Объяснительная записка к творческой презентации
материал на тему

Козлова Татьяна Владимировна

Опыт работы по теме: "Бумагопластика - как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyasnitelnaya_zapiska_k_tvor._prezentatsii.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Объяснительная  записка  педагогического опыта  работы   Козловой Татьяны Владимировны,   воспитателя МКДОУ детского сада «Сказка»   к  творческой  презентации.

« Бумагопластика – как средство развития  творческих  способностей  и мелкой моторики рук»

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с  речевой и интеллектуальной  деятельностью ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

 Выбор темы был не случаен: в век информационно-коммуникативных технологий  у будущих школьников прослеживаются проблемы в овладении письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки. На  начальном  этапе  своей деятельности познакомилась с работами  многих  авторов  по  развитию психических процессов детей дошкольного возраста(Л.А.Венгер, Выготский Л.С., Эльконин Д.Б.,Мухина В.С. и др.), а также с изучением опыта работы  ведущих  педагогов  страны по развитию мелкой моторики, развитию творческих способностей. Прочитала   литературу по  изучению «природы»  детского творчества,  разработке принципов и способов создания динамических методик дифференцированной психологии с целью выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М.Теплова, Д.Б.Богоявленской, А.В.Запорожца, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского), тщательно изучила  ФГОС ДО.  Таким образом, я пришла к выводу, что развитие творческих способностей детей – одна из актуальных задач  образования, обусловленная  тем, что традиционное обучение – это в большей степени репродуктивный процесс передачи ребенку того, что  создано человечеством в различных областях науки и культуры. Выделила, что основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, учить  использовать новые возможности, которые представляет жизнь.

 Учитывая актуальность и важность основной цели образования, мною были определены  приоритетные направления работы.

Поэтому следующим    этапом моей деятельности  стало  сотрудничество с педагогом - психологом детского сада  для создания  условий психологической  готовности детей к школе, самореализации каждого  ребенка в творчестве, развитие творческой направленности,  мелкой моторики пальцев рук.

С этой целью в начале учебного года  совместно с психологом детского сада было проведено  обследование детей старшего возраста  с помощью различных диагностических методик и упражнений: субтест «Вырежи круг», «Графический диктант», рисование  «Домик»,  «Нарисуй человека», «Дорожки», игра «Я самый меткий». Данные методики и упражнения  направлены на обследование  уровня развития мелкой моторики руки, внимания, памяти, мышления.  Обследовано 23 ребёнка. Результаты диагностики показали, что у  30 % обследованных детей, мелкая моторика рук развита  на низком   уровне, на среднем уровне –  у 70 %.

Затем мною была проведена  педагогическая  диагностика  в форме игровых упражнений: «Нарисуй животное», «Солнце в комнате», «Дощечки», Складная картинка» по развитию творческих способностей детей: низкий уровень – 17 % детей,  средний уровень – 83%.

    Для достижения результатов данного этапа были поставлены задачи:

      1.Развивающие:

  • развитие творческой направленности, мелкой моторики и укрепление мышц рук;

      -        развитие высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

  1. Образовательные:
  • обучение детей новым способам работы с различными материалами, бумагой разной фактуры, создание сюжетных и декоративных композиций;
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса к бумагопластике;
  • воспитание самостоятельной творческой активности в процессе работы.

Так как наш детский сад реализует образовательную программу, которая включает в себя образовательные области, одной из которых является «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность, конструктивно-модельная деятельность и художественный труд, приобщение к искусству,музыкально-художественная деятельность), поэтому  в работе с детьми в данном направлении  соблюдались следующие основные принципы:

-  Принцип специфичности: объединение продуктивной деятельности и игры.

-  Принцип наглядности: (объяснение) опора на готовый  образец и на словесный образец.

- Принцип интегративности: работа по развитию мелкой моторики рук включается в целостный педагогический процесс.

- Принцип индивидуализации: темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей.

-  Принцип системности: постепенный переход от простых форм работы по развитию мелкой моторики к более сложным.

Моя работа по развитию мелкой моторики  базироваласьна комплексном подходе:  интеграция  образовательных областей (художественно- эстетическое развитие, речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое),  совместная деятельность детей и взрослых, знакомство детей с окружающим и предметным миром, трудом взрослых, приобщение к культурным ценностям, воспитание  эстетического вкуса  и нравственных норм, использование нетрадиционной  техники работы с различными материалами , пальчиковой гимнастики  и игровых упражнений.

Чтобы развитие творческих способностей и  мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использовала  разнообразные методы и приемы (см. презентацию).

Также использовала в своей работе весь комплекс мер, все средства обучения: художественную литературу, рассматривание картин,  альбомов, скульптуры малых форм, произведения декоративно - прикладного искусства, дидактические игры и игрушки и т.д.(см.презентацию),  что обеспечивало возможность самореализации ребенка, который из всех предложенных ему  видов деятельности, выбирал ту, которая отвечает его склонностям и интересам, развивает личность.

        Для того, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными,  использовала разнообразные формы работы с детьми:

  • Пальчиковая гимнастика - показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
  • Различные виды игр;
  • Продуктивная деятельность;
  • Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.);
  • Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений - геометрических фигур, букв, цифр, узоров);
  • Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т. д);
  • Шнуровка на различных предметах;
  • Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
  • Завязывание и развязывание бантов, узлов;
  • Застегивание пуговиц, молний, крючков;
  • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
  • Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки;
  • Лепка из соленого теста;
  • Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.);
  • Изготовление бус из разноцветных скрепок;
  • Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.);
  • Графические упражнения - игры: "Дорожка", "По точкам", "Узоры крестиком" и др;
  • Физические упражнения, основанные на хватательных движениях.

Участвуя в совместной деятельности, наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что  развитие мелкой моторики рук  и развитие творческих способностей – процесс взаимодополняющий.

Среди  всего разнообразия  средств развития  детского творчестваи мелкой моторики рук  я  выделила бумагопластику, т.к. бумагопластика – процесс творческий и увлекательный.

Прежде, чем дети начали выражать свои творческие способности с помощью бумагопластики,  я познакомила их с историей возникновения  бумаги, ее видами, особенностями,  фактурой, свойствами и качествами, способами ее применения, обработки, трансформации с учетом поставленных  композиционных задач.  Был составлен перспективный план непосредственно образовательной деятельности по работе с бумагопластикой. Из множества техник работы с бумагой использовала мятую бумагу, обрывную аппликацию, оригами, киригами, квиллинг. Любая работа с бумагой (складывание, вырезание, скручивание, плетение, скатывание) не только увлекательна,  но и познавательна, полезна  для развития мелкой моторики рук.  А мелкая моторика тесно взаимосвязана с развитием таких психических  процессов, как мышление и речь. Поэтому я считаю, что бумага,  как материал для детского творчества, несравнима  ни с чем.

Каждому ребенку бумага дает возможности проявить индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Восхитительная  белоснежная  или разноцветная бумажная пластика, волшебная игра света и тени, бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования заставляют удивляться и искать новые пути решения художественных образов и сюжетов.        

 На занятиях   все задания по сложности соответствовали   возрасту, индивидуальным возможностям и способностям  детей, что гарантировало успех  каждого ребенка. В  процессе работы я поняла, что образные представления у детей  значительно опережают  их практические  умения., поэтому по ходу продуктивной деятельности  мы выполняли с детьми упражнения, задания на развитие творческой направленности, обогащение словарного запаса. Обязательным компонентом  на  таких занятиях  были комплексы пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики  пальцев  рук. Так как многие поделки из бумаги многофункциональны, мы использовали их для игр, создавали композиции, украшения интерьера групповой комнаты, дарили друзьям и родным, сотрудникам детского сада.

         Особое внимание уделяла атмосфере доверия,  поддерживала идеи и деятельность каждого ребенка, поощряла их первые шаги в творчестве.  Помогала  детям рассматривать допущенные ошибки как возможность для нового, неожиданного взгляда на что- то привычное. Старалась поддерживать доброжелательную, творческую обстановку, содействовала развитию инициативы, фантазии и творчества в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности.

Затем  была проведена промежуточная диагностика. Ее результаты показали, что наблюдается  улучшение уровня развития мелкой моторики (правильно держали карандаш, кисть, самостоятельно застёгивали пуговицы и т.д.). Из 23 обследованных детей, у 10 %детей – высокий уровень развития, у 70 % - средний уровень, у 20 % - низкий уровень. Параллельно проведена диагностика развития творческих способностей: высокий уровень – 14 % детей, средний уровень – 52 %, низкий уровень – 34 %.

Для достижения наиболее высоких результатов работы в данном направлении и  реализации поставленных задач    на  следующем этапе   моей деятельности   я старалась выстраивать  партнерские отношения с родителями, вовлекать их в образовательный  процесс.

Приглашая родителей на родительские собрания («Как развивать мелкую моторику в домашних условиях?», «Развитие творческих способностей детей  посредством бумагопластики», «Подготовка детей к обучению в школе», консультации  («Игры для развития мелкой моторики рук», «Виды техник по бумагопластике» и т.д.), мы вместе с ребятами делали из бумаги пригласительные билеты, украшали их. Активность родителей, принимавших участие  на таких мероприятиях, значительно увеличилась.

Организуя   практические  семинары  для родителей (практикумы) -   показывала  различные  техники и способы работы с бумагой.

На информационных стендах, папках-передвижках  размещала материал для родителей о том,  что  бумагопластика  развивает у детей  не только творческие  способности, но и  способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, активизирует мыслительные процессы, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Она стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания,   совершенствует трудовые умения и навыки ребенка, формирует культуру труда.

Родители принимали активное участие в выставках совместного творчества («Снеговичок», «Мастерская Деда Мороза», «Умелые руки – не знают скуки», «Макет моей улицы» и т.д), используя приемы работы с бумагопластикой.

Во время проведения таких мероприятий, как «Книжкина неделя», «Неделя театра», «День добра» родители совместно с детьми, используя приемы бумажной пластики,  изготавливали  детские книжки, подарки, сказочные  персонажи для  настольного театра и атрибуты для игровой деятельности.

        Большую помощь оказывали родители в обогащении предметно - развивающей среды (уголок психологической разгрузки, сенсорная стена (для развития мелкой моторики рук), уголок для творчества, оформляли фотовыставки и т.д.)

         С результатами  работы  по развитию творческих способностей   детей и развитию моторики    средствами бумагопластики   знакомила родителей  на открытых мероприятиях.

 К концу второго года работы над данной проблемой, результат диагностики был заметный.  Среди  обследованных   детей, у 43 % детей – высокий уровень развития, у 47 % - средний уровень, у 10 % - низкий уровень развития мелкой моторики рук.

Результаты диагностики развития творческих способностей детей показали, что у 43 % обследованных детей – высокий уровень развития, у 47 % - средний уровень, у 10 %  - низкий уровень.

О результатах проведенной работы говорит  тот факт, что мои воспитанники  становятся участниками, победителями и дипломантами  на муниципальных, областных и всероссийских конкурсах детского творчества («Подарок ветерану, «Волшебница – вода», «За чудесами в зимний лес»,  «Снеговичок», «Весенняя капель», «Любимые книги Н. Носова»  и др.)

Т.О.   можно сделала вывод, что мои воспитанники  успешно   осваивают технику бумажной пластики в игровой форме, совместной деятельности с педагогом,  а также  в самостоятельной творческой деятельности. Моя позиция, как педагога, менялась по мере развития интереса детей  и овладения навыками работы с бумагой. Я решила соединить игру, труд и обучение в единый процесс,  что обеспечило  решение познавательных, практических и игровых задач.

... Как  много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую  интересную  жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни помогает бумагопластика.

Для совершенствования опыта работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

1.      Создание совместного проекта с родителями «Бумажная страна».

2.     Продолжать работу, используя новые методики и формы работы совместно с психологом детского сада: сказкотерапия, игротерапия.

3.        Продолжать совершенствовать творческие способности детей, используя в работе новые техники бумажной пластики: гофротрубочки, айрис.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация опыта работы

"Влияние дидактической игры на развитие детей дошкольного возраста"...

Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»

Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Пояснительная записка к компьютерной презентации «Методический семинар»

Использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться. Леонардо да Винчи...

Аналитическая записка ТИКО-конструирование. Презентация ТИКО

Аналитическая записка ТИКО-конструирование. Презентация ТИКО...