Конкурс "Профессионал2015"
статья по теме
Материал на конкурс "Профессионал2015" в номинации "Педагогический дебют"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая философия
«Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой знаем, что он чувствует, к чему способен, чего он хочет».
И. Г. Песталоцци
С самого детства я воспитывалась в педагогической атмосфере. Моя мама - учитель начальных классов, поэтому мы с сестренкой постоянно учили и воспитывали зайчиков, медвежат и кукол. После окончания школы я без раздумий поступила в педагогический университет и окончила его с дипломом специального психолога и учителя-логопеда. Потом я поступила на работу в детский сад на должность воспитателя. Помню свой первый день на работе, я очень боялась и переживала, как меня примут в детском коллективе. Но мои страхи были напрасны: дети окружили меня и начали хвалиться своими платьями, игрушками, рисунками. После череды проверок и испытаний моего терпения и строгости детки стали доверять мне.
Знания психологии помогли мне понять, как общаться с малышами. К каждому нужен свой подход. Каждому нужно внимание. Каждому нужно понимание. Ведь не обязательно решать каждую проблему ребенка, иногда достаточно бывает просто его выслушать, приободрить, обнять, и тогда проблема исчезнет сама собой.
Ребята с нетерпением ждут занятий, ведь я стараюсь заинтересовать их, научить их чему-то новому. После занятий и во второй половине дня даю им игры на развитие логики, внимания, памяти, мышления. Все детки разные. Кто-то сам может организовать игру и привлечь в нее других детей, а кто-то может бесцельно слоняться по группе. Тогда я очень тихо, спокойно стараюсь занять ребенка игрой. Если же и это не помогает, тогда начинаю приводить в порядок игрушки на столе и прошу оказать мне помощь. Обычно дети не отказываются и подключаются к наведению порядка в группе.
В игре дети познают мир, учатся взаимодействовать друг с другом. В игре ребята могут узнать и научиться даже большему, чем на занятиях. Однажды мои девочки затеяли игру в воспитателей. Они учили других детей правильно держать карандаш, правильно сидеть за столом, разучивали песенки к утреннику. Самое главное, чтобы для таких игр был правильный образец поведения. Воспитатель проводит с детьми большую часть дня. Само собой детки привыкают к манерам воспитателя, к его поведению, словам, отношению к непослушным детям. Мои главные судьи - мои воспитанники. Ведь именно они копируют мое поведение, мои реакции на то или иное событие. Я стараюсь, чтобы мои ребята не видели и не слышали, как я беседую с баловниками. Отвожу непослушного ребенка в сторонку и спокойным тоном объясняю ему его ошибки в поведении и рассказываю, что можно сделать, а что нельзя. Но не всегда дети понимают спокойный тон, тогда приходится изменять интонацию, но тоже так, чтобы никто не слышал нашего разговора.
Я думаю, моя педагогическая философия заключается в том, что начинающему воспитателю необходимо иметь огромный запас терпения и спокойствия, ведь если мы будем нервничать, срываться, кричать на детей, постоянно ругать их при всем детском коллективе за невыполнение того, что хочется нам, взрослым, - не будет доверия со стороны детей. Они все равно сделают, так как хочется им, как они считают правильным, найдут более легкие пути решения проблемы. Итак - терпение, спокойствие, понимание от воспитателя и как результат - доверие воспитанников.
В центре внимания этой философии стоит личность ребёнка и создание условий, в которых воспитанники смогут оптимально развивать свои природные возможности, где объединённые свободой, в атмосфере любви и уважения дети смогут обрести здоровое отношение к жизни, к своему взрослению и развитию. То есть полноценное развитие личности за счёт удовлетворения потребности в самореализации, самовыражении - раскрытии самоценности ребёнка.
Принципами построения такой философии должны быть:
1. Принцип профессионализма. «Все, что мы делаем, - делаем профессионально!». Этот принцип предполагает систематическую работу над собой, самосовершенствование и самореализацию, повышение профессионального потенциала.
2. Принцип единого психолого-педагогического пространства. «Нас должно беспокоить не то, что мы даем слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка». Организация содержания деятельности ребенка по принципу блоков позволяет объединить детей и педагогов общим интересом, совместным творческим поиском. «Склеивание» разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможность творческого осмысления и наиболее полного отражения темы.
3. Принцип «Думай сам!». (Это полная противоположность принципу «Повтори, делай, как я», господствующему в директивной педагогике). Этот принцип делает акцент на развитие у детей познавательного интереса, любознательности и включает в себя интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные (волевые) и творческие процессы, то есть охватывает личность дошкольника в целом.
4. Принцип помогающего общения. Процесс гуманизации дошкольного воспитания предполагает личностно-ориентированный подход к ребенку, который осуществляется через создание помогающих отношений. Со стороны взрослого такой тип отношений характеризуется искренностью чувств, принятием и высокой оценкой ребенка, способностью видеть и его мир, и его самого его же «глазами». В результате ребенок начнет понимать себя и свои особенности, приобретет уверенность в себе, станет человеком с выраженной индивидуальностью, способным реализовать себя, научиться понимать и принимать других людей, успешно справляться с жизненными проблемами.
5. Принцип организации развивающей предметной среды. Дети очень восприимчивы к ней. При своей внешней пассивности среда активно воздействует на детей: она должна способствовать развитию активности, творческих задатков и духовно-нравственного и эстетического отношения к действительности.
6. Принцип сотрудничества с семьёй. Для полноценного развития и воспитания детей необходимо согласование усилий детского сада и семьи. Этот принцип должен реализовываться в двух направлениях: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения, группы; и повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Реализация данных принципов поможет стимулированию развития самоценности дошкольного детства:
- свободы и самостоятельности воспитанника в выборе видов деятельности и развивающих материалов, исходя из личных потребностей, интересов, склонностей, желаний;
- раннего начала развития природных возможностей воспитанников, с опорой на сензитивные периоды развития тех или иных видов деятельности;
- следованию уникальной логике развития ребёнка, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка и его личный тип развития.
В соответствии с данными факторами каждый воспитанник будет иметь свой собственный, присущий только ему уровень развития.
В.А.Сухомлинский сказал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». Для того, чтобы мои дети не были «засушенными цветами» стараюсь сделать их жизнь в детском саду полноценной и интересной. Я учу их добру, познанию мира, создаю творческую атмосферу, помогаю им воплотить свои замыслы, учу приемам достижения поставленных целей. Но не толь я учу своих воспитанников, но сама многому учусь у них.
За прожитый совместно с моими детьми год выработались следующие позиции:
- Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыта любящим детям.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
3. Иногда мне хочется убежища, уединения. Поэтому я дам убежище детям.
4. Я люблю, когда меня принимают такой, какова я на самом деле. Поэтому я буду сопереживать ребенку, ценить его, принимать его.
5. Я – человек и делаю ошибки. Поэтому я буду терпелива к человеческой сущности и ошибкам ребенка.
6. Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я поддержу ребенка в его усилиях.
7. Я научилась почти всему, что я знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
8. Я чувствую страх, когда я беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Ведь мне становится так приятно, когда мои детки обнимают меня и говорят «Вы меня поругали за баловство, но я вас все равно так люблю!», «Любимая Марина Сергеевна»!!!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
В организационную комиссию
муниципального конкурса
«Профессионал - 2015».
Воспитателя МБОУ «ЦО № 1»
Гераськина Марина Сергеевна
Заявление.
Прошу разрешить мне принять участие в муниципальном конкурсе «Профессионал-2015», в номинации «Педагогический дебют».
01.12.2014
Гераськина М.С
Предварительный просмотр:
Анкета участника конкурса «Профессионал – 2015»
1.Общие сведения
Гераськина Марина Сергеевна
2.Работа
Воспитатель МБОУ «ЦО № 1» г.Тулы
Педагогический стаж – 1 год
3. Образование
Образование высшее профессиональное, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, специальность: специальный психолог и учитель-логопед , закончила в 2013 году.
4.Общественная деятельность
5.Контакты
Контактный телефон: 8-920-764-89-10
Рабочая электронная почта: school_72@bk.ru
Личная электронная почта: uthfcmrbyf@gmail.com
Адрес личного сайта: http://nsportal.ru/geraskina-marinna-sergeevna
Адрес сайта «ЦО № 1»: http://co1tula.ru
Предварительный просмотр:
Описание системы работы воспитателя Гераськиной Марины Сергеевны по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным краем как средство духовно-нравственного развития».
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).
Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у детей любви к родине, преданности своему отечеству.
Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.
В работе по ознакомлению детей с родным краем я опиралась на различные аспекты патриотического воспитания, выделенные К.Д. Ушинским, А.Н. Радищевым, В.А. Сухомлинским, Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой и др. Также я использовала работу Алешиной Н.В. « Патриотическое воспитание дошкольников».
Моя цель- познакомить детей с достопримечательностями и отличительными особенностями Тульской области, научить детей любить Родину, беречь культурное наследие.
Знакомство с народными промыслами Тульской области, с достопримечательностями происходит на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию целостной картины мира. Также знания детей подкрепляются организованными экскурсиями в музеи г. Тулы.
Чаще всего в работе по ознакомлению с родным краем я использую следующие приемы:
- беседа
- рассказ
- объяснение
- показ иллюстраций, презентаций, фильмов
- описательный
- игровой.
Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения, вопросы, индивидуальные задания.
Работа по ознакомлению детей с родным краем велась по следующим темам:
- Мой родной город (месторасположение города, его экономическое и социальное значение. История возникновения. Национальности людей, населяющих город).
- Улицы Тулы (“Малая родина” – мой дом, двор, улицы города по маршруту от дома до детского сада. История возникновения первых улиц, главных магистралей).
- Тульская гармонь, тульское ружье, тульский пряник (история создания, особенности изготовления, применение).
- Наше наследие (Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Фольклор, ремёсла, обряды, традиции, праздники. Архитектура города).
- Исторические памятники (Музей им. В.В. Вересаева. История его создания). Также велась работа с родителями. Были даны рекомендации посетить с детьми Тульский экзотариум, Музей оружия, Музей древностей, Музей «Тульский пряник», Музей «Тульские самовары», Тульский музей изобразительных искусств.
Работа по патриотическому воспитанию старших дошкольников проводится на базе МБОУ «Центр образования № 1»в течении 6 месяцев с июля 2014г. по настоящее время. За это время достигнуты следующие результаты:
- дети имеют представление о родном городе, о особенностях названия улиц, о основных достопримечательностях Тулы и области (гармонь, ружье, самовар, пряник, филимоновская игрушка);
- проявляют интерес к получению новых знаний о городе , достопримечательностях.
Результаты работы позволяют сделать вывод, что применение рассказов, бесед, иллюстраций, фильмов, презентаций оказывает положительное влияние на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма, любви к Родине, к родному городу, стремление к получению новых знаний.
Использованная литература:
- Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
- Вороненко, А.Г. Патриотическое воспитание в России // Педагогические науки. - 2006. - № 5. - С. 12-19.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
4. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.