Психолого-педагогические рекомендации по развитию сенсомоторных функций у дошкольников раннего возраста неврологическими нарушениями
методическая разработка (младшая группа) на тему

Предложены  упражнения  для  развития  сенсомоторных  функций  ребенка с НОДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка

Психолого-педагогические рекомендации по развитию  сенсомоторных функций у дошкольников раннего возраста  неврологическими  нарушениями

Долотова  С.Л.

Воспитатель МКОУ № 365

Особую группу составляют упражнения, направленные на воспитание дифференцированного зрительного восприятия. Эти упражнения предполагают анализ контурных, перечеркнутых, перевернутых и недорисованных изображений. Большой успех у детей имеют дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне. Эта работа очень важна в период подготовки к школе, так как в силу недифференцированности зрительного восприятия дети долго путают при чтении и письме буквы и цифры, сходные по начертанию. Развитие дифференцированного зрительного восприятия является профилактикой нарушений чтения и письма, которые выявляются у большинства детей с неврологическими нарушениями при овладении школьными навыками.

Для улучшения восприятия цвета следует использовать упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету — игра «Разложи по цвету». Для формирования представлений о цвете предметов большое значение имеют такие задания, как выбор цвета при раскрашивании контурных изображений знакомых предметов, составление цветных узоров, орнаментов из бумаги. Очень важно, чтобы ознакомление с цветом находило отражение в расширении колоративной лексики ребенка. В ходе занятий по формированию представлений о цвете дети должны научиться: отбирать предметы указанного цвета; группировать предметы по цвету; передавать реальный цвет предметов в продуктивной деятельности; строить ряды из оттенков спектра; определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по признаку цвета (огурец — зеленый, снег — белый), а также знать названия основных цветов и оттенков.

Очень важным этапом является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем рассматривает ее. При ознакомлении с плоскими геометрическими фигурами необходимо включать задания на обведение фигур указательным пальцем, рисование этих фигур пальцем, смазанным гуашью, обведение геометрических фигур по трафаретам и т. п. Для закрепления знаний о форме можно в качестве дидактических игр использовать «Почтовый ящик», «Доски Сегена». Эти же задачи решаются в играх «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика». Хорошие результаты дает также изготовление аппликаций из геометрических фигур: это могут быть орнаменты на бумаге из фигур разной формы или составление сюжетной картинки с помощью вклеивания в образец соответствующих по форме фигур.

В ходе занятий по формированию представлений о форме дети должны научиться: правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру при определении формы реального предмета; группировать предметы по форме; определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по признаку формы (яблоко — круглое, стол — квадратный); составлять геометрические формы из 2 – 4 частей, а также из заданного количества палочек; знать названия геометрических фигур и употреблять их в собственной речи.

Для развития представлений ребенка о величине можно использовать различные игры-упражнения со строительными материалами — построение башен, домиков и т.п. В быту, в игровой и конструктивной деятельности усваиваются и закрепляются понятия «высокий—низкий», «широкий—узкий». В играх «Построим матрешек по росту», «Построим лесенку» дети учатся построению сериационных рядов и усваивают понятия «выше—ниже», «длиннее—короче» и др., словарь пополняется прилагательными в сравнительной степи. В ходе занятий дети учатся обозначать размер предметов словесно, овладевают способами сравнения предметов для определения их размера, учатся группировать предметы по величине и строить серии рядов.

Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве. В ходе таких упражнений усваиваются и закрепляются понятии «впереди», «позади», «справа», «слева», «далеко», «близко», «ближе», «дальше».

Важным разделом работы по развитию пространственного восприятия является обучение ребенка ориентировке на листе бумаги. Правилом для педагога должна стать маркировка верхнего левого угла листа. Очень важно сформировать и закрепить у ребенка понятия о верхней и нижней, правой и левой стороне листа. Это достигается в ходе игр-упражнений по размещению на листе геометрических фигур или изображений предметов в соответствии с инструкцией («Положи посередине», «Положи над..., под... и т.д.», «Скажи, где лежит квадрат», «Нарисуй солнышко в левом верхнем углу»). Важное место в работе по формированию пространственных представлений занимают игры на перемещение в пространстве («Найди спрятанную в комнате игрушку») по речевой инструкции или по схеме.

Для развития оптико-пространственного восприятия необходимо учить ребенка составлению разрезных картинок, сюжетных картинок из кубиков с частями изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.

У подавляющего большинства детей с неврологическими нарушениями имеет место нарушение кинестетического восприятия и стереогноза. Для коррекции этих нарушений целесообразно проводить игры «Волшебный мешочек» или «Узнай, что это». Необходимо иметь несколько наборов предметов, различных по форме, величине, тяжести, фактуре материала.  

  Дети определяют предмет сначала более сохранной рукой (при паретических явлениях), а затем пораженной. Образ предмета, полученный на основе тактильного восприятия, желательно потом воспроизвести в продуктивной деятельности — слепить, нарисовать. В ходе работы по формированию тактильного восприятия дети должны научиться: выбирать предметы на ощупь, правильно соотносить их форму и величину; различать на ощупь ткани разной фактуры; узнавать предмет по обводящему, движению пальцем; различать поверхности предметов; определять температуру предметов при этом они должны пользоваться соответствующим словарем.

Организация и формы работы по  сенсомоторному  развитию  детей раннего возраста с неврологическими нарушениями могут быть разнообразными:

  • специально организованные занятия по сенсомоторному развитию, в соответствии с программой под ред М.А.Васильевой;
  • индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия;
  • элементы подвижных игр;
  • дидактические игры.

  Оборудование группы заключается в создании специальных зон сенсомоторного развития – сенсорная стена, уголок с набором пособий, элементы развивающей среды (в зоне сюжетно-ролевых игр, продуктивной деятельности детей, в физкультурном уголке и т.д.)

    Воспитатель часто использует игры и упражнения для сенсомоторного развития на занятиях по продуктивным видам деятельности – рисование, лепка, конструирование. В приложении представлены конспекты занятий по рисованию с задачами направленными на сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с неврологическими нарушениями

Литература:

1.Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» , М., Владос,2004

2.Е.Синицина «Умные занятия и игры»., М., Вече, 2002

3.И.А.Смирнова «Специальное образование дошкольников с ДЦП», С-Пб.,Детство- Пресс, 2003