Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания современного дошкольника
материал на тему

 

 

В статье представлены формы взаимодействия ДОУ с семьей. К ним относятся:

Информационно-аналитические

Наглядно-информационные

Познавательные

Досуговые

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы

взаимодействия ДОУ и семьи

в процессе воспитания

современного дошкольника

      Выполнила:

                                                       Воспитатель МБДОУ «Детский сад№436»

                                       Лукьянова Наталия Николаевна

г. Нижний Новгород

2013

                    «Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи

 в процессе воспитания современного дошкольника»

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.

В последние годы практически в каждом нормативно- правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого- педагогического просвещения родителей.  Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно , если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг  друга.

Изменения в сфере образования:

-Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»-необходимо организовать деятельность образовательных учреждений в соответствии с данным законом и новыми подзаконными актами («родитель- первый педагог»).

-Обновляется содержание и технологии дошкольного образования, обеспечивающих развитие базисных компетентностей ребенка дошкольного возраста, идет подготовка дошкольных учреждений к внедрению ФГОС.

В новом законе «Об образовании» говорится:

Семья и дошкольные учреждения- два важных института социализации детей.

Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Во время работы с родителями необходимо руководствоваться следующими принципами:

-Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.

-Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

-Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

-Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

-Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

-С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.

-Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

-Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Формы взаимодействия ДОУ с семьей

Информационно-аналитические

Наглядно-информационные

Познавательные

Досуговые

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать, повышение родительской культуры.

Информационно-аналитические формы

* анкетирование,

* опрос,

* “почтовый ящик”.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

 Пример информационно-аналитических форм

-Различные анкеты. («Ваши отношения с детьми», «Какой Вы родитель?», «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Особенности эмоционального развития Вашего ребенка», «Родитель-ребенок-детский сад»).

-Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями  и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

В нашей группе был сделан почтовый ящик «Ваши вопросы-наши ответы»

Наглядно- информационные формы.

* выпуск газет,

* паспорт здоровья,

* открытые занятия для родителей,

* мини-библиотека,

* информационные стенды,

* дни открытых дверей;

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Примеры наглядно-информационных форм

1. Информационные стенды

Требования к оформлению информации:

-актуальность;

-эстетичность;

-постоянная обновляемость (не реже 1 раза в месяц);

-сезонность;

-краткость;

-доступность;

-информация должна носить рекомендательный характер.

2.Различные папки –передвижки («Азбука дорожного движения», «Речевое развитие современного ребенка», «Готовность ребенка к школе»).

3.Библиотека-передвижка  (Например, мы подобрали произведения художественной литературы, направленные на воспитание эмоционально-волевых качеств, чувств, эмоций:В. Осеева «Три сына», «Волшебное слово»; Л. Толстой «рассказы о детях»; А. Пантелеев «Честное слово»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»).

Родители могут взять домой книгу, прочитать вместе с родителями, обсудить.

4.«Игротека» (игры на эмоциональное развитие, на развитие памяти, внимания, логики, мелкой моторики и т. д.)

5. Выставки семейных альбомов. «Наш отдых», «Самый счастливый день», «Наша дружная семья».

6.Фотомонтажи: («Кем я хочу стать», «Супер- папа»);

7.Фотовыставки, стенгазеты: «Мама, мамочка, мамуля», «Лето-праздник солнца и света»).

Познавательные формы.

* практикумы,

* нетрадиционные родительские собрания,

* устные журналы,

* экскурсии.

Познавательные формы работы с родителями– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

 Родительские собрания нетрадиционной формы.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы .

• «Педагогическая лаборатория» - рекомендуется проводить в начале или в конце года. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

• «Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».

• «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевают какие-либо трудности. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»

• «Семинар – практикум». На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты.

• «Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы . Родителям даются рекомендации по особенностям развития таких детей.

• «Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка, например, убирать за собой игрушки, умываться. Родители дают практические советы. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

• «Ток–шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.

В своей группе мы практикуем:

 «Душевный разговор» (с мамой ребенка- левшой);  

 «Мастер-класс»

Тема: «Как сохранить психоэмоциональное здоровье детей старшего дошкольного возраста»

Содержание:

 -обсуждение вопросов:

«Влияние родительских установок на развитие детей»

 «Цвет внутреннего мира вашего ребенка»

         Аутотренинг, саморелаксация.

Досуговые формы

* праздники,

* совместные досуги,

* участие родителей в конкурсах, выставках.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

         Примеры досуговых форм

-Спортивный досуг «Мама, папа, я-спортивная семья»

-«Крещенский вечерок».

 Выводы.

  1. «Родители-ребенок»:

-родители видят отличия мира детей от мира взрослых, преодолевают авторитарное отношение к ребенку, как равному себе;

-понимают, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

-открывают сильные и слабые стороны ребенка и учитывают их в решении задач воспитания;

-проявляют искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и всегда готовы к эмоциональной поддержке;

-осознают, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка.

2. «Родители-ДОУ»:

-родители- не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий;

-папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей;

-большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников;

-изменяется позиция «Родитель-партнер ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО «СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ «МЫ ВМЕСТЕ»

На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях существует проблема взаимодействия всех участников образовательного процесса.  ФГОС дошкольного образования предъявляют особые требов...

Консультация для воспитателей «Проектирование оптимальных форм взаимодействия ДОУ и семьи в процессе реализации ООПДО»

Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то дол...

Мастер-класс «Нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников».

Цель: систематизация представлений у педагогов о нетрадиционных формах взаимодействия ДОО с семьями воспитанников....

"Эффективные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими дисфункции речевого развития"

В век современных технологий взрослые уделяют мало внимания своим детям в плане общения. Тем  самым снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи. Угроза  языковой катастрофы...

Использование традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее ...

Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Доклад к выступлению на педагогическом совете ДОУ.

В материале  обощен многолетний педагогический  опыт взаимодействия   с  родителями  воспитанников (традиционные и нетрадиционные формы)....

Педагогический совет в нетрадиционной форме «Взаимодействие ДОУ с семьей»

Цель педсовета,  повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....