Программа дополнительного образования по художественному труду «Умелые ручки»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Ярцева Ольга Анатольевна

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю.

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством художественного труда.

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля:

·        дети научатся приемам  работы кистью,  мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;

·        дети научатся различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры;

·        у детей разовьется мелкая моторика рук;

·        сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту;

·        разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;

·        сформируется художественный вкус и чувство гармонии;

·        сформируются навыки самостоятельности.

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruchki.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение «Детский сад  №11 «Колосок» г.Валдай»

                                           

Программа

дополнительного образования

по художественному труду

«Умелые ручки»

Срок реализации программы – 1 год.

Возраст детей 3 – 4 года.

Составил:

воспитатель МАДОУ № 11 «Колосок»

Ярцева Ольга Анатольевна

г. Валдай 2015 год

Пояснительная записка.


          Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает воображение, творческие способности.

Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук.

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством художественного труда.

Задачи. 
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук. 
2. Развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление,  зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей. 
3. Формировать навыки учебной деятельности: 

  • умение действовать по словесным инструкциям; 
  • умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; 
  • контроль за собственными действиями. 

4.Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. 
5. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду. 

          Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий не более 15 минут. В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой.

     Методы и приемы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
  • наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
  • практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).

Способы работы:

1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4. Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

5. Наклеивание природного материала на плоскостное изображение.

6. Скрепление различных деталей.

7. Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков, раковин.

8. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

9. Лепка предметов из теста.

10. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

Материал для работы:

Разные виды бумаги, картон, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы, клей, спички, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, клеёнки, детские фартуки.

Учебно – тематический план.

№ п/п

Блок

Количество занятий

1.

Вводное занятие

1

2.

Тестопластика

6

3.

Пластилинография

24

4.

Обработка природных материалов

11

5.

Нетрадиционная техника рисования

12

6.

Объёмная аппликация

15

7.

Итоговое занятие (презентация)

1

Календарно - тематическое планирование.

Тема

Блок

Цель

Кол – во занятий

сентябрь

1.

Вводное занятие

Сформировать интерес к выполнению творческих работ различными материалами и способами.

Формировать культуру труда, повторить правила безопасности работы с инструментами (стека, ножницы).

1

2.

Радуга – дуга

Пластилинография

Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, но разной длины.

1

3.

Солнышко лучистое

Нетрадиционная техника рисования

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - пальцеграфией, т.е. ладошками или пальцами.

1

4.

Весёлые мухоморы

Нетрадиционная техника рисования

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальцами - пальцеграфией.

1

5.

Рябиновая кисть

Нетрадиционная техника рисования

обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

1

6.

Угощайся, зайка! 

Пластилинография

Обыгрывание и дополнение рисунка – изображение угощения для персонажа (морковка для зайчика).

1

7.

Ёжик

Нетрадиционная техника рисования

Упражнять в технике рисования ладошкой и пальчиками, аккуратно наносить краску, пользоваться салфеткой.

1

8.

Румяное яблочко

Пластилинография

Учить создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета.

1

октябрь

1.

Осенняя фантазия

Нетрадиционная техника рисования

Познакомить детей с приёмом рисования по мокрой бумаге методом кляксографии.

1

2.

Шарики для клоуна

Пластилинография

Учить аккуратно заполнять  контур тонким слоем пластилина.

1

3.

Овечка

Объёмная аппликация

Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги.

1

4.

Созрели яблочки в саду

Пластилинография

учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики и расплющивать их.

1

5.

Лошадка

Нетрадиционная техника рисования

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью

1

6.

Консервируем помидорки и огурчики

Пластилинография

Познакомить с приёмами лепки: скатыванию шариков и колбасок и расплющиванию, учить передавать форму известных предметов.

1

7.

Золотая рыбка

Коллективная работа

Пластилинография

Учить выполнять аппликацию из пластилиновых лепёшек и колбасок.

1

8.

Золотые листочки

Нетрадиционная техника рисования

Учить делать оттиск осеннего листа покрывая краской весь лист соответствующими цветами.

1

ноябрь

1.

Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки

Пластилинография

Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по размеру.

1

2.

Пирамидка

Аппликация

Учить детей изображать предмет, состоящий из нескольких частей, располагать части в порядке уменьшения.

1

3.

Вкусные витамины

Пластилинография

Учить использовать в работе дополнительные детали для передачи характерных признаков предметов.

1

4.

Воздушные шары

Пластилинография

Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямым движением ладоней.

1

5-6.

Подарок для мамочки. Пион

Объёмная аппликация

Учить делать из полосок петельки и аккуратно наклеивать их на форму. Учить собирать из отдельных заготовок поделку.

2

7.

Знакомство с солёным тестом. Печенье для куклы

Тестопластика

Познакомить детей с солёным тестом, как материалом для лепки, продолжать учить различным приёмам лепки

1

8.

Колобок

Тестопластика

Учить лепить предметы округлой формы, раскатывая тесто между ладонями.

1

декабрь

1.

Рябина для снегирей

Пластилинография

Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении.

1

2-3.

Хвост крючком, нос пятачком

Поделки из природных материалов

Учить наносить краску на каждую чешуйку шишки, дополнять поделку характерными деталями.

2

4.

Снеговик

Объёмная аппликация

Учить выполнять аппликацию из кусочков ваты, заполняя всё пространство.

1

5.

Дед Мороз

Коллективная работа

Пластилинография

Учить выполнять мозаику из пластилиновых шариков.

1

6-7.

Разноцветные шары

Тестопластика

Закрепить умение отщипывать большие и маленькие кусочки теста, раскатывать круговыми движениями, наносить различные оттенки краски.

2

8.

Маленькой ёлочке холодно зимой

Нетрадиционная техника рисования

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью, рисование пальчиками.

1

январь

1.

Светофор

Пластилинография

Упражнять в технике рисования пластилином, повторить правила дорожного движения.

1

2.

Волшебные рисунки

Нетрадиционная техника рисования

Познакомить с техникой рисования свечой, учить аккуратно закрашивать лист краской.

1

3.

Уточка на озере

Тестопластика

Закрепить умение лепить предметы округлой формы, дополнять работу мелкими деталями, создавать композицию.

1

4-5.

Здравствуй, солнышко!

Объёмная аппликация

Учить окрашивать ватные диски методом примакивания, наклеивать их цепочкой.

2

6.

Цветик – семицветик

Коллективная работа

Пластилинография

Закрепить навыки работы с пластилином. Учить выполнять аппликацию из шариков.

1

февраль

1-2.

Кашалотик - кашалот

Пластилинография

Учить передавать форму и характерные детали животного с помощью пластилинографии.

2

3.

Свитер для моих друзей

Нетрадиционная техника рисования

Познакомить с техникой рисования на мятой мокрой бумаге.

1

4-5.

Плывёт по морю лодочка

Обработка природных материалов

Учить действовать по словесной инструкции, дополнять поделку мелкими деталями.

2

6.

Цыпленок

Объёмная аппликация

Учить выполнять поделку из комков бумаги.

1

7.

Весёлые осьминожки

Нетрадиционная техника рисования

Активизировать технические навыки работы с гуашью, используя нетрадиционные приемы в рисовании.

1

8.

Улитка, улитка, выпусти рога

Пластилинография

Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски в спираль.

1

март

1.

Платье для мамочки

Аппликация

Учить раскладывать детали аппликации, создавая композицию, наклеивать их.

1

2.

Букет для бабушки

Нетрадиционная техника рисования

Учить рисовать цветы методом отпечатков.

1

3.

Дерево

Обработка природных материалов

Учить закреплять детали при помощи пластилина, создавая макет дерева

1

4.

Мимоза

Объёмная аппликация

Учить выполнять композицию из бумажных шариков.

1

5.

Подсолнух

Обработка природных материалов

Учить закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина

1

6.

Божьи коровки

Обработка природных материалов

Учить раскрашивать скорлупу ореха, передавая характерные признаки насекомого.

1

7.

Самолёт летит

Пластилинография

Закрепить умение делить брусок пластилина на две равные части и раскатывать его.

1

8.

Первоцветы

Объёмная аппликация

Учить делать петельки из полосок бумаги, составлять из них цветок подснежника.

1

апрель

1.

Звёздное небо

Пластилинография

Научить делить готовую форму на части при помощи стеки и скатывать из них маленькие шарики.

1

2.

Высоко летит ракета

Объёмная аппликация

Учить составлять предмет, состоящий из нескольких частей. Красиво располагать заготовки на листе бумаги.

1

3.

Клубочки для котёнка

Пластилинография

Учить раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней, сворачивать колбаски в спираль.

1

4.

Пасхальное яичко

Обработка природных материалов

Познакомить детей с поделками из яичной скорлупы, продолжать учить пользоваться  кистью и клеем.

1

5-6.

Чудесная птица - павлин

Обработка природных материалов

Учить аккуратно наносить краску на шишку, отрабатывать умения детей работать с пластилином.

2

7.

Черепашки

Обработка природных материалов

Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовку.

1

8.

Овечка на полянке

Пластилинография

Познакомить с новым приёмом работы с пластилином.

1

май

1.

Букет для ветеранов

Объёмная аппликация

Учить способу изготовления гвоздики из салфеток. Отработать умение делать короткие прямые надрезы ножницами. Учить вырезать фигуру с закруглённым краем.

1

2.

Открытка к 9 мая

Пластилинография

Отработать умение скатывать ровные пластилиновые шарики и заполнять ими контур рисунка, раскрашивать, не выходя за линии.

1

3.

Салют Победы

Пластилинография

Закреплять умение скатывать шарики одинакового размера, размазывать их в определённом направлении. Развивать воображение и цветовосприятие.

1

4.

Аквариум

Коллективная работа

Объёмная аппликация

Учить делать из бумажных тарелок рыбок, раскрашивая их разными цветами.

1

5.

Отпечаток ладошки

Тестопластика

Учить раскатывать тесто в тонкую лепёшку, оставлять отпечаток ладони.

1

6.

Покормим цыплёнка

Обработка природных материалов

Научить делать поделки из крупы и ватных дисков.

1

7.

Лягушонок

Объёмная аппликация

Учить аккуратно наносить краску на всю поверхность одноразовой тарелки. Приклеивать мелкие детали: язык, глазки.

1

8.

Итоговое занятие (презентация)

Подвести итоги работы за год. Провести презентацию работ.

1

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля:

  • дети научатся приемам  работы кистью,  мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом;
  • дети научатся различать цвета спектра  и их оттенки, основные геометрические фигуры;
  • у детей разовьется мелкая моторика рук;
  • сформируется способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  замечать и творить Красоту;
  • разовьется творчество и фантазия, наблюдательность,  воображение,       ассоциативное мышление и любознательность;
  • сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
  • сформируются навыки самостоятельности.

Формы подведения итогов:

  • выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);
  • художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба);
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • составление альбома лучших работ;
  • творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

Литература, используемая при составлении программы:

  1. Базик И.Я., Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала», М., 1984г.
  2. Гибсон Р., Тайлер Д. «Весёлые игры», М., 1994г.
  3. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», М., 2008 г.
  4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Цветочные мотивы», М., 2011г.
  5. Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей», М., 2008г.
  6. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование», М., 2005г.
  7. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М., 2005г.
  8. Конощук С.И. «Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей», М., 2011г.
  9. Пищикова И.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике», М., 2007г.
  10.  Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких», С.-П., 2008г.
  11.  Тихомирова О.Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина», М., 2011г.
  12.  Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004 г.
  13.  Цвитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ»,  М., 2011г.
  14.  Яковлева Т. Н. «Пластилиновая живопись. Методическое пособие», М., 2010г.
  15.  Ресурсы Интернета