя взрослого, ребенок принимает его за модель и оказывается психологически зависимым от этого взрослого. Отрицательный эффект большего порядкового номера рождения на когнитивное развитие детей будет определяться тем, что у последнего ребенка в большой семье выбор объекта для идентификации становится шире (в качестве модели могут выступать и старшие дети), и тем, что статус ребенка изменяется с появлением нового члена. Заметим, что качество взаимодействия со старшими детьми и родителями  существенно различно. Контакты с родителями и вербально, и интеллектуально богаче, чем контакты со старшими братьями и сестрами. Таким образом, старшие дети не в состоянии служить полным аналогом родителей для младших.

В данном исследовании также было выяснено влияние взаимоотношений родителей с детьми на развитие способностей детей. Констатируется наличие взаимосвязей между типом отношений к детям у  родителей и отдельными показателями когнитивного развития детей. При этом проявляются следующие особенности: 1) у матерей с более высокими баллами по отвержению ребенка первые дочери менее интеллектуально развиты и менее креативны, чем у матерей с низкими баллами. У отцов, как и у матерей, корреляции по показателям интеллектуальности и креативности отмечаются только с первыми сыновьями; 2) у матерей с сильно выраженным стремлением соответствовать социально желательному образу матери первые дочери менее результативны в тестах на интеллектуальность, у отцов этот тип отношения положительно коррелирует с показателем креативности вторых сыновей; 3) тесно коррелирует с показателем когнитивного развития детей интеллектуальное развитие и степень авторитарности отца (высокая корреляция с показателем креативности первых сыновей, креативности вторых дочерей с авторитарными отношениями отца с детьми); 4) влияние определенного стиля воспитания на ребенка может быть специфическим в каждом отдельном случае в зависимости от того, кто из родителей придерживается этого стиля и по отношению к каким детям он используется .

Ш. Барт полагает, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение так или иначе выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя таким образом модели поведения и моральную оценку. Кроме того, родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя за одни поступки и наказывая за другие. Это важно, т.к. именно родители удовлетворяют потребности ребенка, т.к. он взаимодействует с окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей. Главными факторами, влияющими на усвоение моральных норм, являются: 1) страх потери любви родителей; 2) идентификация с родителем, о которой говорил еще 3. Фрейд; 3) развитие эмпатии и чувства вины первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение последствий действий ребенка. По мнению Хоффмана, именно идентификация является наиболее важным фактором, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. То, что любовь отца условна, по мнению  Ш. Барта  является важнейшим фактором морального развития ребенка . К похожему выводу пришла О.Б. Чиркова (цит. по: Ильин Е.П.[23]), которая в своем исследовании обнаружила, что отец играет более важную роль в формировании у ребенка ответственности. Происходит это потому, что отцы придают большее значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости. Лишь отец способен сформировать у ребенка способности к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значения духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими [19] .

О том, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование полоролевой  идентичности, говорил еще 3. Фрейд [50]. По мнению и других исследователей, важнейшими детерминантами полоролевой идентификации для мальчика являются: 1) доминантность отца как уровень его влияния в семье; правда, именно доминирование отца может привести как к развитию активности, так и к развитию пассивности ребенка; 2) забота отца, если отличительной чертой отношений отца и сына является забота и теплота, желание быть таким же «мужественным», как отец, значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирование адекватной полоролевой идентичности. Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих взаимоотношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения дочери с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери — семейную жизнь или ориентацию на карьеру [4].

Доказано и влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка. В 26-летнем лонгитюде, который проводился в США и в котором приняли участие 379 человек, ученые выяснили, что единственный фактор, определяющий развитие эмпатии в детстве, - отцовское участие. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми.

Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных отцов» менее тревожны во внесемейных ситуациях; лучше справляются с фрустрацией; с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми; более социабельны; их самоуважение и уровень притязаний выше [23].

Е.П. Ильин подтверждает, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я, в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Исследования привязанности родителей и младенцев показало, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроенные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно привязанных к родителям.  Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных отцов», оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети «менее вовлеченных отцов»[23]. Помимо этого, взаимодействие отцов с детьми способно улучшить физическое самочувствие малышей, их восприятие, отношение с окружающими уже с очень раннего возраста.

В современном мире по количеству времени и качеству общения выделяют несколько типов взаимодействия отца и ребенка (Schneider W., 1989; Fthenakis W.Е., 1989):

  •  Традиционный отец — отец как воплощение силы, авторитета и
    социальной компетенции. Важнейшей задачей такого отца является
    содержание и защита матери и ребенка. Таким образом, он отдален от
    ребенка и взаимодействует с ним только тогда, когда возникают разногласия и мать не в состоянии их разрешить; его слово — закон, его поведение обсуждению не подлежит, ему свойственен авторитарный стиль воспитания, эмоциональной близости с ребенком нет, т.к. поддерживается авторитет и власть.
  •  Отец-партнер — это отец как образец, помощник и партнер по
    играм. Такой мужчина полагает, что для гармоничного развития ребенка необходимо участие обоих родителей. В семье имеется достаточно гибкое распределение ролей, в том смысле, что отец, кроме своей работы, уделяет внимание проблемам ребенка. Таким образом, отец играет значительную роль в воспитании и жизни ребенка, а кроме того, еще и активную роль в семье.

•  Новый отец (Heiliger A., 1989; Gampert., 2000; Horst. P., 2000; Fthenakis W.Е., 2001). Термин «новый отец» (соответствует термину «ответственное отцовство»), что характеризует не столько операциональный аспект взаимодействия отца и ребенка, сколько намечающуюся в науке и практике тенденцию подчеркивания важности отцовства, общения с ребенком для самого отца. В рамках данной концепции получило широкое развитие представление об андрогинной личности, о том, что и на мужчину и на женщину родительство оказывает равное влияние, что ребенок также важен для отца, как и для матери, однако при этом подчеркивается, что мужчина и женщина по-разному взаимодействуют с ребенком (например, разные стили общения), но отец может и должен заниматься ребенком наравне с матерью. Такой отец принимает участие в самом процессе рождения ребенка, присутствует на родах, позднее он заботится о ребенке-младенце вместе с матерью, имеет с ним тесную эмоциональную связь. Однако на этой почве у неподготовленных мужчин могут возникать различные сложности и преувеличения, вплоть до ревности отца к матери. Здесь необходимо четко различать функции и особенности роли отца и матери. Таким образом, хотя в современном обществе существует достаточно прочный стереотип некомпетентности отца и его невключенности в воспитание ребенка, вышесказанное позволяет утверждать, что участие обоих родителей в воспитании ребенка, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.

Подводя итог, подчеркнем, что участие отца в воспитании, развитии ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, и, возможно, целый ряд проблем современного общества связан именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения.

    1.3. Педагогические рекомендации по совершенствованию детско-отцовских отношений.                                       

       Родителям, и в частности отцам,  стоит основываться в воспитании  и развитии  своих детей не только на собственных представлениях и опыте, пусть даже иногда  позитивном и хорошем, а также и на некоторых советах и рекомендация  специалистов.

      Итак, предлагаем остановится на некоторых  основных  проявлениях отцовского поведения, влияющего на  воспитание  и  развитие ребенка, а также на гармонию в семье гармонию в семье.

1. Матери следует предоставлять возможности для взаимодействия отца с ребенком начиная с первых дней жизни.

2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать необычные, энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матерям не следует запрещать подобные игры и расценивать их как неумение отца играть с ребенком, на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью. Чисто психологически отцу часто бывает играть с дочкой труднее, чем с сыном. В арсенале мужских игр обычно присутствует футбол, гонки, игры с мечом, шпагой или другие подвижные. Не переживайте по этому поводу: с девочкой тоже есть во что поиграть, главное, чтобы Вы проявляли к игре искренний интерес, а темы найдутся. А некоторые папы с большим удовольствием играют и в куклы, и в другие «девичьи» игры или с увлечением осваивают ролевые игры, во время которых можно просто отдохнуть вместе с ребенком. А  между тем, не только мальчикам, как принято считать, но и девочкам очень ценно общество и внимание отца. Однако стоит беспокоиться не только о количестве, но и о качестве проведенного времени.

3. Далеко не всем  отцам   нравится играть , для многих это скучно, непонятно. Важна не сама игра,  а общение. Главное, чтобы он мог что-то рассказать, научить каким-то вещам, чтобы он мог о жизни говорить на детском уровне. То есть мог формировать систему ценностей.

 Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно время от времени организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

4. Отцы, которые часто общаются со своими  детьми, чутко реагируют  на  их  сигналы становятся значимыми фигурами в детском мире. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше поводов для общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша. Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам. Дети задают очень много вопросов, и есть период, когда ребенок интересуется практически всем. Маме часто легче решить эту проблему, она говорит малышу: «иди, спроси у папы». И что же дальше?  Если папа не интересуется и не хочет проявить воображение, то ему нечего ответить,   и это сильно подрывает его авторитет в глазах малыша. Так что папам надо быть очень сообразительными, чтобы найти ответы иногда даже на такие вопросы, на которые ответов не существует.

5.  Отец, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой  контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно. Как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

7. Отцу необходимо  избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведение детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не "ты плохой", а "ты плохо сделал". Необходимо учитывать, что с воспитательной точки зрения поощрение более информативно, чем порицание. Когда ребенку запрещают что- либо, он узнает, чего не надо делать, но еще не знает, что и как следует сделать. Поэтому вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

9.Обязательной  должна стать для отца похвала его  ребенка  за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помощь не должна заставлять себя ждать, ведь дошкольнику  сложно  справиться с трудностями, а ему так необходима  вера в свою успешность  свою успешность. Но не  следует хвалить за неуспешные действия. Это может негативно сказаться на самооценке ребенка, исказить критерии успешности, деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

10. Ребенок должен знать, что такое папина работа.  В семье часто не озвучивается, не объясняется, а акцент делается на том, что папа зарабатывает деньги, – показывают наблюдения и беседы с детьми  , а такой подход способствует развитию потребительства, и неуважения к отцу, который «где-то бывает, а потом приходит и смотрит телевизор». Ребенок не может понять, что отец устает. Конечно, уважение к работе папы должно культивироваться и другими членами семьи, но и отец должен уметь объяснить своему чаду что  же значит трудиться.

     11. И наконец, воспитание ребенка должно быть согласованно между родителями. Нельзя одному разрешать, а другому запрещать. Мама или папа должны объективно оценивать физические и умственные способности своего сына. Нельзя в ущерб здоровью развивать силовые качества, выискивать музыкальную одаренность или математические способности, если ими не наградила природа. Возможно, у ребенка есть масса других достоинств, на которые нужно обратить внимание. Не все должны быть великими учеными, мыслителями или спортсменами, но если ребенок чувствует, что родители с ним и за него, он уверенными шагами начинает идти по жизни. И, даже если он не становится знаменитым,  гармоничное детство , любовь матери и отца будет лучшим его достижением.

Вот таковы педагогические рекомендации по  «воспитанию» правильного отцовского поведения. Вроде бы ничего сложного, да и во всем том, что говорят специалисты о роли мужчины в семье, нет ничего нового и необычного. Ведь это все традиционно: отец – глава семьи, кормилец и  наставник ребенка…

                                        Заключение

В соответствии с целью  работы, а также с поставленными задачами, в первой главе мы изучили и  проанализировали  специальную психолого-педагогической литературу по теме.  Данная работа доказала актуальность исследуемой темы, так как в современном обществе становится все меньше условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, увеличивается дефицит общения ребенка со взрослыми, в частности с отцом. Анализ литературы дал возможность сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте важное воздействие на развитие ребёнка оказывает отец. Как родитель он несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным. Все эти позиции тесно связаны между собой и оказывают влияние на развитие ребёнка (прямо и косвенно).

Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

   По мнению специалистов, отец представляет ребёнку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим отец, однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после пяти лет.

В раннем возрасте глубже проявляется связь ребёнка с матерью, а затем, уже в дошкольном возрасте, всё большее значение приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётся усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

Учёные доказывают наличие у детей потребности в отце в течение всей жизни. Ребёнок, лишённый отцовского внимания может вырасти неуверенным, недисциплинированным, асоциальным, агрессивным,  в отношении взрослых и детей.

Мы провели исследование взаимосвязи детско-отцовских отношений и развития дошкольников,  осветив методы и результаты во второй главе. Мы пришли к выводу, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого понимания своей родительской  роли, оказывает положительное влияние на развитие детей. Можно утверждать, что если ребенок в силу ряда обстоятельств был обделен любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться ее дарить и понимать. Выраженная любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить  женщина-мать. Потеряв доверие к отцу, ребенок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других.

Таким образом, поставленные  задачи решены, наше предположение о том, что участие отца в воспитании является необходимым условием для полноценного, гармоничного развития личности ребенка- дошкольника нашло свое подтверждение, цель достигнута. По итогам работы представлены педагогические рекомендации по совершенствованию детско-отцовских отношений.

Список литературных источников

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 672 с.
  2. Авдеева Н.Н. Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте//Дошкольное воспитание. № 7, 2005.
  3. Анурин В. Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт// Социс, 2000.-№9. С. 88-95.
  4. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. — Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. - 220 с.
  5. Бочаров В. В. Антропология возраста. М.: Прогресс, 1999. - 189 с.
  6. Вейнингер О. Пол и характер. М.: Терра, 1992. - 480 с.
  7. Вестник МГУ. Сер. 1. Психология. 1996. №1. - С. 42-49.
  8. Винникот Д. Разговор с родителями. М.: Класс, 1995. - 109 с.
  9. Выготский Jl. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  10. Выготский Л. С. Собрание сочинений- В 6-ти т. Т. 3. - М.: Педагогика, 1982. - 337 с.
  11. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.156 с.
  12. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства// Социс, 2000.-№ 10. С. 90-97.
  13. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства// Социс, 2000.-№ 10. С. 90-97.
  14. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях// Социс, 1997. №1. . с. 72-79.
  15. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М., 2003
  16. Гурьянова Л. С., Железнова Ю. Б. Рождение в радости. СПб.: Питер, 1992.-320 с.
  17. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье//Социс, 2001.- № 11.-С. 108-113.
  18. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб, М.: Петербург XXI век: Аграф, 1997.-278 с.
  19. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — 160 с.
  20. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.  Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей-М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.
  21. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи //
  22. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988.-246 с.
  23. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы): Учебное пособие. Челябинск, 1999.-324 с.
  24. Калина О.Г., Холмогорова А.Б.
  25. Кон И. С. Зачем нужны отцы// Звезда. — 2006. — № 12. —С.124—145.
  26. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с. 72.
  27. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). -М.: Наука, 1988. 269 с.
  28. Кон И. С. Сексуальная культура России: клубничка на березке. М.: О.Г.И., 1997.-460 с.
  29. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт. – Педагогика, 2005, № 9
  30. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 383 с.
  31. Коркина Н.А. Отцовство в современной семье // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иваново: Иван. Гос. Ун-т, 2002. – С.117-124.
  32. Коркина Н.А. Отцовство в современной семье// Семейная психология и семейная терапия. 2003. - №4.- С. 48-54.
  33. Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. Издательство «Знание», М., 1990.
  34. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. — М.: Академический проект, 2000. - 382 с.
  35. Кудрина Г.Я диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. И.1992
  36. Кэмерон-Бэндлер JT. С тех пор они жили счастливо. Воронеж. МОДЕК, 1993.-256 с.
  37. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: «Знание», 1992.191 с.
  38. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы/ Под общ. ред. Г. А. Балла, А. И. Киричука, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. - 421 с.
  39. Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность //Психология личности.: Тексты/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.-287 с.
  40. Овчарова Р.В. Психология родительства. М. 2005
  41. Осорина М. В., Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб.: Питер, 2000.-288 с.
  42. Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. М.: Мысль, 1989.- 188 с.
  43. Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. СПб.1997
  44. Прокофьева. Отцы и их дети после разводов // Социс. 2002. №6
  45. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М. 2002
  46. Реан А.А. Коростылева Л.А Психологические проблемы самореализации      личности. – СПб.: СПУ, 1998. – 357с.
  47. Роль  отца  в  психическом  развитии  ребенка" — М. ФОРУМ, 2011. — 112 с.
  48. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
  49. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Психоанализ и детские неврозы. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 143-277.
  50. Фрейд З. Тотем и табу. –М.: Аст, 1997
  51. Фромм Э. Азбука для родителей или как помочь ребенку,1997
  52. Фромм. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 269 с.
  53. Шамраев. Отцы и дети // Социс. 1996. №4
  54. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб: Речь, 2003, - 336с.
  55. Эпштейн М.Н. Отцовство. СПб.2003
  56. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 1999. - 312 с.
  57. www.papaland.ru
  58. www.rusbatya.ru
  59. www.otcovstvo.ru
  60. www.ipapa.ru
  61. www.rufather.ru