Программа дополнительного образования "Чудо- тесто".
рабочая программа на тему

Котова Татьяна Евгеньевна

Эта программа предусматривает развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.

Программа рассчитана на 3 учебных года.

Программа реализуется в виде кружковой работы во 2-половину дня.

Программа имеет художественно- эстетическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3_goda_posl.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Истоки творческих способностей

И дарования детей- на кончиках их пальцев.

                                                        В. А. Сухомлинский

Лепка как деятельность подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Специфику лепки определяет материал. Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Тестопластика- лепка из соленого теста- позволяет воплощать самые необычные и сложные замыслы, надолго сохранять полученный результат. Это не только увлекательное, но и полезное занятие, предоставляющее чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников. В процессе тестопластики у детей повышается сенсорная чувствительность, развиваются общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа рук. Ребенок может проявить фантазию, смекалку, изобретательность, творческое мышление, выразить мысли и чувства, свое эстетическое и нравственное отношение к предметам и явлениям действительности. Учится планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Предлагаемая программа имеет художественно- эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Ведущая идея данной программы – развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством тестопластики.

Задачи:

1. Воспитание интереса к искусству тестопластики.

2. Ознакомление со способами и приемами лепки из соленого теста.

3. Побуждение к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.

4. Развитие творческих способностей и фантазий детей.

Режим работы:

Возраст воспитанников- 4-7 лет;

Сроки реализации программы- 3 года;

Режим занятий: средняя группа- 36 часов, 1 раз в неделю;

                            старшая группа- 72 часа, 2 раза в неделю;

                            подготовительная- 72 часа, 2 раза в неделю;

Длительность занятий:

 20 минут для детей 4-5 лет;

 25 минут для детей 5-6 лет;

 30 минут для детей 6-7 лет;

Технология реализации программы

Для реализации программы используются следующие формы работы:

  • Групповая
  • Подгрупповая
  • Индивидуальная

Методы и приемы:

  • Наглядные (рассматривание иллюстраций, использование ТСО, показ воспитателя; графические и схематические модели).
  • Словесные (чтение сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, составление рассказов, сказок, обсуждение тем занятий, беседы).
  • Практические (изготовление изделий из соленого теста, участие в выставках).

Основные педагогические принципы:

  • От простого к сложному;
  • Развивающего обучения;
  • Наглядности;
  • Самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
  • Доступности;
  • Творческой активности;
  • Рационального сочетания коллективной и индивидуальных форм обучения;

Информационное обеспечение: учебные и методические пособия, специальная литература для работы педагога с детьми, интернет ресурсы, алгоритмы выполнения поделки, схемы.

Средства:

Соленое тесто, стеки, маленькие скалки, баночки с водой, кисточки для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, фольга, различный бросовый материал: пуговицы, крышки, бусинки и т.д.

Ожидаемые результаты программы

  • Овладение детьми разными способами и приемами работы с соленым тестом.
  • Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук, творческих способностей и фантазии.
  • Участие детей в конкурсах, выставках детского творчества.

Рекомендации к проведению занятий
  по лепке из соленого теста.

  1. Учет возрастных особенностей детей.
  2. Предоставление ребенку максимальной свободы для проявления инициативы.
  3. Широкий выбор дополнительных материалов и инструментов для свободного пользования.
  4. Подготовка и поддержание в порядке своего рабочего места.
  5. Создание творческой доброжелательной атмосферы.
  6. Побуждение детей к самостоятельности.
  7. Результаты труда ребенка не получают отрицательной оценки.
  8. Ощущение детьми радости от достигнутых результатов.

     9. Организация выставок детских работ.

    10.  Понимание, что ценность детского творчества не в результате и не в продукте творчества, а в самом процессе.

Перспективно- тематический план

1 (первый год обучения).

Средняя группа -36 часов в год – 1 раз в неделю.

Тема

Количество часов

Часы

Теория

Практика

  1. Вводное. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

0, 5

0, 5

  1. Знакомство детей с материалом и алгоритмом творческой деятельности.

1

0, 5

0, 5

  1. Фрукты

2

0, 5

0, 5

1

  1. Дружная семейка (виноград)

Коллективная работа

1

0, 5

0, 5

  1. У медведя во бору (грибы)

2

0, 5

0, 5

1

  1. Осенний натюрморт

2

0, 5

0, 5

1

  1. Снеговик

2

0, 5

0, 5

1

  1. Новогодняя игрушка

2

0, 5

0, 5

1

  1. Гроздья рябины

1

0, 5

0, 5

  1.  Заяц

1

0, 5

0, 5

  1.  Елочка

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Птичка

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Валентинка

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Медаль для папы

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Цветы-сердечки

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Уточка с утятами

1

0, 5

0, 5

  1.  Мышка- норушка

1

0, 5

0, 5

  1.  Пасхальное яйцо

1

1

  1.  Ракета

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Аквариумные рыбки

2

0, 5

0, 5

1

  1. Жуки на цветочной клумбе

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Развлечение «Прощальный бал во дворце короля Соленое тесто»

1

1

  1.  Оформление выставки работ

1

1

Итого:

36

10

26

Содержание работы

Тема

Цели

Дата проведения

Вводное. Инструменты и материалы. Правила

техники безопасности.

Ознакомление детей с режимом кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с соленым тестом.

Октябрь

Знакомство детей с материалом соленым тестом и алгоритмом творческой деятельности.

Познакомить с материалом. Развивать умение работать индивидуально, в группах и коллективно.

Фрукты

Вызвать интерес к лепке фруктов. Побуждать передавать форму, строение, характерные детали известных форм понятно для окружающих.

Продолжать учить действовать кистью, развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Дружная семейка (виноград)

Коллективная работа

Показать способ изготовления цветного теста. Закрепить навыки лепки шара; объединение их в общую композицию; учить работать сообща, коллективно.

У медведя во бору (грибы)

Расширять и уточнять знания о грибах. Закреплять приемы скатывания, деления шара на две половинки. Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для раскрашивания грибов.

Ноябрь

Осенний натюрморт

Учить составлять объемные композиции (натюрморты) из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать композиционные умения-размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию.

Снеговик

Закрепить навыки лепки шара; объединение их в общую композицию.

Умение создавать выразительные цветовые образы.

Декабрь

Новогодняя игрушка

Учить моделировать игрушки из частей. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей.

Продолжать развивать творческое воображение и фантазию.

Гроздья рябины

Закреплять умение лепить предметы круглой формы, выкладывать гроздь рябины.

Заяц

Самостоятельный выбор способа лепки животного. Познакомить с использованием фольги в тестопластике (для устранения деформации во время сушки).

Январь

Елочка

Продолжать учить детей лепить предмет из частей разной величины. Показать приемы украшения вылепленной елочки разными материалами (семена подсолнуха).

Закреплять навыки рисования гуашевыми красками, учить применять цвет как средство передачи настроения.

Птичка

Учить лепить птичек; используя приемы оттягивания, сплющивания, передавая пропорции, характерные особенности.

Продолжать учить действовать кистью, развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Валентинка

Познакомить детей с праздником Святого Валентина. Учить понимать смысл пословицы «Не дорог подарок- дорога любовь». Развивать мелкую моторику рук, фантазию. Совершенствовать технику рисования.

Февраль

Медаль для папы

Воспитание уважения к военным профессиям.  Развитие мелкой моторики рук. Учиться использовать инструменты для работы с тестом.

Закрепить имеющиеся навыки рисования гуашевыми красками.

Цветы- сердечки

Показать варианты изображения цветов с элементами – сердечками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

Способствовать приобретению навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности.

Март

Уточка с утятами

Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей, закрепить умение выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части (хвост утенка).

Мышка-норушка

Развивать навыки работы с соленым тестом; закреплять умение преобразовывать шар в диск, оттягивать части и придавать им нужную форму (нос мышки).

Пасхальное яйцо

Знакомство с традициями русского народа. Развитие мелкой моторики рук. Умение использовать инструменты для работы с тестом.

Апрель

Ракета

Познакомить с праздником День космонавтики. Учить детей задумывать несложный сюжет по данной теме. Закреплять эстетическое восприятие.

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для раскрашивания готовой поделки.

Аквариумные рыбки

Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, развивать творческие способности.

Продолжать смешивать на палитре различные цвета.

Жуки на цветочной клумбе

Учить лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы. Синхронизировать работу обеих рук.

Учить передавать образ жука. Поощрять стремление сделать свою поделку красивой, содержательной, выразительной.

     

Май

Развлечение «Прощальный бал во дворце короля Соленое тесто»

Создание праздничного настроения. Вызывать желание участвовать в конкурсах, викторинах, играх.

Оформление выставки работ.

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок из соленого теста.

Перспективно- тематический план

2 (второй год обучения).

Старшая группа- 72 часа в год – 2 раза в неделю.

Тема

Количество часов

Часы

Теория

Практика

  1. Вот так тесто!

1

0, 5

0, 5

  1. Декоративные ягоды.

2

0, 5

0, 5

1

  1. Цветы

2

0, 5

0, 5

1

  1. Овощи с грядки

2

0, 5

0, 5

1

  1. Осенние листья на тропинке

2

0, 5

0, 5

1

  1. Дерево

2

0, 5

0, 5

1

  1. Композиция осень

1

0, 5

0, 5

  1. Калачи из печи

2

0, 5

0, 5

1

  1. Самовар

2

0, 5

0, 5

1

  1. Слепи что-нибудь необычное

1

0, 5

0, 5

  1. Пингвин на льдине

2

0, 5

0, 5

1

  1. Снежинка

1

0, 5

0, 5

  1. Красивый подсвечник

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Рождественские игрушки

2

0, 5

0, 5

1

  1. Девочка в шубке

2

0, 5

0, 5

1

  1. Кукла

2

0, 5

0, 5

1

  1. Сова

2

0, 5

0, 5

1

  1. Овечка и пастух

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Волшебные превращения

2

0, 5

0, 5

1

  1. Композиция зима

1

0, 5

0, 5

  1. Веселое сердечко

2

0, 5

0, 5

1

  1. Кружка для папы

2

0, 5

0, 5

1

  1. Ежик

2

0, 5

0, 5

1

  1. Мышка на сыре

2

0, 5

0, 5

1

  1. Ожившая фигурка

1

0, 5

0, 5

  1. Шкатулка для мамы

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Тюльпан

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Птичка

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Черепаха

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Композиция весна

1

0, 5

0,5

  1. Космос

2

0, 5

0, 5

1

  1. Цветущее дерево

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Пасхальный сувенир

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Пчелка

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Гости из будущего

1

0, 5

0, 5

1

  1.  Бабочка

2

0, 5

0, 5

1

  1. Листок с божьей коровкой

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Ромашка

2

0, 5

0, 5

1

  1. Хлебные изделия

2

0, 5

0, 5

1

  1.  Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение

1

  1. 5

0, 5

  1.  Организация выставки

1

  1. 5

0, 5

Итого

72

20

52

Результативность

Средняя группа 2012-2013 г.

Начало года: высокий уровень- 0%, средний уровень-40%,

низкий уровень- 60%.

Конец года: высокий уровень- 20%, средний уровень- 50%,

 низкий уровень- 30%.

Старшая группа 2013-2014 г.

Начало года: высокий уровень- 20%, средний уровень-50%,

низкий уровень- 30%.

Конец года: высокий уровень- 30%, средний уровень- 70%,

 низкий уровень- 0%.

Выводы:

  • У детей стойкий интерес к тестопластике.
  • Овладели разными способами и приемами лепки из соленого теста.
  • Дети стали более самостоятельными в использовании методов и приемов.
  • Дети создают свой замысел и его реализуют.

Я считаю, работа по данной программе даёт положительные результаты в развитии творческих способностей детей, и имеет перспективы на будущее.

Литература

  1. Григорьева, Г.Г.   Развитие    дошкольника    в    изобразительной деятельности [Текст]/ Г.Г. Григорьева.- М., 2000.-260 с.
  2. Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]/ Е.В. Данкевич.- СПб: Кристалл, 2001.- 64 с.
  3. Кискальт Изольда Соленое тесто [Текст]/ Кискальт Изольда. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  4. Методические рекомендации  к «Программе воспитания  и обучения в      детском саду»/Под ред. В.В.Гербовой , Т.С.Комаровой , 2005-344 с.
  5. От рождения до школы .Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н .Е. Вераксы , Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-Синтез, 2010.-304 с.
  6.  Роенко, Д.Т. Лепка из солёного теста [Текст] / Д.Т. Роенко. М.: Просвещение, 1999. – 65 с.
  7. Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и лепке [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.. – М., 1979.- 264 с.
  8. Силаева, А.Н. Солёное тесто: Украшения, сувениры, поделки [Текст] / А.Н. Силавева.- М.: Изд-во Эскимо, 2005. – 288 с.
  9. Материалы интернета.

www.maam.ru

www.nsportal.ru

www.50ds.ru