Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».
материал на тему

Никулищина Мария Евгеньевна

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».

Проводит педагог-психолог ГБОУ СОШ №629 ДО №2 Никулищина М.Е.

 

Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, таких как педагогическая рефлексия, позитивные установки по отношению к детям, эмпатия.


Задачи тренинга:
1. Выработать и закрепить позитивное отношение к ребенку;
2. Развитие коммуникативных и игровых средств общения с ребенком;
3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников;
4. Формирование способов эффективной саморегуляции.
 

Оборудование:

В тренинге используются игры разной направленности: дидактические, подвижные, пальчиковые, развивающие (память, речь внимание), отвлекающие. Для их проведения понадобятся:

- стулья по количеству участников;

- непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты)для игры «Подарки»;

- непрозрачный мешок с различными предметами для игры «Что это»;

- цветные шарики для игры «Самый быстрый»

- карточки со словами для игры «Слова из слова»;

- различные небольшие предметы по количеству участников для игры «В какой руке»;

- мяч;

- плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.).

 

Вводная беседа.

Сегодняшнее наше тренинговое занятие посвящено детству. Ведь детство – это важнейший период человеческой жизни. Воспоминания о детстве сопровождают человека и остаются главными в течение всего жизненного пути. А воспитатель почти наравне с родителями ведет ребенка за руку в детские годы.  И от того, какими чувствами и эмоциями вы наполните его дни, что вы вложите в его сердце и разум - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет.

Поэтому, прежде всего, детям должно быть комфортно в детском саду, чтобы они с радостью переступали порог детского сада и знали, что их там любят и ждут, чтобы здесь им было интересно. Игра – это одно из средств, с помощью которого это можно достичь.

Сегодня мы с вами постараемся почувствовать себя детьми, вспомним, как приятно и здорово играть в различные игры.  Мы постараемся сохранить и принести это ощущение в свои группы, своим детям.

 

Тренинг.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет правила.

 

1. Обращаться друг к другу по имени.

2. Принимать себя и других такими, какие они есть.

3. Быть искренним.

4. Избегать оценок друг друга.

5. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

6. Активное участие в происходящем.

7. Уважение говорящего.

 

Разминка

1.Игра «Имя + прилагательное». Цель: снятие эмоционального напряжения и настрой на дальнейшую работу.

Психолог: Предлагаю подобрать по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис». Затем каждый по очереди назовет свое имя с прилагательным и здоровается со всеми своим оригинальным образом.

 

2. Упражнение «Подарки»

Упражнение способствует формированию эмоционально-позитивной атмосферы и налаживанию контактов  между членами группы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая, можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий   выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок»  про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

 

3. Упражнение «Встреча».

 Заключительная часть разминки связана с формированием у участников внутреннего состояния, необходимого для выполнения основной части занятия. Так как основная часть занятия направлена на развитие эмоционально-положительного отношения к детям, то для активизации у членов группы детских воспоминаний, развития эмоционального восприятия, формирования «комплекса детскости» (способности взрослого человека представить себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира), предлагается упражнение «Встреча».

Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а руководитель группы встает перед ними. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь в доме, в котором вы жили, когда были маленькими, вы в своей детской комнате, вспомните детали: кровать, полки, стол. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда ходили в садик. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.
После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

Когда участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, в группе возникла дружелюбная атмосфера, разминка заканчивается. Психолог приступает к основному этапу – собственно педагогическому тренингу.

 

А теперь давайте немного поиграем.

Практическая часть.

1. Игра «Что это».

Каждый участник опускает руку в непрозрачный мешок и на ощупь отгадывает, что это за предмет. Если участников мало, ведущий может повторить эту игру несколько раз.

2. Игра «Я по улице хожу, угадай, на что гляжу».

Каждый участник мысленно выбирает один предмет со словами, «Я по улице хожу, угадай, на что гляжу», который находится в помещение и описывает его словесно. Остальные участники должны угадать, какой это предмет.

3. Игра «Самый быстрый»  или «Бешеный веник»

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий дает каждой команде по одному обручу и венику, после чего разбрасывает цветные шарики. Участники за отведенное время пытаются замести в свой обруч как можно больше шариков. Выигрывает та команда, которая соберет больше шаров.

4. Игра «Составь слова из слова».

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий раздает каждой команде карточку со словом (одинаковое слово для всех команд). Побеждает та команда, которая составит за определенное время больше слов.

5. Игра «Чего не стало». Ведущий расставляет на столе некоторое количество различных предметов (примерно 10-15). Участники пытаются запомнить эти предметы, после чего отворачиваются, а ведущий перемешивает предметы и убирает один из них. Участники отгадывают, какого предмета не стало. Игра повторяется несколько раз.

6. Игра «Какого пальчика не стало».

 Участники разбиваются на пары. Каждый играющий соединяет ладони вместе, раздвинув пальцы в стороны. Один палец опускается внутрь между ладонями, а остальные складываются в замочек. Каждый из пары играющих должен угадать какой палец спрятан у его соседа.

7. Игра «В какой руке».

Участники разбиваются на пары. Первый из пары участник прячет у себя в кулаке за спиной небольшой предмет, второй должен отгадай, в какой руке предмет спрятан.

8. Игра «Съедобное - не съедобное»

Участники садятся полукругом. Ведущий бросает мяч каждому участнику и называет какой-либо предмет. Если предмет съедобный – участник должен поймать мяч, если не съедобный – откинуть его.

9. Игра «Обведи руку»

Участникам раздаются плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.). И предлагается аккуратно обвести на листе свою ладонь. После чего участники должны вырезать и украсить эту ладонь по своему вкусу. Эту ладонь они оставляют себе на память о тренинге.

 

Заключение. Далее следует заключительный этап - позитивное окончание и обсуждение занятия. Во время этого этапа обсуждается, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Какие чувства сейчас преобладают у участников, какие выводы они могут сделать.


На этом педагогический тренинг по теме: развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое» заканчивается.

 

Психолог желает воспитателям успехов в работе и приятного общения с детьми.

 


image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тренинг для психологов ДОУ 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».

Проводит педагог-психолог ГБОУ СОШ №629 ДО №2 Никулищина М.Е.

Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, таких как педагогическая рефлексия, позитивные установки по отношению к детям, эмпатия.


Задачи тренинга:
1. Выработать и закрепить позитивное отношение к ребенку;
2. Развитие коммуникативных и игровых средств общения с ребенком;
3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников;
4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

Оборудование:

В тренинге используются игры разной направленности: дидактические, подвижные, пальчиковые, развивающие (память, речь внимание), отвлекающие. Для их проведения понадобятся:

- стулья по количеству участников;

- непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты)для игры «Подарки»;

- непрозрачный мешок с различными предметами для игры «Что это»;

- цветные шарики для игры «Самый быстрый»

- карточки со словами для игры «Слова из слова»;

- различные небольшие предметы по количеству участников для игры «В какой руке»;

- мяч;

- плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.).

Вводная беседа.

Сегодняшнее наше тренинговое занятие посвящено детству. Ведь детство – это важнейший период человеческой жизни. Воспоминания о детстве сопровождают человека и остаются главными в течение всего жизненного пути. А воспитатель почти наравне с родителями ведет ребенка за руку в детские годы.  И от того, какими чувствами и эмоциями вы наполните его дни, что вы вложите в его сердце и разум - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет.

Поэтому, прежде всего, детям должно быть комфортно в детском саду, чтобы они с радостью переступали порог детского сада и знали, что их там любят и ждут, чтобы здесь им было интересно. Игра – это одно из средств, с помощью которого это можно достичь.

Сегодня мы с вами постараемся почувствовать себя детьми, вспомним, как приятно и здорово играть в различные игры.  Мы постараемся сохранить и принести это ощущение в свои группы, своим детям.

Тренинг.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет правила.

1. Обращаться друг к другу по имени.

2. Принимать себя и других такими, какие они есть.

3. Быть искренним.

4. Избегать оценок друг друга.

5. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

6. Активное участие в происходящем.

7. Уважение говорящего.

Разминка

1.Игра «Имя + прилагательное». Цель: снятие эмоционального напряжения и настрой на дальнейшую работу.

Психолог: Предлагаю подобрать по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис». Затем каждый по очереди назовет свое имя с прилагательным и здоровается со всеми своим оригинальным образом.

2. Упражнение «Подарки»

Упражнение способствует формированию эмоционально-позитивной атмосферы и налаживанию контактов  между членами группы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая, можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий   выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок»  про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

3. Упражнение «Встреча».

 Заключительная часть разминки связана с формированием у участников внутреннего состояния, необходимого для выполнения основной части занятия. Так как основная часть занятия направлена на развитие эмоционально-положительного отношения к детям, то для активизации у членов группы детских воспоминаний, развития эмоционального восприятия, формирования «комплекса детскости» (способности взрослого человека представить себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира), предлагается упражнение «Встреча».

Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а руководитель группы встает перед ними. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь в доме, в котором вы жили, когда были маленькими, вы в своей детской комнате, вспомните детали: кровать, полки, стол. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда ходили в садик. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.
После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

Когда участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, в группе возникла дружелюбная атмосфера, разминка заканчивается. Психолог приступает к основному этапу – собственно педагогическому тренингу.

А теперь давайте немного поиграем.

Практическая часть.

1. Игра «Что это».

Каждый участник опускает руку в непрозрачный мешок и на ощупь отгадывает, что это за предмет. Если участников мало, ведущий может повторить эту игру несколько раз.

2. Игра «Я по улице хожу, угадай, на что гляжу».

Каждый участник мысленно выбирает один предмет со словами, «Я по улице хожу, угадай, на что гляжу», который находится в помещение и описывает его словесно. Остальные участники должны угадать, какой это предмет.

3. Игра «Самый быстрый»  или «Бешеный веник»

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий дает каждой команде по одному обручу и венику, после чего разбрасывает цветные шарики. Участники за отведенное время пытаются замести в свой обруч как можно больше шариков. Выигрывает та команда, которая соберет больше шаров.

4. Игра «Составь слова из слова». 

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий раздает каждой команде карточку со словом (одинаковое слово для всех команд). Побеждает та команда, которая составит за определенное время больше слов.

5. Игра «Чего не стало». Ведущий расставляет на столе некоторое количество различных предметов (примерно 10-15). Участники пытаются запомнить эти предметы, после чего отворачиваются, а ведущий перемешивает предметы и убирает один из них. Участники отгадывают, какого предмета не стало. Игра повторяется несколько раз.

6. Игра «Какого пальчика не стало».

 Участники разбиваются на пары. Каждый играющий соединяет ладони вместе, раздвинув пальцы в стороны. Один палец опускается внутрь между ладонями, а остальные складываются в замочек. Каждый из пары играющих должен угадать какой палец спрятан у его соседа.

7. Игра «В какой руке». 

Участники разбиваются на пары. Первый из пары участник прячет у себя в кулаке за спиной небольшой предмет, второй должен отгадай, в какой руке предмет спрятан.

8. Игра «Съедобное - не съедобное» 

Участники садятся полукругом. Ведущий бросает мяч каждому участнику и называет какой-либо предмет. Если предмет съедобный – участник должен поймать мяч, если не съедобный – откинуть его.

9. Игра «Обведи руку»

Участникам раздаются плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.). И предлагается аккуратно обвести на листе свою ладонь. После чего участники должны вырезать и украсить эту ладонь по своему вкусу. Эту ладонь они оставляют себе на память о тренинге.

Заключение. Далее следует заключительный этап - позитивное окончание и обсуждение занятия. Во время этого этапа обсуждается, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Какие чувства сейчас преобладают у участников, какие выводы они могут сделать.


На этом педагогический тренинг по теме: развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое» заканчивается.

Психолог желает воспитателям успехов в работе и приятного общения с детьми.