Фототерапия в практике работы ДОУ.
методическая разработка по теме

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

Детский сад - это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. Мы находимся в постоянном поиске новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы ДОУ, а также для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. Опыт работы, с использованием метода фототерапии убедительно доказал значимость такого поиска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fototerapiya_v_praktike_raboty_v_dou_e-koleno_ds_no1.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ "Елань-Коленовский детский сад

общеразвивающего вида № 1"

Новохоперского района Воронежской области

Фототерапия в практике работы ДОУ.

с. Елань-Колено

2014 год

        Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества.

        Детский сад - это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. В связи с этим, вектор психолого-педагогического сопровождения в ДОУ должен быть направлен на постоянный поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы ДОУ, а также на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.

        В настоящее время, педагоги-психологи, в целях развития и гармонизации личности, все чаще обращаются к методу фототерапии, связанному с применением фотографии для оказания психологической помощи детям и взрослым, находящимся в нелегкой жизненной ситуации. Планируя работу в ДОУ по методу фототерапии необходимо знать и учитывать функции фотографии. 

Функции фотографии (по А.Копытину).

Фокусирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, имевших место ранее, — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Данная функция связана с проявлением ранее скрытых свойств личности, ее потребностей и тенденций. Взрослые и дети могут открыться самим себе и окружающим с новой стороны. Фотография может способствовать раскрытию и укреплению внутренних ресурсов, быть стимулом к дальнейшему развитию.

Коммуникативная функция фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле — быть средством восприятия, переработки и передачи информации.

Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего зрения, тактильной чувствительности.

Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокусирующей и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления, отражающиеся во внешнем облике и поступках. Появляется возможность понять, в какой степени мимика и поза, прическа, одежда, интерьер помещения, друзья в кадре связаны с чувством и потребностями в изменении своего “Я”.

Отражение динамики внешних и внутренних изменений. Данная функция проявляется в том случае, когда имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни и увидеть, насколько различаются внешность, поведение и окружающая среда в разные моменты жизни.

Организующая функция. Фотосъемка немыслима без способности осуществлять свой выбор и определенным образом “встраивать” объект восприятия в систему личных значений, соотносить со своими потребностями и опытом.

Смыслообразующая функция заключается в способности фотографии помочь увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей. Фотография позволяет “остановить мгновение” и сфокусироваться на нем, что в обыденной жизни многим недоступно.

Экспрессивно-катарсическая функция реализуется как через восприятие готовых снимков, так и через их создание. Повторное, иногда более глубокое переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, особенно если это происходит в присутствии понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному “очищению” и освобождению от тягостных переживаний. Если при создании снимков человек находится в кадре, эта функция осуществляется в фотографии за счет выражения чувств посредством позы, мимики, костюма или его атрибутов.

Цель фототерапии и фотографирования – расширять самопознание человека, способствовать индивидуальному развитию, помогать ориентироваться в жизни.

Задачи фототерапии в ДОУ – проработка прошлого опыта, стабилизация эмоционального состояния, коррекция детско-родительских отношений.

Оборудование, необходимое для реализации метода фототерапии в ДОУ: интерактивная доска, планшеты в необходимом количестве, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук.

Работа педагога-психолога в ДОУ с использованием метода фототерапии.

        Опыт работы в данном направлении убедительно доказал, что метод фототерапии в работе педагога-психолога ДОУ, универсален в применении: ее можно использовать как отдельный метод (работая только с фотографиями), а можно сочетать с другими психотерапевтическими направлениями (сказкотерапией, изотерапией, семейной психотерапией и др.). Методы фототерапии подходят для индивидуальных и групповых занятий большинства возрастных групп.

Сравнительный анализ по итогам года (октябрь 2013 года – октябрь 2014 года) показал высокий результат по всем показателям и направлениям, где был применен метод фототерапии.

Использование фотографии в организации взаимодействия с воспитанниками ДОУ.

        Фотографию с успехом можно применять в решении проблем с адаптацией в детском саду. Сравнительное исследование, осенью 2014 года, показало, что организацией фото-уголков "Моя мама", "Моя семья", удалось снизить тревожность  детей и существенно сократить время адаптации к условиям детского сада. А проведение игровых занятий "Познакомьтесь - это моя семья", где представляются фотографии из семейного фотоальбома каждого воспитанника группы, повышают самооценку ребенка и служат улучшению психологического климата в группе.

Использование фотографии в организации взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ. 

Фотография в работе с семьями воспитанников имеет огромное психологическое воздействие – создание фотоколлажей на тему ("Мы отдыхаем", "Наши увлечения" и др.), работа с личными фотографиями - это эффективная  проработка прошлого опыта и поиск решений существующих проблем.

Использование фотографии в организации взаимодействия с педагогами ДОУ. 

        Фотография в работе с педагогами, в первую очередь, направлена на эмоциональную разгрузку и, в сочетании с музыкотерапией, стабилизацию эмоционального состояния воспитателей. В практике работы существует система еженедельных психологических разгрузок с использованием презентаций ряда фотографий и музыкальным сопровождением ("Природа", "Чувства и эмоции", "Дети", "Семья", и др.). Фототерапия как элемент психологического тренинга для педагогов, предполагает использование готовых снимков из семейного альбома и создание фотоснимков на заданную тему, в том числе портретов и автопортретов.

        Обобщая приведенную выше информацию можно сказать, что метод фототерапии обладает мощных психотерапевтическим потенциалом, поэтому требует специального образования в этой области, для оказания профессиональной психологической помощи методом фототерапии необходимо получить дополнительное повышение квалификации, а практика работы в этом направлении откроет новые возможности применения данного метода педагогами ДОУ.

Список литературы:

  1. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.

  1. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.

  1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.

  1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.

  1. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.

  1. Копытин А.И. Техники фототерапии. СПб.: Речь, 2010.

  1. Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике/ Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006.

  1. Копытин А., Платтс ДЖ. Руководство по фототерапии. М. “Когито-Центр”, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...

Проектная деятельность в практике работы инструктора по физической культуре (теория и практика)

Проектная деятельность для применения на занятиях по физкультуре...

Музыкальная игра в практике работы воспитателя и музыкального руководителя: общее и частное в практике работы

Игра – основной способ обучения и воспитания дошкольников. Игра – это планета, на которой обитает ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста. Его способ познания мира, любимое зан...

Фототерапия как метод работы с детьми с РАС в условиях ДОУ.

В современном мире фотография набирает все большую популярность в массах и становится неотъемлемой частью повседневной жизни. Но помимо наглядности, фотография имеет и целительное, психотерапевтическо...

Опыт работы по теме: "Фототерапия в коррекционной работе"

Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения проблем звукопроизно...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...

Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ

проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...