Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.
статья на тему

Таланова Елена Викторовна

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог

Таланова Е.В.

Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей  и приобщение к здоровому образу жизни.

          Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей.

Задача педагогов - полноценно подготовить ребёнка к

самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо.

           Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребёнка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и адекватному самоотношению.

           Очевидно, что  психологическая  безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка,  сохранения  и укрепления его психологического  здоровья.  Психологическое  здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ Я.

         Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования забота о психологической безопасности и здоровье становится обязательным целевым ориентиром в работе

каждого образовательного учреждения, в том числе и нашего,  показателем достижения ими современного качества образования.

        Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества и индивида.  Это означает, что современное учреждение образования должно всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где детей учат и воспитывают, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых детей.

         Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.

            Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и

психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, и в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Можно выделить три основных этапа (которые проходит ребёнок

за время своего пребывания в детском саду), влияющих на его

 психологическое  здоровье, и упущение которых нами, взрослыми,

ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка:

  • адаптация ребёнка к дошкольному образовательному учреждению,
  •   эмоционально-личностное развитие (как основа понимания   внутреннего мира маленького человека, его психического состояния, и возможные перспективы коррекции и развития);
  • подготовка к школе и профилактика школьной  дезадаптации.

Поэтому в детском саду мы внедряем целенаправленную

систему работы по  сохранению  и укреплению  физического и психологического здоровья   дошкольников  с момента поступления ребёнка в МАДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс.

      Основная цель психологической службы и ДОУ в целом  — это помощь  воспитанникам в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности

      Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни,  развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств, развитие свободного общения с  взрослыми и детьми, расширение кругозора детей, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирования основ экологического сознания – в реализации нами этих целей и задач  соблюдается принцип возрастной адресности: одно и то же содержание по теме используется для работы  в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением и соответствующие возрастным особенностям детей.

Основные методы коррекционных воздействий педагога-психолога в работе с детьми с целью сохранения психологического здоровья и при необходимости проведения коррекционных мероприятий:

  • игровая терапия (подвижные,  игры с водой, сюжетно-ролевые);
  • сказкотерапия (проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с   ребенком);
  • психогимнастика;
  • куклотерапия (с проигрыванием истории, сюжет которой является травмирующим для ребенка);
  • арттерапия (работа с красками, глиной, пастелью, тестом, музыкой);
  • релаксационные упражнения;
  • игры для развития психомоторики.

 Оказывается индивидуальная педагогическая помощь родителям, используются различные  средства обучения родителей основам грамотного воспитания и различные средства информации родителей (ИКТ технологии, сайт МАДОУ)в результате повышается педагогическая грамотность родителей, и изменяется их отношение к собственным детям, формированию   здорового образа жизни и работе всего дошкольного учреждения.

    Проводилась работа  по подбору, разработке и апробации различных форм взаимодействия  с семьей. Выделили две группы задач: психолого-педагогическое просвещение - консультации, родительские собрания, круглые столы в которых использовались информационно-коммуникационные технологии. В детском саду работает Родительская школа. Цель-просвещение родителей, осуществление преемственности детского сада и семьи. Вторая- научить родителей организации мероприятий по формированию здорового образа жизни внутри семьи. Приобщение всех членов семьи к этому процессу. Забота и о сохранении психологического здоровья детей. Проводятся совместные мастер-классы, народные и спортивные праздники.

В результате всех проводимых мероприятий в МАДОУ дети 6-7 лет обладают такими качествами в соответствии с портретом выпускника как:

Здоровый – обладающий хорошим здоровьем.

Физически развитый – у ребенка сформированы основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).

Коммуникативный – умеющий свободно общатся со взрослыми и сверстниками, способный выражать свои намерения и чувства с помощью лингвистических и паралингвистических средств.

Сообразительный - способный решать интеллектуальные и личностные проблемы (задачи), адекватные возрасту.

Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному.

Ориентированный на сотрудничество – способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми.

Жизнерадостный – не унывающий, во всем видит для себя что-то хорошее и радостное.

Инициативный – не ждет, когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то занятие или организуют с ним игру; проявляющий самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности.

Активный – принимающий живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Самостоятельный – способный без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находящий  способы и средства реализации собственного замысла.

Волевой (адекватно возрасту)- способный к волевой, произвольной регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат данному слову, обещанию, общепринятым нормам.

    Таким образом, сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию  воспитанников за счет дополнения современных  методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства, обеспечение психологической безопасности соответствует новым требованиями к системе образования и тесно связано с такими категориями как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие.