Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет
рабочая программа (младшая группа) по теме

Мельникова Елена Николаевна

1. Задания на выполнения предметных действий.

1.1. Раскладывания однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различи величины, формы, цвета, материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

1.2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в ответствие доски такого же цвета.

Цель обучения - выработка у детей умений соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и деревянные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.

 

2.  Элементарные продуктивные действия.

2.1. Выкладывание мозайки разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словестными заданиями.

Цель обучения - фиксировать внимание детей на том, что величина, форма, цвет могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозайка разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозайки разной величины, формы и цвета. Используется мозайка двух величин, пяти форм, восьми цветов.

2.2. Рисование красками.

Цель обучения - закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

В ходе обучения детей выполнение задания используются названия величин, форм, цветов, но от детей не требуется их повторение и активное воспроизведение.

Примерные занятия для детей 2-3 лет (один год обучения).

1. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы.

Цель - фиксировать внимание детей на величине предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия величины. Учить детей понимать слова такой, не такой, большой, маленький.

Материал - деревянные круги, квадраты, прямоугольники, овалы и треугольники больших и маленьких размеров. Каждому ребенку на занятии одновременно необходимы 5 больших и 5 маленьких предметов одной разновидности: одинаковой формы, фактуры и цвета.

Ход занятия – воспитатель показывает детям 5 больших и 5 маленьких кругов и поясняет, что у него много разных кружков. Показываем детям вначале большие, а затем маленькие круги, он поясняет, что предметы разной величины: такие (большие) и такие (маленькие). Перемешав круги, объясняет, что их надо положить таким образом, чтобы в одной стороне были большие, а в другой - маленькие предметы.

Воспитатель приглашает к своему столу кого-либо из детей, предлагает взять по 1 предмету разной величины и положить на соответствующее место. Каждый раскладывает по 1 паре предметов разной величины в соответствии с образцом (группой предметов такой же величины). Взрослый раздает индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. При этом разные дети получают для группировки предметы разной формы: одни сортируют по величине круги, другие - квадраты, третьи - овалы, четвертые - треугольники, пятые - прямоугольники. Каждый одновременно оперирует с 5 предметами одной и 5 предметами другой величины одинаковой формы.

Выполнив задания на группировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировке других фигур. На одном занятии малыш может сгруппировать 2-3 разновидности больших  маленьких предметов.

В ходе занятий педагог оказывает индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения. Легкость сенсорных задач для детей данного возраста относительна. Это объясняется разныи уровнем подготовленности ребят, пришедших из дома, незакончившейся адаптацией к новым условиям, отсутствие навыковорганизационного поведения на занятиях.

В занятии принимают участие 8-10 детей. Занятие проводятся 1 раз и длится 10-12 минут.

2. Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы.

Цель. Фиксировать внимание на форме предметов, формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять форсы по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал. Деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры. Каждому ребенку для занятия необходимо 5 предметов одной и 5 предметов другой формы.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям перемешанные приизвольно 5 кругов и 5 квадратов. Обращается внимание на тот факт, что предметы разной формы. Затем объясняют детям, что все их надо рассортировать, отложив предметы одной формы в другую сторону, а другой формы - в другую. Воспитатель показывает детям кружок и говорит: "Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда". При показе квадрата следует пояснение: "А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону".  Приглашая к своему столу по очереди всех малышей, воспитатель предоставляет им возможность положить в соответствии с образцом по 2 предмета разной формы.

Затем раздает всем индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Различным детям раздается для группировки разный материал. Сначала детям предлагают предметы резко различной формы. Одни получает круги и квадраты, другие оперируют с квадратами и овалами, третьим предлагают овалы и треугольники. Тот, кто выполнит задание, делает его повторно, но уже с другими предметами более близкой формы: кругами - овалами, квадратами - прямоугольниками и т.п.

На данном занятии дети могут рассортировать предметы разнообразной формы 2-3 раза.

Занятие длится 10-12 минут, проводится с детьми 1 раз.

3. Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях. (Соотнести по величине.)

4. Размещение вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях. (Соотнести по форме.)

5. Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету.)

6. Размещение грибков 2 цветков в отверстиях столиков соответствующего цвета. (Соотнести по цвету.)

7. Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнести по величине и форме.)

8. Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнести по форме.)

9. Размещение грибком со сменой цветовых сочетаний при выборе 2 цветов из 4. (Соотнести по цвету.)

10 Рисование красками на темы "Огоньки ночью", "Листочки деревьев". (Изображения с помощью цвета свойств предметов.)

11. Рисование красками на тему "Апельсин". (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

12. Выкладывание цветной мозаики на темы "Курочка с цыплятами", "Домики и флажки". (Обозначение с помощью цвета свойств предметов.)

13. Выкладывание из цветной мозайки на темы "Елочки и грибочки", "Гуси с гусятами". (Обозначение с помощью цвета признаков предметов.)

14. Рисование красками на тему "Одуванчик и жук на лугу". (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

15. Рисование красками по замыслу детей. (Изображение с помощью цвета свойств и признаков предметов.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет

Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет...

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста

В статье рассказывается о роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста. Ранний возраст ( 2-4г ) - это благоприятное время для сенсорного развития детей, так как в эт...

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

Игры и упражнения для сенсорного развития детей раннего возраста

Игры включенны в эту картотеку помогут ребенку получить целосное представление  о предмете (величине, фолрме, цвете). Их можно использовать как в свободное время так и на занятиях....

Использование кинезиологических упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной  деятельности детей раннего возраста....

Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»

Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...