Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО
статья по теме

Тришина Юлия Юрьевна

           Актуальность   использования  современных  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста  обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности характеризуется однообразием, и обусловлено снижением интереса со стороны педагогов современных дошкольных образовательных учреждений.С введением в продуктивную деятельность детей использование нетрадиционных техник  исполнения и  необычных (бросовых) материалов можно добиться реальных положительных результатов в художественно-эстетической  деятельности детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка.     творчески мыслящего, инициативного  человека. Такая  деятельность увлекательна и разнообразна, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и  раскрыть  новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. В результате интенсивно развиваются и формируются личностные образования; развиваются социальные отношения в коллективе (в группе), с педагогами и взрослыми, с родными на примере коллективной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в  воспитательно-образовательном процессе ДОО

 

            Дошкольный возраст – период, когда  закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, становление ребенка как Личность, формируется его мировоззрение.  Этот возраст  является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных.

           Дети прирожденные художники  и изобретатели, они видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь, фантазируют  и экспериментируют, творят, стремятся создавать бесценные произведения искусства, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи.  Формирование творческой   эстетически развитой и нравственной Личности  - одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Вот поэтому психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в раннем детстве – залог будущих успехов, так как закладываются основы интеллекта человека, формируются разные потребности, взгляды и идеалы.

           Вопрос  формирование творческой   эстетически развитой и нравственной Личности  начали обсуждать еще в древности, так  Аристотель подчеркивал, что занятия творчеством   способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Пиаже, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, а также многие русские преподаватели, педагоги, психологи, такие как  В.С Мухина, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова и многие другие. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ( одно из направлений в психологии представляет арт - терапия). С 90-х годов отмечается большой интерес со стороны педагогов и психологов к использованию разнообразных техник в художественно-творческой деятельности, в том числе и нетрадиционных методов и материалов. Это объясняется тем, что в связи с введением в действие ФГОС ДОО  к структуре основной общеобразовательной программы   активно модернизируется  сама система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.  В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.

           Актуальность   использования  современных  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста  обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности характеризуется однообразием, и обусловлено снижением интереса со стороны педагогов современных дошкольных образовательных учреждений.

           Проблема обучения детей дошкольного возраста современными нетрадиционными художественными техниками находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, Т Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, А.А.Мелик-Пашаева, Р.Г.Казаковой, А.А Фатеевой и других.  В современных журналах по дошкольному образованию " Дошкольное воспитание", "Воспитатель ДОУ", "Дошкольная педагогика", "Старший воспитатель", "Обруч", "Современное дошкольное образование" и др. публикуется много статей, посвященных проблеме использования техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.  

            Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных дошкольных учреждениях есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ. Сегодня педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном образовании, которые часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Необходимость использования нетрадиционных техник в организации детей дошкольного возраста художественно-продуктивной деятельности не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных нетрадиционных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания продуктов деятельности, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

           Хочется отметить, что  актуальность проблемы использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности.     В современных  ДОУ педагоги больше склоняются к применению традиционных техник, но  большое  разнообразие нетрадиционных  изобразительных техник дает возможность их применения во всех видах  художественно-продуктивной  деятельности.  А ведь именно от педагога, от его заинтересованности, зависит то,  насколько эффективным  будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми, как будет происходить развитие  интереса детей к художественно-продуктивной деятельности и творческой активности в процессе этой деятельности, формирование фантазии, ассоциативного, образного мышления, творческой способности  детей. Педагоги должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности , а это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников 

       Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности  - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности.  Поэтому,  проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения современных нетрадиционных техник  художественно- продуктивной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Выбор использования нетрадиционных техник художественно-продуктивной деятельности в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества был мною  не случаен, так как  нетрадиционные  техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. При взаимосвязи обучения технике изображения и творчества ребенок   3-5 лет  имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации. Это не мешает ребенку  освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны, так как   воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы.   При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, называния способов, а ребенок  имеет право выбора, поиска своего варианта, проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий использования современных нетрадиционных техник художественно-продуктивной деятельности позволяют ребенку ребенок эмоционально реагировать  на краски, цвета, формы, выбирать  их по своему желанию,  а это является необходимым в творческом процессе. Нетрадиционные техники  демонстрируют необычные сочетания материалов, инструментов и очень привлекательны,  поэтому технология их выполнения интересна и доступна   ребенку, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

       В ходе работы с нетрадиционными материалами мною отмечено, что дети интересуются данным вопросом, активно включаются в работу, задают вопросы педагогу, друг другу, в собственном творчестве проявляются самые сокровенные мысли и чувства. В своей работе, применяя  нетрадиционные техники художественно-продуктивной деятельности, я вместо готового образца демонстрирую лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами, а это  дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности ребенка. Таким образом, можно сказать, что   истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве продуктивной деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, у них стимулируется положительная мотивация, они не утомляются. К тому же при использовании различных нетрадиционных материалов создается ситуация свободного выбора, которая  так необходима в художественно-продуктивной деятельности.

       Для успеха в воспитательно-образовательном процессе нужен постоянный  заинтересованный и ответственный диалог с родителями воспитанников. Известно, что родители дома больше уделяют внимание  порядку в доме, чем к  творческому порыву детей, к его самостоятельной деятельности  и желанию ребенка  использовать в своей работе нетрадиционные методы рисования и различный бросовый материал. Поэтому содружество семьи и ДОО должно быть комплексным и согласованным, чтобы содействовать ребенку  в переносе знаний и навыков, полученных в ДОО в семью.    Работая над программой,  постоянно вносим что-то новое в  организацию  предметно- образовательной среды, с учетом требований ФГОС и СанПиНа и большую помощь в этом оказывают мне наши родители. Совместно с родителями был создан мини - музей «Пуговка»,  оформлены альбомы «Народное творчество», «Нетрадиционные техники изображения» и другие. Мы постоянно организовываем  выставку «Я творю!», а также выставки совместных работ детей и родителей.  Совместно с родителями собрали богатую коллекцию нетрадиционных материалов для творчества детей, которые используется детьми, как  в организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности.  Наши ребята принимают активное участие в конкурсах, выставках творческой деятельности на международном, всероссийском, региональном и городском уровнях. Поэтому мы оформили альбом «Наши достижения», где собраны все дипломы, грамоты и сертификаты достижений наших воспитанников.  Совместное участие в мероприятиях  ДОО, оформление выставок, конференций, интегрированные учебные проекты  стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.    Родителям   это    позволяет почувствовать себя равными партнерами, с правом на собственную позицию и в  условиях семьи организовывать  деятельность по развитию интереса детей к новым нетрадиционным методам работы через самостоятельную художественно-продуктивную деятельность детей.  

       В заключении хочется сказать,  что  с введением в продуктивную деятельность детей использование нетрадиционных техник  исполнения и  необычных (бросовых) материалов можно добиться реальных положительных результатов в художественно-эстетической  деятельности детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка.     творчески мыслящего, инициативного  человека. Такая  деятельность увлекательна и разнообразна, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и  раскрыть  новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. В результате интенсивно развиваются и формируются личностные образования; развиваются социальные отношения в коллективе (в группе), с педагогами и взрослыми, с родными на примере коллективной работы. 

                                    Список литературы для педагога

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного  

      рисования.-  Дошкольное образование, №18, 2010 г.

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  2.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  3.  Дошкольное воспитание, №2, № 8-10. -2009.  
  4.  Комарова Т.С. Занятия по ИЗО. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  5. Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей. - М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011
  6.  Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  7.  Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010.
  8.  Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
  9.   Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой., Т.С. Комаровой., В.В. Гербовой. -  М.: Мозаика – Синтез, 2010г 
  10.  Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
  11.   Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.  М.: ТЦ Сфера, 2011.